Фёдор Лобанов
Ветхозаветные образы суда и восстановления в Апокалипсисе и в синоптических Евангелиях
Оглавление
§ 2.4. Суд, совершаемый учениками Мессии в грядущем Царстве
Откр 20:4, Лк 22:30
(Дан 7:9-10)
После диалога Господа Иисуса с богатым юношей, на вопрос учеников: Вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? ... сказал им Иисус: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в новом бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:27-28, пер. под. ред.еп. Кассиана)
Также в Евангелии от Матфея есть картина творящего суд Христа (25:31-46):Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей, и будут собраны перед Ним все народы; и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов;... и т. д.
У Луки в завершение отрывка 22:24-30 о том, «кто из них должен почитаться большим», читаем: и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пьёте за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Где в Откровении Иоанна Богослова мы можем проследить следы общей традиции с синоптиками, опираясь на эти образы? Это, в первую очередь, Откр 14:14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
Сходство заключается в именовании Мессии Сыном Человеческим (как в обоих приведённых фрагментах Мф), различие в том, что в Откр. нет слов о «престоле Славы». Он сидит, но не на престоле, а на облаке (что по смыслу близко — означает явление Судьи на почётном месте, возвышенном над всеми.)
Все фрагменты мы можем разделить на те, в которых говорится о том, что
1. Судит\царствует на престоле Мессия
2. Судят\царствуют Мессия и апостолы\ученики
3. Упоминаются в этом контексте только апостолы\ученики
|
Только Мессия (только Бог) |
Мессия и ученики (ВЗ Бог и святые) |
Только ученики |
Синоптики |
Мф 25:31-46 |
Мф 19:27-28 |
Лк 22:30 |
Апокалипсис |
Откр 14:14 Откр 20:11-13 |
Откр 20:4-6, 11 |
|
ВЗ |
Ис 11:3-4 |
Дан 7:9-10,18 |
|
Откр 20:4-6 говорит так: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.»
Здесь упоминается «царствование с Христом». Это событие относится к периоду Тысячелетнего царствования, до временного освобождения и окончательной победы над диаволом.
“О том, что святые будут судить мир, неоднократно говорится в Новом Завете. <...> Апостол Павел напоминает ссорящимся друг с другом коринфянам, что «святые будут судить мир» (1 Кор 6:2). ...не надо понимать это совсем уж буквально. Земной образ судопроизводства — символическое выражение идеи, что в грядущем мире будет восстановлена справедливость равновесия. В этом мире христианин может оказаться под судом людей; в мире грядущем роли поменяются, и те, кто считал себя судьями, будут судимы.»1
После завершения 1000-летнего царства, и после окончательного осуждения сатаны (в той же гл. 20, ст.11-12):
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые...
Здесь апостолы на престолах не упоминаются.
Обратимся к ВЗ пророчествам, которые предсказывают царствование/осуществление суда Мессией или Богом. Ис. 11:1-10 рисует картину нового творения (6-10 стихи), в котором Отрасль от корня Иессеева (ст. 1) «будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела, будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого.» (ст. 3-4)
Также это Дан 7:9-10. Далее мы подробно разберём связь с этим пророчеством из ВЗ. Но сначала сравним использования пророчеств по форме и по содержанию в Откр и у синоптиков.
Наибольшее сходство (среди речений Христа и текстов Апокалипсиса) обнаруживается в словах: Увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить (Откр 20:4) и Сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых (Лк 22:30).
Тут буквальное повторение заключается в использовании слов «престолы», «сидеть» и «судить», т. о. мы видим не только смысловое сходство (как в других перечисленных местах), но цитирование. («Кроме Откр. 20, 4, в Книге Откровения форма множественного числа «престолы» (thronos) встречается только в Откр. 4, 4; 11, 16, где на престолах сидят старцы.»2)
Употребление тех же слов ««престолы», «сидеть» и «судить» мы находим в Дан 7:9-10 (после видения Даниилу зверей из моря — земных царей):
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
Далее в той же главе разъясняется, кто является упомянутыми судьями:
16 Я подошел к одному из стоящих и спросил у него, что всё это означает. Он объяснил и растолковал мне увиденное:
17 «Эти четыре огромных зверя — четыре царя, что будут на земле.
18 Но потом царство будет передано святым Всевышнего, и они воцарятся навек и на веки веков». - пер. РБО-20113
Также см. в той же главе
21 Я видел , как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,
22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
И далее в 7 главе:
25 и против Всевышнего будет произносить слова <один из царей - «рогов на звере»> и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени .
26 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.
27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему/
Столько обильно цитируем эту главу, что бы показать параллели между Дан 7 и Откр 19 и 20, которые, по смыслу, заключаются в следующем: звери ведут войну с Богом и со святыми, Бог побеждает зверей (олицетворяющих силы демонические), Бог воцаряется и судит вместе со святыми, которые тоже садятся на престолы судить (править).
-
Контекст у евангелистов и в Откр. весьма различается. У Лк это слова Христа на Тайной вечере, обращённые к ученикам. Они суть обещание, прорицание будущего. Для Иоанна же Богослова в Апокалипсисе это видение, то, что он видит своим пророческим внутренним взором, как уже состоявшееся. Смысл же слов Христа у Лк и видения Иоанна — идентичен.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
1Ианнуарий. И увидел.. с. 306
2Бил Карсон, т. 3. с. 564
3 Син. пер: 16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:17 «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков».