"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 25.05.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Фёдор Лобанов
Ветхозаветные образы суда и восстановления в Апокалипсисе и в синоптических Евангелиях

Оглавление

§ 2.2. Истинный Пастырь. Откр 7:14-17, Мф. 18:12-14\Лк. 15:3-7.
(Пс 22, Иез 34)

 

В Откр 7:14-17 сказано:

это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:

ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрёт Бог всякую слезу с очей их.

 

Также и в Откр 15:5 о Мессии говорится как о «младенце мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным».

Вот параллель у синоптиков: Образ пастыря, пастуха мы встречаем в Притче о заблудшей овце. Эта притча есть у двух евангелистов: Мф. 18:12-14 и Лк. 15:3-7

Блж. Феофилакт в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет: «Он оставил девяносто девять овец на небеси, то есть ангелов, и приняв зpaк paба, пошёл искать oднy oвцy, тo eсть чeловеческое ecтествo, и paдуeтся o нём болee, нежели o твердости в добре aнгелoв.1

Притча напоминает о нескольких текстах из Ветхого Завета. Псалом 22, который может служить смысловым фоном2 рассказываемой Господом Иисусом истории. Говоря о пророческих текстах, надо назвать Иез 34, где сравниваются лжепастыри и грядущий истинный Пастырь — Мессия. Первая часть это главы — обличение нерадивых, негодных пастырей и обещание Бога забрать у них овец. Бог обещает, то Он Сам будет пасти своих овец и заботиться о них. См. Иез 34:11-16.

Далее говорится, что сам Господь Яхве будет судить между овцой и овцой. Иез 34:23-25

И, в заключение главы, - о изобилии, свободе и Божьем благословении. Последние слова главы (ст. 31) раскрывают смысл притчи, говоря, что овцы паствы Божией — это люди.

Сравним контекст указанных стихов, и использования пророчеств по форме и по содержанию. В псалме 22 слова о Боге как Пастыре служат подкреплением мысли о том, что Бог всегда защищает и заботится. Это образ заботливого, любящего своих овец хозяина. Сам Псалом — стихотворное произведение, где этот образ передаёт мысль псалмопевца в поэтической форме.

Контекст Иез 34 другой. Здесь это не полное утешение воспевания Божией заботы и Своих людях, а следующее за суровым обличением нерадивых вождей обещание в будущем послать всё-таки истинного Вождя — Мессию.

Контекст евангельской притчи схож с контекстом Псалма. В притче главное — забота и любовь (к грешнику, который противопоставляется праведнику, не имеющему нужды в покаянии). Также и Откровение Иоанна Богослова рисует Христа, как Пастыря заботливого, хранящего паству и милующего.

Разница между стихом в Откр и притчей евангельской заключается вот в чём: притча — жанр, который в иносказательной форме рассказывает некую историю, пусть иногда и очень короткую. В ней присутствует сюжет, который слушатели Господа Иисуса Христа могут зримо представить. В данном случае — это сценка из пастушеского быта. И как каждому пастуху понятна забота в своём скоте, так, по аналогии они смогут понять предпочтение Бога по отношению к кающемуся грешнику.

В Апокалипсисе задача этого образа другая. Здесь не проводится мысль о том или ином отношении к людям, некоторые из которых грешники, покаяния которых ищет Бог, а некоторые изначально благочестивые (либо, по приведённым толкованиям — ангелы и погибающие люди). Здесь пастух — это Царь; тот, кто правит.

Т.о. Мф и Лк говорят о Боге, как о Пастыре в притче, а Откр — использует образ для сообщения некоей истины о Боге, каким Он откроется во времена исполнения пророчеств Апокалипсиса.

По содержанию, т. е. основной мысли в данных новозаветных книгах можно сказать, что Откр и синоптики вполне единомысленны, показывая любовь Бога к людям, к Своему творению.

 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 


 

1Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Матфея

2Бил, Карсон, том 1, с. 141

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог