Телефон |
Задать вопрос можно по телефону: |
Поделиться этой страницей:
|
|
Насилие и христианин
Иллюстрация: солдаты всех соперничающих армий расстреливают Иисуса Мессию.
"Дезертир" (1916), автор Б.Робинсон
Насилие и христианин
Христос и святые о ненасилии
Содержание: Предисловие
Каноны (правила) церкви
Заключение
Предисловие
Начинаем разговор о том, может христианин служить в армии или нет.
Среди христиан есть два разных подхода к этому вопросу.
Сторонники первого подхода (1) считает возможной войну "справедливую" (оборонительную), сторонники второго (2)отрицают войну в принципе (мы не рассматриваем адептов войны захватнической, либо полного уничтожения, геноцида какой-либо нации. Это сатанисты и они находятся за рамками как этих рассуждений, так и христианства вообще).
Сравнивая же между собой (1) и (2), мы видим (1) занимают такую позицию: слова Христа на эту тему (*см. ниже) надо игнорировать (а более прислушиваться или позднейшим деятелям церкви или руководствоваться практиками Ветхого Завета). Эти люди говорят, что война справедливая, оборонительная (или война в защиту веры, церкви, «святынь» или «добродетелей») – допустима или более оправдана. При этом не принимается во внимание тот факт, что вряд ли какая-нибудь армия или какая-нибудь страна признавалась, что она ведёт войну неправую, несправедливую, захватническую. агрессивную или вероломную. Нет, все и всегда пытаются представить себя обороняющейся жертвой.
(2) считают, что не оправдана никакая война и вот на что они опираются:
Учение Сына Божия, Иисуса совершенно ясно и понятно. Невозможно чёрным по белому читать то, что говорит Господь Иисус на страницах Евангелия и перетолковывать это в противоположном смысле (если только нет такого специального желания – перетолковать это наоборот. Но такое желание и намерение может возникать от чрезвычайной развращённости, как если бы мы, прочтя запрет смотреть на чужую жену, перетолковали бы его равно наоборот - в том смысле, что «это же всё равно невозможно, а значит, Христос имел ввиду не это»). Но в Евангелии есть не только сцена в Гефсиманском саду с запретом использовать оружие и не только слова о подставлении второй щеки ударившему тебя. Там ведь ещё и множество слов про «не противься злому», про «любите врагов», про «не мстите», то есть не отвечайте злом на зло итд итп. Учение Христа в этой его части ясно и непротиворечиво.
И первые христиане вполне следовали этому учению. Об этом подробно см. ниже.
Но потом государству понадобилось "приручить" Церковь и имперские власти стали церковь развращать. В чём и преуспели.
Для чего это делалось?
Количество христиан росло, в какой-то момент их стало больше половины подданных империи. Что было бы, продолжай они придерживаться учения Иисусова о непротивлении злу и любви к врагам? Они перестали бы защищать земное государство и выполнять приказы императора, который желает вести войны с другими народами.
А христиане точно знали, что «их Отечество на Небесах» (Послание апостола Павла к филиппийцам, глава 3: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа») и они «не имеют здесь пребывающего града, но грядущего взыскуют» (Послание к евреям 13:14)
А христианский известный текст этой эпохи «Послание к Диогнету» говорит:
«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями.
Они не населяют где-либо особенных городов,
не употребляют какого-либо необыкновенного наречья,
и ведут жизнь ни чём не отличную от других.
Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей ищущих новизны,
они не привержены к какому либо учению человеческому как другие,
Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось,
и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем,
они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни.
Живут они в своем отечестве, но как приезжие;
имеют участие во всем, как граждане, и всё терпят как чужестранцы.
Для них всякая чужая страна есть отечество,
и всякое отечество — чужбина.
Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. <…>
Они во плоти, но живут не по плоти (См. 2 Кор. 10, 3; Рим. 8, 12).
Находятся на земле, но суть граждане небесные (см. Фил. 3, 18-20).
Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы.
Они любят всех и всеми бывают преследуемы.
Их не знают, но осуждают,
убивают их, но они животворятся;
они бедны, но многих обогащают.
Всего лишены, и во всем изобилуют (см. 2 Кор. 6, 9-10).
Бесчестят их, но они тем прославляются (1 Кор. 4, 10);
клевещут на них, и они оказываются праведны;
злословят, и они благословляют (1 Кор. 4, 12);
их оскорбляют, а они воздают почтением;
они делают добро, но их наказывают, как злодеев;
будучи наказываемы, радуются (2 Кор. 6, 10), как будто им давали жизнь.
Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников,
и эллины преследуют их,
но враги их не могут сказать, за что их ненавидят.
Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане.
Душа распространена по всем частям тела, и христиане по всем городам мира.
Душа, хотя обитает в теле, но не телесна,
и христиане живут в мире, но не суть от мира»[ii]
И становится понятно, что милитаризм в церкви возник из приспособления христианской практики (учение неизменно, оно в словах Христа) к нуждам государства. Но ведь государство (Христос называет это «Кесарь») ИНОЙ природы, нежели Церковь. И князь мира СЕГО – сатана. О Царстве Божием см. ниже.
При этом, хотя государству удалось добиться от руководителей церкви лояльности се6е и своей политике, церковь в своём учении, правилах (канонах) и в учении святых всё-таки продолжала упрямо держаться за евангельский идеал. И мы рассмотрим в этой статье, как на протяжении всей своей истории христианская церковь продолжала в делах и словах святых людей воплощать учение Христа. Да и канонов (правил) никто не отменял. Их нагло нарушают, но отменить, аннулировать не дерзают. Как эти правила отлучали на 3 года от Причастия солдат за сам факт службы в армии, так и отлучают. Как требовали снятия сана со служителей за участие в войне и даже за неумышленное убийство, так и требуют. Видимо, Божий промысел всё-таки ведает этим и контролирует… И, несмотря на злые дела людей и их лукавство, истина продолжает быть зафиксированной и возвещается во все времена. Не только в неизменном евангельском тексте, но и в каждом поколении, когда являются истинно-верующие.
**
Часто христиане на утверждение, что вера в Христа и служение в армии несовместимы возражают так (цитатой из Писания):
"Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем."
Лука, 3:14
Обращают при этом внимание на то, что он не сказал: дезертируйте.
Ответим, что это говорит Иоанн Креститель, а не Учитель Христос Иисус. Да, Креститель – пророк, но пророки говорили много разного, особенно в Ветхом Завете. (А Креститель остаётся ещё в Ветхом Завете. Именно с этим связаны его сомнения в том, кто такой Иисус – Мессия или нет? Этот эпизод описан в Евангелии)
Христос же Иисус говорит вот что:
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Мф 5
1) Насчёт «принудит идти» имеет непосредственное отношение к нашему разговору. Нас, кажется, в обычной жизни никто не принуждает никуда с ним идти. Дело здесь в том, что существовал в Римской империи закон о том, что каждый воин имел право любого жителя оккупированных территорий заставить нести его поклажу, но только на определённом расстоянии (1 поприще). Если бы Христос пришёл во время Второй Мировой войны, то предписывал бы нам оказывать такое содействие немецко-фашистским захватчикам. А на всех нынешних войнах оужием - нынешним захватчикам. (Возмутительно, правда?) Нести их рюкзак и прочее не 1 километр, а 2 км. (Да и всё отношение Христа к оккупантам, скажу так, Родины Его учеников было таковым, что он ни словом не поощрил их к изгнанию римлян). А честные патриоты (вроде наших партизан) были! Они назывались зелоты.
2) Основным моментом, показывающим отношение Иисуса к самообороне, или обороне того, что нам дорого, является сцена с выхватыванием меча ап. Петром в Гефсиманском саду.
Что она значит?
Напомню, что Божественный Учитель призывает возлюбить Его Самого больше, чем мать, отца, жену, детей, братьев, сестёр и больше всего остального. И, если уже своих близких люди склонны защищать, тем более, конечно, они должны стремиться защитить Того, Кого надо поставить превыше всех. Но именно на этом, высшем уровне нам говорится «Вложи меч твой в ножны»…
3) Но почему же Господь Иисус призывает нас «не противиться злому»?
Дело в том, что насилие всегда порождает насилие («всякий, взявший меч, от меча и погибнет»), и конца этому порочному кругу нет (именно потому, что это круг). Выскочить из него можно только одним способом: не ответив на насилие насилием. Этим мы прервём цепную реакцию зла. Правда, сами можем оказаться при этом жертвами (как Христос). Не отвечая насилием на насилие, мы останавливаем эту цепную реакцию на себе, не позволяя злу распространяться дальше. Мы говорим ему: «на мне ты остановишься». Правда, для этого нужна огромная вера…
4) Исходя из вышеизложенного ясно, что сама служба в армии для христианина предосудительной именно с этической точки зрения, а не из соображений, изложенных некоторыми «лучше кормить семью, чем служить в призывной армии». Сама профессия военного для христианина неприемлема (также, как и некоторые другие: профессия палача, например, или торговля наркотиками, работа в банке[iii], казино, публичном доме.)
**
Ещё одно важнейшее для этой темы соображение. Дискуссия может казаться спором о деталях, которые (детали) должны доказать ту или иную позицию – «пацифистов» или «милитаристов».
Так, если в Гефсимании Христос, запрещая извлекать меч и применять его, имел ввиду частный уникальный случай - это одно (и тогда во всех других случаях извлекать меч и отрубать уши можно), а если понять Его слова, как универсальный запрет – это другое.
Если свт. Афанасий Александрийский пишет о военной службе, что она «разрешается и одобряется» это одно, а если (как выяснилось) эти слова были сфальсифицированы при переводе и там стоит «извиняется и отпускается» (как грех) – то это другое[iv]. И так далее по всем аргументам обеих сторон.
Но!
Не эти детали и аргументы решают дело. Дело решает общее понимание (или непонимание) самой сущности того, что есть Царство Божие, возвещаемое во все времена (начиная с евангельских) Христом-Мессией.
Если это Царство имеет ту же природу, что и царства земные, царства мира сего, то, конечно, оно может и должно, действовать, как земные царства: использовать обман, коварство, насилие, одобрять войны. Если же мы поймём, что значат слова Христовы «Царство Моё не от мира сего», то станет ясно, что и живут все, причастные этому Царству по совершенно другим законам. По законам, провозглашённым в Нагорной проповеди Спасителя.
И хотя такие истинные ученики Христовы исполняют и земные законы и лояльны земным властям, но лояльны они им только до тех пор, пока эти земные законы или распоряжения этих властей не приходят в противоречие в распоряжениями Высшей власти – Царя Мессии, который сказал «дана Мне всякая (то есть вся) власть на Небе и на земле». И руководствуются они при этом принципом, который сформулировали «Петр и апостолы, <которые> сказали: повиноваться должно Богу больше, чем людям (Деяния 5:29; также см. «Петр и Иоанн сказали им в ответ: рассудите, справедливо ли пред Богом, слушать вас больше, чем Бога?» Деяния апостолов 4:19)
**
Есть такая известная шутка: «Хорошо бы уже всем хорошим людям собраться, и убить всех плохих людей»
Кто-то преобразовал её в философский диалог:
-Папа, а если мы убьём всех плохих людей. останутся одни хорошие?
-Нет, сынок? останутся одни убийцы.
...Не об этом ли говорил святой преподобный Иосиф Оптинский [v]:
И раз уже мы затронули тему русской духовности XIX века, приведу и фрагмент из замечательного писателя Н.С.Лескова (1831-1895):
"Как только у нас возгорелась война с Турциею, то ЧихачёвVI и БрянчаниновVII оба разом подали просьбы об отставке. Это было и странно, и незаконно, и даже постыдно, так как представляло их трусами, но тем не менее они ни на что это не посмотрели и просили выпустить их из военной службы в отставку.
Истинная причина их уклонения от военной службы в прошениях их была не объяснена, но их семейным и друзьям было известно, что она заключалась в том, что они находили военное дело несовместным с своими христианскими убеждениями. Как люди последовательные и искренние, они не хотели не только воевать оружием, но находили, что не могут и служить приготовлением средств к войне. " («Инженеры-бессребренники»)
свт. Игнатий Брянчанинов
[i] Мы не рассматриваем пример тех, кто оправдывает войну агрессивную, захватническую или призывает к геноциду. Это не относится к теме данной статьи, поскольку такую позицию иначе, как сатанизмом, служением диаволу назвать нельзя.
[ii] «Послание к Диогнету» глл.5 и 6
[iii] Ссудный процент предосудителен. ВЗ запрещал его «для своих». В НХ своими (ближними) для христианина становятся все. См. Притчу в милосердном самарянине (Лк 10:25-37)
[iv] Артём Григорян: "Послание Афанасия Великого к Аммуну монаху, в котором святитель отчасти касается темы отношения к убийствам, совершаемым на войне, хотя само послание посвящено теме ночных поллюций. Сравнение русского перевода с английскими изданиями показало, что существующей перевод 1902 года издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры грешит неточностью, которая сильно изменяет смысл. «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать; но убивать врагов на войне – и законно, и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом, одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах – непозволительно, а в других обстоятельствах – и благовременно, допускается и позволяется» («Послание к Аммуну монаху») . Последние два слова имеют ключевое значение. В греческом исходнике иначе: ἀφίεταί τε καὶσυγκεχώρηται — «отпускается и прощается». Допущение и позволение явно не равны отпущению и прощению. Совершенно разные акценты. Очевидно, что отпущен и прощен может быть только греховный поступок. Если бы этот поступок был для Афанасия совместимым с христианской нравственностью и похвальным, то прощения за него не требовалось бы. Он похвален с точки зрения государства и именно оно воздвигает памятники героям, а не Церковь. Но такое убийство, будучи невольным грехом и меньшим злом, все же требует прощения, а значит, и покаяния. " https://avgrigor.livejournal.com/25061.html
[v] Прославлен в лике преподобных в 2000 году, входит в Собор 14-ти преподобных старцев Оптиной пустыни.
Родился 1837 г. в Харьковской губернии. Отец, Ефим Емельянович, был в селе головой. Был вторым сыном в семье (в семье было шестеро детей: три сына и три дочери). Назван в честь любимого святого родителей — Иоанна Милостивого. Когда ему было четыре года умер его отец, а в одиннадцать лет он лишился матери — Марьи Васильевны. Грамоте научила его старшая сестра Александра, впоследствии принявшая постриг в Борисовском монастыре с именем Леонида. Лишившись наследства, был вынужден рано устроиться на работу — сначала в трактире, затем в бакалейной лавке.
В 1861 году собирался отправиться в паломничество в Киев, но сестра-монахиня посоветовала отправиться в Оптину пустынь. Здесь, после встречи и беседы со старцем Амвросием, он и решил остаться. В монастыре он стал духовным чадом и келейником старца Амвросия.
Вначале исполнял послушание помощника повара в скиту, а вскоре его назначили келейником к старцу Амвросию.
15 апреля 1864 года был пострижен в рясофор с именем Иоанн.
1 октября 1884 года посвящён в сан иеромонаха.
В феврале 1888 года Иосиф тяжело заболел и, в ожидании смерти, 14 февраля 1888 его постригли в схиму. После выздоровления назначен помощником старца Амвросия.
В 1891 году, после смерти преподобного Амвросия, стал, вместе со старцем Анатолием, духовником Шамординской обители.
В конце 1893 года, когда заболел скитоначальник и общебратский духовник преподобный Анатолий, духовничество было передано Иосифу. А в январе 1894 года, после смерти преподобного Анатолия, он был назначен скитоначальником.
На третий день Пасхи, 11 апреля 1911 года, святой Иосиф заболел.
9 мая 1911 года святой Иосиф скончался
VI Схимонах Михаил (Чихачев) †16 января 1873 — близкий духовный друг и сподвижник святителя Игнатия (Брянчанинова). Будучи послушниками, они на протяжении года подвизались в скиту Оптиной пустыни. До тогго - его однокашник по инженерному училищу.
Примечание к книге Лескова: "Чихачев, Михаил Васильевич (ум. в 1873 г.) в 1826 году выпущен прапорщиком из нижнего офицерского класса Главного инженерного училища — в учебный саперный батальон. Вскоре постригся в монахи. С середины 30-х годов до конца жизни находился в Сергиевской пустыни под именем «отца Михаила»
VII святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов; р. 1807, Вологодская губерния — †1 30 апреля 1867, Николо-Бабаевский монастырь, Костромская губерния) — епископ Русской православной церкви, богослов и проповедник.
Примечание к книге Лескова: "Брянчанинов, Дмитрий Александрович (ум. в 1867 г.) — в 1826 году выпущен подпоручиком из верхнего офицерского класса Главного инженерного училища — в Санкт-Петербургский инженерный округ; вскоре затем был переведен в Динабургскую инженерную команду. В 1827 году, добившись отставки, вступил послушником в пустынный Свирский монастырь Олонецкой губернии. В 1833 году Брянчанинов был настоятелем одного из монастырей Вологодской губернии, а с 1834 года — настоятелем Сергиевской пустыни (под Петербургом). С 1857 года до конца жизни Брянчанинов — епископ Кавказский и Черноморский. О нем написана книга — см. подстрочные примечания Лескова к стр. 233 и 236." Источник: http://leskov.lit-info.ru/leskov/proza/inzhenery-bessrebreniki/inzhenery-bessrebreniki-primechaniya.htm
Слово Христа и Библии
Посмотрим те места (хотя их больше и тут собраны не все) из Слова Божия, которые говорят о насилии и его недопустимости для учеников Мессии.
Евангелие согласно Матфея, глава 5:
Как счастливы те,
что добиваются мира!
Бог назовет их Своими сынами.
(перевод РБО)
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
(Синодальный перевод)
38 Вы знаете, что было сказано: «Глаз за глаз и зуб за зуб».
39 А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло.
Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую.
40 Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ.
41 Если тебя принуждают сопровождать кого-то милю, пройди с ним две.
42 Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся.
43 Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага!»
44 А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас.
45 Только так станете вы сынами своего Небесного Отца,
потому что Он велит всходить солнцу и над добрыми, и над злыми
и посылает дождь и для праведных, и для грешных.
46 Если будете любить только тех, кто любит вас, за что вас тогда награждать?
Разве сборщики податей делают не то же самое?
47 И если вы приветливы только с друзьями, что особенного вы делаете?
Разве язычники поступают не так же?
48 Так будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
**
Евангелие согласно Луке, глава 6
27 Но вам, тем, кто слушает Меня, говорю Я:
любите своих врагов, делайте добро тем, кто вас ненавидит,
28 благословляйте тех, кто вас проклинает,
молитесь за тех, кто вас оскорбляет.
29 Тому, кто ударит тебя по щеке, подставь другую
и, если кто отнимает плащ, не препятствуй забрать и рубашку.
30 Всем, кто просит у тебя, дай и, если отнимает твое, не требуй обратно.
31 Все, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы.
32 Если вы любите тех, кто любит вас, в чем тут ваша заслуга?
Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
33 И если вы помогаете только тем, кто помогает вам, в чем тут ваша заслуга?
