"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [38] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [3]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [51] Георгий Чистяков [10]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [58]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [4] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [3]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [4]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [17]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [0] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [1] Алексей Лебедев [1]
Апостол Павел [4] Вячеслав Винников [1]
Уильям Оккам [1] Дмитрий Рябыкин [0]
Андрей Кураев [0]
Агент КГБ, пропагандист, публицист
Елена Мень [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Василий Великий

Насилие, война и христианин (1 а)

Продолжение. Начало здесь

III. Правила (каноны) церкви

    

     Каноны ранней церкви (до огосударствления церкви и до эпохи Вселенских соборов) говорят о недопустимости военной службы для христиан ясно и однозначно. Каноны же Вселенских соборов формировались уже в период, когда руководство церкви подчинилось Империи. Но, поскольку ещё не был забыт предыдущий период, когда профессия солдата была под запретом для христиан, каноны (правила) и соборов и отцов этого периода отражают веру Церкви, а не те требования, которые Империя начала предъявлять к Церкви. Ниже я привожу правила (каноны) церкви, имеющие отношение к заявленной теме.

  • 13 правило святителя Ипполита Римского «Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны участвовать в брани. Если они получат в качестве награды венец, они не должны возлагать его себе на голову» [1].
     
  • 14 правило святителя Ипполита Римского «Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься»   [2].

 

  • 27 апостольское правило прямо запрещает священнику подымать руку на кого бы то ни было. Всякий священник, дерзнувший ударить "верного или неверного" подлежит извержению из сана. "Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал".

 

  • 83 апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать и то и другое, то есть, Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесарю и Божие Богу.»

 

  • 66 апостольское правило: когда кто-либо из клира в сваре  (то есть в драке) кого-нибудь ударит и единым ударением убиет — тот будет извержен из сана.  (Выражение "извержен из сана означает снятие с клирика сана. Прим. Ф.А.Л.)

 

  • 55 правило святителя Василия Великого. В нём сказано, что клирики, отражающие разбойное нападение, то есть дерущиеся с разбойниками, всё равно низлагаются со своей степени.
    «Так что даже если священник применит физическую силу в целях самообороны (например, защиты храма) и убьет человека, он все равно извергается из сана и не сможет больше служить.»
    3 Текст правила: «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф.26,52).»

 

  • 13 правило святителя Василия Великого отлучает от Причастия (то есть от Церкви; членство в Церкви определяется участием в таинстве Евхаристии) на 3 года солдат - участников войны [4]

 

 

**

После  попадания церкви в плен к Империи это правило пытались замалчивать: "Интересно, что мы обладаем большим количеством  <сборников> византийских канонов того времени. И ни в одном из них нет канона Василия Великого относительно трехлетней епитимии [5].

Только святитель Иоанн III Схоластик (+ 577), патриарх Константинопольский, один из самых ярких канонистов своего времени, составляя знаменитый Номоканон, в предисловии говорит, что он первый, кто добавляет все канонические письма Василия Великого в коллекцию церковных правил. Предыдущие сборники, конечно, содержали письма Василия, но 13 правило о трехлетней епитимии сознательно умалчивалось [6]. Только с 580 года, с Syntagma canonum в канонических сборниках появляется 128 письмо Василия Великого" [7].

  • При этом религиовед А. Григoрян пишет о том, что это правило всё же соблюдалось:  "Существует распространенное мнение, что это 13-е правило не выполнялось на практике и не имело обязательный статус. Однако существуют обратные свидетельства. Например, известно, что Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг (1156–1169), знаменитый канонист, вместе со своим синодом пересмотрел решение епископа, не наложившего епитимию, требуемую акривией (принципом точного следования правилу - Ф.А.Л.), на солдата, совершившего убийства в военное время. Патриарх Лука и председательствовавший при нем синод решили подвергнуть воина должному наказанию, а также наказали оправдавшего его епископа — «аргосом», т. е. временным запретом на священническое служение.

  • Никодим Святогорец (Калливурцис)

    Святой преподобный Никодим Святогорец (1749 - 1809) [22] в «Пидалионе» высказывается так:
    «Зонара говорит, что этот совет святого, точнее, правило, кажется тягостным и суровым, ведь для воинов-христиан, которые участвуют в непрерывных войнах, эти три года никогда не истекут, а значит, они никогда не причастятся.
    Тем не менее мы подтверждаем, что воины не могут причащаться на войне, а могут только спустя три года после неё
    [8].

