Ф.А.Лобанов
Изображение конца времён
в пророческой речи Господа Иисуса на Елеонской горе
и в серии печатей книги Откровения
1.2.3. Комментарий В.Кузнецовой
В своём комментарии данный автор ставит слово «знак» (при упоминании о «знаках», которые будут свидетельствовать о наступлении Конца) в кавычки. Почему?
«Иисус полностью отверг такое употребление знаков, благодаря которым человек якобы мог вычислить сроки наступления Конца. Сын Человеческий придет внезапно, и поэтому люди должны быть постоянно на страже, а не жить беспечной жизнью и лишь в преддверии Конца быстро покаяться.»1
Как мы читаем в самом тексте Евангелия (Мк13:32), во время Своей земной жизни даже сам Христос не знает о сроке наступления Конца (отказавшись в своём кенозисе от этого знания добровольно), тем более бессмысленно людям пытаться вычислить сроки.
Каким же образом примирить указание в Пророческой беседе неких «знаков» с тем фактом, что Господь указывает на невозможность людям вычислить время Эсхатона?
Согласно автору комментария, Беседа Мк 13 делится на 2 части:
- первая часть беседы говорит о тех катастрофических событиях, которые произойдут при жизни того поколения, к которому принадлежали слушатели Христа (стт. 1-31), и в ней (первой части) указаны некие знаки, но они не о последних временах.
- вторая часть (стт. 32-37), в которой оказывается «что время неизвестно никому, даже Иисусу, и, следовательно, знаки также не могут быть даны.»2
Вот схема (План Мк 13) из книги France R.T., Divine Government. God's Kingship in the Gospel of Mark3 :
“Ст. 2 (Время не указано вообще)
Ст. 4 КОГДА? (каким будет знак...?)Ст. 5 Будьте бдительны – это ЕЩЁ НЕ конец (ст. 7)
Ст. 8 это только НАЧАЛО (родовые схватки)
Ст. 9 Будьте бдительны – это ЕЩЁ НЕ конецСт. 10 возвестить всем народам СНАЧАЛА Радостную Весть
Ст. 13 конец ещё впередиСт. 14 Но когда... — в противопоставлении ЕЩЕ НЕ ст. 5-13,
«в те дни» (ст. 19)
Ст. 21 Тогда—это еще не конец
Ст. 23 Будьте бдительны — еще много всего предстоит
Ст. 24 Но в те дни, после той скорби – отсылка к ст. 19Итак, последовательность времени не прерывается со ст. 14
Ст. 26 И тогда \> Здесь наконец ответ на вопрос КОГДА? (ст. 4)
Ст. 27 И тогда /
Ст. 28-29 Смоковница указывает, что это близко
Ст. 30-31 Всё это произойдет при жизни этого поколения
Ст. 32 Но о дне ТОМ и часе...
О КАКОМ «дне и часе»? - «день» в единственном числе упомянут впервые
Ст. 33 Будьте бдительны - это может быть в ЛЮБОЕ время
Ст. 32-37 говорят о том, что время НЕИЗВЕСТНО,
а это противоречит прежнимЕЩЁ НЕ \
НО КОГДА \
ТОГДА /
В ЭТОМ ПОКОЛЕНИИ / ст. 5-31»4Более кратко план Мк 13 выглядит в комментарии так:
«1) введение (1-4);
2) «знаки», которые на самом деле не являются знаками (5-8);
3) гонения на учеников (9-13);
4) «второй знак», или пророчество о судьбе Иерусалима (14-20);
5) появление лжепророков (21-23);
6) «третий знак», или пророчество о конце мира (24-27);
7) «четвертый знак», или притча о смоковнице (28-31);
8) ДЕНЬ ТОТ;
необходимость быть в постоянной готовности, так как знаки не будут даны (32-37).»5Первая часть беседы.
В ответ на предсказание Господом Иисусом разрушения города и Храма, ученики спрашивают «когда это будет?» (ст. 4).
Господь указывает знаки, которые убудут предварять эту серию бедствий: приход многих самозванцев, выдающих себя за Мессию, ближние и дальние войны6, землетрясения, голод (стихи с 5 по 8).
(«И тем не менее это еще не конец, а только родовые схватки. По еврейским представлениям, широко распространенным в Израиле, перед наступлением грядущего Века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребенка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался «родовыми муками Мессии», что означает страдания не Мессии, а мира, рождающего Мессию. Образ роженицы часто использовался пророками, говорившими о страданиях Израиля (ср. Ис 26.17-18; 66.8-9; Ос 13.13; Мих 4.9-10; Ис 19.2; 13.13; Иер 4.24; Ис 14.30; Иоиль 1). И это еще не конец, жизнь в мире продолжается. Катаклизмы свидетельствуют о том, что Бог присутствует в истории и направляет ее к намеченному Им Концу, но они не являются тем знаком, о котором просили ученики.»7)
Далее предсказываются гонения, распространение Радостной Вести среди всех народов, распри даже между самыми близкими людьми (ст.9-12).
«Ст. 10 – Но прежде чем придёт конец, все народы должны услышать Радостную весть – этот стих представляет большие трудности, потому что предполагает продолжительный период времени, необходимый для евангелизации язычников, в то время как Конец ожидался в пределах этого поколения (см. ст. 30). <..>
В параллельном месте у Матфея (10.17-21) эти слова отсутствуют, там сказано: «и вы будете свидетельствовать обо Мне им и язычникам». Кроме того, ст. 10 разрывает последовательность мысли ст. 9 и 11.Акцент ставится на том, что ученики Христа должны исполнять свою миссию – нести народам Радостную весть, вместо того чтобы заниматься пустыми гаданиями, когда же наступит конец мира. Их страдания также не означают, что Конец близок, они лишь должны побудить их к ещё более ревностной проповеди Радостной Вести. Хотя Иисус и послан только к заблудившимся овцам народа Израиля, ученикам предстоит более широкое поле деятельности – весь мир.»8
«Перед нами еще одно свидетельство величия Евангелия. Апокалиптика того времени ожидала от «дней Мессии» великого суда над грешниками и прежде всего мести язычникам (ср. Псалмы Соломона 14.6-10; 17.21-31). Говоря о Царстве Божьем, имели в виду царство Израиля. В провозвестии Иисуса на место национального партикуляризма приходит универсализм милосердия. В присоединении язычников к эсхатологическому народу Божьему во всем своем величии проявляется свободная милость Бога».9
Далее Господом предсказывается «мерзость запустения» на святом месте (ст.15). Комментатор говорит: «Современники считали, что пророчество Даниила о кощунственной мерзости (дословно: «мерзости запустения», то есть приводящей к запустению) исполнилось в 168 г. до н.э., во времена Антиоха Епифана, когда в иерусалимском Храме была воздвигнута статуя Зевса в обличье самого Антиоха, что осквернило Храм и привело к прекращению в нем богослужений (1 Макк 1.54-57). Ведь мерзостью у евреев назывался предмет идолопоклонства.
Что именно имеется в виду здесь, неизвестно. Одни считают, что это воспоминание о том, что в 40 г. сумасшедший император Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, хотел установить в Храме собственную статую, но из-за смерти не успел. Другие – что в 70 г. римские солдаты внесли в Храм свои штандарты и принесли им жертву. Есть одна интересная деталь, которую не передают переводы: в греческом слово «мерзость» среднего рода, а в следующем стихе стоит местоимение мужского рода «он». Ср. этот стих с 2Фес 2.3-4: «когда явится воплощение зла – человек, обреченный погибели, противник, который возомнит себя выше всего, что зовется божеством или святыней, так что он даже воссядет в Божьем Храме и объявит себя Богом». Становится понятным, что вряд ли речь идет о неодушевленных предметах, но о богоборческой личности, или Антихристе (см. также Откр 13:11-13). Он воссядет там, где ему быть не должно, то есть в святилище, и лжепророки будут прославлять его (ст. 22). Имеются в виду силы зла, которые перед наступлением Конца на некоторое время получат свободу, как бы заново погружая землю в хаос, за которым должно последовать новое творение.»10Стих23 «Но вы будьте бдительны – Я всё вам сказал заранее» комментируется так:
«Эти слова напоминают заключительные слова Бога, обращенные к пророкам: «уста Господни изрекли это» (Ис 40.5; 58.14), после которых следовали еще новые предсказания. Так и здесь: возвестив пророчество о великом горе, Иисус начинает говорить о спасении, которое совершит Бог в День Парусии.»11И, наконец, завершается Первая часть беседы словами о померкнувших светилах, пророчеством о Сыне человеческий, идущем на облаках с великой силою и славою и о посылании Им ангелов собрать избранных с четырех концов света (ст.24-27), после чего следует притча о смоковнице.
Из комментария к этому фрагменту:
«Здесь впервые появляется слово тогда. Наконец Иисус дает ответ ученикам на их вопрос в ст. 4: «Когда это будет?» Когда гонения достигнут апогея, космические катастрофы сотрясут вселенную, когда, казалось бы, силы зла победят и воссядут в святилище – вот тогда и придёт спасение. Сын человеческий в небесных облаках, в сопровождении могучих ангелов, в сиянии божественной славы явится внезапно, как молния. Пришествие Сына человеческого есть завершение и исполнение всего. В пророчестве Даниила Он идёт вместе с облаками (7.13), но у Марка – в облаках или на облаках, что сближает этот текст с Исх 34:5, где Бог также спускается «в облаке». Облако в Ветхом Завете часто связывалось с Богоявлением (ср. Исх 34.5; Мк 9.7; Деян 1.9; 1Фес 4.17; Откр.11.12).»12
Вторая часть беседы.
Комментарий на стихи 32-37 трактует сначала слова Христа о незнании Сыном времени Конца, потом - притчу об уехавшем хозяине дома. «Известно, что в Палестине люди стремились избегать ночных путешествий, здесь же подчеркивается, что хозяин может вернуться и тогда, когда его меньше всего будут ждать. И всё же «смысл притчи о человеке, который возвращается ночью в том, что его слуги не предупреждены о точном времени его возвращения и поэтому должны всё время бодрствовать»{M.D. Hooker, The Gospel according to St Mark, p. 324.}.13
Подробный комментарий на каждый фрагмент 13 главы показывает, что деление беседы тематически на две части не вполне чётко. Так, уже 26 стих говорит: «Сын человеческий идёт на облаках с великой силою и славою» (т. е. Говорится о событии, которое относится не к эпохе разрушения Иерусалима, а к Концу времён). Впрочем, идёт - значит ещё не «пришёл».
Также и стих 29 говорит: «Знайте: Он близок, у самых дверей!» Эти слова напоминают провозглашение Господом Царства Божия: «приблизилось». Т.е. Царство уже идёт, но ещё не настало окончательно.
С другой стороны, мы считаем, что слова стиха Мк 13:32 «О дне же том или часе никто не знает» относятся к «дню», события которого описываются в стихе Мк 13:26
«И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою великою и славою», при этом обстоятельства этого описываются ещё раньше, в стихах Мк 13: 24-25 «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звёзды будут падать с неба и силы небесные будут поколеблены»
«Для правильного истолкования её (эсхатологической речи Господа) нужно прежде всего иметь в виду, что в ней, с одной стороны, говорится о судьбе Иерусалима, с другой, — о будущих судьбах царств, и с третьей, — о конце мира. Этот тройной её смысл мы будем для краткости называть первым, вторым и третьим смыслом», - говорится в комментарии Толковой Библии под ред. Лопухина14. Посмотрим, каким образом рассматривают соотношение этих смыслов те толкователи, труды которых мы исследовали.
Святитель Иоанн Златоуст относит предсказываемые Господом бедствия к событиям, современным апостолам. И лишь «космические бедствия» стихов Мф 24:29 сл (соответствует стихам 24-25 и далее Мк 13) относит ко времени Второго Пришествия.
Архимандрит Ианнуарий говорит, что стихи Мк 13:5–13 говорят о настоящем, эти события совершились при жизни апостолов, но подобное будет происходить и в дальнейшей «обычной» истории; стихи Мк 13.14–27 – о будущем (события, предваряющие Второе Пришествие), и с 24 стиха — Пришествие Сына Человеческого.
По R.T. France деление Пророческой речи несколько иное. Хотя со стиха 14 он также видит некий новый этап
(Ст. 14 Но когда... — в противопоставлении ЕЩЁ НЕ ст. 5-13).
"тем не менее, принципиально ничего не меняется, это всё ещё тот же временной отрезок. Со стиха 14 — очередной «знак» в ряду других «знаков», и лишь в стихе 32 ««День» в единственном числе упомянут впервые», - пишет он.
Только в 32 стихе этот комментарий видит предсказание о Пришествии, но нам представляется, что это подход формальный, поскольку он противопоставляет день в единственном числе (и называет только его Днём Пришествия), дням во множественном числе из стиха 24 , при этом игнорируется сообщение стиха 26 «тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою великою и славою».
Примечания
1Кузнецова, стр. 231
2Там же.
3 France R.T., Divine Government. God's Kingship in the Gospel of Mark, p. 128, цит. по Кузнецова.
4 Кузнецова, стр. 231
5 Там же, стр. 230.
6 В этом разделе цитируется здесь и далее по переводу Евангелия с греч. "Радостная весть"
7 Кузнецова, стр. 236-237
8 Там же, стр. 239
9 Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 270-271
10 Кузнецова, стр. 241-242
11 Там же, стр. 245
12 Там же, стр. 246
13 Цит. По Кузнецова, стр. 252
14 Фивейский М.П., протоиерей. Евангелие от Матфея // Толковая Библия А.П. Лопухина и
преемников. Т. 8. СПб., 1911, комментарий к Мф 24:4 http://www.bible.in.ua/underl/Lop/51_024.htm