И грешники делают то же.
34 И если вы даете взаймы только тем, от кого надеетесь получить обратно, в чем тут ваша заслуга?
И грешники грешникам дают взаймы, чтобы потом получить долг обратно.
35 А вы поступайте не так!
Любите своих врагов,
помогайте и давайте взаймы, ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда:
вы будете сынами Всевышнего, который добр даже к неблагодарным и злым.
36 Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец.
Евангелие согласно Иоанну глава 14:
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам;
не так, как мир даёт, Я даю вам.
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
(14:27)
|
Евангелие согласно Луке глава 22:
35 «Когда Я посылал вас — без денег, без сумы и без обуви, — нуждались ли вы в чем-нибудь?» — спросил их Иисус. «Ни в чем», — ответили они.
36 «Но теперь, — сказал им Иисус, — пусть тот, у кого есть деньги, возьмет их, пусть возьмет и суму, а у кого нет, пусть продаст свой плащ и купит меч. 37 Говорю вам, то, что сказано в Писаниях обо Мне: „к преступникам был причислен", должно исполниться. Потому что все, что сказано обо Мне, сейчас свершится». — 38 «Господь, вот здесь два меча!» — сказали они. «Довольно!» — ответил Он.
39 Выйдя из дому, Он направился, как обычно, на Масличную гору. За Ним пошли и ученики. 40 Придя на место, Он сказал им: «Молитесь, чтобы устоять в испытании!»
41 А сам отошел от них на расстояние брошенного камня и, став на колени, молился: 42 «Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши! Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!»
43 Явился Ему ангел с небес, укреплявший Его. 44 В смертном томлении Он все истовее молился. И капал пот с Него, как капают на землю капли крови.
45 Встав после молитвы, Он подошел к ученикам и застал их спящими от печали.
46 «Что вы спите? — сказал Он им. — Вставайте и молитесь, чтобы устоять в испытании!»
47 И вот, когда Он это говорил, появилась толпа, и впереди шел тот, кого звали Иудой, один из двенадцати. Он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его.
48 «Иуда, — сказал ему Иисус, — ты выдаешь Сына человеческого поцелуем?» 49 Тогда ученики, окружавшие Его, поняв, что сейчас произойдет, сказали: «Господь, не пустить ли в ход мечи?» 50 И один из них ударил слугу первосвященника и отсек ему правое ухо.
51 «Хватит, прекратите!» — сказал им Иисус. И, прикоснувшись к уху, исцелил слугу.
52 А старшим священникам, храмовой страже и старейшинам, которые пришли за Ним, сказал: «Разве Я разбойник, что вы пришли за Мной с мечами и кольями? 53 Каждый день Я был у вас в Храме, и вы не трогали Меня. Но теперь ваше время, власть тьмы!»
54 Они взяли Иисуса под стражу и повели.
Евангелие согласно Матфея, глава 26:
36 Тем временем Иисус приходит с ними в одно место, оно называется Гефсима́ния. Он говорит ученикам: «Посидите здесь, а Я отойду помолюсь».
37 Он взял с собой Петра и двух сыновей Заведея. Ужас и тоска охватили Иисуса. 38 И Он говорит им тогда: «Душа Моя томится смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною!»
39 Отойдя немного, Он бросился ничком на землю и стал молиться: «Если только можно, избавь Меня от этой чаши! Но пусть будет не так, как хочу Я, а как Ты».
40 Он подошел к ученикам и застал их спящими. «Вот как, — говорит Он Петру, — вы даже часа одного не смогли бодрствовать со Мною? 41 Не спите, молитесь, чтобы устоять в испытании. Дух отважен, но бессильна плоть!»
42 И снова, во второй раз Он отошел и стал молиться: «Отец, если нельзя Меня избавить от этой чаши и должен Я выпить ее, пусть воля Твоя исполнится!»
43 Вернувшись, Он снова застал их спящими: у них слипались глаза. 44 Покинув их, Он снова отошел и молился в третий раз — теми же словами. 45 Потом Он возвращается к ученикам и говорит им: «А вы все спите, отдыхаете?.. Настал час: вот, Сына человеческого отдают в руки грешников. 46 Вставайте, идем! Смотрите, предатель уже близко».
47 И тут, когда Он еще говорил, появился Иуда, один из двенадцати, и с ним большая толпа с мечами и кольями, посланная старшими священниками и старейшинами. 48 Предатель заранее условился с ними о знаке, сказав: «Кого я поцелую, тот и есть Иисус. Берите Его».
49 Он направился прямо к Иисусу. «Приветствую Тебя, Рабби!» — сказал он и поцеловал Его.
50 Но Иисус сказал ему: «Так вот для чего ты пришел, приятель?»
Тогда Иисуса схватили и взяли под стражу.
51 И тут один из учеников Иисуса выхватил меч и, ударив слугу первосвященника, отсек ему ухо.
52 Иисус говорит ему: «Вложи меч в ножны! Всякий, кто берется за меч, от меча и погибнет. 53 Или ты думаешь, Я не мог попросить Моего Отца? Он бы тут же послал Мне двенадцать ангельских воинств, а то и больше! 54 Но как в таком случае исполниться Писаниям? Ведь все это должно произойти!»
55 И сказал тогда Иисус толпе: «Вы пришли за Мной с мечами и кольями, как будто Я разбойник! Каждый день Я сидел в Храме и учил, и вы Меня не забирали. 56 Но все это произошло для того, чтобы исполнились писания пророков».
Тогда все ученики покинули Его и убежали.
57 Толпа, взявшая Иисуса, привела Его к первосвященнику Каиафе, где уже собрались учителя Закона и старейшины.
Евангелие согласно Луке глава 23
Богочеловек Иисус Христос не только от Своих последователей требует любви к врагам, но и Сам являет её. На Кресте:
33 И когда пришли на место, называемое «Череп», распяли там Иисуса и преступников — одного справа, а другого слева от Него.
34 Иисус говорил: «Отец! Прости им, они не понимают, что делают!»
Бросив жребий, они разделили между собой Его одежду. 35 Народ стоял и смотрел. И старейшины тоже смеялись над Ним и говорили: «Других спас, пусть теперь спасет себя, если Он Помазанник, Божий избранник!»
36 Издевались над Ним и солдаты.
Послание апостола Иакова, глава 3
Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста,
потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов,
беспристрастна и нелицемерна.
Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (3:17-18)
Апостола Павла послание к римлянам, из главы 12
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Будьте единомысленны между собою;
никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам", говорит Господь.
Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его.
Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром.
**
Не говори: "я отплачу за зло "; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
(Притчи 20:22)
Не говори: "как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его".
(Притчи 24:29)
Через пророка Исайю Бог возвещал наступление "Дня Господнего" - то есть периода особого вмешательства Бога в историю, когда Бог будет совершать спасение людей:
В тот День утвердится гора Дома Господня во главе гор и возвысится над холмами.
И соберутся к ней все племена, и придут народы многие, и скажут:
«Пойдёмте, поднимемся на гору Господню, к дому Бога Иакова,
И Он научит нас путям Своим, и пойдём мы по стезе Его»
Это единение совершится не мечом, а притягательной силой истины
Ибо из Сиона выйдет Учение и Слово Господа—из Иерусалима
И Он будет судить между племенами, говорить ко многим народам,
И они перекуют мечи свои на плуги и копья свои на серпы ;
Не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться войне.
(Книга пророка Исаии 2:2-4)
Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
(1-е Петра 3:9)
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
(1-е Фессалоникийцам 5:15)
Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
(К Евреям 10:30)
Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
(Откровение 13:10)
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
|
Категория: Ненасилие | Добавил: didahe (14.12.2022)
|
Просмотров: 2548
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Фото
Блог
|