"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 05.02.2023, 21:07
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [30] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Климент Римский [1] Максимилиан Мученик [3]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [3]
Афанасий Великий [3] Григорий Богослов [3]
Григорий Нисский [6] Иоанн Златоуст [9]
Василий Великий [5] Амвросий Медиоланский [4]
Григорий Двоеслов [2] Тимофей Александрийский [0]
Исаак Сирин [1] Макарий Великий [1]
Симеон Новый Богослов [4] Августин Блаженный [9]
Александр Мень [38] Иоанн Дамаскин [3]
Серафим Саровский [1] Антоний Блум [9]
Иоанн Кассиан Римлянин [2] Дионисий Александрийский [1]
Беда Достопочтенный [5] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] Феофан Затворник [1]
Тихон Задонский [0] Иоанн Кронштадский [1]
Андрей Рублёв [1] Андрей Алёшин [0]
Владимир Соловьёв [0] Георгий Флоровский [1]
Александр Шмеман [4] Георгий Чистяков [7]
Георгий Великанов [4] A114n [1]
Фёдор Лобанов [52] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Мартин Лютер [3] Алексей Емельянов [1]
Андрей Ерёмин [1] Евгений Агеев [1]
К.М.Антонов [1] Патриарх Афинагор [1]
Марина Ахмедова [1] Андрей Белоус [1]
Олег Бородин [1] Павел Великанов [0]
Карло Мария Вигано [5] Ефрем Ватопедский [1]
Надя Гаврилова [1] Хусто Гонсалес [0]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [2]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Иероним Стридонский [2]
Ориген [6] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [3]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [1]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [3]
Владимир Сорокин [1] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Фёдор Лобанов

Насилие, война и христианин (1 а)

Продолжение. Начало здесь

III. Правила (каноны) церкви

Каноны ранней церкви (до огосударствления церкви и до эпохи Вселенских соборов) говорят о недопустимости военной службы для христиан ясно и однозначно. Каноны же Вселенских соборов формировались уже в период, когда руководство церкви подчинилось Империи. Но, поскольку ещё не был забыт предыдущий период, когда профессия солдата была под запретом для христиан, каноны (правила) и соборов и отцов этого периода отражают веру Церкви, а не те требования, которые Империя начала предъявлять к Церкви. Ниже я привожу правила (каноны) церкви, имеющие отношение к заявленной теме.

 

  • 13 правило святителя Ипполита Римского «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны участвовать в брани. Если они получат в качестве награды венец, они не должны возлагать его себе на голову» .
     
  • 14 правило святителя Ипполита Римского «Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» [30].

 

  • 27 апостольское правило прямо запрещает священнику подымать руку на кого бы то ни было. Всякий священник, дерзнувший ударить "верного или неверного" подлежит извержению из сана. "Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".

 

  • 83 апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать и то и другое, то есть, Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу.»

 

  • 66 апостольское правило: когда кто-либо из клира в сваре, то есть в драке, кого-нибудь ударит и единым ударением убиет — тот будет извержен из сана.

 

  • 55 правило святителя Василия Великого. В нём сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени.
    «Так что даже если священник применит физическую силу в целях самообороны (например, защиты храма) и убьет человека, он все равно извергается из сана и не сможет больше служить.»
    [i] Текст правила: «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф.26,52).»

 

  • 13 правило святителя Василия Великого отлучает от Причастия (то есть от Церкви; членство в Церкви определяется участием в таинстве Евхаристии) на 3 года солдат - участников войны [31]

После  попадания церкви в плен к Империи это правило пытались замалчивать: "Интересно, что мы обладаем большим количеством  <сборников> византийских канонов того времени. И ни в одном из них нет канона Василия Великого относительно трехлетней епитимии [32].

Только святитель Иоанн III Схоластик (+ 577), патриарх Константинопольский, один из самых ярких канонистов своего времени, составляя знаменитый Номоканон, в предисловии говорит, что он первый, кто добавляет все канонические письма Василия Великого в коллекцию церковных правил. Предыдущие сборники, конечно, содержали письма Василия, но 13 правило о трехлетней епитимии сознательно умалчивалось[33]. Только с 580 года, с Syntagma canonum в канонических сборниках появляется 128 письмо Василия Великого" [34].

  • Религиовед А. Григoрян пишет о том, как соблюдалось это правило:  "Существует распространенное мнение, что это 13-е правило не выполнялось на практике и не имело обязательный статус. Однако существуют обратные свидетельства. Например, известно, что Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг (1156–1169), знаменитый канонист, вместе со своим синодом пересмотрел решение епископа, не наложившего епитимию, требуемую акривией, на солдата, совершившего убийства в военное время. Патриарх Лука и председательствовавший при нем синод решили подвергнуть воина должному наказанию, а также наказали оправдавшего его епископа — «аргосом», т. е. временным запретом на священническое служение.
    Прп. Никодим Святогорец в «Пидалионе» отдельно оговаривает это мнение:
    «Зонара говорит, что этот совет святого, точнее, правило, кажется тягостным и суровым, ведь для воинов-христиан, которые участвуют в непрерывных войнах, эти три года никогда не истекут, а значит, они никогда не причастятся. Тем не менее мы подтверждаем, что воины не могут причащаться на войне, а могут только спустя три года после неё.»
    [35].
  • 12-е правило Никейского собора: «Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, «как псы, на свою блевотину возвратившиеся», так что некоторые и серебро употребляли, и посредством даров достигли возстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания Писаний в притворе. Во всех же сих надлежит принимать в разсуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в Церковь возомнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния».

 

  • 7 правило Святого Вселенского IV Собора, Халкидонского:   «Учиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрал для Бога, предавать анафеме.»[ii]

 

  • 9 правило  святого собора Константинопольского, во храме святых апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) говорит среди прочего: «Апостолькое и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бити верных согрешивших, или неверных нанесших обиду (Апост. прав. 27). Ухищряющиеся угодити своему гневу, и превращающие апостольские установления, разумеют сие токмо о биющих своеручно, хотя оное правило ничего такого не назнаменует, и правый смысл тако разумети не попускает. Ибо по истине было бы неразсудительно, и весьма поргешительно, аще бы нанесший своеручным биением три или четыре удара, подвергаем был извержению, а между тем, по данной свободе бити посредством повеления, простерший истязание до жестокости и до смерти оставался бы ненаказанным. Итак поелику оным правилом определяется наказание за биение вообще: то и мы согласно определяем. Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлением и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами.»

 

**


Итак, правила (каноны) Церкви не допускают ни священников, ни монахов к участию в боевых действиях, а убийцам запрещается рукополагаться в священники (43-е правило свт. Василия Великого[iii]; 5-е правило свт. Григория Нисского[iv], 83-е Апостольское правило – см. о нём выше).

Так, например, византийский юрист Константин Арменопул (сер. XIV в.) свидетельствует о следующем случае: в военное время православный епископ убил османского солдата при самообороне; позже его св. Синод низложил его на том основании, что лучше погибнуть от руки турка, чем убить его. Это само по себе доказывает, что, согласно православному каноническому праву, думать о войне как о святом деле было бы простым доведением до абсурда самой идеи священного.

Невозможно получить мученический венец в Царствии Божьем за то, что делает невозможным предстояние перед престолом
."[v]

По сообщению Зонары в толковании на 13-е правило свт. Василия Великого:

«…когда император Никифор Фока стал требовать чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, и подобно им были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли со своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и, не быв выслушаны, воспользовались наконец словами Василия Великого, как правилом, говоря: «Каким образом мы можем причислять к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки?»[31]

Эти события упоминаются и в толкованиях других канонистов на Вас. Вел. 13 – Вальсамона (он уточняет, что вопрос решался на соборе, возможно имея ввиду Синод Константинопольской Церкви) [32], Матфея Властаря в Алфавитной Синтагме [33] и прп. Никодима Святогорца в Пидалионе [34]. 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

[i]   Можно ли воевать православному священнику?  https://foma.ru/mozhno-li-voevat-pravoslavnomu-svjashhenniku.html

[32]  "Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года  удержались от приобщения токмо святых таин". Из слов о "защите  целомудрия и благочестия" видим , что, если убийство совершается  с целью такой защиты, святитель считает эти  - и только эти -  обстоятельства смягчающими, и именно по этой причине налагает гораздо меньший срок отлучения (всего 3 года) про сравнению с другими обстоятельствами, когда за убийство при других обстоятельствах он отлучает на 20 лет.   

[32] См. N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Historiae juris graeco-romani delineatio. Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningue. 1985.

[33] См. по этой теме: V.N. BENESEVIC. Ioannis Scholastici Synagoga L Titulorum ceteraque eiusdem opera juridical. Adh. D. Bayerischen Akademie der Wissensch. Phil.-hist. Abteilung, neue Folge, Heft 14. Munich. 1937.

[34] N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Ibid. P. 61. Цит. по Петровский И. Отлучить или прославить? Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом

[35]  А.Григорян "Рaвнознaчнo ли мyченичeству исполнeние вoинского дoлга?" livejournal.com

[ii]  «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец»

[iii] 43 правило свт. Василия: «Нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанёс удар, или отмщал» (Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец)

[iv] 5 правило свт. Григория: «Посем остается подвергнута изследованию душевную силу раздражения, когда она, уклонившись от благого употребления негодования, впадет в грех. Много бывает от раздражения греховных дел и всяких зол. Но отцам нашим угодно было о иных из них не входить во многую подробность, и не признали они требующим многого попечения врачевание всех согрешений, от раздражения происходящих. Писание возбраняет не токмо легкую рану, но и всякое злоречие или хуление (Кол.3,8; Эф.4,31), и все подобное от раздражения происходящее: но они токмо противу злодеяния убийства положили предохранение в епитимиях. Разделяется же сие злодеяние по различию убийства вольнаго и невольнаго. Вольное убийство во первых есть то, на которое с намерением дерзнул решившийся на сие самое злодеяние, да совершит оное: во вторых и то полагается между вольными убийствами, когда кто в сопротивоборстве, бия и будучи бием, наносит рукою удар в некое опасное место. Ибо едины яростью объятый и стремлению гнева предавшийся, во время страсти не приемлет в ум ничего могущаго пресечь зло. Итак убийство, происшедшее от сопротивоборства, приписуется действию произвола, а не случаю. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло. Из сих вольное убийство требует троякаго протяжения времения для тех, которые обращением врачуют произвольное преступление. Для них полагается три девятилетия, с назначением по девяти лет на каждый степень покаяния. Кающийся да проведет девятилетнее время в совершенном отлучении, с преграждением ему входа в церковь. Столько же других лет да пребудет в степени слушающих, сподобляясь токмо слушания учителей и писаний: в третьем же девятилетии да молится с припадающими в покаянии, посему да приступает к общению Святых Тайн. Явно же есть, яко и за таковым то же наблюдение имети будет домостроительствующий в церкви: и по усмотрению обращения сократится для него продолжение епитимии, так что, вместо девяти, на каждый степень покаяния положатся или восемь, или семь, или шесть, или токмо пять лет, аще великостию покаяния упреждает он время, и ревностию в исправлении себя превосходит тех, кои в продолжительное время менее деятельно очищают себя от скверн. Невольное же убийство признано достойным снисхождения, но не похвальным. Сие сказал я, дабы явным состворити, яко аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, таковаго, как уже соделавшагося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойцным священническия благодати. Какое же время назначено для очищения просто блуда, такое же заблагоразсуждено положить и для невольных убийц, притом с разсмотрением и здесь расположения кающегося. Таким образом, если будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведётся кающийся к возвращению в церковь и к причастию Святых Тайн. Аще же кто, не исполнив времени покаяния, определеннаго правилами, отходит от жизни: то человеколюбие отцев повелевает, да причастится Святых Тайн, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее и дальнее странствие. Но аще причастившись Святых Тайн, паки возвратится к жизни: да ожидает исполнения означеннаго времени, находясь на той степени, на которой был прежде даннаго ему, по нужде, приобщения.» (Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец)

[v]   А.Григорян "Рaвнознaчнo ли мyченичeству исполнeние вoинского дoлга?" livejournal.com

[vi]  Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., "Паломник" - "Благовест", 1995. C. 31-105  Цит по   https://www.rulit.me/books/apologiya-i-read-77400-12.html   8.11.2022

Категория: Фёдор Лобанов | Добавил: didahe (16.12.2022)
Просмотров: 55 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог