"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 05.02.2023, 20:16
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Фёдор Лобанов
Ветхозаветные образы суда и восстановления в Апокалипсисе и в синоптических Евангелиях

Оглавление

§ 2.3. Брачный пир Мессии и приглашённые гости. Откр 19:7-10, Мф. 22:1-14 и пар., Мф 25 :1-13 
(Иез 16, Ис 54:4-7, Ис 61:10, Ис 62:5, Иер 2:2, Ос 2:2)

 

В завершение раздела Апокалипсиса, который повествует о суде над Вавилоном, тайнозритель Иоанн восклицает:

 

Будем радоваться и ликовать и воздадим славу Ему,
потому что наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя,
и дано ей было облечься в виссон блестящий, чистый;
ибо виссон есть праведные дела святых.
И он говорит мне:
напиши: "блаженны званные на брачную вечерю Агнца".
И говорит мне:
эти слова - истинные слова Божии
(19:7-10)

 

Сравнение отношений Бога со Своим Народом с браком — это древнейшая и богатая библейская традиция, которую мы обнаруживаем не только во многих местах ВЗ, но и в Евангелии, а именно в притчах Христовых.

Две притчи, которые объединяет сюжет (свадьба) - это притча о брачном пире ( Мф. 22:1-14 и Лк. 14:16-24) и притча о 10 девах ( Мф 25 :1-13).

Кроме темы свадьбы, на которую приглашены герои обеих притч, и ту и другую объединяет ещё один мотив - не все оказываются достойны (или готовы) на ней присутствовать (хотя они и были приглашены). В первом случает это человек, одетый не в брачную одежду, а во втором — глупые девы.

 

Новозаветные образы брака Мессии имеют свой исток в ВЗ. Так, мы находим в книге Исайи образ, который родствен этой притче Христовой - Ис 55:1-2. Этот фрагмент связан с темой только косвенно - тем, что здесь образ трапезы, пира. Вся 55 глава относится к тому разделу второй части книги пророка Исайи, которая говорит о грядущем восстановлении. Здесь и слова о вечном завете, связанном с именем Давида (Ис 55:3); и о конечном торжестве Божией силы, преодолевающей законы природы падшего мира — Ис 55:12-13 ; и слова о милосердии Божием, роднящие Исайю с Евангельской вестью — 55:7.

А в книге Премудрости встречаем такие слова: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино своё и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: кто неразумен, обратись сюда!"
И скудоумному она сказала:
идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума". (9:1-6)

Премудрость в богословии отождествляется с Божественным Логосом, с Сыном, который воплотился во Христе. Связь с разбираемой притчей Христовой в том, что тут тоже речь идёт о праздничной трапезе.

Есть также такое место в Иер 51:39

 

Во время разгорячения их сделаю им пир и упою их,
чтобы они повеселились
и заснули вечным сном, и не пробуждались, говорит Господь.

 

Эти слова помещены в контекст большого пророчества о Вавилоне, о его разрушении Богом. И вот, Бог обещает опоить вавилонян во время пира так, что бы они « заснули вечным сном, и не пробуждались». Очень интересна такая смысловая инверсия понятия «пир» в контексте разработки нами темы о суде/восстановлении, где пир оказывается радостью для Божьего народа в других местах Писания и гибелью для народа Вавилона (мира противобожеского) у Иеремии.

Во времена ВЗ, когда не было государственной регистрации брака, именно заявление перед лицом общества о намерении являлось моментом заключения брака. И видимым знаком этого был свадебный пир. «Брачный сговор и пир в честь него могли быть в нек-рых случаях единственными обрядами бракосочетания (Быт 24: 54). Центром самого заключения брака был брачный пир, многократно упоминаемый в ВЗ, а также в Евангелии, в описании брака - в Кане и в притчах Господа Иисуса Христа.»1 Именно поэтому мы говорим о браке в такой тесной связью с брачным пиром. Он был не просто празднованием, но, по сути, самим заключением этого брака.

Возвращаясь к Исайе, обратимся непосредственно к темам, связанным с браком, с союзом любви в Ветхом Завете. Во-первых, см. Ис 54:4-7

Далее, стих Ис 61:10 гласит: Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моём; ибо Он облёк меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.

Ис 62:5: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой

А у пророка Иезекииля читаем:

 

И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя,
и вот, это было время твое, время любви;
и простер Я воскрилия [риз] Моих на тебя,
и покрыл наготу твою;
и поклялся тебе и вступил в союз с тобою,
говорит Господь Бог, - и ты стала Моею.
(16:8 и вся 16 глава)

 

Также это Иер 2:2:

 

Так говорит Господь:
Я вспоминаю о дружестве юности твоей,
о любви твоей, когда ты была невестою,
когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.

 

Но в первую очередь, назовём книгу Песнь Песней. Ещё ветхозаветные толкователи трактовали её, как аллегорию любви Бога к Своему Народу. Христианские толкования дополняют сравнением любви Христа и Церкви. Одна из гипотез о возникновении Песни Песней утверждает, что это сборник песен, которые пелись на свадьбах в древнем Израиле. Хотя эта книга не относится к пророческим, но, поскольку в полной мере союз Бога с людьми откроется лишь во Христе (и этот Союз, Завет будет также сравниваться с браком, апостолом Павлом, например) мы можем считать эту книгу также относящейся к нашей теме.

Из книг пророческих назовём книгу Осии, которая вся пронизана образностью любви Бога к Своему Народу, как любви мужа к неверной жене (см. напр. 2:16).

Рассмотрим контекст некоторых ВЗ текстов, непосредственно связанных с темами брака и свадьбы. Начиная с Ис 49 идёт та часть книги, которая возвещает о Боге-Избавителе и об Отроке Его. В 54 главе между пророчеством об умножении и расширении Израиля и пророчеством о Новом Иерусалиме мы встречаем слова, уподобляющие Господа Бога — супругу, а Его Народ — жене.

Чуть далее, в Ис 61 (относящейся к тому разделу книги) мы встречаем удивительные 10 и 11 стихи, где речь не только о женихе и невесте, но и о явлении правы и славы пред всеми народами (61:11). Предшествуют этому фрагменту слова о возвеличении Сиона в дни Мессии, а следуют за ним — о восстановлении и славе народа Божия.

Контекст у Иез таков. Глава 16 относится к той части книги пророка, где он говорит о причинах падения Иерусалима и попадании народа в плен. «У Иезекииля, чьи пророчества прозвучали и были записаны уже в плену, супружеская метафора получает широкое развитие и подробно детализируется в пространных 16-й и 23-й главах,... Влияние матримониальных образов Осии и Иеремии на эти тексты несомненно, хоть они и написаны в иной тональности: высокая поэзия Осии и меланхолическая ностальгия Иеремии у Иезекииля уступают место исполненным гнева натуральным и брутальным аллегориям, с весьма реалистичными деталями. В этих развернутых аллегориях вся история Израиля и Иудеи представлена как череда супружеских измен. Бесконечные вассальные союзы с могущественным державами – Египтом, Ассирией, Вавилоном – и другими окрестными народами на протяжении всего монархического периода израильской и иудейской истории влекли за собой, конечно же, и импорт культов чужеземных божеств. И то и другое – и вассальные альянсы и иноземные культы – проявление неверности, изображаемой Иезекиилем как череда прелюбодеяний жены, которая «расточала блудодейство… на всякого мимоходящего, отдаваясь ему» (Иез 16:15). Наказанием за это стал вавилонский плен2»

Сравним контекста стиха у евангелистов и в Откр. Слова Иоанна о брачной вечере Агнца идут после рассказа о суде над безбожным Вавилоном и предшествуют описанию триумфальной Божией победы - создания Нового Мира и Нового Иерусалима. Это роднит контекст Откр с контекстом Исайи.

Обе евангельские притчи, где используется образ свадьбы говорят иносказательно о Царстве Божием. Говоря о контексте, можно сказать, что их контекст — всё учение Христово, и всё, что Он говорит о Небесном Царстве.

 

 

 

По содержанию Откровение возвещает грядущую гармонию между Богом и людьми и радость спасённого человечества, а притчи Христовы, используют образ свадьбы для научения. В частности Притча о 10 девах учит готовности к явлению Жениха-Христа, а Притча о брачном пире учит не отказаться от призыва Господнего и, опять же, оказаться, готовым к встрече с Ним (образ человека, одетого не в брачную одежду.)

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 


1Желтов М.С. Чинопоследование благословения Брака. Ветхозаветные обряды бракосочетания в: Брак // Православная Энциклопедия. М., 2010. Т. 6, с. 148

2Арсений (Соколов), архим.  Супружеская метафора в пророческой литературе // Бейрут, 2016 сс. 111-112

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог