"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 16.08.2018, 06:00
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

ИИСУС НАЧИНАЕТ СВОЁ СЛУЖЕНИЕ

 

14 После того как Иоанн был брошен в тюрьму, Иисус пришел в Галилею, возвещая Радостную Весть от Бога.
15 Он говорил: «Настал час! Царство Бога близко! Вернитесь к Богу и верьте Радостной Вести!»

 

РВ

 

14 И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие 
15 и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие. 

 

пер. Кассиана

 

 

 


 

 

 

 


 

далее

 

Толкования 

 

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 14-15 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие

Услышав, что Иоанн предан в темницу, Иисус удаляется в Галилею, дабы и нам показать, что не должно самим вдаваться в искушения, а избегать их, когда же впадем, - терпеть. Христос проповедует, по-видимому, одно и то же с Иоанном, как-то: «покайтесь» и «приблизилось Царствие Божие». Но на самом деле не одно и то же: Иоанн говорит «покайтесь» с тем, чтобы отклонить от грехов, а Христос говорит «покайтесь» с тем, чтобы отстали от буквы Закона, почему и присовокупил: «веруйте в Евангелие», ибо тот, кто хочет веровать по Евангелию, уже упразднил Закон. Господь сказывает, что «исполнилось время» Закона. Доселе, - говорит, - Закон был в действии, а отныне настает Царствие Божие, жизнь по Евангелию. Эта жизнь справедливо представляется «Царством» Небесным, ибо когда видишь, что живущий по Евангелию ведет себя почти как бесплотный, как не скажешь, что он имеет уже Царство Небесное (где нет ни пищи, ни пития), хотя оно, кажется, еще и далеко.

 

 

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие

Евангелист Марк, как и Матфей (Мф.5:12), пропускает историю деятельности Господа Иисуса Христа в Иудее и по прибытии Его в Галилею, о которой подробно говорит Иоанн Богослов (Ин.1:29–5) <..>. Заключение Крестителя под стражу, согласно евангелисту Марку, побудило Христа выступить на открытую деятельность в Галилее.

«Царствия Божия». Евангелист Марк употребляет это выражение около 14 раз. Он берет его, конечно, в том же смысле, в каком у Матфея употребляется большей частью выражение «Царствие Небесное». Но евангелист Марк, как писавший свое Евангелие для христиан из язычников, находил лучшим употреблять прямое, строгое и точное обозначение Царства, какое пришел основать Христос, чем, подобно евангелисту Матфею, писавшему для христиан из иудеев, уже знакомых с богословской терминологией, употреблять выражение метафорическое, описательное – Царствие Небесное – выражение, еще требующее для себя пояснения. 

«Исполнилось время» – точнее: пришел к концу своему срок или период, т. е. период, назначенный Богом для подготовления человечества к принятию Спасителя (ὁ καιρός, а не χρόνος). Настоящее время, которое еще переживают слушатели Христа, есть время перехода к новому порядку жизни – к Царству Божию.

«Веруйте в Евангелие». В греческом тексте здесь стоит ἐν τῷ εὐαγγελίῳ – «в Евангелии». Выражение это необычно в Новом Завете – глагол πιστεύειν везде употребляется с предлогом винительного падежа. Поэтому лучше с некоторыми древними кодексами (например, с Оригеном) читать выражение τῷ εὐαγγελίῳ без всякого предлога и переводить «веруйте Евангелию», т. е. Богу, Который говорит людям в Евангелии.

 

 

В.Н.Кузнецова

 

Ст. 14 – Иисус выходит на проповедь лишь после того, как миссия Иоанна была исполнена. Это подчеркивают все Евангелия, за исключением 4-го (см. Ин 3.22-24). <...>

Даже подлость и трусость людей, известные Богу заранее, учитываются Им. Ведь Бог, если можно так сказать, реалист, у Него нет иллюзий, Он не заблуждается насчет людей, Он учитывает всё это при составлении Своих планов. Поэтому может возникнуть в корне неверная идея, что люди, совершая греховный поступок, как бы исполняют Его волю, хотя Бог, конечно же, ненавидит всякий грех.

Как уже было сказано выше, нам неизвестно, в каком именно месте действовал Креститель. Казалось бы, пророчества Иоанна опять не исполнились: вместо того, чтобы начать омывать Святым Духом, что также предполагает огненный суд и разделение, Иисус уходит и направляется даже не в религиозный центр – Иерусалим, где, согласно еврейским представлениям, должны происходить все самые важные события, а возвращается назад, в провинцию, в Галилею.

Марк ничего не говорит о содержании проповеди Иоанна, но, судя по Матфею и Луке, он был пророком гнева и суда. Весть же Иисуса, которую Ему поручил возвещать Бог, – это Радостная Весть о прощении.

Ст. 15 – Несомненно, речи Иисуса, обращенные к народу, были более пространными, чем у Марка. Евангелист дает лишь квинтэссенцию Его слов. Он возвещает Весть от Бога (возможно также иное понимание: «Весть Бога»). Это Радостная Весть о том, что Бог решил – через Своего Сына – даровать прощение грешному человечеству. Настал час – дословно: «исполнилось время», этими словами снова подчеркивается исполнение воли Бога, который некогда назначил срок, когда произойдут эти события, и вот теперь этот срок этот наступил и обещания Бога, о которых говорило Священное Писание, должны наконец исполниться. 

Экскурс: Царство Бога (Царство Божие)

Когда Иисус начал Свое служение с провозвестия Царства, Он говорил о том, что было понятно Его слушателям. Понятно ли это нашим современникам, отличается ли наше понимание от того, что вкладывали в эти слова люди I века? 

Хотя в Ветхом Завете, кроме Книги Премудрости Соломона (10.10), это словосочетание не встречается, понятие Царства Бога являлось краеугольным камнем всей религиозной мысли народа Израиля. Царство Бога не есть некое место, пространство на небесах, куда после смерти попадают праведники. Оно есть динамическое понятие, которое можно выразить предложением: «Бог правит, царствует». 

Слово «Царство» в значении «владычество, суверенное правление, царствование» употребляется в Священном Писании с притяжательным местоимением. 

«Да проповедуют славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии Царства Твоего. Царство Твое – Царство всех веков, и владычество Твое во все роды», – говорится в псалме 145 (144).11-13 (см. также Пс 103(102).19). Бог есть Творец, Владыка и Судья мира, Он Царь вселенной, главным образом Израиля. Особенно важную роль играет это понятие в так называемых псалмах интронизации, где часто повторяется исповедание: «Бог царствует» (в Септуагинте обычно: «Бог воцарился»). «Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на херувимах: да трясется земля!» (Пс 99 (98).1). 

Но в мире видимым образом торжествует зло, а Израиль, любимый народ Божий, предмет Его особых забот и попечения, потерял политическую независимость и постоянно пребывает под игом то одних, то других иноземных захватчиков. Как согласовать это противоречие? Кто правит миром – Бог или темные силы? Народ Израиля никогда не сомневался в том, что наступит такое время, когда Бог зримо проявит Свое могущество и установит Свое суверенное правление.

Постепенно складывается убеждение, что воцарение Бога зримым для всех образом произойдет в будущем: 

«Я – Господь, и нет иного… Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис 45.18-23).

Весть о воцарении Бога названа Исайей радостной вестью (52.7-10). Это, возможно, произойдет в результате космической катастрофы (Ис 24.18-23; Дан 2.44). Прежде скрытый от глаз, Всемогущий и Святой Бог явится в силе. Он будет судить вселенную, причем для праведников Его суд станет началом спасения. 

Так будет установлено Царство Бога, или Царство Небес. 

Слово «Небеса» служило описательным оборотом, которым благочестивые люди заменяли имя Бога, и его надо понимать как «Царствование Того, кто на Небесах». 

В одиннадцатом прошении Восемнадцати Благословений говорится: «Верни нам наших судий, как это было раньше, и будь Царем над нами Ты один». Каддиш, молитва, которой завершалась синагогальная служба, просит о том же: «Да превознесется и освятится Его великое Имя в мире, который Он сотворил по Своей воле. Да установит Он Свое Царство при твоей жизни и при жизни всего дома Израиля, быстро и скоро».

<...>

В Евангелии от Матфея и в апокрифическом Евангелии назореев гораздо чаще встречается синонимическое словосочетание – Царство Небес. Кроме того, встречаются и другие варианты: «Царство Отца», «Царство Сына человеческого» или просто «Царство». <...>

Новизна провозвестия Иисуса заключалась в том, что Он объявил о наступлении Божьего владычества уже в ближайшем будущем. Кроме того, Иисус придал этому понятию новый смысл, «наполнил его новым содержанием, не имеющим аналогий». {И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 52.}

---------------------

Рядом – так переведен греческий глагол «`энгикен», который может значить не только «приблизилось, находится рядом», но и «пришло, наступило». В каком значении употреблен этот глагол евангелистом? Возвестил ли Иисус о скором наступлении Божьего владычества или же о том, что оно уже присутствует здесь и сейчас, вероятно, в лице Его самого? В Евангелиях есть слова, говорящие о наступлении Царства в будущем (9.1; 13.29; 14.25; ср. прошение Молитвы Господней в Евангелиях Матфея и Луки: «Пусть придёт Твое Царство!»). Но есть и утверждения, что Царство уже наступило, оно здесь, на земле (Мф 12.28; Лк 11.20; 17.21).

Ученые делятся на три группы в зависимости от того, в каком значении они понимают это слово. 

Одни полагают, что Иисус говорил о наступлении Царства в будущем – это сторонники так называемой футуристической эсхатологии, или эсхатологии, которой еще предстоит осуществиться. 

Другие верят, что Иисус провозгласил наступление Царства во время Своей земной жизни (осуществленная эсхатология). 

Третьи занимают промежуточную позицию: с приходом Иисуса Царство частично наступило, но оно прикровенно, видно лишь глазам веры. Хотя еще темно, но ночь уже прошла, на востоке занимается заря. Открыто же, «в силе», Царство наступит лишь в будущем (эсхатология в процессе осуществления, или осуществляемая эсхатология).

Для того чтобы войти в это Царство, то есть стать сопричастным Божественному правлению, Его славе, необходимо вернуться к Богу (дословно: «раскаяться» – см. ком. к ст. 4). 

И еще необходима вера: «верьте Радостной Вести!» В Библии вера – это не какие-то правильные теоретические представления и идеи, как нам часто кажется. Нет, это верность Богу, это глубокая преданность, полная самоотдача и посвящение себя Ему. Отныне эта вера будет неразрывно связана с чувством любви и благодарности Богу за Его великую доброту и милосердие.

.

 

 

протоиерей Александр Мень

 

 

1.14-15. Христос возвещает о Царстве Божием уже не как об отдаленной реальности будущего, а как о чем-то близком, уже наступающем.

Это означает, что с момента провозглашения Благой вести о спасении семена Царства, ростки новой божественной жизни уже появились на земле.

Через Христа сокровенный Бог стал близок людям, и они должны сделать выбор — идти к Нему навстречу или отвернуться от Него.

...веруйте в Евангелие, — призывает Иисус, «верьте Радостной вести». На языке Св. Писания верить не значит просто иметь убеждение в реальности того, чего не видишь.

Верить — значит безраздельно доверять благости Творца, отдать себя Его любви, Его воле.

Верить в Радостную весть — значит принять сердцем Небесного Отца и вручить себя Ему всецело.

 

Далее

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях: