Изображение конца времён
в пророческой речи Господа Иисуса
на Елеонской горе и
в серии печатей книги Откровения
Ваши отзывы присылайте на e-mail
geraklit сoбaка ya.ruСодержание
1. Пророческая речь Господа на Елеонской горе
1.1. Жанр Мк 13 и параллельных мест (Лк 21 и Мф 24)
1.2. Толкования Пророческой речи Господа
1.2.1. Толкование св. Иоанна Златоуста
1.2.2. Толкование архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
1.2.3. Толкование В.Кузнецовой
1.3. Выводы по главе 1.
2. Серия печатей в книге Откровения (гл. 6)
2.1. Толкование символа книги с печатями в 5 и 6 главах Откровения
2.2. Толкования Откр. 6
2.2.1. Толкование святого Викторина Петавийского
2.2.2. Толкование архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
2.2.3. Толкование протоиерея Александра Меня
3. Выводы и заключение:
Сопоставление бедствий у евангелистов-синоптиков и печатей Откр.
Введение
Эта работа была написана в 2014-2015 годах и немного дополнена в начале 2022 и в 2024 гг. Цель исследования - сопоставление Пророческой речи Господа Иисуса Христа на горе Елеонской и повествования о снятии печатей в книги Откровения Иоанна (по гречески Откровение - Апокалипсис).
Пророческая речь Господа приведена в 13 главе Евангелия от Марка и в параллельных местах Луки (21 гл.) и Матфея (24 гл.)
Серия печатей это 6 глава Апокалипсиса (Откровения Иоанна, последней книги Библии). Точнее, в 6 главе Агнцем (Ягнёнком) Божиим снимаются 6 печатей, далее следует промежуток (глава 7), в которой описывается запечатление тех, кто верен Богу и Христу печатью Бога Живого, и в начале 8 главы упоминается снятие 7-ой печати.
Я проанализировал
1. Пророческую речь у евангелистов-синоптиков (Марка, Луки и Матфея);
2. описание серии печатей, которые Агнец Божий (Мессия) снимает со Свитка (Книги) в 6 главе Откровения Иоанна;
3. некоторые древние и современные комментарии на тему этих мест Писания
4. Далее я определил сходство между двумя этими библейскими текстами
5. и различия между ними.
Великий русский богослов протоиерей Сергий Булгаков в своей книге «Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования» пишет:
«Заслуживает внимания сопоставление Откр. VI с "малым Евангельским Апокалипсисом"».
Такое сопоставление и будет произведено в моей работе.
В ней я обращался к трудам следующих толкователей Священного Писания:
Святитель Иоанн Златоуст (родился в середине IV в., + 407 г.). Он был выдающимся пастырем Церкви, и его толкования не были плодом «кабинетной» науки, а были призваны всегда к назидания верующего народа. Златоуст «был типичным представителем антиохийских принципов экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божьего и затем уже выводил из него нравственные уроки.»1
(Мы обращаемся здесь к комментарию на Евангелие только св. Иоанна Златоуста из-за неисчерпаемости темы, при этом понимая, что толкования Златоуста вполне репрезентативны, чтобы представлять церковную традицию понимания анализируемых глав Евангелия).
Св. Викторин Петавийский (ок. 230–303/304) - западный церковный писатель третьего века.
«Толкование на Апокалипсис» свт. Викторина — «самый ранний полный комментарий на Апокалипсис, который, должно быть, дошёл до нас по-латыни...». Это произведение могло быть им написано после 260 г. Подобная дата (достаточно условная) связана с теми поражениями и бедствиями, которые претерпела Римская империя после разгрома и пленения имп. Валериана (253–260), и которые могли найти свое отражение в толковании.»2
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев (1943-2017) - библеист, преподавал Новый Завет и библейское богословие в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии.
Протоиерей Александр Мень (родился в 1935, погиб мученической смертью в 1990)— выдающийся пастырь, миссионер, библеист. Религиозный писатель, историк религии, кандидат богословия. Его «Беседы на Апокалипсис» это расшифровка бесед со слушателями, которая не прошла авторскую правку, беседы были изданы в виде книги после гибели автора.
1Мень, Библиологический словарь, т. 1, стр. 532
2Хандога «Толкование на Апокалипсис» стр. 8-9
Исследование:
Конец времён в Евангелиях и в Апокалипсисе