     

  • Согласно прп. Никодиму Святогорцу,  убийство врага на войне – все же остается грехом убийства, требующим прощения. Он пишет:


    «Василий объясняет и причину, почему древние отцы его прощали, именно потому, что убивающие на войне сражаются за веру и сохранение целомудрия. Ведь если варвары и неверные однажды захватят власть, то не останется ни благочестия, которое они уничтожат, утвердив собственное зловерие, ни целомудрия и хранения чести, поскольку варвары будут везде насиловать и растлевать девиц и юношей.

    Почему же  ...  Василий Великий на три года лишил их приобщения? Это недоумение разрешает Сам Бог в книге Чисел. Там сказано: евреи, которые вернулись с войны с мадианитянами, должны семь дней оставаться вне стана, вымыть свои одежды и очиститься и тогда уже входить в стан. И пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший и прикоснувшийся к убитому, очиститесь... и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан (Чис. 31:19; 24).

    По толкованию Филона Иудея, причина этого повеления в том, что, хотя убийства врагов были законными [во времена Ветхого Завета - Ф.А.Л.], однако убивающий человека, справедливо ли, или из мести, или поневоле и принудительно, очевидно впадает в грех и преступление, поскольку убивает сродного себе человека, той же природы, что и он сам. И потому евреи, убивавшие мадианитян на войне, пусть справедливо, пусть как врагов, пусть в отмщение, однако, как убивавшие сродных себе по природе людей, виновны в грехе человекоубийства и должны очиститься от греха семидневным очищением вне стана. ...

    Следуя этому примеру Писания, и Василий Великий советует, что хорошо было бы убивавшим на войне воздерживаться от причастия три года, потому что они осквернились кровью сродных себе людей, а, пожалуй, еще и потому, что они оказались способными вредить творению Божию и уничтожать его».[9]

 

 

Есть ещё одно правило свт. Василия Великого, которое трактует об отличии вольного убийства и невольного (невольное - это убийство по неосторожности. Он приводит такой пример, что ты, скажем. бросил в агрессивную собаку камень, а тут мимо проходил человек и случайно попало в него и т.д.). Так вот согласно свт. Василию,. убийство на войне - есть ВОЛЬНОЕ убийство:

  • 8 правило святителя Василия Великого: "К ВОЛЬНОМУ УБИЙСТВУ причисляется...взявший меч или что-нибудь подобное...на войне убивают, намереваясь не устрашить, не вразумить, но очевидным образом уничтожить противников" [10]

     Феодор Вальсамон толкует это место так: "Но кто употребит какое бы то ни было ОРУЖИЕ ПРОТИВ неприятелей или разбойников, того признаёт вольным убийцею" [11]  При этом, за вольное убийство полагается  епитимья - отлучение  от Церкви (т. е. от Причастия)  на 20 лет.  (56 Правило Василия Великого).  Вот его полный текст:
  • 56 правило святителя Василия Великого:  Волею убивший, и потом покаявшийся, двадцать  лет да будет без причастия Святых Тайн. На эти двадцатьь лет дастся ему следующее распределение:
    четыре года должен он плакать, стоя вне дверей молитвеннаго храма, и прося входящих в оный верных, сотворитб о нём молитву, исповедуя при этом своё преступление.
    После четырёх лет пусть будет принят в число слушающих Писания, и с ними пусть  выходит (в начале Литургии верных - прим. Ф.А.Л.)  в продолжении пяти лет.
    Семь лет с припадающими пусть молится и да не исходит.
    Четыре лета пусть стоит токмо с верными, но да не сподобится причастия.
    По исполнении сих да причастится Святых Тайн.[12]
  •  
  • 12-е правило Никейского собора: «Благодатию призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие воинские поясы, но потом, «как псы, на свою блевотину возвратившиеся», так что некоторые и серебро употребляли, и посредством даров достигли возстановления в воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по трилетном времени слушания Писаний в притворе. Во всех же сих надлежит принимать в разсуждение расположение, и образ покаяния. Ибо которые, со страхом, и слезами, и терпением, и благотворениями, обращение являют делом, а не по наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбнее нечто о них устроити. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид вхождения в Церковь возомнили для себя довольным ко обращению: те всецело да исполняют время покаяния».

 

  • 7 правило Святого Вселенского IV Собора, Халкидонского:   «Учиненным единожды в клир, и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирской чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрал для Бога, предавать анафеме.»13

 

  • 9 правило  святого собора Константинопольского, во храме святых апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) говорит среди прочего: «Апостолькое и Божественное правило подвергает извержению священников, дерзающих бити верных согрешивших, или неверных нанесших обиду (Апост. прав. 27). Ухищряющиеся угодити своему гневу, и превращающие апостольские установления, разумеют сие токмо о биющих своеручно, хотя оное правило ничего такого не назнаменует, и правый смысл тако разумети не попускает. Ибо по истине было бы неразсудительно, и весьма поргешительно, аще бы нанесший своеручным биением три или четыре удара, подвергаем был извержению, а между тем, по данной свободе бити посредством повеления, простерший истязание до жестокости и до смерти оставался бы ненаказанным. Итак поелику оным правилом определяется наказание за биение вообще: то и мы согласно определяем. Подобает бо священнику Божию вразумляти неблагонравнаго наставлением и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческия с бичами и ударами.»

 

**


Итак, правила (каноны) Церкви не допускают ни священников, ни монахов к участию в боевых действиях, а убийцам запрещается рукополагаться в священники (43-е правило свт. Василия Великого14; 5-е правило свт. Григория Нисского15, 83-е Апостольское правило – см. о нём выше).

Так, например, византийский юрист Константин Арменопул (сер. XIV в.) свидетельствует о следующем случае: в военное время православный епископ убил османского солдата при самообороне; позже его св. Синод низложил его на том основании, что лучше погибнуть от руки турка, чем убить его. Это само по себе доказывает, что, согласно православному каноническому праву, думать о войне как о святом деле было бы простым доведением до абсурда самой идеи священного.

Невозможно получить мученический венец в Царствии Божьем за то, что делает невозможным предстояние перед престолом
."[16]

По сообщению Зонары в толковании на 13-е правило свт. Василия Великого:

«…когда император Никифор Фока стал требовать чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, и подобно им были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли со своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и, не быв выслушаны, воспользовались наконец словами Василия Великого, как правилом, говоря: «Каким образом мы можем причислять к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки?»[17]

Эти события упоминаются и в толкованиях других канонистов на Вас. Вел. 13 – Вальсамона (он уточняет, что вопрос решался на соборе, возможно имея ввиду Синод Константинопольской Церкви) [18], Матфея Властаря в Алфавитной Синтагме [19] и прп. Никодима Святогорца в Пидалионе [20] [21]

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 


[1] Тот факт, что каноны  св. Ипполита Римского не входят в Книгу правил, поскольку  были найдены историками позже, не меняет дела. Моя цель -  анализ  не Книги правил, а веры и морали первохристианской Церкви и их дальнейшего развития. А в этом  разделы собраны указания в жанре  канонов (правил).

[2Les Canons d'Hippolyte. éd. R .G. COQUIN, PO 31, fasc. 2, Paris. 1966. P. 367.

[3]   Можно ли воевать православному священнику?   Журнал "Фома"

[4]  "Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года  удержались от приобщения токмо святых таин". Из слов о "защите  целомудрия и благочестия" видим , что, если убийство совершается  с целью такой защиты, святитель считает эти  - и только эти -  обстоятельства смягчающими, и именно по этой причине налагает гораздо меньший срок отлучения (всего 3 года) про сравнению с другими обстоятельствами, когда за убийство при других обстоятельствах он отлучает на 20 лет.   

Также  обращает на себя внимание формулировка "не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия". То есть извинять святитель Василий предполагает только защитников упомянутых добродетелей. Возможно, такая ситуация была возможно, когда христианское население солдат защищал от иноверного войска. Но в ситуации. когда одни христиане "мочат" других, или , напротив, обе армии вполне секулярны, как возможна такая  ситуация? Разве что, когда всем взводом насилуют одну женщину (на любой войне происходят преступления против мирного населения и изнасилования), а один отказывается. и по этому взводу - из автомата?..

[5] См. N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Historiae juris graeco-romani delineatio. Les sources du droit byzantin de 300 à 1453. Groningue. 1985.

[6] См. по этой теме: V.N. BENESEVIC. Ioannis Scholastici Synagoga L Titulorum ceteraque eiusdem opera juridical. Adh. D. Bayerischen Akademie der Wissensch. Phil.-hist. Abteilung, neue Folge, Heft 14. Munich. 1937.

[7] N. VAN DER WAL et J.H.A. LOKIN. Ibid. P. 61. Цит. по Петровский И. Отлучить или прославить? Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом

[8]  Артём Григорян "Рaвнознaчнo ли мyченичeству исполнeние вoинского дoлга?"

[9]  Примечание к толкованию на  13-е правило свт. Василия Великого// Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Том 4. Правила святых отцов.     - https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/pidalion-pravila-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami-tom-4-pravila-svjatyh-ottsov/5_16#note153

[10]   «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец»/ Москва, Русский Хронограф, 2004. Стр. 305

[11]  https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/1#1_8 Дата обр. 14.02.2023

[12] «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец»/ Москва, Русский Хронограф, 2004. Стр. 323-324

[13]  «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец»

[14] 43 правило свт. Василия: «Нанесший ближнему смертный удар есть убийца, он ли первый нанёс удар, или отмщал» (Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец)

[15] 5 правило свт. Григория: «Посем остается подвергнута изследованию душевную силу раздражения, когда она, уклонившись от благого употребления негодования, впадет в грех. Много бывает от раздражения греховных дел и всяких зол. Но отцам нашим угодно было о иных из них не входить во многую подробность, и не признали они требующим многого попечения врачевание всех согрешений, от раздражения происходящих. Писание возбраняет не токмо легкую рану, но и всякое злоречие или хуление (Кол.3,8; Эф.4,31), и все подобное от раздражения происходящее: но они токмо противу злодеяния убийства положили предохранение в епитимиях. Разделяется же сие злодеяние по различию убийства вольнаго и невольнаго. Вольное убийство во первых есть то, на которое с намерением дерзнул решившийся на сие самое злодеяние, да совершит оное: во вторых и то полагается между вольными убийствами, когда кто в сопротивоборстве, бия и будучи бием, наносит рукою удар в некое опасное место. Ибо едины яростью объятый и стремлению гнева предавшийся, во время страсти не приемлет в ум ничего могущаго пресечь зло. Итак убийство, происшедшее от сопротивоборства, приписуется действию произвола, а не случаю. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло. Из сих вольное убийство требует троякаго протяжения времения для тех, которые обращением врачуют произвольное преступление. Для них полагается три девятилетия, с назначением по девяти лет на каждый степень покаяния. Кающийся да проведет девятилетнее время в совершенном отлучении, с преграждением ему входа в церковь. Столько же других лет да пребудет в степени слушающих, сподобляясь токмо слушания учителей и писаний: в третьем же девятилетии да молится с припадающими в покаянии, посему да приступает к общению Святых Тайн. Явно же есть, яко и за таковым то же наблюдение имети будет домостроительствующий в церкви: и по усмотрению обращения сократится для него продолжение епитимии, так что, вместо девяти, на каждый степень покаяния положатся или восемь, или семь, или шесть, или токмо пять лет, аще великостию покаяния упреждает он время, и ревностию в исправлении себя превосходит тех, кои в продолжительное время менее деятельно очищают себя от скверн. Невольное же убийство признано достойным снисхождения, но не похвальным. Сие сказал я, дабы явным состворити, яко аще кто, хотя невольно, будет осквернен убийством, таковаго, как уже соделавшагося нечистым чрез нечистое дело, правило признало недостойцным священническия благодати. Какое же время назначено для очищения просто блуда, такое же заблагоразсуждено положить и для невольных убийц, притом с разсмотрением и здесь расположения кающегося. Таким образом, если будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с сокращением времени да ведётся кающийся к возвращению в церковь и к причастию Святых Тайн. Аще же кто, не исполнив времени покаяния, определеннаго правилами, отходит от жизни: то человеколюбие отцев повелевает, да причастится Святых Тайн, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее и дальнее странствие. Но аще причастившись Святых Тайн, паки возвратится к жизни: да ожидает исполнения означеннаго времени, находясь на той степени, на которой был прежде даннаго ему, по нужде, приобщения.» (Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец)

[16]   Артём Григорян "Рaвнознaчнo ли мyченичeству исполнeние вoинского дoлга?"

[17] Толкование Зонары на 13-е правило свт. Василия Великого //Правила Святых Отцов Православной Церкви https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/1#1_13

 [18]  Толкование Вальсамона на 13-е правило свт. Василия Великого. Там же

[19]  Матфей Властарь. Указ. соч.

[20] См. примечание к толкованию на 13-е правило свт. Василия Великого// Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Том 4. Правила святых отцов. https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/pidalion-pravila-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami-tom-4-pravila-svjatyh-ottsov/5_16#note153

[21]   Синильщиков В. Б. Источники доникейского периода и каноны Православной Церкви об участии христиан в войнах

[22] преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) Монах, богослов, толкователь канонов. День памяти: 14   июля

В миру Николай Калливурцис, родился в 1749 году в Греции на острове Наксосе от благонравных родителей Антония и Анастасии Калливурцис. Благодаря домашнему воспитанию и зову собственного сердца Николай с детства отличался особой религиозностью, стараясь подражать святым Божьим угодникам. Образование он получил в городе Смирне, где изучал богословие, древнегреческий, латинский, французский и итальянский языки. В 1770 году вернулся на Наксос и стал секретарём митрополита Анфима.

В возрасте 26 лет Николай Калливурцис пришёл на Афон, где в монастыре Дионисиат принял постриг с именем Никодим.

После двух лет пребывания в монастыре Никодим по поручению митрополита Коринфского Макария начал подготовку издания «Добротолюбия», составленного из нескольких рукописей, обнаруженных в 1777 году в Ватопедском монастыре. В том же году Никодим встретился с Паисием (Величковским), занимавшимся исследованием и распространением святоотеческих творений. Сразу по окончании работы над «Добротолюбием» он редактирует и готовит издание классического сборника духовных поучений XI века «Евергетин» и книги «О постоянном Божественном Причащении» (совместно с митрополитом Макарием). Это стало началом его литературно-богословской деятельности.

Книга "Невидимая брань", известная современному русскому читателю в переводе свт. Феофана Затворника, является одной из самых популярных книг для духовного назидания как монашествующих, так и мирян.

Вопрос о происхождении этой книги, которая традиционно приписывается прп. Никодиму Святогорцу, в течение целого века был средоточием напряжённых споров в среде исследователей. К сегодняшнему дню однозначно доказано, что прототипом Невидимой брани является книга итальянского монаха-театинца Лоренцо Скуполи Combattimento spiritual, которую он составил для своих духовных дочерей – насельниц венецианского монастыря св. ап. Андрея Первозванного1.

Прп. Никодим, редактируя книгу католического автора, внёс в её текст довольно большое число изменений и дополнений, призванных адаптировать Combattimento spiritual для православного восприятия.

Из монастыря Дионисиата Никодим перешёл к некоему старцу-колливаду Арсению Пелопоннесскому в монастырь Пантократор, где посвятил себя молитве и изучению Священного Писания и трудов святых. Некоторое время он провёл со своим старцем на острове Скиропула; здесь, по просьбе своего двоюродного брата, епископа Еврипиского Иерофея, он написал руководство «О хранении пяти чувств, воображения, ума и сердца».

В 1783 году, вернувшись на Афон, Никодим принял схиму и ушёл в затвор, в котором пробыл 6 лет. Затвор был оставлен после того, как Никодиму было поручено митрополитом Макарием, вновь посетившим Афон, редактирование трудов Симеона Нового Богослова. После этого до своей смерти Никодим занимался литературно-богословской работой.

Скончался 1 июля 1809 года, был погребён в келье Скуртеев в Карее.

В ночь своей смерти отец Никодим пребывал в молитве, благодаря Бога и прося у Него милости. Перед кончиной причастился Тела и Крови Христовых.

Канонизирован в 1955 году указом патриарха Константинопольского Афинагора. Мощи преподобного Никодима (глава) хранятся на Афоне.

Категория: Василий Великий | Добавил: didahe (16.12.2022)
Просмотров: 757 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог