2. Иаков в Месопотамии (Бытие 29—32.21)
29
Иаков отправился дальше. Дойдя до земли сынов Востока1, 2 он увидел в поле колодец, а рядом с ним три стада овец (здесь обычно поили скот). Отверстие колодца было закрыто большим камнем: 3 когда собирались все стада, пастухи сдвигали этот камень, поили овец, а потом вновь закрывали колодец. 4 «Откуда вы, братья?» — спросил Иаков у пастухов. «Из Харрана», — ответили те. 5 Он спросил: «А вы не знаете Лавана, сына Нахора?» Они ответили: «Знаем». — 6 «Как он поживает?» — спросил Иаков. «Хорошо, — отвечали ему. — Да вон и дочь его, Рахиль, идет сюда с овцами». — 7 «Жара еще не спала, — сказал Иаков пастухам, — не время собирать скот. Напоите овец и гоните их на пастбище». 8 Но те отвечали: «Мы не можем, пока не соберутся все стада. Тогда от колодца отодвинут камень, и мы напоим овец».
9 Пока они разговаривали, подошла и Рахиль, ведя овечье стадо своего отца — она была пастушкой. 10 Увидев ее со стадом, Иаков подошел к колодцу, сдвинул камень и напоил овец. 11 Потом он поцеловал Рахиль и, громко зарыдав, 12 сказал ей, что он родственник ее отца, сын Ревекки. Рахиль побежала передать это отцу. 13 Услышав, что к ним пришел его племянник Иаков, Лаван бросился гостю навстречу, обнял его, расцеловал и повел в свой дом. Иаков поведал ему о себе, 14 и Лаван сказал: «Точно, ты мой родственник, кость и плоть моя!»
Минул месяц с тех пор, как Иаков поселился у Лавана, 15 и Лаван сказал ему: «Неужели, раз ты мой родственник, ты будешь работать на меня даром? Скажи, какую ты хочешь плату?» 16 А у Лавана было две дочери, старшую звали Ли́я, а младшую Рахиль. 17 У Лии глаза были некрасивы, зато Рахиль была прекрасна и лицом и станом. 18 Иаков полюбил Рахиль и сказал Лавану: «Я буду работать на тебя семь лет за Рахиль, твою младшую дочь». — 19 «Что ж, — ответил ему Лаван, — пусть лучше выходит за тебя, чем за чужого. Оставайся».
20 Семь лет Иаков работал на него за Рахиль, но эти семь лет были для него что несколько дней, потому что он любил ее. 21 И вот, наконец, он сказал Лавану: «Где моя жена? Срок пришел, пора ей быть моей». 22 Лаван созвал всех соседей и устроил пир.
23 Когда стемнело, он привел к Иакову свою дочь Лию, и Иаков лег с ней.
24 В служанки Лии Лаван отдал свою рабыню Зе́́лфу.
25 Настало утро — перед Иаковом Лия! «Что ты сделал со мной? — сказал Иаков Лавану. — Разве не за Рахиль я работал на тебя? Зачем ты обманул меня?» — 26 «В наших краях не принято, — отвечал Лаван, — младшую дочь выдавать замуж вперед старшей. 27 Вот кончится у этой свадебная неделя, мы и младшую тебе отдадим, а за это ты будешь работать на меня еще семь лет» .28 Иаков подчинился. Когда свадебная неделя кончилась, Лаван отдал ему в жены свою дочь Рахиль, 29 а в служанки ей дал свою рабыню Ва́ллу. 30 И лег Иаков с Рахилью. Он любил ее больше, чем Лию, и работал за нее на Лавана еще семь лет.
31 Яхве увидел, что Лия нелюбима, и сделал ее утробу плодовитой, а Рахиль оказалась бесплодной. 32 Лия забеременела, родила сына и назвала его Руви́м. «Яхве увидел мою печаль, — сказала она. — Уж теперь–то муж меня полюбит».
33 Потом опять забеременела — и снова родила сына. «Услышал Яхве, что я нелюбима, — сказала она, — и даровал мне еще одного сына!» И назвала мальчика Симео́н.
