Ф.А.Лобанов
Изображение конца времён
в пророческой речи Господа Иисуса на Елеонской горе
и в серии печатей книги Откровения
1.2.2. Толкование архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) говорит: «Одна из особенностей апокалипсисов состоит в том, что в них настоящее и будущее неприметно переходят одно в другое, так что часто трудно сказать, что высказывается о настоящем времени, а что о «конце света». Конечно, в нашем Евангелии этот вопрос играет подчиненную роль, так как Марк делает явственное различие между нынешними бедствиями вместе с концом храма и полным завершением в событии всеобщего Конца. (Ср 13.4: «скажи нам, когда это будет»? – а именно объявленное в 13:2 разрушение храма – «и какой признак, когда всё это должно совершиться?». «Всё сие» (tauta panta) означает «весь этот мир», космос. «Совершиться» – означает прийти к концу, «завершиться».
В соответствии с этим делением, Евангелист Марк проводит границу между речью о близком настоящем (13.5–13) и речью о будущем (13.14–27)»
Архимандрит Ианнуарий отмечает важную мысль: в Малом апокалипсисе речь идёт не о «конце света», как таковом, и поэтому когда же придёт конец — не сказано (об этом и не может никто знать), а о последователях Христа, о христианах, и «о том, в каком состоянии они должны и могут встретить те скорби, которые неминуемо станут и их уделом тоже».1
Господь Иисус Христос говорит о том, что они должны чувствовать (не отчаиваться) и что должны делать Его ученики в ситуации бедствий:
«– Они должны трезво противостоять лжеспасителям, тем, которые утверждают о себе, что они во имя Божие могут осчастливить мир и преобразить его историю. Никто не сможет занять место Иисуса. Да, лжехристы «многих прельстят», но «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (ст.5–6).
– Известия о войнах и катастрофах тоже не являются причиной для паники! Конечно, до тех пор пока люди добиваются мира и единства путём насилия, войны в мире будут неизбежны. Но «но это ещё не конец» всему человечеству. «Это – начало болезней!» (ст.7–8).
(Замечу, что правильным переводом этих слов будет «Начало мук рождения». Именно так это слова переводятся под ред.еп. Кассиана (Безобразова)).
– Нет нужды заранее обдумывать, что говорить и что делать, если из-за веры придётся попасть в критическое положение: «не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте» (ст.11).
– Христиане не могут рассчитывать на то, что мир будет всегда к ним благосклонен за их благие мысли и за их учение любви. Нет, с ними всё будет происходить не иначе, нежели с их Господом, Который был «предан в руки человеческие»: «вас будут предавать в судилища и бить в синагогах ... И будете ненавидимы всеми за имя Моё» (ст.9.12–13).
– Христиане спасутся не тем, что они сдадутся, уступят, а тем, что они, как последователи Иисуса, выдержат всё до конца в настоящих и ещё предстоящих бедственных ситуациях: «претерпевший же до конца спасётся» (ст.13б)»2
О делении 13 главы. Арх. Ианнуарий говоря о том, что с 5 по 13 стих — это первая часть беседы, он подчёркивает тот факт, что события о которых говорится там совершились при жизни слушателей Христа — апостолов (хотя подобное будет происходить и далее в истории, и то, что описывается в них «это ещё не конец» (ст. 7)3.
Далее, со стиха 14 по стих 23 по мнению архимандрита Ианнуария, начинается в беседе описание следующего этапа — событий, которые произойдут в будущем (если брать за точку отсчёта момент Пророческой беседы). Это—
падение Иерусалима с многочисленными страданиями и жертвами,
осквернение Святого места (Храма Божия),
явление лжехристов (лже-мессий) и лжепророков.
И последняя часть Пророческой речи Господа говорит о Втором Пришествии Сына Человеческого. Это часть начинается со стиха 24 и продолжается до конца речи.4 Его пришествие будет сопровождаться космическими знамениями (солнце, луна и звёзды померкнут, «силы небесные будут поколеблены.» (Мк 13:25). Пришедший Господь соберёт Своих избранных с четырёх концов света (Мк 13:27).
Эта часть речи также не только говорит о грядущих событиях, но и побуждает слушающих к правильному отношению к ним:
Учеников должно воодушевить, что они смогут выстоять в ожидании того, что Господь соберёт их:
«Этим как бы говорится: «Вы не погибнете! Как христиане вы сможете выстоять до конца! Ибо вслед за катастрофами вы войдёте в общение с вашим Господом!».
Мир находит своё благо и спасение только и только в Сыне Человеческом. Но при этом мир не верит Вести Иисуса, не следует Ему. Однако для мира есть только два пути: к спасению через Иисуса Христа, или к погибели без Иисуса Христа, погибели в том кризисе, к которому он и движется. И Бог просто не может дать никакого третьего пути, чтобы уберечь мир от этого тотального кризиса. Оттого для христиан и не имело бы никакого смысла молить Бога «в общем и целом» за этот мир. Поэтому они и будут молиться только о сокращении тех ужасных дней.»5
1Ианнуарий. Евангелие от Марка, беседа 33.
2Ианнуарий. Евангелие от Марка, беседа 33.
3Ианнуарий. Евангелие от Марка, беседа 34.
4Ианнуарий. Евангелие от Марка, беседа 34 и беседа 35.
5Ианнуарий. Евангелие от Марка, беседа 34.