Евангелие от Марка 1.21-28
ИЗГНАНИЕ НЕЧИСТОГО ДУХА В КАПЕРНАУМЕ
Радостная весть:
21 И вот пришли они в Капернаум.
В первую же субботу, придя в синагогу, Иисус стал учить.
22 Все поражались Его учению. Ведь Он учил их, как человек, облеченный властью от Бога, а не как учителя Закона.
23 В это время в синагогу вошёл человек, одержимый нечистым духом.
24 Он закричал: – Что тебе надо от нас, Иисус Назарянин? Ты пришел нас погубить? Я знаю, кто Ты! Ты – Святой посланец Божий.
25 Но Иисус приказал ему: – Замолчи и выйди из него!
26 Нечистый дух сотряс человека и с громким воплем вышел.
27 Все ужаснулись и стали спрашивать друг друга: – Что это значит? Какое-то совсем новое учение... И власть у Него такая, что духам приказывает и те Ему подчиняются.
28 И тотчас молва о Нём разнеслась по всей галилейской земле.
Перевод Кассиана:
21 И входят они в Капернаум. И тотчас, войдя в синагогу в субботу, Он учил.
22 И изумлялись учению Его, ибо учил Он их, как власть имеющий, а не как книжники.
23 И человек, бывший в синагоге их, в духе нечистом, тотчас вскричал:
24 что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий.
25 И строго сказал ему Иисус: замолчи и выйди из него.
26 И сведя его судорогой и возгласив громким голосом, дух нечистый вышел из него.
27 И ужаснулись все и спрашивали друг друга: что это такое? Учение новое со властью, и духам нечистым Он повелевает, и они повинуются Ему?
28 И тотчас прошел слух о Нем повсюду по всей стране Галилейской.
1.21-27. Борьба с демонами (нечистыми духами). Мессия находит в мире не только несовершенство, заблуждение и слабость людей. Он сразу же сталкивается с активным сопротивлением Его спасительному делу. Побежденный в пустыне сатана продолжает проявлять свою враждебность. Она выражена в действиях демонов, которые овладевают одержимыми. Евангелисты часто останавливаются на исцелениях бесноватых. Этим они подчеркивают активность темной, враждебной Евангелию стихии, губящей человека, делающей его врагом Божиим. Одержимость как особый род безумия концентрирует в себе эту враждебную стихию, хотя она может проявляться и иначе. Но именно беснование есть образ духовных недугов: гордыни, злобы, разрушения, доведенных до предельной, патологической формы.
Ст. 21 – Капернаум, или Кафарнаум – небольшой рыбацкий поселок, он не упомянут в Священном Писании. Вероятно, Капернаум был расположен на северо-западном берегу озера. Там жила семья Симона (см. ст. 29), и город этот становится чем-то вроде штаб-квартиры Иисуса. Во всяком случае, только в Капернауме Иисус чувствует себя дома (см. 2.1).
В субботу Иисус приходит в синагогу.
Экскурс: Синагога
Синагога – это греческое слово, оно значит «собрание», потом так же стало называться здание, куда собирались верующие. По-еврейски она называлась по-разному: «бет-кн`есет» (дом собрания), «бет-тефил`а» (дом молитвы) и «бет-мидр`аш» (дом обучения). Неизвестно точно время и причина возникновения синагог, но, по мнению большинства исследователей, они появились во времена вавилонского плена. После того как Иерусалим и храм были разрушены (587/6 г. до н.э.), а евреи насильственно переселены в Вавилон и лишились храмового богослужения, возникли собрания, куда по субботам стали сходиться все верующие. Некоторые полагают, что решающую роль в создании такой замены Храму сыграл пророк Иезекииль. Там люди читали Священное Писание (обычно отрывки из Пятикнижия, а позже и Пророков), слушали его перевод на понятный людям арамейский язык (при чем этот перевод обычно включал элементы толкования) и проповедь, там они молились. После возвращения из Вавилона был отстроен Храм, но традиция собираться по субботам в синагоги осталась.
Читать и толковать Священное Писание в синагоге мог любой уважаемый и сведущий человек, потому что синагога была собранием мирян и не имела никакого отношения к храмовому богослужению, совершаемому священниками.
Иисус, а вслед за Ним и Его ученики, широко использовали такую возможность для собственной проповеди. По словам Марка, Иисус там учил, то есть возвещал Весть о наступлении Божьего владычества.
Ст. 22 – Евангелист не сообщает нам содержания Его проповеди, но говорит о реакции слушателей. Аудитория была поражена, вероятно, не столько новизной Вести, сколько Его манерой говорить. Он говорил не так, как современные Ему учителя Закона (дословно: «писцы», в синодальном переводе «книжники»).
Экскурс: Учителя Закона
Учителями Закона назывались люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея, их можно было бы назвать также богословами и знатоками Закона. Они были как правило из фарисеев (см. ком. на 2.16). Не исключено, что какие-то саддукеи тоже могли быть учителями Закона, но такими сведениями мы не располагаем. Эти люди пользовались огромным уважением в народе, и к ним обращались «рабб`и», что значит «мой большой». Так обращались ко всем уважаемым людям, но постепенно это обращение закрепилось за учителями Закона и стало означать «учитель». Из Талмуда известно, что учител`я обычно приводили огромное количество цитат из учения авторитетных предшественников. Чаще всего они излагали не свое собственное учение, а были хранителями и передатчиками традиции.
Иисус же говорит прямо от Бога, без посредников. Из Матфея нам известно, какой силой и властью дышала Его речь: «А Я вам говорю!»
Ст. 23 – В синагоге оказывается человек, одержимый нечистым духом.
Нечистый дух – то же, что и злой дух или бес, это дух, исполняющий волю Сатаны и оскверняющий человека. Нечистым он называется потому, что препятствовал общению Бога с человеком. В отличие от книг междузаветного периода и позднейшей раввинистической литературы Новый Завет не интересуется ни происхождением этих духов, ни их природой, а упоминает их лишь в связи с их изгнанием. Они не являются независимыми существами, а полностью подчинены своему хозяину – Сатане. Как и тот, нечистые духи неизмеримо ниже Бога. Люди верили, что бесы являются причиной болезней, особенно психических расстройств.
В новое время вера в существование бесов часто была камнем преткновения для веры у многих людей, но страшные события ХХ века, бесовские идеи фашизма и коммунизма, отравившие сознание миллионов людей, свидетельствуют о реальности духовной сферы зла, способной время от времени вызывать настоящие эпидемии ненависти и насилия.
Ст. 24 – Одержимый говорит не от своего имени, но от имени бесов, он даже употребляет множественное число «мы»: Что Тебе надо от нас, Иисус Назарянин?
Назарянин – то есть человек из Назарета.
Ты пришел погубить нас – эти слова могут быть поняты как риторический вопрос или как восклицание. Бесам, как сверхъестественным духовным существам, известно больше, чем людям: они знают не только имя, но и то, кем является Иисус. Он – Святой Божий, то есть принадлежит Богу, послан Им. В Новом Завете Иисус назван так еще в Ин 6.69, возможно, эти слова значат то же, что и «Сын Божий». <...>
Ст. 25 – Для того, чтобы изгнать беса, Иисусу достаточно одного приказания. Замолчи – так переведено греческое «фим`отети» (дословно: «пусть на тебя будет надет намордник», более точным был бы перевод: «Заткнись!», как и в 4.39; ср. 1Кор 9.9). Иисус велит бесу замолчать, не желая привлекать излишнего внимания к Своей миссии. Иисус хотел избежать ложного представления о характере Своего мессианства, которое будет понятно не тем, кто привлечен рассказами о чудотворце, а тем, у кого глаза не слепы. Приказ молчать будет неоднократно повторяться в Евангелии.
Ст. 26 – Хотя человека и сотрясли конвульсии, он полностью исцелен.
Ст. 27-28 – Реакция зрителей очень сильная, увиденное вызвало у них ужас. Вряд ли его можно объяснить тем, что жители Капернаума впервые в жизни присутствовали при изгнании беса. В то время экзорцисты были повсюду, и многие из них успешно справлялись с бесами. Что-то другое поразило их, не только Его сила и манера говорить. Недаром их слова были о новом учении. Марк, описывая реакцию людей на учение или поведение Иисуса, будет очень часто употреблять слова, передающие высшую степень удивления: «изумились, оцепенели, ужаснулись». Страх, пусть и неосознанный, говорил о встрече с Божественным, ведь все изгнания и исцеления, совершенные Иисусом, свидетельствовали о прорыве Царства Бога в этот мир.
Толкования на Мк. 1:21
Лопухин А.П.
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил
Содержания Мк.1:21–28 нет у евангелиста Матфея, но есть у Луки (Лк.4:31–37).
«Приходят» – конечно, Господь с четырьмя Своими учениками.
«В Капернаум» (см. Мф.4:13).
«В субботу». В греческом тексте здесь стоит множественное число (τοῖς σάββασιν), но оно у евангелиста Марка употребляется в смысле единственного (ср. Мк.2:23, 27).
«В синагогу» (см. Мф.4:23).
«Учил». Содержание учения Христова здесь, вероятно, было такое же, какое указано выше, в 15-м стихе.
Толкования на Мк. 1:22
Прав. Иоанн Кронштадтский
И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники
Посмотрел бы я, Господи, на Божественное лице Твое, какое пребожественное выражение было в нем, когда Ты говорил с людьми и учил их; какая благодать исходила из уст Твоих в словах Божественной премудрости, власти и силы. Да, нельзя было сколько-нибудь благонамеренному человеку противостоять словам Его; Он говорил как Бог, с силою и властию Бога. Не может быть, чтобы и книжники и фарисеи не говорили тоже с некоторою властию, – но то была власть человеческая, власть людей порочных, самолюбивых. Это была тень власти, а потому на нее мало и внимания обращали.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Толкования на Мк. 1:23
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ст. 23-26 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (когда Господь вошел в синагогу): оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас… Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него
Здесь образ столкновения мира Христа и мира земли. Мир земли не выносит мира Божия, и в душе, начавшей борьбу за добро, он ожесточенно выталкивает добро: «Оставь меня, это мне не годится… Это не для меня». И в первых схватках добра со злом, когда в душе, поддерживаемой Божией силой, начинает поборать мир добра, зло оставляет насиженное гнездо, всячески потрясая душу. Запомни. Такая же нетерпимость мира земли давит на христианскую душу и со стороны, со вне, когда душа соприкасается с миром земли.
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Толкования на Мк. 1:24
Свт. Амвросий Медиоланский
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий
Не принимаю свидетельства дьявола, но принимаю его признание. Против воли говорил дьявол, будучи принуждаем и терзаем.
Послания.
Блж. Августин
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий
Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: «Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты - Святый Божий» (ср. Мф. 8:29, Лк. 4:34).
Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: Что Тебе до нас? Веру имели, любви не имели - потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам.
Трактат на Евангелие от Иоанна.
Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: «Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий» (ср. Мф. 8:29, Лк. 8:28). «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» - «Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны - в страхе…» - «Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут?» - «Скажу тебе, - говорит, - различаю ясно: вера действует через любовь» (ср. Гал. 5:6).
Проповеди.
Из этих слов ясно, что демоны знали об этом, но не было в них любви. Они сильно страшились наказания от Него, а Его справедливости не любили. Он же настолько открывался им, насколько хотел; хотел же настолько, насколько было необходимо. Открывался им не как святым ангелам, которые всецело наслаждаются Его, Бога-Слова, причастностью к вечности, а как следовало открыться тем устрашаемым, от тиранической власти которых Он освобождает всех предназначенных для Своего Царства и для Своей славы, вечно истинной и истинно вечной. Значит, открывался демонам не как жизнь вечная и неугасаемый свет, освещающий праведников, у которых, когда видят свет, несущий веру, через эту веру очищаются сердца. Но открывался им посредством преходящих деяний силы Своей: через сокровенные знаки Своего присутствия, которые чувствам ангелов, пусть даже это будут злые духи, доступны более, нежели немощным людям.
О граде Божием.
св. Беда Достопочтенный
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий
Поскольку завистью дьявола в мир вошла смерть (ср. Быт. 3), то спасительное исцеление должно было быть направлено против самого творца смерти… Присутствие Спасителя - оковы для демонов.
Изложение Евангелия от Марка.
Лопухин А.П.
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий
«Оставь» – по-гречески έα (это слово не встречается в данном месте Евангелия. – Прим. ред.). Это скорее восклицание, равняющееся нашему «ах» (ср. Иез.30:2).
«Что Тебе» (см. Мф.8:29).
«Назарянин». Так демон называет Христа, вероятно, имея целью возбудить к Нему недоверие в слушателях как к жителю презираемого города Назарета (ср. Ин.1:46).
«Святый Божий». В Ветхом Завете так названы первосвященник Аарон (Пс.105:16) и пророк Елисей (4 Цар.6:9). Но здесь, очевидно, это выражение берется в особенном, исключительном смысле, как обозначающее божественное происхождение и божественную природу Мессии (ср. Мф.8:29: «Сын Божий»).
Толкования на Мк. 1:25
Свт. Афанасий Великий
Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него
Когда Он заставил молчать кричащих из гробов демонов, не лгали они, говоря: «Ты - Сын Божий» и «Святой Божий» (ср. Мф. 8:29, Лк. 8:28), так как в самом деле истинны были их слова. Он не хотел, чтобы истина произносилась нечистыми устами, тем более устами демонов, чтобы не примешали они под видом истины свою собственную злую волю и не посеяли ее в людях, покуда те пребывают во сне (ср. Деян. 16:16-21).
Послание к епископам Египта и Ливии.
Лопухин А.П.
Ст. 25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него
Господь не хочет слышать признания Его Мессианского достоинства из уст бесноватого: после могли сказать, что только сумасшедшие признавали Христа. Вместе с повелением «умолкнуть» Господь дает повеление злому духу «выйти» из бесноватого. Этим Господь показывает, что Он действительно победил сатану.
На стихи 26-28
Лопухин А.П.
Ст. 26-28 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее
Слова очевидцев происшествия по лучшему чтению (Воленберга) должны быть переданы так: «Что это? Учение новое – со властью! И духам нечистым повелевает Он, и они повинуются Ему». (В русском же переводе «повелевание» нечистыми духами ставится в зависимость от «учения» Христова, а такое объяснение не имеет никакой опоры) Иудеи, таким образом, недоумевали, с одной стороны, о характере нового учения, какое им предлагал Христос, а с другой – о самом факте изгнания беса, так как Христос совершил это дело без всяких приготовлений, между тем как иудейские заклинатели совершали опыты изгнания демонов посредством различных довольно продолжительных заклинаний и манипуляций.
«И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее». Точнее: «по странам, окружающим Галилею», т. е. не только по Сирии, но и по Перее, Самарии и Финикии. Основанием для этой «молвы» было не только чудо исцеления бесноватого, а вообще вся деятельность Иисуса Христа (см. стихи 14–15).