Евангельский Кружок
Группа по изучению Священного Писания
Расписание ближайших встреч:
Читаем Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа и учимся понимать его в свете учения Церкви.
Приглашаем всех желающих
Ближайшие встречи
Расписание занятий на Савёловской
13 сентября
2012 |
19.00 |
Евангельская группа |
ЧЕТВЕРГ |
|
18 сентября |
19.00 |
Евангельская группа |
вторник |
|
25 сентября |
19.00 |
Евангельская группа |
вторник |
|
|
|
|
|
19.00 |
Евангельская группа |
вторник |
|
по всем вопросам звоните
Расписание занятий в Бусиново
|
|
|
|
|
16 сентября
2012 |
19.00 |
Ев. кружок |
Воскресенье |
Молодёжный клуб |
|
|
|
|
|
|
|
|
---
1 ноября:
Мк 8:1
Мк 8:11
Неделя 20-я по Пятидесятнице
5 октября на нашем занятии читались отрывки, которые Церковь предлагает на литургии в Воскресенье (Неделю 20-я по Пятидесятнице.)
от Луки 5, 1-2
Реферат статьи:
K. C. Hanson. The Galilean Fishing Economy and the Jesus Tradition // Published in Biblical Theology Bulletin 27 (1997).
В интернете: http://www.stolaf.edu/people/kchanson/fishing.html
Цицерон (О профессиях, 1,42) называл рыбаков в числе наиболее презренных профессий, поскольку они удовлетвряют чувственным удовольствиям (цитировал при этом Теренция). В Иерусалиме, однако, были "рыбные ворота" (Неем 3,3). Вифсаида означает "Дом рыбной ловли" или "Храм божества-рыбы". Из 12 апостолов четверо рыбаки. Рыбная ловля не была свободной профессией, тут не было свободного рынка: ловлю регулировало государство, элита, политические и родовые связи. Артель строилась на родственных связях (что запечатлено в Евангелии). Налоги взимались не только прямо. Август получил по завещанию Ирода Великого 1000 талантов (6 млн. динариев) а всего за последние 20 лет правление Август получил по завещаниям различных клиентов 350 млн. динариев (1,4 мрлд. сестерциев). Неясно, платили ли галилеяне подать и римлянам, или только Ироду.
Размеры податей: Саломея (район Ямнии, Ашдода, Фазалиса) 60 талантов; Филипп (северные земли) - 100 талантов, Ирод Антипа (Галилея и Перея) - 200 талантов; Архелай (Идумея, Иудея, Самария; ему была подчинена Саломея, что не мешало ей быть и правительницей самой по себе) - 600 талантов; Агриппа I за всю Палестину платил 2000 талантов (источник: Флаций, Древности, 17, 316-320 и 19, 352).
Сборщики налогов были разные, но евреи не слишком их отличали - в Лк. 19,2 Закхей назван общим термином "архителонаи", надзиратель за сборщиками налогов. Мф. 9,9 упоминает, что Левий жил в Капернауме -- видимо, этот центр рыбного промысла был подходящим местом для выдачи лицензий от имени царя на право ловить рыбу. Кроме того, империя была разделена на 10 налоговых округов, при переезде из одного в другой взималась подать от 2 до 5 процентов. Был греческий термин "пентекостологос" -- "взимающий одну пятидесятую", т.е. те самые 2%.
Сохранилась надпись из Пальмиры 137 г. н.э.: за ввоз рыбы брали по 10 динариев с одного груженого верблюда. Артели рыбаков назывались "койнонии" (термин есть у Лк 5, 10). Артельщики - "метахои". Впрочем, термин есть лишь у Луки, может быть, он спроецировал на Иудеи то, что знал по другим регионам. В Эфесе сохранилась стела 54 г., поставленная артелью, в которую входили и рыбаки, и продавцы рыбы. Насколько богат был Зеведей и его сыновья? Лодки могли принадлежать и не им, между прочим. В Мф. упоминаются два вида сетей (общее название "диктуа" - Мк 1, 18): поменьше (Мф. 4,18) - "амфиблестрон" и побольше, "сагене" (Мф. 13, 47). Известно десять греческих названий для сетей, но чем они отличались, теперь уже неизвестно. В 1986 г. в грязевых отложений Галилейского озера к северу от Магдалы нашли остатки древней лодки: 26 футов длиной, 7,5 футов шириной, 4,5 футов глубина, в основном из кедра и дуба, построена между 40 г. до н.э. и 70 г. н.э. (данные по С-14, чтоб ему пусто было). Рассчитана была на четырех гребцов и рулевого, поднимала до тонны веса. То есть. четырнадцать человек вполне могла вместить. Рыбу коптили: Магдалу называли по гречески "город копченой рыбы".
Лк 5, 4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Свящ. Стефан Янос заметил (2009 г.): Бог, как и рыба, обитает в глубине. Чтобы добраться до Бога, нужно оттолкнуться от земли. Если ты поймал своё счастье благодаря Богу, будь готов к тому, что Бог поймает тебя.
Лк. 5, 10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Иногда выражение "ловцы человеков" понимают в современном духе: нужен крючок, наживка и т.п. Но Иисус обращался к тем, кто ловил сетью. Тут нет ни наживки, ни крючка, но есть большая круглая сеть с грузилами. Тут не заманивают рыбу, а окружают. В отличие от ловли удочкой, ловля сетью -- работа, причем часто с ничтожным к.п.д. Ловля удочкой -- всегда в одиночку, ловля сетью -- только вместе. Уильям Лейн предполагал, что тут может быть намек на Последний суд, тогда ловля людей противоположна ловле рыбы: рыбу ловят, чтобы зажарить и съесть, людей -- чтобы спасти от огня геенны. (Ист.: статья Дэниэла Уоллеса, Fishing in the New Testament A Misunderstood Analogy for Evangelism; http://www.bible.org/docs/soapbox/fishing.htm).
Галатам 1 глава
Комм. св. прп. Ефрема Сирина
(Ст. 6-15). Удивляюсь, что вы так скоро переходите, — не от меня, но от Призвавшаго вас чрез меня к благодати Своей, чтобы отойти к другому Евангелию. И хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако это не есть что-либо иное, так как окончен срок закона, в котором это возвещалась. Не есть иное, или иной Христос или иная истина. Но люди по своему произволу хотят совратить [греч. и сир.: «превратить» или «извратить Евангелие Христово»] вас от Евангелия Христова. Если вы увидите у них чудеса или пленитесь их заверениями о себе самих, что они суть ученики Симона, — если бы я сам даже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел, который, конечно, не может низойти, но если бы нисшел для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что я предал вам — анафема да будет. Принятием обрезания не оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь если бы я угождал священникам, которые меня не учили, то я уже не был бы Христовым слугой, каковым теперь видите меня. Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от людей я принял, как новые учители ваши, то есть ревностные ваши соблазнители, но бывшее мне откровение обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию, разрушая и опустошая, и как преуспевал я в иудействе более многих сверстников моих в делах закона.
(Ст. 15-24). Когда же благоволил Бог, Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников, тогда я не пошел в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию и в Дамаск языческий. Потом после лет трех пришел в Иерусалим, — но не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть Петра, и пробыл у него дней пятнадцать (ср.: Деян.9:26). Ничего нового не сообщил он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии (ср.: Деян.15:41). Был даже не знаком церквам сущим во Христе от обрезания, ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас некогда, ныне, придя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне (ради меня) прославляли Бога за чудесное обновление, которое Он совершал во мне.
***
Неделя 6-я по Пятидесятнице.
29 июня мы изучали:
Рим.XII, 6-14 Толкования:
свт. Феофан Затворник , или здесь и здесь
блж Феофилакт
Указатель Евангельских и Апостольских чтений на каждый день года
Православный церковный календарь. Выбираем там месяц и день
Библия
Толкование на Евангелия. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский)
Беседы на Евангелие от Марка.
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)
|