34 Потом опять забеременела — и снова родила сына. «Уж теперь–то муж будет ко мне привязан, — сказала она, — ведь я родила ему троих сыновей!» И дала сыну имя Леви́й.
35 Забеременела еще раз — и снова родила сына. «Теперь восхвалю Господа!» — сказала она и дала сыну имя Иу́да. После этого она перестала рожать.
30
А Рахиль, видя, что не может родить Иакову ребенка, завидовала сестре. «Дай мне детей, — говорила она Иакову, — или я умру!» 2 Но Иаков, рассерженный, отвечал ей: «Что я — Бог, который не дает тебе детей?» — 3 «Вот Валла, моя рабыня, — сказала Рахиль. — Живи с ней, пусть родит ребенка мне на колени2. Хотя бы через нее, но у меня будут дети!» 4 И Рахиль отдала ему в наложницы свою рабыню Баллу. Иаков стал жить с Валлой, 5 та забеременела и родила ему сына. 6 «Бог рассудил нас, — сказала Рахиль. — Он услышал мою мольбу и дал мне сына». И она назвала мальчика Дан.
7А Валла вновь забеременела и родила Иакову еще одного сына. 8 «Судом Божьим состязалась я с сестрой, — сказала Рахиль, — и одолела ее!» И она дала мальчику имя Неффали́м.
9 Тем временем Лия, подумав, что детей у нее больше не будет, отдала Иакову в наложницы свою рабыню Зелфу. 10 Зелфа родила Иакову сына. 11 «Удача!» — сказала Лия. И дала мальчику имя Гад.
12 Зелфа родила Иакову второго сына. 13 «Счастье! — сказала Лия. — Счастливицей назовут меня женщины!» И дала мальчику имя Аси́р.
14 Как–то раз, в пору жатвы пшеницы3, Рувим нашел в поле мандраго́ры4 и принес их своей матери Лии. Рахиль попросила Лию: «Дай мне мандрагоры, которые нашел твой сын». — 15 «Мало тебе, — сказала Лия, — что ты у меня мужа отняла? Теперь хочешь получить мандрагоры, которые нашел мой сын?» — «В эту ночь, — пообещала ей Рахиль, — муж будет спать с тобой, в обмен на эти мандрагоры».
16 И вот, вечером, когда Иаков вернулся домой, Лия вышла навстречу ему и сказала: «Иди ко мне. Я откупила тебя у сестры за мандрагоры, которые нашел мой сын!» В ту ночь Иаков спал с Лией. 17 И Яхве внял ее мольбе: она вновь забеременела и родила Иакову пятого сына. 18 «Это, — сказала Лия, — Бог воздает мне за то, что я делила мужа со своей рабыней». И она дала сыну имя Иссаха́р.
19 Снова забеременела Лия, и родила Иакову шестого сына.20 «Щедро одарил меня Бог! — сказала она. — Уж теперь–то муж станет превозносить меня, ведь я родила ему шестерых сыновей!» И назвала сына Завуло́н. 21 Потом Лия родила дочь и назвала ее Ди́ной.
22 Но и о Рахили вспомнил Бог, внял ее мольбе и сделал ее утробу плодоносной. 23 Рахиль забеременела, родила сына и сказала: «Бог избавил меня от позора». 24 Она дала сыну имя Ио́сиф и попросила: «Пусть прибавит мне Яхве еще одного сына!»
25 После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану: «Позволь мне вернуться домой, на родину, 26 вместе с детьми и женами, ради которых я работал на тебя. Сам ведь знаешь, сколько я на тебя работал!» — 27 «Окажи милость, послушай! — сказал ему Лаван. — Мне открылось, что благодаря тебе со мною благословение Господне. 28 Скажи, какую ты хочешь плату?» — 29 «Сам знаешь, — отвечал Иаков, — как я на тебя работал, какими при мне стали твои стада. 30 Немного было у тебя скота, когда я пришел, а теперь сколько! Вот как Яхве благословил тебя с моим приходом! Но на свою–то семью мне когда работать?» — 31 «Так скажи, какую ты хочешь плату?» — спросил Лаван. «Мне ничего от тебя не нужно, — отвечал Иаков. — Я готов и дальше пасти и стеречь твой скот — но с одним условием. 32 Давай обойдем сегодня стада, чтобы ты забрал оттуда всех крапчатых, пятнистых и черных овец, а также пятнистых и крапчатых коз. А впредь такие животные будут моей платой. 33 Тебе легко будет проверить мою честность: отныне, если ты придешь посмотреть, что́ я взял себе в качестве платы, и найдешь у меня козу без крапинок и пятен или овцу, которая не будет черной, — считай, что они у тебя украдены». — 34 «Договорились, — сказал Лаван. — Будь по–твоему».
35 И в тот же день Лаван отобрал всех пестрых и пятнистых козлов, всех крапчатых и пятнистых (то есть с белыми отметинами) коз, всех черных овец, отдал их своим сыновьям, 36 и те удалились от Иакова на три дня пути.
Иаков пас оставшийся скот Лавана. 37 Он взял свежие ветки тополя, миндаля, платана и содрал с них полоски коры, обнажив белую древесину. 38 Ободранные прутья он положил в поилки (откуда пьет скот), чтобы козы смотрели на эти прутья, когда приходят пить — а как раз в это время у них бывает случка. 39 Так как козы во время случки смотрели на полосатые прутья, то козлята у них рождались пестрыми, крапчатыми и пятнистыми. 40 А овец Иаков ставил особняком и поворачивал их так, чтоб они смотрели на пестрый и черный скот из Лавановых стад. Теперь у Иакова появились собственные стада, и он держал их отдельно от стад Лавана. 41 Когда бывала случка у крепких животных, то Иаков клал прутья в поилки, у них перед глазами, чтобы они совокуплялись около этих прутьев. 42 А когда случка бывала у хилых животных, тогда он прутьев не клал. Так хилый скот доставался Лавану, а крепкий Иакову. 43 Иаков сделался настоящим богачом, у него появились стада овец и коз, рабыни и рабы, верблюды и ослы.*
31
Иакову стало известно, что сыновья Лавана говорят про него так: «Иаков забрал у нашего отца все! Это за счет нашего отца он приобрел свое богатство!» 2 Иаков уже и сам заметил, что Лаван смотрит на него не так, как прежде. 3 И Яхве сказал Иакову: «Вернись домой, к родным. Я буду с тобою».
4 Иаков послал за Рахилью и Лией, чтобы они вышли в поле, где паслись его стада, 5 и сказал: «Я смотрю, ваш отец относится ко мне уже не так, как прежде. Но со мною Бог моего отца. 6 Сами знаете: я работал на вашего отца изо всех сил, 7 а он меня обманывал и десять раз менял назначенную плату. Только Бог не давал ему причинить мне зла. 8 Если ваш отец говорил мне: „Твоей платой будут крапчатые", — весь скот рождался крапчатым. А когда говорил: „Твоей платой будут пестрые", — весь скот рождался пестрым. 9 Вот так и передал мне Бог стада вашего отца.10 Как–то раз в пору случки скота я увидел во сне, что все козлы, которые покрывали коз, были пестрыми, крапчатыми или пятнистыми. 11 „Иаков!" — воззвал ко мне ангел Божий во сне. Я ответил: „Да!" 12 И он сказал мне: „Посмотри, все козлы, что покрывают коз, — или пестрые, или крапчатые, или пятнистые. Я вижу все, что Лаван с тобой делает. 13 Ведь Я — Бог Бет–Эля, где ты дал Мне обет, возлив оливковое масло на камень. Вставай, уходи из этой страны, возвращайся в родную землю"».
14 Рахиль и Лия отвечали Иакову: «Разве нам еще что–то принадлежит в отцовском имуществе или наследстве? 15 Он считает нас чужими; он нас продал, а все, что получил за нас, присвоил себе. 16 А раз так, то все добро, какое Бог отобрал у нашего отца, принадлежит нам и нашим сыновьям. Так что поступай, как велит тебе Бог».
17 Иаков посадил детей и жен на верблюдов,18 собрал все нажитое добро, забрал скот, приобретенный им в Паддан–Араме, и направился в Ханаан, к своему отцу Исааку. 19 Лаван как раз ушел на стрижку овец, и Рахиль взяла с собой домашних божков своего отца. 20 Так Иаков обманул Лавана–арамея: ничего ему не сказав, 21 ушел от него вместе со всем своим добром. Переправившись через Реку5, Иаков направился к Галаа́дским горам.
22 На третий день Лавану донесли, что Иаков ушел.23 Лаван собрал своих родичей и погнался за Иаковом. Через семь дней он нагнал его в Галаадских горах. 24 Но той же ночью, во сне, Бог явился Лавану–арамею и сказал: «Смотри, ничего не делай Иакову!»
25 Лаван был уже совсем рядом с Иаковом. Иаков разбил свой стан в горах. Лаван со своими родичами остановился в горах Галаада. 26 И Лаван обратился к Иакову: «Что ты делаешь? Ты меня обманул! Угнал моих дочерей, будто пленниц, добытых на войне! 27 Зачем ты ушел от меня тайком, обманул меня и ничего не сказал мне? Я бы проводил тебя с веселыми песнями, под звуки бубна и цитры, 28 а ты даже не дал мне поцеловать дочерей и внуков на прощание! Глупо ты сделал. 29 Я мог бы хорошенько отплатить вам за это, но сегодня ночью Бог вашего отца сказал мне: „Смотри, ничего не делай Иакову!" 30 Ладно, — продолжал Лаван, — ты ушел от меня, потому что соскучился по родному дому. Но зачем было красть моих богов?» — 31 «Я боялся, — отвечал Иаков Лавану, — думал, ты заберешь назад своих дочерей. 32 Но у кого найдутся твои боги, тому не быть в живых! Пусть наши родичи будут свидетелями: осмотри все, что есть у меня, и что твое — забирай!» (Иаков не знал, что это Рахиль украла божков.)
33 Лаван обыскал шатры Иакова, Лии, обеих служанок, но ничего не нашел. Выйдя из шатра Лии, он пошел в шатер к Рахили. 34 Рахиль тем временем взяла домашних божков, засунула их в верблюжье седло и уселась сверху. Отец стал обыскивать ее шатер, но ничего не мог найти, 35 а Рахиль сказала ему: «Пусть не гневается господин мой, что я не могу встать перед ним: у меня обычное женское недомогание».
Лаван все перерыл, но божков не нашел. 36 Теперь уже Иаков разгневался и стал обвинять Лавана: «Так в чем же моя вина, в чем мое преступление, что ты за мной погнался? 37 Ты перерыл все мои вещи — и что же своего ты там нашел? Давай показывай, пусть родичи нас рассудят. 38 Двадцать лет я на тебя работал. Не было за это время выкидышей ни у овец, ни у коз. Я не ел баранов из твоего стада. 39 Если, бывало, скотину задерут звери, я не приносил ее тебе, но сам возмещал убыток. Днем ли было дело, ночью ли — ты спрашивал с меня за пропажу. 40 Днем меня мучил зной, ночью — холод, я глаз не смыкал.
41 Двадцать лет я был у тебя. Четырнадцать лет я работал на тебя за твоих дочерей, шесть лет — за скот, а ты десять раз менял назначенную плату.
42 Да если бы не был со мною Бог отца моего — Бог Авраама и Ужас Исаака6 — ты отослал бы меня ни с чем. Но Бог видит мою обиду и мои труды: этой ночью Он Сам за меня вступился!»
43 И Лаван ответил Иакову: «Это ведь мои дочери, мои внуки, мой скот. Все, что ты здесь видишь, — мое. Разве я обижу своих дочерей? Или внуков? 44 Давай заключим договор, и пусть у нас будет свидетель7».
45 Тогда Иаков поставил большой камень стоймя, как священный камень, 46 и сказал своим родичам: «Собирайте камни». Они нагромоздили холм из камней и подле него устроили трапезу.
47Лаван назвал этот холм Иега́р–Сахадута́, а Иаков назвал его Гал–Эд. 48 Лаван сказал: «Этот холм — свидетель нашего договора». Потому это место и называют Гал–Эд. 49 А еще — Мицпа́8, ибо Лаван добавил: «Пусть Яхве наблюдает за нами обоими, когда мы потеряем друг друга из виду. 50 Если ты будешь обижать моих дочерей или возьмешь себе, кроме них, новых жен, помни: не человек, а Бог наш свидетель!
51 Смотри, — сказал Лаван Иакову, — этот холм из камней и этот священный камень, которые я поставил между нами, — 52 они свидетели нашего договора. И я не буду переходить со злым умыслом на твою сторону холма, и ты не переходи со злым умыслом на мою сторону холма и священного камня. 53 Пусть нашими судьями будут Бог Авраама и бог Нахора». (То есть отчие боги Иакова и Лавана.)
И поклялся Иаков Ужасом отца своего Исаака. 54 Затем Иаков принес на Горе́́ жертву и пригласил родичей на трапезу. После трапезы они остались на Горе ночевать. 55 Наутро Лаван поцеловал внуков и дочерей, благословил их и отправился домой.
32
Иаков продолжил свой путь, и его встретили ангелы Божьи. 2 Завидев их, Иаков сказал: «Это стан Божий». И назвал это место Махана́им.
3 Иаков послал вестников к своему брату Исаву, в землю Сеи́р, в страну эдо́мскую9, 4 и велел передать ему такие слова: «Господину моему, Исаву. Так говорит раб твой, Иаков: я долго жил на чужбине, у Лавана. 5 Теперь у меня есть быки и ослы, овцы, рабы и рабыни. Я посылаю тебе, господину моему, эту весть и надеюсь снискать твое благоволение». 6 Вернувшись, вестники сказали Иакову: «Мы были у твоего брата Исава. Он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек».
7 Страшно стало Иакову; ужас объял его. Он развел своих людей, скот, верблюдов по двум стоянкам. 8 «Если, — думал Иаков, — Исав нападет на одну из стоянок и всех перебьет, то хотя бы те, кто на другой стоянке, спасутся бегством». 9 И взмолился Иаков: «О, Боже отца моего Авраама, Боже отца моего Исаака — Яхве, что повелел мне вернуться домой, к родным, и обещал Свое покровительство! 10 Я не достоин щедрот и милостей, какими Ты непрестанно осыпал меня, раба Своего. Я уходил за Иорда́н с одним лишь посохом в руке, а ныне у меня два стана с добром. 11 Спаси же меня от моего брата Исава! Страшно мне: он придет и убьет нас всех, вместе с женщинами и детьми! 12 А ведь Ты обещал мне Свое покровительство, Ты обещал, что мое потомство будет несчетно, как песок морской!»
13 Иаков переночевал там, а наутро отобрал из своих стад дары для Исава: 14 двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать баранов,
15 тридцать дойных верблюдиц с верблюжатами, сорок коров, десять быков, двадцать ослиц и десять ослов.
16 Он передал их рабам — так, чтобы у каждого гурта был свой погонщик, — и сказал погонщикам: «Идите вперед, на расстоянии друг от друга». 17 «Когда встретишь моего брата Исава, — сказал Иаков первому из погонщиков, — и он тебя спросит: „Чей ты раб? Куда идешь? Чей скот гонишь?" — 18 отвечай: „Это скот раба твоего Иакова, посланный в дар господину моему Исаву. А сам Иаков идет следом"». 19 И второму погонщику, и третьему, и всем остальным Иаков велел при встрече с Исавом говорить то же самое — 20 и непременно прибавлять: «Раб твой Иаков идет следом». Так, посланными вперед дарами, Иаков надеялся умилостивить Исава. «А потом, — думал Иаков, — я и сам покажусь ему на глаза. Быть может, тогда он встретит меня по–доброму». 21 И, отправив дары вперед, Иаков остался в стане на ночлег.
1 Сыны Востока — общее название для всех народов, живущих восточнее Палестины. Здесь под «землей сынов Востока» имеется в виду северная Месопотамия (Арам–Нахараим, или Паддан–Арам), где обитал род Нахора.
2…мне на колени. — Рахиль намерена усыновить ребенка рабыни (ср. 16:2); во время этой церемонии усыновитель сажал ребенка себе на колени (ср. 48:12; 50:23).
* Многие скептики насмехаются над этим местом, оставляя похожие комментарии, как например этот:
«Мы считаем себя обязанными рекомендовать любителям полосатых овец этот крайне простой и безошибочный способ селекции. Чудодейственный рецепт, а также способ его употребления гарантированы маркой «священного голубя»».Или этот:«Скотина, зачинающая глядя на пятнистые палки, родит и потомство рябое. Такая лысенковщина».К сожалению, в связи с тем, что некоторые христиане не знают ответа не этот вопрос, им приходится обвинять Иакова в суеверии и маловерии:«Какими бы суеверными или бессмысленными идеями не руководствовался Иаков, когда размещал эти ветви перед скотом, на самом деле это Бог привел к тому, что увеличилось количество пестрого скота. Все, что делал Иаков, было тщетно. Снятие коры с ветвей и размещение их перед скотом на самом деле было проявлением недостатка веры с его стороны».Но к счастью, Библия в действительности не учит нас бессмысленным идеям. На самом деле, Иаков знал основы генетики и делал то, что делают современные скотоводы. Др. Кент Ховинд объясняет:«… атеисты говорят: «Это глупо, это сумасшествие! Что это за палки, которые приводят к тому, что рождаются пятнистые овцы?» Они скажут, что Иаков не понимал генетику. Но я думаю, что на самом деле он ее понимал. Дело не в том, что овца смотрит на прут и решает, что у нее будет пятнистое потомство. Есть указания на то, что они использовали эти прутья для искусственного оплодотворения. Когда я был в тюрьме, то один из моих друзей, там в Джорджии, сказал мне, что на протяжении многих лет он работал осеменителем крупного рогатого скота … он сказал мне, что вагина коровы очень длинная, и что он надевал длинную резиновую перчатку, чтобы взять сперму и засунуть достаточно глубоко, чтобы сперма попала в матку, и мы получили такое потомство, какое нам нужно… Поэтому одно из объяснений состоит в том, что он использовал эти прутья для оплодотворения. Там написано, что он обрезал края прутьев. Я думаю, что он вырезал в них небольшую выемку, чтобы положить сперму выбранного им самца, поэтому он мог брать сперму тех, козлов которые были ему нужны и искусственно оплодотворять тех овец, которых считал нужным … Второе объяснение того, что там произошло, состоит в том, что он мог брать прутья и зажимать голову самок между этими прутьями, чтобы самцы, которых он выберет, оплодотворяли их. Животноводы делают это все время – они удерживают голову коровы и спаривают ее с быком. Поэтому это никакое не противоречие, однако атеисты любят нападать на это место и говорить, что он не знал генетику».Автор примечания Владимир СиленокСсылкиDid Jacob placing branches in front of his flock really result in the offspring being speckled and spotted?Dr. Kent Hovind — Must See! Q&A — 1/16/20193…в пору жатвы пшеницы… — В Палестине это месяц май.
4 Мандрагоры — растение, распространенное в Средиземноморье. Поверья приписывали корням или плодам мандрагор силу приворотного зелья.
5…через Реку… — Имеется в виду Евфрат.
6 Ужас Исаака — эпитет Бога, встречающийся только здесь и в 31:53.
7…пусть у нас будет свидетель. — Свидетелем будет Бог (31:50); Его символизируют священный камень и холм из камней (31:48, 51–52).
8 Мицпа буквально означает «Сторожевая Башня». Этим именем называлось несколько палестинских городов. Здесь имеется в виду город на востоке Галаада.
9…в землю Сеир, в страну эдомскую… — Согласно генеалогиям книги Бытия, Исав стал прародителем эдомитян, населявших землю Сеир.
*
Потомки Исава (еврейское племя едомитян, или идумеев) первые образовали самостоятельное государство на юге Палестины (ок. 1400 г. до Р. Х.). Но когда было создано Израильское государство (ок. 1000 г. до Р. Х.), едомитяне стали играть второстепенную роль. Кроме израильтян и идумеев, в Палестине жили еще два еврейских племени: моавитяне и аммонитяне (потомки Лота, племянника Авраама).
31.19. Стремление Рахили сохранить домашних идолов объясняется законом того времени, по которому владелец семейных реликвий является наследником имущества рода.