"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 27.04.2024, 02:52
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
История Церкви I [18] История Церкви II [4]
История Церкви XX [15] святые [20]
отцы Церкви [6] проблемы власти и авторитета [11]
новомученики [4] мученики [3]
преподобные [6] святители [6]
праведные [1] апостолы [2]
вселенские соборы [0] соборы [0]
исповедники [1] равноапостольные [2]
миссионеры [3] пророки [1]
Вселенские соборы [2] юродивые [0]
страстотерпцы [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » История Церкви » История Церкви I

Императрица Феодора, жена Юстиниана
 
Татьяна Александрова
 
28 июня - день смерти императрицы Феодоры, жены Юстиниана. В этом году (2018)  относительно круглая дата - 1470 лет. Продолжаю приглядываться к этой личности, поэтому делюсь размышлениями и новыми находками.
 
Несмотря на "раскрученность" имени, мы знаем о Феодоре не так уж много, причем львиная доля сведений содержится в крайне тенденциозной и враждебной ей "Тайной истории" Прокопия Кесарийского, которая так или иначе и определяет общий взгляд с ироническими ухмылками по поводу распутной молодости императрицы. Однако "Тайная история" больше говорит о Прокопии, чем о Феодоре. Прокопий осуждает царицу с позиций благородного человека и "доброго христианина". Вслед за Прокопием "добрые христиане" последующих поколений позволяют себе те же ухмылки и предпочитают не видеть, что Феодора не распутница и не развратница, а настоящая жертва сексуального рабства, в которое была отдана собственной матерью еще до того, как созрела для половой жизни (за подробностями отсылаю к тому же Прокопию). Так что сама постановка вопроса, покаялась она или не покаялась, в сущности, ложна. Каяться должно было общество, допускавшее такое отношение к женщине. Тем не менее благодаря красоте и уму Феодора умудрилась не утонуть в этой пучине, а подняться на высоту недосягаемую.
 
Что должно было случиться, чтобы наследник престола, каковым являлся Юстиниан на момент знакомства с Феодорой, не просто позабавился с гетерой, но переписал законы, чтобы иметь возможность жениться на ней, - остается только гадать. И в дальнейшем, став императрицей, Феодора осталась защитницей отверженных женщин. И Прокопий, и Иоанн Малала рассказывают, как она пресекла сводничество, выкупив из сексуального рабства какое-то значительное число таких же жертв, какой была сама, и дав им возможность избавиться от социальной маргинализации (кому в замужестве, кому в монашестве). Прокопий ворчит, что из-за нее женщины уходили от наказания за прелюбодеяние. В переводе это, видимо, означает, что императрица не позволяла мужьям избавляться от надоевших жен при помощи обвинения в прелюбодеянии.
 
Еще любопытные факты, которые обычно ускользают от внимания или просто непонятны. Феодора была лет на 17-20 лет моложе Юстиниана, но ушла из жизни на 17 лет раньше него. Умерла она от рака (или того, что так называлось в ту пору), умирала мучительно, в чем "добрые христиане" увидели Божью кару - прежде всего, за поддержку еретиков. Отмечают, что накануне ее смерти разразилась страшная гроза. Возможно, саму болезнь императрицы спровоцировал испуг от очередных волнений на ипподроме, имевших место на день рождения Города, 11 мая 547 г. (призрак восстания Ника).
 
Конечно, в качестве естественного исхода должно было предполагаться, что Феодора переживет мужа, поэтому, вероятно, как-то рассматривался вопрос наследования престола, тем более, что неожиданная "репетиция" случилась уже в 542 г., когда Юстиниан чуть было не умер от чумы. Тогда стало известно, что в армии хотели предложить кандидатуру нового императора, и сразу по выздоровлении Юстиниана последовала расправа. Велисария, имя которого называлось среди участников несостоявшегося мятежа, постигла кратковременная опала. Еще одного полководца, Вузу, Феодора заключила в дворцовую темницу и держала там довольно долго, но в конце концов выпустила. Прокопий описывает это как немотивированную жестокость, однако понять Феодору можно: она пыталась отстоять свои права. Чтобы остаться на престоле самой, императрица должна была бы повторно выйти замуж, но рассматривался ли такой вариант, неизвестно. Однако она явно выбирала желательных для себя преемников.
 
У Юстиниана детей не было, но были многочисленные двоюродные и троюродные братья и племянники. Кого он рассматривал в качестве своего наследника, не совсем понятно, но очевидно, что у Феодоры здесь были свои предпочтения. Так, она всеми силами стремилась не допустить прихода к власти двоюродного брата Юстиниана, Германа, который в 40-е гг. на это рассчитывал. В контексте юстиниановских войн в Италии особенно явно открывает его далеко идущие планы женитьба на готской царевне Матасунте (соединить династическим браком Восток и Запад). Так что ненависть Феодоры к Герману, причин которой Прокопий также не объясняет, тоже вполне мотивированна: у нее были иные планы.
 
Взамен Феодора стремилась обеспечить преемство своим собственным потомкам. От доюстиниановского прошлого у нее была дочь, судьбу которой она заботливо устраивала. Здесь интересно проявляются миафизитские убеждения Феодоры. Ее дочь была выдана замуж за кого-то из родственников императора Анастасия (поддерживавшего миафизитов). У нее было, по крайней мере, три сына: Анастасий, Афанасий и Иоанн. Имя "Анастасий" в этом контексте звучит явной заявкой на престолонаследие. Усилия Феодоры по устройству женитьбы его, еще 14-летнего подростка, на такой же юной дочери Велисария, по-видимому, раскрывают ее намерения. Альянс с Велисарием увеличивает шансы Анастасия на наследование престола. Как к этому относился Юстиниан, непонятно, но после смерти Феодоры этот союз был расторгнут по инициативе родителей девушки. Дальнейшая судьба ее и Анастасия неизвестна.
 
Второму внуку Феодоры, Афанасию, видимо, предстояла церковная карьера, причем высокая. Он учился богословию - опять-таки у миафизитских учителей. Впоследствии в какой-то момент претендовал на то, чтобы занять Александрийскую кафедру, но избран не был.
 
Третий внук, Иоанн, в дальнейшем сделал придворную карьеру.
 
Притом, насколько Феодора заботилась о своих родственниках и потомках, кажется малоправдоподобным рассказ Прокопия о том, что она как-то сгнобила собственного сына, прижитого до брака и воспитанного его отцом, который в какой-то момент явился к ней порадовать ее своим существованием. Скорее здесь видится какая-то провокация (мнимого сына тоже зовут Иоанн, так что здесь возможна путаница).
 
Жизнь распорядилась по-своему. Ни планам Феодоры, ни планам Германа не суждено было осуществиться. Герман скончался года через два после Феодоры, умер и его ребенок от Матасунты. Его старший сын от первого брака, Юстин, после смерти Юстиниана претендовал на престол, но был оттеснен другим Юстином, сыном родной сестры Юстиниана, Вигилантии. Этот Юстин был женат на Софии, племяннице Феодоры. Юстиниан не оставил завещания, но вроде бы устно предпочел именно его (возможно, такой вариант был бы наиболее приемлемым и с точки зрения Феодоры).
 
Еще бросается в глаза, что после смерти Феодоры Юстиниан неоднократно и последовательно прощает врагов - своих и ее, даже тех, кто недвусмысленно посягал на его жизнь. Сам он впадает в длительную депрессию и занимается почти исключительно богословием. Но судьба его хранит: заговоры сами собой раскрываются, соперники умирают раньше него. А он озабочен прежде всего попытками объединить расколотую церковь. Память о Феодоре сохраняется на протяжении всех последующих лет - пытался ли Юстиниан повлиять на ее загробную судьбу и избавить ее от тяготевшего над ней обвинения в ереси, или считал своей святой заступницей, непонятно, но какая-то загробная связь, несомненно, продолжалась.
 
В итоге уже века спустя оба они, Юстиниан и Феодора, признаны святыми. И, как кажется, несмотря на неоднозначность своих государственных начинаний и небезупречность методов, вполне заслуженно. Что-то очень живое и человечное есть в их жизни, в их взаимной любви и в их вере.
 
Источник https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2055102438071465&id=100007151859277
Категория: История Церкви I | Добавил: didahe (19.07.2018)
Просмотров: 917 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог