У свт. Василия Великого в его «Беседе к юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями», приводится такой эпизод из жизни Сократа:
«Некто, нещадно нападая на Софронискова сына, Сократа, бил его в самое лицо, а он не противился, но дозволил этому пьяному человеку насытить свой гнев, так что лицо у Сократа от ударов уже опухло и покрылось ранами. Когда же тот перестал бить, Сократ, как сказывают, ничего другого не сделал, а только, как на статуе пишут имя художника, написал на лбу: “делал такой-то”; и тем отомстил.
Поелику это указывает на одно почти с нашими правилами, то утверждаю, что весьма хорошо подражать таким мужам. Ибо этот поступок Сократа сходен с той заповедью, по которой ударяющему по щеке должен ты подставить другую».
Василий Великий, свт. Творения. Ч. IV. М., 1993. С. 354–355[01]
**
в 13-м каноне (правиле) св. Василия Великого говорится:
«...благоразумно отказывать солдатам в причастии в течение трех лет, на том основании, что их руки не чисты».
Этот канон в равной степени относится к солдатам, убивавшим на войне, и к тем, кто не убивал, ибо простое участие в вооруженных силах требует покаяния в виде временного (на 3 года) отлучения от церкви. Отлучение от Причастие это то же, что отлучение от Церкви, потому что совместное Причастие (таинство Евхаристии) есть средоточие жизни Церкви.
Григорий Нисский
(около 335—394, Каппадокия) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы (Малая Азия, 372—375 годы и вновь с 379 года до своей смерти), святой, Отец и Учитель Церкви. Один из трёх великих каппадокийцев — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова, входил с ними в каппадокийский «кружок».
Великий богослов, внёсший значительный вклад в учение о Троице и Никейский Символ веры. С середины XX века наблюдается значительный рост интереса к трудам Григория со стороны академического сообщества.
Григорий Нисский почитается Православной церковью (память 10 января) и Католической церковью (память 9 марта). Также почитается Англиканской и Лютеранской церквями.
Врага любить должно так, чтобы не воздавать злом за зло, но благодеянием вознаграждать за обиду.
свт. Иоанн Златоуст:
"Сегодня мы вступаем, в ратоборство с еретиками,
но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых - живыми,
изобилуя кротостью и великим смирением.
Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь...
Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать,
быть гонимым, а не гнать.
Так и Христос побеждал, не распиная, а распятый,
не ударяя, но приняв удары"
СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ТОЛКОВАТЕЛИ ПИСАНИЯ ОБ ОРУЖИИ
толкуют такие слова Господа
Матф. 26:52 «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;»
свт. Иоанн Златоуст:
«Но откуда были у них мечи? Они шли прямо с вечери после трапезы; вероятно, поэтому, там для агнца (барашка) были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собою эти ножи для защиты своего Учителя; но это они сделали только по своей воле. Поэтому-то Христос и УПРЕКАЕТ Петра, и притом с страшною угрозою»
Свт. Иоанн Златоуст
«Что это значит? Не вооружает ли учеников Тот, который сказал: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39)? Тот, который заповедал благословлять злословящих, терпеть оскорбления, молиться за гонителей, потом вооружает учеников, и притом одним мечом? И какой был в этом смысл? Если бы непременно нужно было вооружить, то надлежало бы снабдить не одним только мечом, но и щитом, и шлемом, и латами. Подлинно, если бы Он намеревался устроить это по-человечески, то кому не показалось бы смешным такое повеление? В самом деле, хотя бы они взяли бесчисленное множество такого оружия, и тогда одиннадцать человек, что значили бы пред такими нападениями и кознями стольких племен, властителей, городов и народов? Могли ли бы они выслушать голос ржущего коня? Не пришли ли бы они в ужас при одном виде войска, будучи воспитаны на озерах и реках и малых ладьях? Для чего же Он говорит это? Для того, чтобы указать на козни иудеев и на то, что они намереваются схватить Его.»
Иоанн Златоуст обличает императрицу
Блж. Феофилакт Болгарский:
«Господь же, приучая его к евангельской жизни, наставляет НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ мечом, хотя бы и за Бога кто думал ответить»
Блж. Феофилакт Болгарский:
"Говорит это, конечно, не для того, чтобы они носили с собою мечи, но чтоб, как я сказал, объявить о войнах и бедствиях и сделать их ко всему готовыми.
Итак, желая указать на разбойническое нападение, Он упомянул о мече.
Поскольку тогда они находились в таком недоразумении, что сказали: Господи, вот здесь два меча, а Он, видя, что они не поняли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим образом нужно было употребить человеческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не человеческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж Господь не захотел обличать их в непонимании, но, сказав «довольно», пошёл. Это подобно тому, как и мы, когда, беседуя с кем-нибудь, видим, что он не понимает наших слов, говорим: хорошо, оставь; хотя и не хорошо, но, чтобы не оскорбить его, оставляем."
Евфимий Зигабен:
«Упрекнул его и показал, что не нужно пользоваться мечом для защиты Бога; этим, конечно, ЗАПРЕТИЛ и всякое оружие.»
Лопухин А. П.:
«Несомненно только, что Христос, произнося Свои слова, ЗАПРЕТИЛ всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия.»
Лук.22:36-38 «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.»
Святой прп. Нил Сорский:
«Посему посмотрим, каким образом это повеление, хотя оно относительно к телу и в смысле буквальном невозможно, в духовном смысле возможно и полезно.
А что мечем называет слово, это явно для всякого; так как на памяти у каждого часто повторяемое изречение писания: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4:12).»
профессор А.П.Лопухин:
«Словом о «мече» Господь хочет сказать не то, что ученики во время своих миссионерских путешествий должны будут прибегать к защите себя оружием, т.к. Господь неоднократно внушал им, что Сам Бог их будет, когда нужно, защищать (ср. Лк.21:18 и др.). Нет, Господь хочет этим сказать, что отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые, против них вооружится весь мир, и им нужно быть готовыми ко всему.»
святитель Паулин Ноланский 353-431
Паулин Ноланский Милостивый (лат. Pontius Meropius Anicius Paulinus; ок. 353—22 июня 431) — епископ Ноланский (409/411—431).
Память в Католической церкви — 22 июня, в Православной церкви — 23 января
Родился в Бурдигале (современный французский город Бордо) в семье римского сенатора. Он был двоюродным братом Мелании Старшей. Павлин получил хорошее образование, был избран в римские сенаторы, затем стал консулом и, наконец, в 381 году губернатором области Кампании в Италии.
В 394 году в Барселоне рукоположен в сан пресвитера. Затем вместе с женой они основали в Ноле общину строгой аскетической жизни. В 409 или 411 году при всенародном ликовании был избран епископом Ноланским (итал. и неап. Nola) — коммуна в Италии, располагается в регионе Кампания, в провинции Неаполь).
Человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся составляли отличительную черту его характера. Святой Павлин известен и как храмостроитель и христианский поэт.
Скончался 22 июня 431 года в возрасте 78 лет. Павлина хоронили в Ноле при большом стечении народа.
Частица мощей святителя Павлина находится в России в московской Школе звонарей
. Частица мощей святителя Павлина есть также в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне.
23 октября в Алтайский центр звонарского мастерства Иоанно-Богословского храмового комплекса в г. Барнаул (Алтайский край) была передана икона святителя Павлина Ноланского с частицей его мощей.
Ежегодно жители Нолы 26 июня совершают шествие, поминая своего любимого и уважаемого епископа. Считается, что святой Павлин был основателем традиции колокольного звона, он святой покровитель звонарей.
Сохранилось 20 стихотворений св. Павлина. Здесь подробнее о его жизни
В начале V века святитель Паулин Ноланский (353-431) пишет другу, служащему в армии:
«Кто бьется с мечом в руках, есть служитель смерти (et qui militat gladio mortis est minister)»[02].
А также напоминает ему, что нельзя служить двух господам, Христу и Цезарю, даже
«если Цезарь отныне желает быть слугой Христа, для того чтобы справедливо править многими нациями»[03].
Страстотерпцы Борис и Глеб (+1015)
Священномученик Александр Мень (убит в 1990) писал[i]:
В древней Руси «отнюдь не всегда христианские нравственные законы работали в полную силу, языческое прошлое все время давало о себе знать в народном сознании (что привело к существованию понятия двоеверия применительно к Руси - сочетания христианской веры и языческих верований), и проявляется оно вплоть до наших дней. Столкновение жестокого и воинственного язычества со светлым и исполненным любви духом христианства привело к борьбе, первыми героями и мучениками которой народ справедливо почитает князей Бориса и Глеба — сыновей Владимира.
Когда должен был решиться вопрос, кто будет наследовать Владимиру, один из его сыновей -- Святополк -- решил захватить великокняжеский престол, насильственно устранив своих братьев Бориса и Глеба. Борис на предложение дружины начать борьбу ответил: "Не подниму я руку на брата старейшего, он мне вместо отца". Это было первое истинно христианское слово, прозвучавшее на Руси. Дружина покинула князя, считая его слова проявлением слабости. Когда убийцы пришли к Борису, слуги, как рассказывает житие, плакали и говорили: "Милый наш господин, дорогой! Ты не хотел противиться брату любви ради Христовой!" Борис был убит, такая же участь постигла и юного Глеба. Русь оценила их смерть как мученичество за веру и причислила братьев к лику святых. Христианская кротость и смирение князей-страстотерпцев помогали русскому народу в течение веков сохранять терпение и мудрость в самые трудные исторические моменты».
Чуть подробнее о святых русских князьях рассказывает другой выдающийся пастырь ХХ века - протопресвитер Александр Шмеман:
«Продолжая серию бесед о святых как главных выразителях духа и воплощении христианства, мы остановимся сегодня на двух братьях, которым суждено было стать первыми официальными, или, как говорит Церковь, канонизированными святыми молодого христианства русского народа. Братья эти – Борис и Глеб, сыновья крестителя Руси князя Владимира, которых в 1015 году, после смерти Владимира, умертвил их старший брат Святополк.
Внешняя история этого двойного, явно политического убийства несложная, и она достаточно подробно изложена в русских летописях. Смерть отца «застает Бориса в походе на печенегов... он возвращается в Киев и дорогой узнаёт о намерении Святополка убить его. Он решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставляет его. На реке Альте его настигают убийцы... В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает утреню... ожидая убийц». Наконец, убийцы «врываются в палатку и пронзают его копьями».
Его брата «Глеба убийцы настигают на Днепре, у Смоленска, в устье Медыни… Предупреждение брата Ярослава, застигшее Глеба у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка… Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, тщетно умоляющего о сострадании. По приказу Горясера (вождя убийц. – Прот. А.Ш.) собственный повар Глеба перерезает ножом его горло»[ii]. Вот внешняя канва. Но, как замечает выдающийся историк русской святости профессор Георгий Петрович Федотов в своей книге «Святые Древней Руси», канонизация Бориса и Глеба, их необычайная популярность в Русской Церкви и сам этот факт, что своими первыми святыми молодая Русская Церковь избрала жертв, казалось бы, обычного в то время политического преступления, а не мучеников за веру или героев монашеских, аскетических подвигов, «ставит перед нами… большую проблему». В жизни Бориса и Глеба мы не видим столь привычных в религиозной литературе чудес, подвигов, исключительного героизма, необычайной нравственности или молитвенности. И потому вместе с Федотовым уместно поставить вопрос: в чём Русская Церковь и весь русский народ видели святость князей? В чём видели смысл их христианского подвига?
На этот вопрос Федотов отвечает так: «Память святых Бориса и Глеба была голосом совести в междукняжеских удельных счетах, не урегулированных правом, но лишь смутно ограничиваемых идеей родового старшинства»[iii]. Но эта политическая идея – не главное: главное, продолжает он, это «евангельское обоснование подвига»[iv]. Князь вспоминает о смирении, повторяет слова Писания:
«Господь гордым противится, смиренным же дает благодать»[v];
о любви:
«Кто говорит: Бога люблю, а брата своего ненавидит, тот лжец»[vi];
всего же сильнее – это мысль о мученичестве: «Аще кровь мою пролиет, – говорит Борис, – мученик (т.е. свидетель. – прот. А.Ш.) буду Господу моему». И эти слова он повторяет дважды. Вольное[vii] мучение есть подражание Христу, совершенное исполнение Евангелия. Со слезами идет он на горькую смерть, как говорит сказание, благодаря Бога, что сподобил его «все престрадати любве ради словесе Твоего». Убийцы уже в шатре, а последние слова святого всё те же: «Слава Тебе, что сподобил меня труда, т.е. подвига святых мучеников. Ты знаешь, Господь мой, что не противлюсь и не сопротивляюсь». Замечательно, что мученичество князей лишено всякого подобия героизма: не твердое ожидание смерти, не вызов силам зла, которые столь часто слышатся в страданиях древних христианских мучеников. Напротив: летописи подчеркивают их человеческую слабость, их жалостную беззащитность. Сказание ярко рисует мучительную трудность отрыва от жизни, горечь прощания с этим «прелестным светом». Не об отце лишь плачет Борис, но и о своей погибающей юности. В нём всё время идет борьба между двумя порядками чувств – жалости к себе самому и возвышенного призвания к соучастию в страстях Христовых. После первых ударов убийц Борис находит в себе силу выйти из шатра и попросить их: «Братия моя милая и любимая! Мало ми время дайте, да помолю ся Богу моему». И лишь после этой последней жертвенной молитвы он находит в себе силы, хотя и по-прежнему «слезами облився», сказать палачам: «Братие! Скончайте службу вашу, и да будет мир брату моему и вам, братие!»
Ещё более поражает своим трагическим реализмом смерть Глеба. Здесь всё сказано, чтобы пронзить сердце острой жалостью. Юная, почти детская жизнь трепещет под ножом убийц, и ни одна черта мужественного примирения, вольного избрания не смягчает ужаса бойни почти до самого конца. Глеб до встречи с убийцами, даже оплакав Бориса, не верит в жестокий замысел Святополка. Уже завидев ладью убийц, он радуется, «целование чаяше от них прияти». Тем сильнее его отчаяние, тем униженнее его мольбы: «Не режьте лозы, не до конца возросшия!» Однако уже это причитание кончается выражением беззлобного непротивления: «Аще ли крови моей насытити ся хотите, в ваших руках есмь и брата моего, и вашего князя». Молитва, начавшаяся с горькой жалобы, оканчивается выражением убеждения, что он умирает за Христа. Федотов пишет: «Думается, в полном согласии с древним сказателем мы можем выразить предсмертную мысль Глеба: всякий ученик Христа оставляется в мiре для страдания, и всякое невинное и невольное страдание в мiре есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания – по крайней мере в образе непротивления – торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью».
В образе Бориса и Глеба идея жертвы, отличная от героического мученичества, выступает с особой силой. Через жития «святых страстотерпцев», как назвала их Церковь, образ кроткого и страдающего Спасителя вошёл в сердце народа навеки, как самая заветная его святыня. Святые Борис и Глеб создали на Руси особый чин страстотерпцев – «самый парадоксальный чин русских святых». И именно они, эти «непротивленцы», как это ни странно, по смерти становятся в народной вере «во главе небесных сил, обороняющих русскую землю от врагов»[viii]. «Но этот парадокс, – отмечает Федотов, – конечно, является выражением основного парадокса христианства: Крест, символ всех страстотерпцев, из орудия позорной смерти становится знамением победы».
Таково начало понимания святости у нашего народа. Сердце и память его пленили не герои, а вот эти слабые и человечные братья, нашедшие в себе одну силу – поставить любовь выше силы. И потому в сердце и в памяти народной победившие, оставшиеся живыми»[ix].
Увы, прошли века и «понимание святости у нашего народа» (явленной страстотерпцами Борисом и Глебом) несколько изменилось. Нынешние вожди вспоминают о них так: «А вот Борис и Глеб, хотя и святые, но страну отдали без боя. Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером»[x]
Симеон Новый Богослов
(949, Галатия — 1022, Хрисополис) — христианский монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов). Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Богослов. Память совершается 12 марта
«В том и состоит человеколюбие, чтобы ты благодетельствовал врагам и любил их, как друзей и как истинных благодетелей, чтобы молился за всех обижающих тебя и имел сердечную любовь равно ко всем, и добрым и злым, и за всех повседневно полагал душу свою, за спасение... быть может, одного или, если возможно, то и всех.»
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
[01] Цит. по В.П.Лега. История западной философии
[02] M. KAMPTNER. Editio altera supplementis aucta curante. Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. Vienne. 1999. P. 225. Перевод И.Петровского
[03] PAULIN DE NOLE. Ep. 25,3. éd. G. DE HARTEL. Epistulae, Sancti Pontii Meropii Paulini Nolani Opera. 1/2. Перевод И.Петровского. Цит по его статье Отлучить или прославить? Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом
[i] Мень А., протоиерей. История религии. В 2-х кн. Кн. 2-я: Пути христианства: Учеб. пособие. — М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997
[iv] Там же. С. 21. Следующий далее обширный фрагмент до слов: «Федотов пишет…» соединяет в себе неточную цитацию и свободный пересказ текста на с. 21–24.
[v] 1 Петр 5:5. Также Иак 4:6
[vii][vii] То есть добровольное
[ix] Шмеман Александр, протопресвитер. Святость. Воплощенная суть./сборник "Беседы на Радио «Свобода»", т. I.
[x] Высказывание гражданина Путена в 2014 году. Ист: https://d2n5vmplxfxpig.cloudfront.net/2022/12/14/voina-i-bibliya-a28441