"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 05.02.2023, 19:44
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Фёдор Лобанов
Ветхозаветные образы суда и восстановления в Апокалипсисе и в синоптических Евангелиях

Оглавление

 

ЧАСТЬ 2. ОБРАЗЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Таблица. Параллельные места по 2 части


 

§ 2.1. Блаженство скорбящих и нищих
 Откр 2:9, Мф 5:3 сл.\ Лк 6:20.
(Ис 61:1-7, Ис 55:1-3, Пс 36:11)

 

В Откр 2:9 Ангелу Смирнской церкви Первый и Последний велит написать так: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат).

Нищета, которая оказывается истинным богатством — это духовная нищета (нищета в духе), о которой говорит Мф 5:3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, или нищета обычная, но которая тоже оборачивается Царством, т. е. истинным богатством: Лк 6:20: И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие1

В назаретской синагоге Господь Иисус Христос читает 61 главу Исайи (Лк 4:16-30). Он читает первый и половину второго стиха, возвещая спасение, восстановление, которое исходит от Бога, и останавливается перед словами о «дне мщения Бога нашего».

Сравним фрагмент Ис 61:1-7 с их противопоставлением скорби и грядущего утешения с соответствующим местом из Мф:

утешить всех сетующих,
3 возвестить сетующим на Сионе, что им

вместо пепла дастся украшение,

вместо плача - елей радости,

вместо унылого духа - славная одежда, (Ис 61:2-3)


 

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. (Мф 5)

 

А завершающие слова отрывка как не сравнить с завершением обетований блаженства

За посрамление вам будет вдвое;

за поношение они будут радоваться своей доле,

потому что в земле своей вдвое получат; веселье вечное будет у них.

(Ис 61:11-12)

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:7)


 

Жаждущие, которые насытятся также напоминают Ис 55:1-3. А Мф 5:5 прямо цитирует Пс 36:11, где сказано: А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

Проанализируем сходство и различие в использовании этих пророчеств в Апокалипсисе и в Евангелии. 61 гл. относится ко второй, завершающей части книги Исайи. Она входит в большой раздел, который можно озаглавить «Спасение для всех народов2». Сама 61 глава говорит уже непосредственно о Мессии и Его благой вести. Эти слова (стихи 1-3 про Самого Мессию, стихи 4-7 про Восстановление Народа Божия) с одной стороны окрашены ещё ВЗ иллюзиями о торжестве одного народа над язычниками и в них присутствует идея о Боге карающем (стих 2б). Но тот факт, что Господь Иисус Христос назвал это пророчество исполнившемся, говорит о том, что Он относит Его к Себе.

И до этой главы, и вслед за ней речь идёт у Исайи о Мессии-Спасителе и о благословении для Народа Божия. Таков контекст Ис 61.

Глава Ис 55 находится в разделе, который предшествует упомянутому выше. Раздел, по преимуществу говорит об Отроке Господнем — Спасителе мира. Цитируемые слова 55:1-3 это призыв к грешникам обратиться ке Богу, который даром даёт Свою благодать.

Псалом 36 представляет собой наставление о пути мудрости, пути праведности. Он схож с обетованиями блаженства не только приведёнными словами (буквальное совпадение), а также стихи 16 и 18, но и общим духом — обещания награды за праведность и чистоту сердца, и, напротив обещание нечестивым «постыжения», «исчезновения», «сокрушения мышц» и т. д. (ср. с продолжением обетований блаженства у Луки 6:24-26).

Разница формы Откр и Мф/Лк заключается в следующем: у евангелистов цитируемые слова суть поучение Господа Иисуса, которое произносится публично, вслух всего народа, а Откр 2:9 — это часть обращения Христа к адресатам — тем, кому пишет Иоанн Богослов, в данном случае Смирнской церкви.

Контекст различается вот чем: у евангелистов слова Христа являются одним из обещаний среди прочих, причём после каждого из названных свойств праведников следует обещание награды. В Откр же слова о нищете - констатация, что Пишущему (через Иоанна) своим верным из Смирнской церкви известны свойства ангела этой церкви, и ободрение верующим на их пути.

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 


1Стих даётся по переводу НЗ, изданному под редакцией еп. Кассиана (Безобразова). Синодальный перевод следует Тексту большинства, где текст Лк приведён в соответствие с Мф («нищие духом»)

2Библия, Брюссель, подзаголовок на с.1082

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог