"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 23.05.2022, 09:03
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Ф.А.Лобанов
Изображение конца времён
в пророческой речи Господа Иисуса на Елеонской горе
и в серии печатей книги Откровения

К содержанию

1.2.3. Комментарий В.Кузнецовой

 

В своём комментарии данный автор ставит слово «знак» (при упоминании о «знаках», которые будут свидетельствовать о наступлении Конца) в кавычки. Почему?

«Иисус полностью отверг такое употребление знаков, благодаря которым человек якобы мог вычислить сроки наступления Конца. Сын Человеческий придет внезапно, и поэтому люди должны быть постоянно на страже, а не жить беспечной жизнью и лишь в преддверии Конца быстро покаяться.»1

Как мы читаем в самом тексте Евангелия (Мк13:32), во время Своей земной жизни даже сам Христос не знает о сроке наступления Конца (отказавшись в своём кенозисе от этого знания добровольно), тем более бессмысленно людям пытаться вычислить сроки.

Каким же образом примирить указание в Пророческой беседе неких «знаков» с тем фактом, что Господь указывает на невозможность людям вычислить время Эсхатона?

Согласно автору комментария, Беседа Мк 13 делится на 2 части:

- первая часть беседы говорит о тех катастрофических событиях, которые произойдут при жизни того поколения, к которому принадлежали слушатели Христа (стт. 1-31), и в ней (первой части) указаны некие знаки, но они не о последних временах.

- вторая часть (стт. 32-37), в которой оказывается «что время неизвестно никому, даже Иисусу, и, следовательно, знаки также не могут быть даны.»2

Вот схема (План Мк 13) которую В.Н.Кузнецова заимствует у France R.T.3 :

Ст. 2 (Время не указано вообще)
Ст. 4 КОГДА? (каким будет знак...?)

Ст. 5 Будьте бдительны – это ЕЩЁ НЕ конец (ст. 7)
Ст. 8 это только НАЧАЛО (родовые схватки)
Ст. 9 Будьте бдительны – это ЕЩЁ НЕ конец

Ст. 10 возвестить всем народам СНАЧАЛА Радостную Весть
Ст. 13 конец ещё впереди

Ст. 14 Но когда... — в противопоставлении ЕЩЕ НЕ ст. 5-13,

«в те дни» (ст. 19)

Ст. 21 Тогда—это еще не конец

Ст. 23 Будьте бдительны — еще много всего предстоит
Ст. 24 Но в те дни, после той скорби – отсылка к ст. 19

Итак, последовательность времени не прерывается со ст. 14
Ст. 26
И тогда \

> Здесь наконец ответ на вопрос КОГДА? (ст. 4)

Ст. 27 И тогда /

Ст. 28-29 Смоковница указывает, что это близко
Ст. 30-31 Всё это произойдет при жизни этого поколения


 

Ст. 32 Но о дне ТОМ и часе...
О КАКОМ
«дне и часе»? - «день» в единственном числе упомянут впервые
Ст. 33 Будьте бдительны - это может быть в ЛЮБОЕ время
Ст. 32-37 говорят о том, что время НЕИЗВЕСТНО,
а это противоречит прежним

ЕЩЁ НЕ \
НО КОГДА \
ТОГДА /
В ЭТОМ ПОКОЛЕНИИ / ст. 5-31»
4

Более кратко план Мк 13 выглядит в комментарии так:

«1) введение (1-4);
2) «знаки», которые на самом деле не являются знаками (5-8);
3) гонения на учеников (9-13);
4) «второй знак», или пророчество о судьбе Иерусалима (14-20);
5) появление лжепророков (21-23);
6) «третий знак», или пророчество о конце мира (24-27);
7) «четвертый знак», или притча о смоковнице (28-31);
8) ДЕНЬ ТОТ;
необходимость быть в постоянной готовности, так как знаки не будут даны (32-37).»
5

Первая часть беседы.

В ответ на предсказание Господом Иисусом разрушения города и Храма, ученики спрашивают «когда это будет?» (ст. 4).

Господь указывает знаки, которые убудут предварять эту серию бедствий: приход многих самозванцев, выдающих себя за Мессию, ближние и дальние войны6, землетрясения, голод (стихи с 5 по 8).

(«И тем не менее это еще не конец, а только родовые схватки. По еврейским представлениям, широко распространенным в Израиле, перед наступлением грядущего Века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребенка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался «родовыми муками Мессии», что означает страдания не Мессии, а мира, рождающего Мессию. Образ роженицы часто использовался пророками, говорившими о страданиях Израиля (ср. Ис 26.17-18; 66.8-9; Ос 13.13; Мих 4.9-10; Ис 19.2; 13.13; Иер 4.24; Ис 14.30; Иоиль 1). И это еще не конец, жизнь в мире продолжается. Катаклизмы свидетельствуют о том, что Бог присутствует в истории и направляет ее к намеченному Им Концу, но они не являются тем знаком, о котором просили ученики.»7)

Далее предсказываются гонения, распространение Радостой Вести среди всех народов, распри даже между самыми близкими людьми (ст.9-12).

«Ст. 10 – Но прежде чем придёт конец, все народы должны услышать Радостную весть – этот стих представляет большие трудности, потому что предполагает продолжительный период времени, необходимый для евангелизации язычников, в то время как Конец ожидался в пределах этого поколения (см. ст. 30). Высказывалось даже мнение, что эти слова были добавлены ранней Церковью, чтобы объяснить задержку Парусии. <..>
В параллельном месте у Матфея (10.17-21) эти слова отсутствуют, там сказано: «и вы будете свидетельствовать обо Мне им и язычникам». Кроме того, ст. 10 разрывает последовательность мысли ст. 9 и 11. Смысл этих слов может также стать немного другим, если изменить традиционную пунктуацию и соединить первую строчку ст. 10 со ст. 9. Тогда слова «чтобы свидетельствовать обо Мне. Но прежде чем придет конец, все народы…» будут поняты по-другому:
«чтобы свидетельствовать обо Мне, прежде чем придет конец.
Сначала все народы…»
Именно такова пунктуация в некоторых древних переводах. Если так, то акцент ставится на том, что ученики Христа должны исполнять свою миссию – нести народам Радостную весть, вместо того чтобы заниматься пустыми гаданиями, когда же наступит конец мира. Их страдания также не означают, что Конец близок, они лишь должны побудить их к еще более ревностной проповеди Радостной Вести. Хотя Иисус и послан только к заблудившимся овцам народа Израиля, ученикам предстоит более широкое поле деятельности – весь мир.»8

«Перед нами еще одно свидетельство величия Евангелия. Апокалиптика того времени ожидала от «дней Мессии» великого суда над грешниками и прежде всего мести язычникам (ср. Псалмы Соломона 14.6-10; 17.21-31). Говоря о Царстве Божьем, имели в виду царство Израиля. В провозвестии Иисуса на место национального партикуляризма приходит универсализм милосердия. В присоединении язычников к эсхатологическому народу Божьему во всем своем величии проявляется свободная милость Бога».9

Далее Господом предсказывается «мерзость запустения» на святом месте (ст.15). Комментатор говорит: «Современники считали, что пророчество Даниила о кощунственной мерзости (дословно: «мерзости запустения», то есть приводящей к запустению) исполнилось в 168 г. до н.э., во времена Антиоха Епифана, когда в иерусалимском Храме была воздвигнута статуя Зевса в обличье самого Антиоха, что осквернило Храм и привело к прекращению в нем богослужений (1 Макк 1.54-57). Ведь мерзостью у евреев назывался предмет идолопоклонства.
Что именно имеется в виду здесь, неизвестно. Одни считают, что это воспоминание о том, что в 40 г. сумасшедший император Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, хотел установить в Храме собственную статую, но из-за смерти не успел. Другие – что в 70 г. римские солдаты внесли в Храм свои штандарты и принесли им жертву. Есть одна интересная деталь, которую не передают переводы: в греческом слово «мерзость» среднего рода, а в следующем стихе стоит местоимение мужского рода «он». Ср. этот стих с 2Фес 2.3-4: «когда явится воплощение зла – человек, обреченный погибели, противник, который возомнит себя выше всего, что зовется божеством или святыней, так что он даже воссядет в Божьем Храме и объявит себя Богом». Становится понятным, что вряд ли речь идет о неодушевленных предметах, но о богоборческой личности, или Антихристе (см. также Откр 13.11-13). Он воссядет там, где ему быть не должно, то есть в святилище, и лжепророки будут прославлять его (ст. 22). Имеются в виду силы зла, которые перед наступлением Конца на некоторое время получат свободу, как бы заново погружая землю в хаос, за которым должно последовать новое творение.»
10

Стих23 «Но вы будьте бдительны – Я всё вам сказал заранее» комментируется так:
«Эти слова напоминают заключительные слова Бога, обращенные к пророкам: «уста Господни изрекли это» (Ис 40.5; 58.14), после которых следовали еще новые предсказания. Так и здесь: возвестив пророчество о великом горе, Иисус начинает говорить о спасении, которое совершит Бог в День Парусии.»11

И, наконец, завершается Первая часть беседы словами о померкнувших светилах, пророчеством о Сыне человеческий, идущем на облаках с великой силою и славою и о посылании Им ангелов собрать избранных с четырех концов света (ст.24-27), после чего следует притча о смоковнице.

Из комментария к этому фрагменту:

«Здесь впервые появляется слово тогда. Наконец Иисус дает ответ ученикам на их вопрос в ст. 4: «Когда это будет?» Когда гонения достигнут апогея, космические катастрофы сотрясут вселенную, когда, казалось бы, силы зла победят и воссядут в святилище – вот тогда и придет спасение. Сын человеческий в небесных облаках, в сопровождении могучих ангелов, в сиянии божественной славы явится внезапно, как молния. Пришествие Сына человеческого есть завершение и исполнение всего. В пророчестве Даниила Он идет вместе с облаками (7.13), но у Марка – в облаках или на облаках, что сближает этот текст с Исх 34.5, где Бог также спускается «в облаке». Облако в Ветхом Завете часто связывалось с Богоявлением (ср. Исх 34.5; Мк 9.7; Деян 1.9; 1Фес 4.17; Откр.11.12).»12

Вторая часть беседы.

Комментарий на стихи 32-37 трактует сначала слова Христа о незнании Сыном времени Конца, потом - притчу об уехавшем хозяине дома. «Известно, что в Палестине люди стремились избегать ночных путешествий, здесь же подчеркивается, что хозяин может вернуться и тогда, когда его меньше всего будут ждать. И всё же «смысл притчи о человеке, который возвращается ночью, не в том, что его приход неожиданен, а в том, что его слуги не предупреждены о точном времени его возвращения и поэтому должны все время бодрствовать»{M.D. Hooker, The Gospel according to St Mark, p. 324.}.13

Подробный комментарий на каждый фрагмент 13 главы показывает, что деление беседы тематически на две части не вполне чётко. Так, уже 26 стих говорит: «Сын человеческий идет на облаках с великой силою и славою» (т. е. Говорится о событии, которое относится не к эпохе разрушения Иерусалима, а к Концу времён). Впрочем, идёт - значит ещё не «пришёл».

Также и стих 29 говорит: «Знайте: Он близок, у самых дверей!» Эти слова напоминают провозглашение Господом Царства Божия: «приблизилось». Т.е. Царство уже идёт, но ещё не настало окончательно.

С другой стороны, мы считаем, что слова стиха Мк 13:32 «О дне же том или часе никто не знает» относятся к «дню», события которого описываются в стихе Мк 13:26 «

И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою великою и славою», при этом обстоятельства этого описываются ещё раньше, в стихах Мк 13: 24-25 «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звезды будут падать с неба» и силы небесные будут поколеблены»

 

1.3.3. Выводы по главе 1

 

«Для правильного истолкования ее (эсхатологической речи Господа) нужно прежде всего иметь в виду, что в ней, с одной стороны, говорится о судьбе Иерусалима, с другой, — о будущих судьбах царств, и с третьей, — о конце мира. Этот тройной её смысл мы будем для краткости называть первым, вторым и третьим смыслом», - говорится в комментарии Толковой Библии Лопухина14. Посмотрим, каким образом рассматривают соотношение этих смыслов те толкователи, труды которых мы исследовали.

Святитель Иоанн Златоуст относит предсказываемые Господом бедствия к событиям, современным апостолам. И лишь «космические бедствия» стихов Мф 24:29 сл (соответствует стихам 24-25 и далее Мк 13) относит ко времени Второго Пришествия.

Архимандрит Ианнуарий говорит, что стихи Мк 13:5–13 говорят о настоящем, эти события совершились при жизни апостолов, но подобное будет происходить и в дальнейшей «обычной» истории; стихи Мк 13.14–27 – о будущем (события, предваряющие Второе Пришествие), и с 24 стиха — Пришествие Сына Человеческого.

Кузнецова делит Пророческую речь несколько иначе. Хотя со стиха 14 она также видит некий новый этап (Ст. 14 Но когда... — в противопоставлении ЕЩЁ НЕ ст. 5-13). тем не менее, принципиально ничего не меняется, это всё ещё тот же временной отрезок. Со стиха 14 — очередной «знак» в ряду других «знаков», и лишь в стихе 32 ««День» в единственном числе упомянут впервые», пишет она.

Именно здесь, в 32 стихе Кузнецова видит предсказание о Пришествии, но нам представляется, что она подходит формально, противопоставляя день в единственном числе (и считая только его Днём Пришествия), дням во множественном из стиха 24 и игнорируя сообщение стиха 26 « тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою великою и славою».

Далее

 


Примечания

1Кузнецова, стр. 231

2Там же.

3 France R.T., Divine Government. God's Kingship in the Gospel of Mark, p. 128, цит. по Кузнецова.

4Кузнецова, стр. 231

5Кузнецова, стр. 230.

6В этом разделе цитируется здесь и далее по переводу Евангелия с греч. В.Кузнецовой

7Кузнецова, стр. 236-237

8Кузнецова, стр. 239

9 Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 270-271

10Кузнецова, стр. 241-242

11Кузнецова, стр. 245

12Кузнецова, стр. 246

13Цит. По Кузнецова, стр. 252

14Толковая Библия, комментарий к Мф 24:4, http://www.bible.in.ua/underl/Lop/51_024.htm

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог