На духовной лестнице самое опасное — это оглядываться и проверять, далеко ли поднялся. Никакое «подведение итогов» здесь недопустимо. Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое тут же сводит на нет все усилия. Надо считать себя всегда на первой ступени: Бог в любой момент может перенести на десятую. Симптомами полной неудачи являются постоянно подавленное настроение или резкие колебания от экстазов к упадку.
Из Триоди Постной:
Преподобне отче, гласа Евангелиа Господня послушав,
Мир оставил еси, богатство и славу ни во что же вменив.
Отонуду же всем возопил еси:
Возлюбите Бога, и, обряще благодать вечную,
Ничтоже предпочтите паче любве Его,
Да, егда приидет во славе Своей,
Обрящете упокоение со всеми святыми,
Их же молитвами, Христе, сохрани и спаси душы наша.
**
Пейзаж со сном Иакова, Михаэль Вильман, ок. 1691
Чтение из Апостола
Письме евреям, 6 глава:
13 Когда Бог дал обещание Аврааму, то Он, поскольку нет никого выше Его, поклялся Самим Собой.
14 Он сказал: «Я щедро благословлю тебя и дам тебе множество потомков».
15 И таким образом Авраам благодаря стойкости достиг обещанного.
16 Люди ведь обычно клянутся тем, кто выше их, и клятвой подтверждается конец любого среди них раздора.
17 Вот почему Бог скрепил Свое обещание клятвой, пожелав еще яснее показать тем, кто получит обещанное, что воля Его неизменна.
18 И эти две неизменные вещи, в которых Бог не может солгать, служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами.
19 Надежда эта — словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу,
20 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мелхиседеку, Первосвященником навеки.
Синодальный перевод:
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: «истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя».
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Из Евангелия