"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Этика [11] Психология [5]
Наука и религия [17] 4 Мировая [21]
Педагогика [2] Атеизм [1]
Эволюция [2] Биология [11]
Физика [7] Здоровье [20]
История [17] Математика [0]
Политэкономия [1] Философия [1]
История СССР [8] Химия [2]
Вероотступники [4] Ненасилие [14]
Строение Вселенной [9] Русская история [4]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Человек, наука, общество » Ненасилие

Святитель Паулин Ноланский

Святитель Паулин Ноланский

 

 по  статье Анастасии  Михалос и др. материалам.

Он понимал Евангелие буквально, раздавал всё, совершенно не думая о завтрашнем дне. Подвиги христианской  аскезы и милосердия сочетались в его жизни совершенно естественно.

Есть не так много святых, которым Церковь усвоила прозвище “Милостивый”, хотя подвиг милосердия в Древней Церкви был одним из основополагающих. Особенно отличались в этом деле монашествующие. Некоторые отшельники даже устраивались на сезонные работы, чтобы имелась возможность помогать нуждающимся. Были монастыри, которые жили, по заповеди Господа, одним днем, то есть все, что у них имелось потребляли и раздавали бедным до вечера. А дальше: будет день – будет пища. Именно к таким подвижникам относился святой Павлин Милостивый (Ноланский). Конечно, рука дающего не иссякала. Но его милосердие простиралось до совсем уж немыслимых границ.

Крушение блистательной карьеры

Меропий-Понтий-Аникет-Павлин (или Паулин)  родился в Бурдигале (современный французский город Бордо) около 355 года в языческой семье римского сенатора. Он был двоюродным братом или дядей Мелании Старшей. Павлин получил серьезное языческое образование под руководством известного поэта и ритора Децима Магна Авзония, с которым потом долго переписывался по старой дружбе. В двадцать лет он был избран в римский Сенат, затем удостоился консульства и, наконец, в 381 году стал губернатором привинции Кампанья в Италии.


Около 380-381 годов, вместе с паломниками проконсул Павлин, пришел к гробнице мученика Феликса в Коеметериуме (кладбище) под Нолой. Он был так потрясен благодатью этого места и молитвенными подвигами паломников, что сразу же распорядился о ремонте базилики и о строительстве хорошей дороги между Нолой и Коеметериумом. Возможно, это было первое сильное христианское впечатление. Причем, настолько сильное, что впоследствии святому Августину его почитание мощей и святых показалось даже чрезмерным. Но, скорее всего, мученик коснулся сердца будущего подвижника, и он просто воспринимал его как реального человека. Нам приходилось сталкиваться с таким почитанием местных святых в русских деревнях. Для простых людей вечная жизнь она и есть вечная, стало быть, усопший святой – вполне живой. Тем более, что реально помогает и чудотворит. И почитают его как живого.


После заговора против императора Грациана и его убийства, проконсулу Павлину, впавшему в немилость, пришлось покинуть Кампанью и вернуться на родину. До 390 года он сознательно сторонился общественной жизни. Ему посчастливилось познакомиться со святым Мартином Турским, который исцелил его от болезни глаз и сыграл большую роль в его обращении к христианству.

В 25 лет Павлин женился на христианке Тирасии (или Тарасии). Ей и святому Мартину он обязан окончательным выбором в пользу Христа и Его Церкви. Павлин  принял святое Крещение вместе со своим братом. Крестил их епископ Буриданский Дельфиний. Вскоре у Павлина рождается сын Келсий и в возрасте восьми дней умирает. В память о почившем сыне супруги устроили в своем доме сиротский приют и усердно заботились о детках, доверенных им Богом.


В то же самое время погибает брат святого Павлина, и ему самому грозит обвинение в убийстве брата.  Эти бедствия заставили святого Павлина с женой уехать в Испанию. Они распродали имущество, раздали деньги бедным, и оставили себе только небольшое имение под Нолой. 

Видимо, к этому времени относится очень характерный эпизод их жизни: “Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге и этот последний хлеб отдать нищему.
Tapacия, однако, не дала, но сохранила хлеб ради собственной нужды, так как в тот день не было ничего у них самих на обед. В это время вошел к блаженному Павлину посланец от одного его богатого друга с извещением, что этот друг отправил ему морем множество пищи, и вот один, последний, корабль, именно с пищей, потонул в морских волнах. Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге:«Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море этот корабль с пищей. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество».


На Рождество 394 или 395 года христианская община в Барселоне избрала его пресвитером.
Но ввиду особого почитания святого Феликса он возвратился в Италию около 394-395 гг. Однако святой Павлин выбрал для жительства не  удобную и богатую Нолу, а кладбище (Коеметериум) возле гробницы святого Феликса. С Павлином поселилась и его жена Тарасия.

Общинный путь

Постепенно Павлин и Тарасия создали общину братской жизни, мужскую половину которой возглавлял Павлин, а женскую - Тарасия. Некоторые говорят, что это был один из первых монастырей в Европе. Мы ничего не знаем ни об уставе этого монастыря, ни об их аскетических подвигах.  Главным делом общины, и, прежде всего, настоятелей была широчайшая благотворительность и неустанная забота о бедных, больных, сиротах, странниках.


Живя в Коеметериуме, Павлин принялся за благоустройство кладбища, приведя в порядок всю близлежащую территорию, возобновив мавзолей Феликса (Aula Feleciana) и старую базилику (Basilica Vetus), а также отстроив специальный странноприимный дом для многочисленных паломников (Ospitium Amicitiae, «оспициум для друзей») и больницу позади гробницы мученика Феликса. Кстати, святой Павлин финансировал не только строительство храмов Нолы и окрестных городков, но и акведук (водопровод), снабжавший водой город. Святой Павлин оказывал благодеяния не одним христианам, но и язычникам, и иудеям. Для него существовало единственное определение человека – Образ Божий, безо всяких внешних характеристик, и раз он нуждается, то ему следует помочь. Он был достойным учеником святого Мартина Милостивого (Турского).


Около 404 года святого Павлина посещает Мелания Старшая, в то время уже зрелая подвижница, и приносит ему в дар святыни из Египта и Палестины. Конечно, её общение с египетскими подвижниками и личный духовный опыт были бесценны для святого Павлина. В Письме Сульпицию Северу он отзывается о святой Мелании, как о человеке духовно очень близком. Они заинтересовали друг друга, и спустя два года святая Мелания возвращается в монастыри святого Павлина уже с внучкой и со всем ее семейством. К сожалению, из-за наществия готов семейство святой Мелании вынуждено было переместиться на Сицилию.


15 лет святой Павлин подвизался на кладбище в подвигах поста, молитвы, странноприимничества и творения самой разнообразной милостыни.

Архиерейское служение

В 409 или 411 году при всенародном ликовании пресвитер Павлин был избран епископом Ноланским.
Конечно, его человеколюбие и сострадательность ко всем бедным и нуждающимся проявлялись и в его святительских трудах. К заботам о больных и бедных прибавились хлопоты о выкупе пленных. В то время вандалы и готы многократно грабили Италию и уводили в плен население. Святой Павлин за церковные деньги выкупил множество пленных.


“Когда же вандальские воины, будучи лютыми и бесчеловечными, мучили христиан, требуя, чтобы они указали сокрытые в земле сокровища, святой Павлин сочувствовал верующим всем сердцем и взывал к Богу:«Господи, сотвори так, чтобы меня мучили из-за золота и серебра. Ибо Ты знаешь, где я скрыл свое богатство - именно в руках нищих и убогих рабов Твоих».


Однажды случилось так, что деньги в церковной казне кончились, а к епископу пришла мать одного жителя города просить о выкупе сына. Он предложил обменять себя на пленника. Женщина согласилась, и они поехали в Африку. Обмен состоялся, и святой Павлин оказался в рабстве у зятя вандальского царя. Тот сделал его садовником и обнаружил постепенно, что его садовник умный образованный человек. Он полюбил общаться с ним. И однажды садовник предупредил его о том, что ему не стоит ехать туда, куда в тот момент собирался вельможа, а ждать кончины царя и занять освободившийся трон. Зять был предан тестю и все ему рассказал. А тот пожелал познакомиться с этим оригинальным садовником. Царю накануне приснился сон, где он видел, как его судили какие-то знатные господа в дорогих одеяниях. Когда к нему пришел садовник, царь узнал в нем одного из этих знатных людей. Пришлось святому Павлину сознаться в том, что он епископ. Вандалы были ариане, и кто такой епископ, понимали. Царь правильно истолковал свой сон и убоялся загробного суда. Благодаря этому святой Павлин был отпущен на волю, причем не просто с честью, а ему предложили просить, чего только пожелает. Он попросил отпустить на волю всех пленников Кампаньи. Вернулись домой вместе. Жители Нолы встретили своего епископа невероятным количеством цветов. С тех пор и до нашего времени в день памяти святого Павлина христиане носят по городу большие деревянные лилии.


Есть предание о том, как святой Павлин ввел в жизнь своей епархии колокольный звон. В Кампанье созывали христиан на Богослужение по-язычески – игрой на кифарах. Святой Павлин возвращался однажды с обхода своей епархии и размышлял об этом. Он устал, и ему захотелось спать. “Тут вдруг заколыхались при вечернем ветре вверху, на краю утеса, удивительно прелестные цветы. На тонком, почти невидимом, стебельке тихо качались эти цветы – колокольчики. В состоянии наполовину бодрственном, наполовину сонном видит епископ, как с пурпурных вечерних облаков сходят светлые образы Ангелов, качают колокольчики за нежный стебелек и слышит он, как тихо раздаются из цветочной чашечки серебристые звуки, в которых как бы в пении духов, слышались восхищенному уху слова: «Воззови, зови».


«Воззови, Господи», — молитвенно еще раз произнес благочестивый пастырь, потом закрыл глаза и проснулся только тогда, когда поднявшееся над горизонтом солнце стало согревать окрестность.
В ушах проснувшегося еще звучало мелодичное пение цветов, глаз еще искал окрыленных небесных вестников, которыми приводимы были в движение цветы – колокольчики”.
“И вот раз он пригласил к себе соседа, медника, ловкого и благочестивого человека. Целыми днями оставались они оба в запертой комнате. Пытливо изучали строение нежных цветков.
«Так, должно быть», – сказал, наконец, удовлетворившись расследованием, опытный мастер. В просторном саду построил он печь и слепил из глины форму точь в точь как колокольчик (по другой версии – как тюльпан), только гораздо шире и выше, врыл ее в землю. Потом расплавленной смесью из меди, олова и висмута наполнил глиняную форму, и когда она охладела, то металлическое содержание было очищено от инородной кожуры.
Радостно схватил епископ молоток и с трепетом стукнул во впервые отлитый колокол: его ухо тронуто было серебристыми волнами голоса свыше. В восхищении обнажил святой Павлин свою седую голову и пал на колени, благодаря Бога за удавшееся дело”. Колокола стали называть кампанами, по имени провинции, где они появились.

Литературное творчество

Святой Павлин прославился также как христианский поэт. Известны 33 его стихотворения – прекрасные образцы религиозной поэзии. С 395 года он ежегодно сочинял гимн для праздника Святого Феликса, в котором воспевал жизнь, труды и чудеса своего святого покровителя. Учеба у Магна Авзония принесла свои плоды - эпические части его поэзии очень ярко выписаны, лирические полны настоящим восторгом без экзальтации и реалистическими описаниями природы. До нас дошло 13 этих  гимнов и фрагмент четырнадцатого. Заметно выделяются среди других его произведений поэтические послания к его учителю Авзонию, брачный гимн некоему Юлиану, который воспевает величие и святость христианского брака, и стихотворение-утешение родителям Цельса в связи со смертью их ребенка (не себе ли написал он это утешение? Так или иначе, собственный опыт сыграл здесь свою роль). Все его стихотворения пронизаны увлекающей аскетикой личности, отвергшей все земные привязанности и устремляющейся к Небесам.


Сохранилась 45 писем святого Павлина, среди его корреспондентов были известные подвижники и церковные писатели Сульпиций Север, блаженный Августин Иппонский, Дельфиний Бордосский, Виктрикус Руанский, Дезидерий, Амандус, Паммахий. Его письма содержат множество цитат и аллюзий из Священного Писания, они написаны выразительным библейским языком и проникнуты могучим духом Библии.

Ещё  о евангельском милосердии святого.  В сохранившемся  письме он пишет другу, который служит в армии:

«Кто бьется с мечом в руках, есть служитель смерти (et qui militat gladio mortis est minister)»[4].

А также напоминает ему, что нельзя служить двух господам, Христу и Цезарю, даже

«если Цезарь отныне желает быть слугой Христа, для того чтобы справедливо править многими нациями»[5].

 
Праведная кончина и почитание мощей

О кончине святого рассказал подробно пресвитер Ураний. Как он жил, так и умер, - до последнего заботясь о бедных и уповая на Бога.
“…Святой Павлин был хрупкого здоровья, и всю жизнь страдал от разного рода болезней – но эти страдания укрепляли его дух и не ослабляли его строгую аскезу.

Зима 430-431 годов выдалась в Кампании суровой, по местным меркам, и промозглой. Давал себя знать и возраст: Павлину уже было под восемьдесят. Несмотря на это, он не прекращал своих пастырских забот . В особенности много сил ушло на подготовку и проведение любимого праздника - дня памяти святого мученика Феликса (14 января). Как всегда, прибыло многих паломников со всей Италии, и даже из-за ее пределов. Их всех надо было привечать.
С весною силы будто бы воскресли, но острый приступ лихорадки сразил Владыку.
Его паства все чаще собиралась у гробницы святого Феликса, умоляя мученика о небесном заступничестве. Но Павлин уже не вставал со своего ложа. И тем не менее, он был приветлив со всеми, радостен. Божественную литургию ему приходилось, однако, служить лежа, и это его удручало.
Весть о тяжкой болезни епископа распространилась далеко за Нолой. К его одру прибыли и два епископа из соседних городов: их имена – Симмах и Акиндин – нам сообщил все тот же пресвитер Ураний.
Земной жизни остается три дня, каждый из них начинается со святительской литургии – двое епископов стоят, один лежит… Иногда святой Павлин как будто впадает в забытье, но присутствующим ясно, что уже начинается его общение с иным миром. Раз, как бы очнувшись, Павлин спрашивает:
«А где же мои братья?»
«Они здесь – ему отвечают – вот Владыка Симмах, вот Владыка Акиндин».
«Нет – вздыхает старец – я спрашивал об Ианнуарии и о Мартине».
Всем становится ясно, о ком идет речь: это священномученик Ианнурий, епископ Путеоланский, замученный во время гонений Диоклетиана, и святитель Мартин, епископ Турский, который оставил неизгладимый след в молодости святого Павлина. Оба они уже стяжали Небесные венцы…
В последние минуты приходится решать и практические проблемы. Священник Постумиан почтительно напоминает епископу, что тот оставляет епархию в долгах – паломникам, пришедшим на последний праздник святого Феликса, щедро раздавали пищу и одежду. Теперь за это надо платить ноланским торговцам, и платить немало – сорок золотых динариев. Умирающий Владыка, улыбнувшись, просит вверить эту заботу Промыслу Божиему. Как только он кончает фразу, в келью входит один священник, из далекой Лукании. Ее епископ, прослышав о болезни старца, выслал дар от своей богатой епархии – пятьдесят динариев, чуть более, чем сумма долга торговцам.
В самый последний момент Павлин благословил своих друзей, учеников, прихожан и попросил оставить его одного. Люди вышли. Через несколько минут, как пишет Ураний, раздался легкий толчок – как будто от дальнего землетрясения. Все поняли, что святитель преставился.
«Это был святой человек – читаем мы в письме Урания – он жил не для себя, а для всех. И за это он сейчас ублажаем Господом Богом: он и сейчас живет, и опять-таки живет не для себя, а для всех, молясь каждодневно за нас».
Скончался святитель 22 июня 431 года в возрасте 78 лет.
В похоронах святителя, как сообщают современники, участвовала вся Нола – и не только христиане — даже язычники и иудеи, пусть и на некотором отдалении, но все-таки тоже пришли отдать последнюю честь милостивому подвижнику.
Владыка не раз выражал желание быть погребенным рядом с могилой святого Феликса, с тем сокровищем, у которого он провел большую часть своей пастырской жизни, там, где он окормлял тысячи паломников.
Мощи мученика почивали за городскими пределами Нолы (по строгим древнеримским санитарным нормам внутри городской черты погребения запрещались), на христианском кладбище, в местечке, что теперь называется Чимитиле.
Трудами Павлина здесь, вблизи старой базилики, появилась новая просторная базилика (Basilica Novum), способная вместить толпы паломников. Дабы показать преемственность храмов, Павлин поместил в Старой базилике изречения из Нового Завета, а в Новой базилике– изречения из Ветхого Завета. Саму гробницу святого Феликса, «сокровище», украсили мозаиками и мрамором.
У алтаря Старой базилики тогда же, как полагают, появилась и колокольня – самая первая в истории христианства.
Здесь, у мощей святого Феликса, с великим почестями (возможно, под колокольный звон) и погребли святителя Павлина Ноланского.
Мощам Угодника, однако, не было суждено почивать спокойно. В начале XI века император Священной Римской империи Оттон III, исполняя епитимью, паломничество в Свято-Михайловский пещерный монастырь в Гаргано, на обратном пути в Рим остановился в Беневенте. Потрясенный увиденными тут великими святынями, он распорядился отдать ему мощи Апостола Варфоломея, Небесного покровителя Беневента. Противиться воле императора беневентанцы не могли, и, как рассказывают летописи, пустились на хитрость: вместо мощей Варфоломея передали государю мощи Павлина…
Хотя в Риме подлог раскрыли, перенесенные мощи все-таки торжественно поместили в старинную базилику на Тибрском острове, рядом с мощами святителя Войцеха Пражского.
Таким образом, и в Вечном Городе горожане и паломники стали поклоняться мощам святого Павлина.
Однако ноланцы не переставали мечтать о том, чтобы их епископ вернулся домой. В течении столетий преемники Павлина по Ноланской кафедре ходатайствовали об этом перед папами Римскими.
Их просьбы в итоге были услышаны. Энергичный ноланский монсеньор Аньелло Ренцулло добился этого в начале ХХ века: 18 сентября 1908 папа Пий Х подписал указ о перенесении мощей святителя из Рима в Нолу. 15 мая 1909 года мощи торжественно поместили во вновь устроенный придел ноланского кафедрального собора.
Именно к этому приделу, к бронзовой раке, над которой водрузили ценнейший серебряный бюст, и устремляются современные паломники, молитвенно обращающиеся к святому Павлину. 26 июня, в престольный праздник, когда в базилике идет торжественное богослужение, вся рака засыпана цветами. В этот же день шумит городское гуляние. После службы ноланские молодцы выносят на соборную площадь в честь св. Павлина гигантские и тяжеленные деревянные «лилии» — в память о том эпизоде, когда город цветами встречал своего епископа, спасшего из африканского плена юношу”.
Частица мощей святителя Павлина, которого считают покровителем звонарей, находится в России в московской Школе Звонарей. Также частица мощей святителя Павлина есть в Московском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне.



Видео на английском

Использованная литература:


     Анастасия  Михалос. Блаженны милостивые
1.  И.В. Романова, М.Г. Талалай  "Святитель Павлин Милостивый и первые христианские колокола". М.: Колокольный центр, 2006. С. 16-26.
2. Святитель Павлин Ноланский…. С. 27-30 (Корсунский Н.Н. Благовест. Ярославль,1887.  С. 5-7).
3. Святитель Димитрий Ростовский “Жития святых”, январь
4.  M. KAMPTNER. Editio altera supplementis aucta curante. Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. Vienne. 1999. P. 225. Перевод И.Петровского
5.  PAULIN DE NOLE. Ep. 25,3. éd. G. DE HARTEL. Epistulae, Sancti Pontii Meropii Paulini Nolani Opera. 1/2.  Перевод И.Петровского. Цит по его статье Отлучить или прославить? Отношение к воинской службе в ранней церкви. Между миссионерским милитаризмом и раннехристианским пацифизмом

 


Письмо к Севéру

Скачать 

epub   fb2    pdf

Однажды святому Апостолу некто сказал: «многия тя книги в неистовство прелагают» (Деян. 26, 24). В сих словах явно обнаружилось безумие тех, коим показалась буйством проповедуемая Павлом премудрость. Чуждые истинной веры, они не могли понять премудрости Божией, т. е., Христа Иисуса. Я, хотя по милости Божией не похож на тех, коим, по причине собственнаго их неверия, великий Учитель казался безумствующим; но, пользуясь твоею любовию, которая при нашем единомыслии в вере еще теснее соединяет меня с тобою, употреблю тоже слово, хотя не в том же смысле, и скажу тебе: о Север, возлюбленныи мой Север! чрезмерная любовь твоя ко мне почти лишает тебя ума. Ты, по излишней нежности ко мне, как дед к своему внуку, юному не по возрасту, но по разуму, кажешься мне потерявшим разсудок (если только твое благоразумие дозволит сказать это).

В самом деле, что мне отвечать тебе на ту просьбу, которою ты просил, чтоб я снял с себя портрет и прислал к тебе? Тою самою любовию, по которой ты ищешь утешения в суетных изображениях, умоляю тебя сказать мне, какой ты хочешь получить от меня портрет – земнаго ли человека, или небеснаго? Я знаю, что ты любишь то небесное изображение, которое Царь небесный возлюбил в тебе самом. И не другой какой нужен тебе образ, как тот, который ты сам носишь, по которому любишь ближняго, как самаго себя, и не хочешь ни в чем преимуществовать предо мною, дабы не было между нами никакого неравенства.

Но, беден я и жалок! Ибо доселе еще ношу в себе нечистый образ земный, и по своим земным чувствованиям и делам более похожу на перваго, нежели на втораго Адама. Как дерзну я изобразить себя, когда небесный образ мой покрыт нечистотами земными? Со всех сторон объемлет меня стыд: я стыжусь изобразить себя таким, каков есмь, и не смею представить таким, каков не есмь; ненавижу себя в том положении, в котором нахожусь, и не забочусь поставить себя в то положение, которое люблю. И потому, что пользы мне бедному – ненавидеть порок и любить добродетель, когда я делаю более то, что ненавижу, и не стараюсь, по своей лености, исполнять то, что люблю! Сие-то и обезсиливает меня во внутренней моей борьбе: дух противоборствует плоти, а плоть духу, и закон плоти законом греха превозмогает над законом ума.

Несчастен я! Ибо не уврачевал древом креста ядоноснаго вкушения от убийственнаго древа, – и потому во мне остается оный прародительский яд, которым Адам заразил весь род свой, так что я, по естественной доброте, имевши прежде очи отверстыми для невинности и заключенными для неправды, в последствии ослепился вкушением запрещенной снеди, и, потеряв зрение, начал черпать гибельную мудрость из древа познания добра и зла. И если бы по крайней мере сим окончилось поползновение непозволенной прихоти, чтобы я, чрез невинное вкушение приобретши познание добра и зла, стал охотнее избирать добро; особенно же, слыша совет Бога, внушающаго, чтобы я, из предложенных мне на выбор жизни и смерти, скорее простер руку к воде и избрал дар жизни. Но от безумия во мне родилась дерзость, по которой я, узнавши уже добро, предпочел ему зло. Какое после сего могу я получить прощение в грехе, когда уже не могу извиняться незнанием? Нет; я узнал добро, и между тем делал зло; тогда как легко мог делать доброе, если бы только, по причине развращения воли, не вознерадел о спасении души, – развращения, по которому я возлюбил безполезное и отвратился от спасительнаго.

И так, поистине я потерял оныя невинныя очи, кои не видели греха, и напротив, в наказание за свое нечестие, приобрел те, коими познается грех. Св. Писание говорит, что прародители наши и видели и вместе не видели. Так, жена видела, что древо добро в снедь и приятно для глаз; следовательно она имела глаза. Но тоже Св. Писание прибавляет, что когда они вкусили от древа, то отверзлись им очи; следовательно прежде они были слепы. Отсюда вывожу, что хотя собственно в одном и том же месте не могут совместиться слепота и зрение; но конечно есть в нас некотораго рода слепота даже тогда, когда мы видим, и напротив есть своего рода зрение даже тогда, когда мы слепы. Я думаю что в сем-то отношении Господь сказал: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят и видящии слепи будут» (Иоан. 9, 39). Ибо Он пришел в мир сей взыскать погибших и просветить ослепленных. И в сем-то Враче нуждающийся восклицает с Пророком: «просвети тму мою, Боже» (Пс. 17, 29)!

Подлинно, Господь милостив и человеколюбив. Каким же образом свет, явившийся для того, чтобы просветить мрак слепоты человеческой, возставить падших, разрешить связанных, каким, говорю, образом сей свет видящих делает слепыми? В Евангелии повествуется об Иисусе Христе, что Он многим слепым даровал прозрение и ни у кого не отнимал очей; между тем в Законе сказано: «Аз убию и жити сотворю» (Втор. 32, 39). Равным образом и в Евангелии об Нем же написано: «се лежит Сей на падение и на востание многим» (Лук. 2, 34). В таком же смысле надобно понимать и оное изречение: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят и видящии слепи будут». Господь пришел, и с Его пришествием древняя мимоидоша, и се быша вся нова. Таким образом исполнилось сказанное: «Аз убию и жити сотворю». Он умертвил ветхаго нашего человека, пригвоздив его ко кресту, совлекши с него плоть, и, проведши его чрез все начала и власти, даровал ему торжество в Себе самом, и оживил новаго нашего человека воскресением из мертвых, возведши его горе и посадив на небесах. Так-то Он пришел просветить слепых и видящих сделать невидящими, – т. е., закрыть очи, отверстыя на преступление, и отверсть те, кои прежде не видели ничего добраго. Для меня полезны как сия слепота, по которой я не вижу греха, так и зрение, которое позволяет мне созерцать святость.

И так молись обо мне, любезный брат, дабы и то и другое даровал мне Господь, дабы, т. е., и поразил меня слепотою, которая бы мне не давала видеть суеты, и вместе просветил мою слепоту, дабы я мог видеть истину. Да умертвит Он во мне ветхаго человека с деяньми его, и да процветет о Христе плоть моя и обновится яко орля юность моя. В сем-то и состоит истинная перемена, когда мы сами изменяемся в новаго человека, созданнаго по Богу и носящаго на себе образ небесный, и вместе отлагаем того человека, который заразился грехами. Молю Бога, чтобы Он уничтожил во мне земный образ, носимый нами в мирской жизни, и вместо того возстановил и украсил во мне свой образ, который бы мне не стыдно было носить, и с которым я смело мог бы сказать: «исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век» (Псал. 72, 26)! Ибо когда происходит спасительная перемена с моим внутренним человеком, – исчезает сердце мое и плоть моя, т. е., действия воли и плоти моей; тогда я, свободный от уз телесных, с очищенным сердцем смело могу взывать к Богу: Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век! О, если бы исполнилось надо мною оное изречение Симеона, т. е., если бы Иисус Христос был мне на падение и на востание, – на падение внешнему моему человеку, и на востание – внутреннему, дабы пал во мне грех, упорно стоящий, когда душа падает, и востал бы во мне тот безсмертный человек, который пал, когда грех усилился! Стояние внешняго человека есть падение внутренняго; и на оборот, в той мере, как ослабевает наш внешний человек, внутренний со дня на день обновляется. Посему-то великий учитель и говорит: «егда немоществую, тогда силен есмь» (2Кор. 12, 10).

И так благодарение Господу, что Он начертал мой образ более живыми и прочными красками, не на скрижалях тленных и не на мягком воске, но на плотяных скрижалях сердца твоего, где ты будешь постоянно созерцать меня, напечатленнаго в душе твоей, и блюсти меня в единении веры и благодати не только здесь, но и в будущем веке. Если же любовь твоя непременно желает иметь видимое утешение, то ты можешь, по находящимся в душе твоей чертам, сколько позволит память, сказать какому нибудь живописцу, чтобы он написал мое изображение, хотя с кого либо из предстоящих, на меня похожаго. Конечно, живописец, по неопытности своей, не понявши твоих слов, может написать меня и неверно; но, поелику ты всегда представляешь и объемлешь меня в душе своей: то какое бы лице неискусный живописец ни изобразил под моим именем; в твоей душе всегда буду представляться я, а не другой кто либо.

 

Источник: Источник: Блажаннаго Павлина, епископа Ноланскаго, Письмо к Севeру. / Журнал "Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии". - 1840 г. - Часть III. - С. 54-63.


Святой Феликс (III век

епископ Нолыисповедник. Дни памяти — 14 января15 ноября.

Святой Феликс родился в городе Нола, близ Неаполя. После кончины своего отца он раздал бедным почти все своё добро и был рукоположён во священника святым Максимом, епископом Нолы. В 250 году, когда во времена правления Декия начались гонения, был вынужден бежать. Гонители схватили святого, он был мучим, закован в цепи и брошен в тюрьму. Однажды ночью ему явился ангел, который повелел идти на помощь Максиму. Оковы спали, двери отверзлись, и святой смог отправиться на помощь епископу, который в то время был лишён дара речи от холода и голода. Когда преследователи во второй раз пытались схватить его, он был спасён чудесным образом паучихой, заткавшей своей паутиной вход в отверстие, в котором он спрятался. Не найдя святого, они стали искать свою добычу в другом месте. Преследования прекратились на следующий год, и святой Феликс, который укрывался шесть месяцев в сухом колодце, вернулся к своим обязанностям.

После кончины святого Максима верующие города искренне пытались поставить его своим епископом. Но он убедил их поставить во епископа старшего во священстве. Остаток его имущества был конфискован во время гонений, но святой отказался принять его обратно, и ради своего существования арендовал три акра земли, которую обрабатывал своими руками. Всё, что оставалось у него сверх необходимого, святой Феликс раздавал бедным, и если у него было два одеяния, то он неизменно отдавал им лучшее. Он дожил до глубокой старости и умер 14 января, но год его смерти остаётся неопределённым. Пять храмов было построено в его честь даже вне Нолы, где пребывают его мощи. Но часть его мощей пребывает в Риме и Беневенто.

Святой Павлин, служивший привратником в одном из этих храмов, свидетельствует о многочисленных паломниках, притекавших к мощам святого. Стихи и письма святого Павлина стали источниками, на основании которых святые Григорий ТурскийБеда Достопочтенный и священник Маркелл составили житие святого.

Есть также мнение, что Феликс, епископе Нолы пострадал при правителе Марциане (Martianus). 

Категория: Ненасилие | Добавил: didahe (18.01.2023)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог