Мк 1:16-20 Призвание первых апостолов
Радостная Весть:
16 Проходя вдоль Галилейского моря, Иисус увидел Симона и Андрея, брата Симона, закидывавших сети в море – они были рыбаками.
17 Иисус сказал им:
– Идите за Мной! Я сделаю вас ловцами людей.
18 Они тут же оставили сети и последовали за Ним.
19 Пройдя немного дальше, Иисус увидел Иакова, сына Зеведея, и Иоанна, его брата (они в лодке чинили сети), 20 и тотчас позвал их.Оставив своего отца Зеведея в лодке с работниками, они пошли за Ним.
Перевод Кассиана:
16 И проходя по берегу моря Галилейского, Он увидел Симона и Андрея, брата Симона, закидывающих в море сети, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус:Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами людей.
18 И они тотчас оставили сети и последовали за Ним.
19 И пройдя немного далее, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, тоже в лодке, чинящих сети,
20 и тотчас призвал их.И они оставили отца своего Зеведея в лодке с работниками и ушли за Ним.
Н. Чернецов «Призвание первых апостолов» 1866 г. Русский музей
Толкования
Ст. 16 – Галилейское море – это не море, а озеро, но многие народы называют свои большие озера морями (ср. русское: «славное море, священный Байкал»). Иисус будет проводить много времени на его берегу, проповедуя людям. Именно здесь Он призывает первых учеников. С этого начинается Его служение.
Здесь надо отметить две важные вещи: во-первых, Иисус сам идет на поиски учеников, вместо того чтобы просто ждать их, как это делали древние мудрецы или еврейские учителя Закона. В этом проявляются Его любовь и смирение.
Во-вторых, с самого начала Иисус привлекает к делу Божьему людей, делая их Божьими сотрудниками, Его помощниками. Первыми, кого Он призывает, были братья Симон и Андрей. Симон – это сокращенный вариант еврейского имени «Симеон» (точнее: Шим-`он), так же звучало и распространенное греческое имя. Имя «Андрей» – греческое.
Ст. 17-18 – Возможно, Иисус говорил с рыбаками гораздо дольше или же они раньше слышали Его и знали, о чём Он учит (ср. Ин 1.40-42 и особенно Лк 5.3-11, где Петр обретает веру, увидев чудо). Но Марк немногословен. У него Иисус произносит всего лишь одну фразу: «Идите за Мной!» – и рыбаки тотчас бросают сети, лодку, все, чем они зарабатывали себе на жизнь, и идут за Иисусом. Их поведение – образец для всех христиан, которые тоже не должны колебаться, долго раздумывать и взвешивать все за и против, искать собственной выгоды, но должны ответить на призыв Христа с полной готовностью. Отныне ученики станут ловцами (буквально: «рыбаками») людей.
В Ветхом Завете тоже есть образ рыбной ловли, но там говорится о том, что Бог пошлет Своих ангелов «выловить» людей для Суда (Иер 16.16; ср. Иез 29.4-5; Ам 4.2). Эта страшная и грозная метафора меняет свой смысл на противоположный – радостный. Апостолы тоже будут ловить людей, но для спасения.
Ст. 19-20 – Вскоре Иисус встречает еще одну пару братьев: это сыновья Заведея (по-еврейски это имя звучит «Завд`ай»). Иаков (евр. Яак`ов) и Иоанн (евр. Йохан`ан) принадлежат к зажиточной семье, ведь у их отца есть работники. Им есть что оставлять, но и они тотчас покидают всё и уходят за Иисусом. Потом мы узн`аем, что не только сыновья, но и мать их Саломея станет последовательницей Иисуса (15.40; ср. Мф 27.56).
Культурно-исторический комментарий (К.Кинер)
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
Нисхождение по лестнице социальной иерархии и призыв Иисуса Древние авторы любили пояснять свои учения примерами, и Марк поступает так же. Рассказав о том, как Иисус призвал народ обратиться к Богу, он приводит примеры, показывающие, как откликнулись на этот призыв некоторые последователи Иисуса. В еврейской Палестине богатых людей было немного, и среди населения преобладали люди сравнительно бедные. Некоторые, например рыбаки, занимали положение где-то между богатыми и бедными (эти социальные различия в Галилее были выражены не столь резко, как в других частях Римской империи). Иаков и Иоанн, вероятно, были людьми состоятельными, поскольку имели работников (ст. 20), чего не могли себе позволить бедняки. Петр и Андрей, по всей видимости, работали вместе с Иаковом и Иоанном (Лк. 5:7-10); нам известны и другие примеры кооперации рыбаков в те времена. Как явствует из этого текста, ученики оставили свой промысел не потому, что дела у них шли плохо — напротив, они пожертвовали прибыльным делом. Многие еврейские учителя во времена Иисуса наибольшей заповедью считали почитание родителей. Внезапный уход из родного дома и семейного дела по меркам того времени был большой жертвой, противоречащей всем культурным традициям. Ученики обычно сами искали учителей. Поскольку ученичество требовало временного отказа от прежнего образа жизни и разлуки с женой и детьми, решение выбрать учителя обычно принималось после долгих размышлений, особенно если учитель был странствующим.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ст. 16-17 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами людей
Люди живут у моря жизни, и все они — рыболовы. Они кидают в море жизни сети души и ловят или ценное или сор жизни. Пойди к Начальнику лова — Богу — и через Него закидывай сети… И прежде всего поймаешь свою душу, а то ведь она на стороне, на глубоком «сорном дне».
Ст. 18-20 И они (Симон и Андрей) тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Люди — ловцы и закидывают сети души, а сети дырявые и их пытаются починить. И всех зовет Господь… Как чутко откликнулись чистые души призванных апостолов: «они тотчас» пошли; пошли, оставивши все: имущество (сети)… да что имущество? — они пошли, оставивши отца своего. Пример нерадивой душе! Сколько зовов пройдет через нее. А она тупа, глуха, бесчувственна… Господь же зовет и зовет. Гибель души приходит по ее нерадению.
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 16-20 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Петр и Андрей сначала были учениками Предтечи, а когда увидели свидетельствованного Иоанном Иисуса, то присоединились к Нему. Потом, когда Иоанн был предан, они со скорбью перешли опять к своему прежнему занятию. Итак, Христос призывает их теперь во второй раз, ибо настоящее призывание есть уже второе. Заметь, что они питались от своих праведных трудов, а не от неправедных занятий. Такие люди стоили того, чтобы быть первыми учениками Христа. Тотчас бросив бывшее у них в руках, они пошли вслед за Ним; ибо не должно медлить, а должно тотчас же последовать. После сих уловляет Иакова и Иоанна. И эти, хотя сами были бедны, однако, пропитывали престарелого отца своего. Но они оставили отца не потому, что оставлять родителей доброе дело, но потому, что он хотел воспрепятствовать им последовать Господу. Так и ты, когда родители будут препятствовать тебе, оставь их и последуй Благому. Видно, Зеведей не веровал, но мать сих апостолов веровала и, когда умер Зеведей, также последовала Господу. Приметь же и это, что прежде призывается деяние, а потом созерцание, ибо Пётр есть образ деяния, потому что был пламенного характера и всегда предупреждал других, что свойственно деянию, Иоанн, напротив, представляет в себе созерцание, ибо был богослов по превосходству.
Лопухин А.П.
Ст. 16-20 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
О призвании первых 4-х учеников см. комментарии к Мф.4:18–22. Евангелист Марк упоминает о работниках, какие были у Зеведея (стих 20), об этих работниках Матфей не говорит.
Призвание это, конечно, было уже не первое. Как видно из Евангелия Иоанна, означенные здесь четыре ученика были призваны к последованию за Христом уже давно – после крещения Христа на Иордане (Ин.1:35 и сл.).
Ориген
Ст. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков
Если подумаем над тем, как за очень немного лет - при том, что исповедующие христианство терпели притеснения и некоторых за него убивали, а другие теряли имущество, - слово смогло быть проповедано по всей вселенной (ср. Мф. 24:14) (хотя и учителей было мало), так что и эллины, и варвары, и мудрые, и неразумные присоединялись посредством Иисуса к богопочитанию (ср. Рим. 1:14), то не поколеблемся назвать это делом, превосходящим все человеческое. Ведь и Иисус учил о том, что слово укрепится во всей его силе и убедительности.
О началах.
Блж. Августин
Ст. 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним
С того дня они стали преданными Ему и не отступали… Так построим же и мы сами в сердце нашем дом и устроим его, чтобы Он мог войти и научить нас - дом внутри нас.
Трактат на Евангелие от Иоанна.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Если в лике Спасителя не было ничего божественного, то поступили они неразумно, когда решили последовать за тем, о ком ничего не знали. Оставляет ли кто отца и следует ли за тем, в ком не находит ничего более значительного, чем в своем отце? Однако от оставляют отца по плоти, чтобы последовать за Отцом духовным; не оставляют отца, а Отца находят. Зачем я это сказал? Чтобы показать, что в лике Спасителя было нечто божественное и что люди, видя это, следовали за Ним.
Трактат на Евангелие от Марка.
Тертуллиан
Ст. 18-20 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Ради детей и родителей ты сомневаешься относительно деловых связей и рода своих занятий? Но ведь нам было показано, что ради Господа мы должны оставить и привязанности, и ремесла, и занятия. Так Иаков и Иоанн, будучи призваны Господом, оставляют и отца, и лодку (ср Мф. 4:21-22, Лк. 5:10-11). Так Матфей поднимается со своего места сборщика податей (Мф. 9:9, Мк. 2:14, Лк. 5:28). Так даже погребение отца оказывается препятствием для веры (Лк. 9:59-60). Из тех, кого призвал наш Господь, ни один не сказал, что ему не на что жить.
Об идолопоклонстве.
Свт. Василий Великий
Ст. 19-20 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним
Начало состоит в отстранении от всего внешнего: от владений, тщеславия, общественной жизни и бесполезных желаний. Святые ученики Господа учат нас этому на своем примере. Иаков и Иоанн оставили отца своего Зеведея и лодку, которая составляла все их средство к существованию (ср. Мк. 1:20). Матфей поднялся от сбора пошлин, когда последовал за Господом, и оставил не только прибыль, которую там получал, но также пренебрег сложностями, которые могли последовать для него и для его близких со стороны властей (ср. Мф. 9:9)… Для Павла весь мир распялся, и он сам миру (ср. Гал. 6:14). Ибо если любовь к благочестию овладевает душой, то любая вражда для нее становится смешной. И даже если все соберутся и станут стрелять в нее из-за Вожделенного ею, то скорее доставят ей наслаждение, нежели поразят ее.
Пространные аскетические правила.
Митр. Сурожский Антоний
Ст. 16-20
Спаситель идет по Галилее, близ моря Галилейского, и встречает, одного за другим, четырех будущих Своих апостолов: Симона, который потом будет назван Петром (что значит «утес», «камень», на котором можно строить), Андрея, далее Иакова и Иоанна. Он их призывает следовать за Собой, и они все оставляют. Одни оставляют отца, другие – ремесло, по обещанию Христову: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, – не рыбу ловить, и не «улавливать» никого, а звать в то Царство Божие, которое Я принес. И вот тут ставится вопрос: каким образом просто потому, что Христос подошел и их позвал, они могли все оставить и уйти? Неужели у Него была такая чудотворная сила?
Мы должны себе представить вещи более реально, каковы они на самом деле были в то время. Христос жил в Назарете, городке в нескольких километрах от того места, где жили Петр, и Андрей, и их отец, и Иоанн, и Иаков, и другие ученики, которые были призваны позже. Они знали друг друга с детства, они и Христа знали с детства. Это нам трудно себе представить, но ведь они жили на клочке земли в несколько квадратных километров, и поэтому сначала они постепенно с Ним знакомились, а потом узнавали ближе. Сначала они Его встречали: мальчик – мальчика, юноша – юношу, молодой человек – молодого человека, зреющий мужчина – другого мужчину. Но это не была только материальная, как бы физическая встреча в пространстве: они начинали в Нем видеть то, чем Он на самом деле был – мальчик, подросток, юноша, взрослый человек, – каким никто другой не был. В Нем была какая-то светлость, какая-то цельность, какая-то прозрачность, какая-то несокрушимость духа, какая-то чистота, которой они нигде в такой мере, в такой полноте не встречали. Сначала они его встречали как сверстника, потом как своего вождя, наставника, и в свое время они узнали в Нем Мессию, то есть Того, Кто должен был прийти спасти мир.
И это так явно, так ярко выступает в рассказе о призвании другого апостола. Я хочу вам прочесть это место, потому что оно очень значительно восполняет то, о чем я сейчас говорю. В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Христос впервые встретил Нафанаила:
Он (Андрей) первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?
Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев
(Ин 1:41–49).
В чем интерес этого рассказа? В том, что говорит Нафанаил: может ли из Назарета что доброе быть? Почему такое пренебрежительное отношение к Назарету? Вы поймите: Назарет находился в нескольких километрах от того места, где жили Петр, Иоанн, Иаков, Андрей, Филипп. Как бы вы отреагировали, если бы кто-нибудь к вам подошел и сказал: «В лице юноши, которого ты знаешь с детства, который живет в четырех километрах от тебя, мы обрели Спасителя мира»? Конечно, мы отреагировали бы так же, как Нафанаил: «Каким образом Спаситель мира может родиться в соседней деревне? Может ли из Назарета что-либо доброе прийти?» А Филипп ему говорит замечательную вещь, которая несколько раз повторяется в Евангелии: пойди и посмотри. То есть: переживи то, что мы пережили, когда встретили Его. Ты посмотри на Него открытым взором, попробуй понять. Иисус, видя, как он подходит, говорит: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. И Нафанаил, естественно, удивляется: почему Ты знаешь меня? Иисус ему отвечает: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. И на это, как будто совершенно нелогично, Нафанаил отвечает: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! Какая логика в этом?
А вот какая. Речь, ясно, идет не о том, что Нафанаил удивляется, что он не ожидал, что Иисус видел его сидящим под смоковницей. Если его видел Филипп, мог его видеть и Иисус. Видеть – да, но как? По преданию, в это время Нафанаил сидел под смоковницей и молился Богу о том, чтобы Господь пришел на помощь Своему порабощенному народу. Он молился. И когда Христос ему сказал: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя, – Нафанаил вдруг пережил, понял, что говорит с Тем, к Которому была обращена его молитва, что перед ним Живой Бог, ставший живым человеком. И в ответ на этот непостижимый внутренний опыт он восклицает: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! Я молился о том, чтобы пришел Спаситель, и теперь я Тебя вижу: Ты – Тот, Которого мы ожидаем!
Вот каким образом ученики Христа собирались вокруг Него. Сначала они Его знали просто как ребенка, мальчика, подростка, как взрослеющего мужчину и вместе с тем постепенно прозревали в Нем нечто, чего никогда ни в ком не видели. Нафанаил точно выражает, что они увидели. Они увидели в Нем (может быть, не осознавая этого столь ясно, как то осознал Нафанаил) Бога, ставшего человеком. Они увидели, что в Нем полнота Божества обитает телесно (Кол 2:9), что настало Царство Божие, потому что Бог и Его люди уже не разобщены, – они связаны в лице Христа воедино. Вот в чем тайна призвания учеников, вот что глубинно побудило их мгновенно отозваться на призыв последовать за Христом, куда бы Он их ни повел, – не забывая своих близких, но оставляя их позади, за собой.