"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Вторник, 05.03.2024, 01:14
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Фёдор Алексеевич Лобанов

Ветхозаветные образы суда и восстановления в Апокалипсисе и в синоптических Евангелиях

Москва, 2017

 

Также см. того же автора  Изображение конца времён
в пророческой речи Господа Иисуса на Елеонской горе
и в серии печатей книги Откровения

 

Введение

ЧАСТЬ  1. ОБРАЗЫ СУДА

 

1.1. Сын Человеческий, грядущий на облаках и рыдающие народы. Откр 1:7, Мф 24:30
(Дан 7:13, Зах 12:10)

1.2. Измерение Храма и осквернение его язычниками. Откр 11:2, Лк 21:24 и 21:6 
(Дан 7:25, Зах 1: 16-17, Зах 2:1-2, Иез 40-42)

1.3. Горы и скалы как последнее убежище от гнева Божия. Откр 6:16, Лк 23:30
(Ос 10:8 и Ис 2)

1.4. Мученичество святых и небесное торжество. Откр 18:20, 24, Лк 11:49-51, Мф 23:34-36.
(Иер 2:34; 51:49)

 

ЧАСТЬ 2. ОБРАЗЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
 

2.1. Блаженство скорбящих и нищих. Откр 2:9, Мф 5:3 сл.\ Лк 6:20
(Ис 61:1-7, Ис 55:1-3, Пс 36:11)

 2.2. Истинный Пастырь. Откр 7:14-17, Мф. 18:12-14 \ Лк. 15:3-7
(Пс 22, Иез 34)

 2.3. Брачный пир Мессии и приглашённые гости. Откр 19:7-9, 21:9 Мф. 22:1-14 и пар., Мф 25 :1-13
(Иез 16, Ис 54:4-7, Ис 61:10, Ис 62:5, Иер 2:2, Ос 2:2)


2.4. Суд, совершаемый учениками в грядущем Царстве Откр 20:4, Лк 22:30
(Дан 7:9-10)

2.5. Река воды жизни и рыбы всякого рода / О брошенных в огонь.
Откр. 22:1, Мф 13:47-48 / Откр 19:20, Мф 13:49-50
.
(Иез 47:9-10/ Ис 30:31-33)


Заключение

Библиография

Приложение:

Таблица. Параллельные места по 1 части
Таблица. Параллельные места по 2 части

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ


 

Книга Откровение Иоанна Богослова, входя в состав Нового Завета, имеет множество связей с Ветхим Заветом. Также и во многих местах Евангелий мы находим параллельные с Ветхим Заветом места. Но, если Евангелия, продолжая библейскую традицию, используют свой собственный язык, который только отдельными своими фрагментами перефразирует Ветхий завет или его цитирует, то Апокалипсис, будучи единственном целиком пророческой книгой в Новом Завете, целиком «сплетён» из ветхозаветных (в особенности, пророческих) слов, выражений и образов.

По самому своему жанру Апокалипсис - текст непростой. Исследователи находят в нём черты и эпистолярного жанра, и элементы влияния богослужебной традиции Церкви, и, разумеется, жанра «апокалиптического».

Что же касается того факта, что Апокалипсис - книга пророческая, то пророчество это новозаветное, и в этом его уникальность. Но христианская Библия — текст единый, открытый людям Одним и Тем же Богом, и, таким образом, дух пророчества в Ветхом и Новом Заветах един. В Апокалипсисе множество прямых заимствований тех или иных образов и выражений из Ветхого Завета, смысловых перекличек с ним. Например, в Откровении «особенно в последней главе, содержится ряд явных аллюзий на первые главы кн. Бытие, благодаря чему создается своего рода обрамление всего Свящ. Писания.»1

Сам язык книги Откровения наводит исследователей, что священно-писатель не просто был водим Тем же Духом, но и сознательно стремился приблизиться к стилистике ветхозаветных пророческих книг. Во-первых, сам святой Иоанн пишет в 22:19 о своей книге — «книга пророчества сего».

Сами языковые особенности Откр. указывают на связь с пророческими книгами Ветхого Завета. Это, например, такие эпизоды: «сцены призвания Иоанна к пророческому служению с «вкушением свитка» и символического действия измерения храма, совершаемого им после повеления «пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (10. 1- 1. 2; ср.: Иез 2. 1 - 3. 3; 40. 3; Зах 2. 1-2); слова «так говорит...» в посланиях 7 Церквам (главы 2-3) с описанием Говорящего и последующей оценкой состояния того, к кому обращено слово (ср.: Ис 42:5; 43: 1, 14, 16; Иер 2: 2, 5; Иез 2: 4; 5: 5; 13: 3;Ам 2: 1; Авд 1)2.

Исследователи указывают, что что язык, которым написана книга Откровения Иоанна — язык неправильный с точки зрения норм греческого языка. Для этого языка характерно, «не просто наличие солецизмов (синтаксически неправильных оборотов речи, не искажающих смысла высказывания), но сочетание правильных и неправильных оборотов. Большинство ученых предполагают, что автор книги употребляет последние сознательно, создавая свой особый стиль. Многие считают, что Иоанн стремился т. о. придать тексту библейско-пророческий колорит.»3

Кроме конкретных образов и языковых особенностей, Апокалипсис и по темам, поднимаемым в нём, связан в пророческими книгами. Например, «как и кн. пророка Даниила, Апокалипсис является <..> ответом верующим на волновавший их вопрос: почему Бог попускает такие гонения на избранных Его? И возвращается к основным темам пророческих писаний — о великом Дне Ягве (Ам 5:1-8), о святом народе, порабощённом могущественными врагами, рассеянном и почти уничтоженном вследствие жестоких гонений. Пророки возвещали близость дня спасения, когда Бог придет освободить свой народ из-под власти угнетателей и подчинит ему врагов Израиля. В конце I в. Церковь — Новый Израиль — вновь подвергается кровавым гонениям (Откр 13; Откр 6:10-11; Откр 16:6; Откр 17:6) со стороны Рима, вдохновляемого сатаной (Откр 12-13 Откр 2-4), и вновь торжествует во исполнение слов Господних «Врата ада не одолеют её» (Мф 16:18).»4

Что касается синоптических Евангелий, то они только в отдельных местах используют прямые цитаты или аллюзии на ветхозаветные пророчества. Можно выделить несколько видов использования ветхозаветных пророчеств в синоптических Евангелиях. Это:

1. Ссылки на пророчества, которые делают сами евангелисты (напр., Мф 1:22, 8:17),

2. Цитаты из пророков в речах Господа Иисуса Христа (напр, Мф 9:13 и 12:7)

3. Непрямые аллюзии пророческих образов в словах Христа (напр., Лк 21:5-6).

Говоря об образах восстановления в Св. Писании, надо сказать следующее. Библейские (в целом) предсказания о суде и восстановлении (спасении) подчас соединены вместе. Можно выделить несколько образов соединения предсказаний о суде и восстановлении.

1. Либо речь идёт о суде для язычников и восстановлении Израиля.

2. Либо речь идёт о суде над язычниками и над Израилем.

3. Либо речь идёт о восстановлении для всех («восстановлении всего» по выражению Деян 3:21).

Во многих случаях, в силу этого смешения, невозможно отнести ту или иную речь пророков, тот или иное место в Евангелиях или Апокалипсисе только к пророчествам о суде или только о восстановлении. Так, то, что является судом для одних может явиться восстановлением (победой) для других и т. п. Поэтому неизбежной является некоторая условность в некоторых примерах «пророчеств о восстановлении, в силу того, что в них одновременно присутствуют и элементы жанра «суд».

Некоторые из образов ВЗ пророчеств мы находим одновременно и в Апокалипсисе и у синоптиков.

Такие пророчества являются объектом данного исследования.

Предмет исследования — различие в использовании этих пророчеств в указанных новозаветных книгах.

Задачи исследования :

1. Выяснить, какие именно ветхозаветные книги цитируются, и в каком контексте.

2. Сформулировать, какие ветхозаветные пророчества, используемые в упомянутых новозаветных книгах говорят о суде, а какие о восстановлении.

3. Сравнить, какие формы и жанры по преимуществу использует при этом Откровение Иоанна Богослова, а какие используют Синоптики.

4. Проанализировать, о чём содержательно, по преимуществу, говорит Откровение при использовании материала ВЗ пророчеств, а о чём синоптики.

Цель исследования – выявить наличие общей традиции в использовании ветхозаветных образов суда и восстановления в Апокалипсисе и в синоптических Евангелиях.

В работе мы обращались к трудам толкователей Священного Писания. Во-первых, это комментарий св. Иоанна Златоуста на Евангелие oт Матфея и на книгу пр. Даниила. Святитель Иоанн Златоуст был выдающимся пастырем церкви, и его толкования не были плодом «кабинетной» науки, а были призваны всегда к назидания верующего народа. Златоуст «был типичным представителем антиохийских принципов экзегезы. Он прежде всего искал прямого, историч. смысла Слова Божьего и затем уже выводил из него нравств. уроки.»5

Из святоотеческих толкований также использовались: блж. Иероним Стридонский Толкование на Матфея, свт. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелия от Матфея, свт. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные. «Толкование на Апокалипсис» (Cоmmentarii in Apocalypsin) свт. Викторина Петавийского (ок. 230–303/304) — caмый paнний полный комментарий на Откровение, из дошедших до нас, «написан на латыни. Это произведение могло быть им написано после 260 г. Подобная дата (достаточно условная) связана с теми поражениями и бедствиями, которые претерпела Римская империя после разгрома и пленения имп. Валериана (253–260), и которые могли найти своё отражение в толковании.»6

Другие древние авторы, труды которых использовались: монах Евфимий Зигабен (+ после 1118 г.), Примасий (VI в., епископ города Гадрумет в Северной Африке; писал на латыни), святой7 Беда Достопочтенный (ок. 672 – 735; церковный латинский писатель, жил в Британии, автор сочинений по истории, экзегетике, хронологии), Цезарий Арльский (ок. 470 – 542), автор книги «Изложение Откровения», епископ города Арль (Франция) с 503 г., латинский писатель-проповедник, Экумений (греческий церковный автор VI века).

По теме использования Ветхозаветных пророчеств о суде (1 часть данной работы) была очень полезна диссертация P. T. Penley. The common tradition behind John's Apocalypse and synoptic sayings of judgment8. Её автор - профессор Пол Пенли изучал греческий, иврит и арамейский в бакалавриате и магистратуре Колумбийского Международного университета (США). Докторскую степень (PhD) получил в евангелической Семинарии Святой Троицы. Ведёт в колледже и семинарии курсы по темам: интерпретация Библии, исторический фон Библии, Иисус и Евангелия. Цитаты из его диссертации даются в нашем переводе на русский язык.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) - библеист, преподаёт Новый Завет и Библейское Богословие в Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. В работе использовались его беседы на книгу Апокалипсис и книга «И увидел я новое небо и новую землю.»

Также мы обращались к трудам иных авторов, имена которых даны в библиографии.

Текст работы состоит из Введения, двух частей, Заключения и Приложения. В 1 части мы разбираем образы суда из Ветхого Завета в Апокалипсисе и синоптических Евангелиях, во 2 части — ветхозаветные образы восстановления в этих книгах, в Заключении приводятся выводы, в таблицах Приложения можно компактно и наглядно увидеть ссылки на те библейские параллельные места, который были подвергнуты сравнению.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ


1 Небольсин А. С., Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. Откровение Иоанна Богослова // Православная Энциклопедия. М., 2010. Т. 24, с. 705

2Там же с. 706

3Там же с.706

4Комментарий // Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском переводе с приложениями. Брюссель, 1989, с.2250

5Мень Александр, протоиерей, Библиологический словарь, т. 1, стр. 532

6Хандога Н.А. «Толкование на Апокалипсис» свт. Викторина Петавийского. http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petavijskij с. 8-9

7Прославлен как местночтимый святой в Сурожской епархии при митр. Антонии (Блуме). См. Фокин А. Р. Беда Достопочтенный // Православная энциклопедия. Т. IV М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. с. 752

8 Penley P. T. The common tradition behind John`s Apocalypse and synoptic sayings of judgment. A dissertation. Deerfield, Illinois, 2008

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог