Продолжение
Примеры слов и дел святых от древности до наших дней
Святые о войне
Священник Филип Лемастерс в статье "Могут ли христиане убивать?" пишет:
«Контраст между каноническим требованием пацифизма для духовенства и принятием воинской службы мирянами требует дальнейших комментариев. Вебстер отмечает, что идентификация духовенства с ненасильственной нормой и <напротив> участие в войне со стороны мирян подразумевает двухуровневую этику с высшим и низшим классом христиан, что можно было бы предположить, что духовенство обязательно святее мирян».
Это важный вопрос. Мы бы сформулировали его шире: Почему этические требования для духовенства и для мирян в канонах разнятся? Мы видим, что требования для духовенства в них соответствуют Евангелию, и это относится не только к запрету участия в войне и к запрету ЛЮБОГО насилия, но и к брачной сексуальной этике. Это отражает ситуацию, когда церковь (как организация) пошла на уступки миру сему (и в части требований Кесаря и в части позывов испорченной человеческой природы) в части для мирян, и сохранила Евангельскую этику, базирующуюся на словах Христа – в части для духовенства.
Продолжим цитату: «Более верным для православной экклесиологии было бы утверждение, что норма, ныне воплощенная духовенством, в какой-то момент станет нормативной для всех православных. Здесь мы имеем дело с точкой эсхатологической напряженности, которая будет решена в Царстве Небесном, когда все будут пацифистами, потому что насилие и другие формы зла будут уничтожены. В настоящем, как пишет Вебстер в «Пацифистском варианте», духовенство «должно продемонстрировать достижение передового духовного и морального состояния, к которому в конечном итоге призываются все православные христиане».
Признание пацифизма как конечной нормы или цели для всех христиан не должно удивлять. В Нагорной проповеди Иисус Христос призывает Своих последователей к теозису, к росту святости и совершенства в союзе с Богом. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48). Это учение — вывод раздела, посвященного любви к врагам, которому сразу предшествует отказ Господа от сопротивления злу. «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (5:39).
Эти отрывки показывают, что отказ от насилия в самообороне является признаком роста в святости. Пример нашего Господа, предлагающий Себя на кресте для нашего спасения, — это суть прозрения бескорыстной любви, в которой люди должны участвовать, поскольку они приходят, чтобы стать сопричастными жизни Троицы»[20]
Иустин Философ †165
~100—165
Иустин Философ – яркий раннехристианский апологет, в последствии пострадавший за веру, как мученик Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории. Ему принадлежат следующие творения: "Первая Апология", "Вторая Апология" и "Диалог с Трифоном Иудеем".
Он пишет (Разговор с Трифоном Иудеем, 110):
«...когда человек отступления, говорящий гордые слова даже на Всевышнего,
дерзнет на беззаконные дела на земле против нас – христиан,
нас, – которые, узнавши Богопочтение из закона и учения,
вышедшего из Иерусалима чрез апостолов Иисуса,
прибегли к Богу Иакова и Богу Израиля,
и каждый из нас, будучи прежде исполнен войною,
взаимным убийством и нечестием всякого рода,
по всей земле переменил воинские орудия, – наши мечи на орала
и копья на земледельческие орудия –
и мы возделываем благочестие, праведность, человеколюбие, веру, надежду,
данную Самим Отцом чрез Распятого,
и сидим каждый под своей виноградною лозою,
то есть, каждый из нас имеет одну законную жену…»
А это фрагмент свидетельствует о том, что христиане в доконстантиновский период не брали в руки оружие:
«Письмо императора Марка в Сенат, в котором свидетельствует он, что христиане были причиною победы. Самодержец Кесарь, Марк Аврелий Антонин, Германский, Парфянский, Сарматский народу Римскому и священному Сенату желает радости. - Я сообщал вам о важности моей цели и о том, каких последствий достиг я на границах Германии, после того как утружденный и утомленный я был окружен в Карнуте семидесятою четырьмя батальонами на расстоянии девяти миль. Когда они стали близки к нам, соглядатаи дали нам знать, и Помпеиан, наш военачальник, подтвердил то, что мы знали (ибо я был окружен бесчисленным множеством, а при себе имел ограниченный отряд из первого, десятого и двойного легиона наших войск), т. е. что пред нами находится смешанное войско, числом 977,000 человек. И так сравнив себя и свое войско с множеством варваров и. неприятелей, прибег я с молитвою к отечественным богам. Оставленный ими без внимания, а между тем, видя затруднительное положение моего войска, я вызвал так называемых у нас христиан и по розыску нашел их великое множество: и я выразил свой гнев на них, чего, впрочем, не следовало делать, так как узнал я в последствии силу их. Они приступили к делу не приготовлением стрел, оружия и труб: это им противно по уважению к Богу, которого носят в совести; ибо надо признаться, те, коих почитаем мы безбожниками, имеют в совести своей живущего Бога. Повергнувшись на землю, они начали молиться не только за меня, но и за все бывшее войско, чтобы Бог утешил нас в настоящей жажде и голоде; ибо мы уже пятый день не пили воды, за неимением ее; потому что находились мы на средине Германии и в пределах врагов. Лишь только христиане повергли себя на землю и начали молиться Богу, которого я не знал, тотчас явился с неба дождь, для нас прохладнейший…»
((Мч.Иустин Философ, Первая Апология, 71[21])
Тертуллиан † 230
"Как Оригена у греков, так и его [Тертуллиана] у латинян, конечно, нужно считать первым среди всех наших"
Викентий Леринский (V в.). Наставление, 18
«Тертуллиан ратует за «петрово разоружение» — dominus in Petro exarmando discinxit [22] — и разбивает все аргументы провоеннонастроенных единоверцев, называя их не более чем неудачной шуткой:
Об идолопоклонстве (De idololatria) глава 19
«Что касается воинской службы, которая также связана с властью и достоинством. На этот счет спрашивают, может ли христианин поступать на военную службу и допустимо ли даже простого воина, которому не обязательно совершать жертвоприношения и произносить приговоры, принимать в христианскую веру? Однако не согласуется Божья присяга с человеческой, знак Христа — со знаком дьявола, воинство света -— с войском тьмы. Нельзя, имея одну душу, обязываться двоим — Богу и цезарю. Если есть желание пошутить, то можно сказать, что и Моисей носил жезл, а Аарон — застежку, что Иоанн был препоясан, а Иисус Навин водил войско в бой, и вообще весь народ Божий сражался на войне. Вопрос состоит в том, как человек этот будет сражаться, то есть я хотел сказать, каким образом будет он нести службу во время мира, без меча, который отобрал у него Господь? Ибо хоть к Иоанну и приходили солдаты, и приняли они некую форму благочестия, а центурион так даже уверовал, но всю последующую воинскую службу Господь упразднил, разоружив Петра. Нам не разрешено никакое состояние, служба в котором будет направлена на непозволительное для нас дело»[23].
Кстати, интересный факт: эта глава без шума и объявлений тихо "опущена" в переводе XIX века. М.Завалов, обнаруживший этот факт пишет:
"Технические подробности. Перевод XIX века у меня с такими данными: ОБ ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ Источник: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849. с. 115-148. Перевод: Е. Карнеева OCR: Одесская богословская семинария
В Сети не нашел, хотя должна быть. Нумерация глав там есть, но одна просто пропущена, так что их меньше, чем в оригинале"
И.Петровский пишет: «Тертуллиан не напрасно был назван бл. Иеронимом ardens vir — неистовый муж. Он отвергает всякие компромиссы, к которым бы принуждала армейская служба христиан. Однако, читая Тертуллиана, нужно помнить, что первое место в его воинствующем пацифизме занимают вопросы духовного риска, чему, собственно, и посвящен его трактат De idololatria. Христиане в римской армии вынуждены были принимать участие в языческих обрядах. У каждого из более чем пятидесяти римских легионов был свой тотем, свой культ, свои боги. А у христиан вплоть до IV века не было возможности практиковать свою веру в армии. Понятно, почему служба вызвала столько сомнений. Конечно, христианские воскресные литургии в римской армии были бы возможны, если бы христианство позволяло своим адептам по другим дням участвовать в языческих праздниках легиона, согласно Feriale Duranujm [24], и в процедуре sacramentum — важного религиозно-государственного акта, который проистекал еще со времен «Законов Двенадцати таблиц» (V в. до н.э.). Но совместная религиозная практика отвергалась христианами, и они попадали под суд за неуважение к другим культам и несоблюдение обязательных процедур. Именно это и произошло с солдатом-христианином, прославленным Тертуллианом в трактате De corona militis, отказавшимся возложить на свою голову лавровый венок и осужденным за это на смерть. Однажды выбор неизбежен, и воин, описанный Тертуллианом, оказался в ситуации, где он должен был решить:
«Или немедленно дезертировать из армии, как многие делали, или прибегнуть к некоторым уловкам (aut omnibus modis cavillandum — букв. «изворачиваться различными способами»), чтобы избежать действий противных Богу, или, в конце концов, встретиться лицом к лицу со страданием мучеников за Бога»[25].
Для Тертуллиана и многих ему подобных христиан уловки и изворотливость были посильны предательству. Поэтому он твердо запрещает крещеным христианам служить в римской армии:
«...позволительно ли делать из меча собственную профессию, когда Господь говорит, что от меча погибнет тот, кто служит мечу?»[26].
Но не только духовная сторона службы в римской армии заботит Тертуллиана. Моральная оценка насилия, свойственного военной службе, была не менее сурова в его произведениях. Например, Тертуллиан составляет каноны, согласно которым смертельным грехом считается для христиан пролитие чьей бы то ни было крови, и запрещается крестить солдат, ещё не сбежавших из армии. Сложно сказать, была ли это позиция лично Тертуллиана, или она разделялась большинством христиан II века севера Африки. Однако отражение данного подхода встречается во многих памятниках того времени».[27]
«Апостольское Предание» ~ 210
[греч. ̓Αποστολικὴ παράδοσις] Текст начала III века, возможное авторство (учёные спорят) - св. Ипполита Римского (о нём также см. ниже). Так или иначе, текст отражает христианскую Традицию своего времени, полученную от Апостолов
В тексте сказано:
«Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога» [Ап.предание, 15]
Там вообще интереснейший список профессий, которые препятствуют крещению (Апостольское предание 16): Это и художники, изготавливающие идолов, и участники скачек или гладиаторских боёв, и живущие с наложницей, а не в браке, и содержатели или работники публичных домов, а также «Чародей ,заклинатель, или астролог, или прорицатель, или толкователь снов, или смутьян, или закройщик, который подрезает кайму одежд (?), или изготавливающий амулеты либо пусть прекратят это, либо будут отвержены.»
Завершается список такими словами:
«Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий.»
То есть список вполне может пополняться, и теперь уже мы (если, конечно, имеем Дух Божий) можем дополнить его и крупье в казино, и банковским служащим, и врачом-вaкцuнaтором и палачём («исполнителем»)
Оттуда же: «Если приходит человек, занимающийся развратом, то его следует гнать.
Если приходит человек, изготовляющий идолов, то его следует просветить; но если он не оставит это занятие, то его также следует гнать.
Тот, кто посещает праздники жертвоприношений богам, тот должен оставить это занятие, или его также следует гнать.
Или если кто-то охотник, или учится убивать, или военному делу или участвует в скачках, то он должен это занятие оставить, или же его не следует принимать.
Солдата не следует принимать, и если ему приказано кого-то убить, то он не должен этого делать; а если он не оставил это занятие, то ему следует отказать в приёме.
св. Ипполит Римский, «Апостольская традиция» (Апостольское предание, 16)
При этом, похоже, издания XIX дают это место с купюрами (как и другие подобные места в творениях некоторых раннехристианских святых)
Ипполит Римский † 235
Мученичество святого Ипполита Римского
Мученик. Годы жизни ~ 170 ~ 235
Ипполит (Hippolitus) Римский, свт., богослов, один из первых экзегетов, писавших на Западе. О жизни Ипполита уже в 4 в. знали мало. Он трудился в Риме, но писал по-гречески, образование его носило эллинский характер. По мнению Даниелю, Ипполит мог быть римским уроженцем греческого происхождения, однако большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте. Патриарх Фотий называет его учеником святого Иринея, хотя неизвестно, знал ли Ипполит лионского святителя лично. Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущественно тринитарными). Ввиду того, что папа Зеферин (ок. 198–217) стал склоняться к ереси, Ипполит отделился от него и образовал собственную общину.
В 212 Ориген (см. о нём ниже), побывавший в Риме, слушал проповеди Ипполита , который был ещё пресвитером. Вероятно, вскоре после этого Ипполит был поставлен епископом. По одним сведениям, он стал первым «антипапой», а по другим — окормлял только греков римского пригорода. Согласно древнему римскому Хронографу, раскол продолжался до нач. 30‑х гг., когда и Ипполит, и папа Понтиан были сосланы императором Максимином на о. Сардинию. Там они оба погибли, по-видимому, на каторжных работах в рудниках. Обоих проповедников, Ипполита и Понтиана, вскоре причислили к лику святых. В Риме Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551). Православная церковь чтит память св. Ипполита 30 января.
Епископ Ипполит, «по своей обширной литературной деятельности занимает одно из видных мест в истории христианской письменности III века. В этом отношении он уступает первенство разве только Оригену, своему знаменитому александрийскому современнику. Но, к сожалению, беспощадное время сохранило до нашего времени сравнительно только ничтожную часть из той обширной литературной производительности Ипполита, которая была несомненным достоянием современного ему христианского общества»
Святой Ипполит писал:
«Кто принял власть отдавать приказы убивать, и даже простой солдат, не должны этого делать ни при каких обстоятельствах, даже если они получат приказ. Они не должны участвовать в брани. Если они получат в качестве награды венец, они не должны возлагать его себе на голову» (13-й канон свмч. Ипполита Римского) [28]
«Не должно быть христианину в армии, за исключением случая, когда его принуждают взять меч в руки. В таком случае пусть он не берет на себя греха пролития крови. Но если кровь прольется, пусть он будет отстранен от таинств, чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься» (14-й канон свмч. Ипполита Римского) [29]
Ориген † 254
Икона "Ориген Александрийский, учитель святых". (Иная версия иконы)
Здесь пресвитер Александрийский изображен в окружении своих учеников и последователей:
святых Григория Богослова, Григория Чудотворца, Мелании Римляныни, Григория Нисского, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Варвары Александрийской и других.
Великий христианский учитель, философ, ученый, оказавший значительное влияние на развитие богословской мысли, исповедник (пострадал от генений). Библеист и переводчик Библии. Выдающийся дидаскал (катехизатор)
Родился в благочестивой христианской семье, предположительно в 185 или 186 году, в Египте, в Александрии. Отец Оригена, грамматик Леонид, умер за веру в гонение императора Севера, когда сыну не было ещё и семнадцати лет.
Ориген с детства выделялся успехами в обучении и высокой самодисциплиной. Сказывались и прирожденные дарования, и хорошее родительское воспитание. Наряду с общеобразовательными дисциплинами, особо внимательно он изучал Священное Писание, запоминая отдельные места наизусть. При этом Ориген не довольствовался поверхностным восприятием текста, а стремился постичь глубину содержания, задавая отцу не по-детски серьёзные вопросы, чем ставил его в затруднительное положение. Бывало, что Леонид указывал сыну, чтобы тот довольствовался простым, очевидным смыслом, между тем, в глубине сердца, конечно же, радовался его любознательности и благодарил Бога.
С юных лет Ориген посещал занятия в Александрийском Катехизическом училище, прославленное трудами Пантена и Климента.
После того, как во время гонения на Церковь отца заключили под стражу, Ориген воспылал ещё большею ревностью о Господе.
Епископ Александрийский Димитрий, оценив по достоинству ревность и способности молодого учителя, официально призвал его и предложил должность главы Катехизической школы в Александрии, где Ориген много лет после этого вёл оглашение.
Совершал путешествия в Рим и в Палестину. В последней он принял сан пресвитера.
Во время очередного гонения против Церкви, развернутое в правления императора Декия, Ориген был схвачен и заточён в тюрьму. Ему пришлось испытать за Христа унижения и пытки. На его шею была надета цепь, а ноги, в течении многих дней, находились растянутыми на специальном орудии. Кроме всего, Оригену угрожали сожжением. Он выдержал и даже получил свободу, однако последствия от мучений были настолько болезненными, что он умер. Произошло это в 253 или 254 году.
Иосиф Ратцингер (впоследствии смещённый с поста Папы, содержался под домашним арестом в Риме, + 2022) писал: "Ориген из Александрии действительно является одной из самых значимых фигур для развития христианской мысли. Он вобрал в себя наследие Климента Александрийского, и нацелил его на будущее столь оригинальным образом, что наложил неизгладимый отпечаток на всё дальнейшее развитие христианской мысли. Он был истинным «учителем», и таким его с тоской и глубоким чувством вспоминали оставшиеся ученики не только как блестящего богослова, но и как подлинного носителя того учения, которое проповедовал"
"Приглашаю вас принять в свое сердце учение этого великого наставника веры. Он восторженно напоминает нам, что в молитвенном прочтении Библии и последовательном жизненном усилии Церковь неустанно обновляется и молодеет. Слово Божье, которое никогда не устаревает и не исчерпывается, - достойное средство для этой цели. Ведь именно Божье Слово ведёт нас действием Святого Духа ко все более полному пониманию истины" [30].
«Ориген с девочкой» Скульптура А.Леонова
На русском языке не существует перевода целиком V книги Оригена против Цельса. В ней содержится интереснейшие высказывания древнего дидаскала (катехизатора) относительно раннехристианского отношения к войне. Ниже перевод с английского религиоведа Артёма Григоряна [31]
«Во-вторых, Цельс призывает нас «всеми силами помогать императору и трудиться вместе с ним в поддержании справедливости, сражаться за него, а если он потребует этого, то сражаться под его началом или вести за собой войско вместе с ним».
На это наш ответ таков: когда того требует случай, оказываем помощь царям, и, так сказать, Божественную помощь, «облекаясь во всеоружие Божие». И это мы делаем, повинуясь наставлению апостола: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих» и чем больше кто-либо отличается благочестием, тем большую помощь он оказывает царям, даже больше, чем солдаты, которые идут сражаться и убивают как можно больше врагов. А тем врагам нашей веры, которые требуют, чтобы мы носили оружие ради государства и убивали людей, мы можем ответить:
«Не тех ли, кто являются священниками в святилищах, и тех, кто служит богам, как вы их понимаете, держите вы руки чистыми от крови, чтобы они могли руками неоскверненными и свободными от человеческой крови приносить установленные жертвы вашим богам; и даже когда идет война, вы никогда не вербуете священников в армию. Если же это похвальный обычай, то тем более, что, в то время, как другие участвуют в битве, и эти должны участвовать как священники и служители Божии, сохраняя свои руки в чистоте и борясь в молитвах к Богу за тех, которые сражаются за правое дело и за царя, правящего праведно, чтобы истребилось все, что противится поступающим праведно»
И так как мы своими молитвами побеждаем всех демонов, которые возбуждают войну, и ведут к нарушению клятв, и нарушают мир, то мы таким образом гораздо полезнее царям, чем те, которые выходят в поле сражаться за них.
И мы принимаем участие в общественных делах, когда вместе с праведными молитвами присоединяемся к самоотверженным упражнениям и размышлениям, которые учат нас презирать наслаждения и не увлекаться ими. И никто не сражается за императора лучше, чем мы. Мы действительно не сражаемся под его началом, хотя он и требует этого; но мы сражаемся за него, образуя особую армию — армию благочестия — вознося свои молитвы Богу» (Против Цельса, кн. V, гл. LXXIII)
«А тем, кто спрашивает нас, откуда мы пришли или кто наш Основатель, мы отвечаем, что мы пришли, согласно совету Иисуса, чтобы «перековали наши враждебные и наглые «словесные» мечи на орала (на плуги) и обратить в серпы копья, которыми раньше пользовались на войне». Ибо мы уже не поднимем «меча на народ» и «не учимся воевать», сделавшись детьми мира ради Иисуса, нашего Вождя» (Против Цельса кн. V, гл. XXXIII)
Пер. на русский с англ. по Ante-Nicene Fathers, Vol. 4. Edited by Alexander Robert, 1885
В последних фразах великий Александрийский исповедник цитирует слова пророка Божия Исайи, который пишет:
"И будет в последние дни,
гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами,
И потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут:
придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его.
Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима.
- И будет Он судить народы, и обличит многие племена;
и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы;
не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".
(глава 2, стихи 2-4)
Эти слова пророка Исайи (И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать) толкует
Преподобный Исидор Пелусиот + ок. 449 года
греч. Ισίδωρος ο Πηλουσιώτης; — преподобный, ученик Иоанна Златоуста.
Память Исидора совершается Православной и Католической церквами 4 февраля.
Был родом из Александрии, происходил из христианской семьи. Состоял в родстве с Феофилом Александрийским. В юношеские годы Исидор удалился на Пелусиотскую[1] гору, где жил пустынником, подражая Иоанну Крестителю и христианским подвижникам III-IV веков. Во время путешествия в Константинополь познакомился с Иоанном Златоустом и стал его учеником, посвятив себя христианской проповеди.
Порицал арианство. Его послания, сохранившиеся в большом количестве (более 2000), начали издаваться (переписывались как в скрипториях монахами-переписчиками, так и мирянами) уже сразу после его кончины, печатаются - с XVI века. Труды Исидора включены в 78-й том Patrologia Graeca.
Исидор выступал в защиту Иоанна Златоуста во время гонения на него императрицы Евдоксии (читайте об этом далее). После смерти Златоуста Исидор убедил Феофила, архиепископа Александрийского, включить имя Иоанна в диптихи для поминания как исповедника. Исидор во время обострения споров с несторианами писал византийскому императору Феодосию II и убедил его созвать Третий Вселенский Собор для решения этого вопроса.
Умер преподобный около 449 года
Святой исидор пишет:
"Спрашивал ты, что значит сказанное: раскуют мечи своя на орала? Думаю, лучше же сказать, убеждаюсь, видеть в этом ясное пророчество о том, что орало (плуг) мира, то есть божественная проповедь о Христе укротит воинственные страны и оружия порока переменятся у них на полезные для жизни орудия земледелия."
Письма. Книга I. [32]
[20] Священник Филип Лемастерс Могут ли христиане убивать?, сокращенная версия главы в его книге «Доброта Божьего творения» (Regina Orthodox Press) http://krotov.info/4/texts/12_l/Lemasters.htm
21 Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., "Паломник" - "Благовест", 1995. C. 31-105 Цит по https://www.rulit.me/books/apologiya-i-read-77400-12.html 8.11.2022
[22] Тертуллиан. De idololatria, 19,3.
[23] At nunc de isto quaeritur, an fidelis ad militiam converti posit et an militia ad fidem admitti, etiam caligata vel inferior quaeque, cui non sit necessitas immolationum vel capitalium judiciorum. Etc. Тертуллиан. Об идолопоклонстве (De idololatria) глава 19. Цит по Игорь Петровский. Отлучить или прославить? Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом
[24] О религиозном календаре римской Империи Feriale Duranum и многочисленных праздниках предписанных им см. R.O. FINK, A.S. HONEY, W.F. SNYDER. The Feriale Duranum. New Haven. 1940.
[25] TERTULLIEN, De Corona, 11,4; Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera, Opera Montanistica. CCL 2. Turnhout. 1954. P. 1056. Цит. по: [25]
[26] TERTULLIEN, De Corona, 11,2; Цит. по: [14]
[27] Игорь Петровский. Отлучить или прославить? Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом
[28] Les Canons d'Hippolyte. éd. R .G. COQUIN, PO 31, fasc. 2, Paris. 1966. P. 367.
[29] Ibid., p. 369.
[30] Бенедикт XVI, "Отцы Церкви". М. 2012. Сс. 29, 33
[31] Источник https://avgrigor.livejournal.com/25327.html
[32] https://azbyka.ru/biblia/in/?Is.2:4 дата обр. 14.02.2023
|