Луций Целий Фирмиан Лактанций (лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius) родился около 250 г. в Африке или Италии. Умер около 325. Знаменитый христианский писатель III в, ученик Арнобия, принявший в 303 г. христианскую веру. За образованность и красноречие Лактанций заслужил впоследствии от гуманистов эпохи Ренессанса почетное звание «христианского Цицерона». После прихода Константина к власти в западной части Римской империи Лактанций в 317 г. был назначен воспитателем Криспа, наследника императора, и проживал в Трире.
Творческое наследие Лактанция довольно обширно и состоит из целого ряда трудов, главной целью которых было, по выражению Г.Майорова, «оправдать христианство в глазах ещё привязанной к античным ценностям римской интеллигенции», что обусловило «интеллектуально привлекательную и литературно совершенную» (Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, с.133) форму его произведений. Труды Лактанция написаны изящным стилем с соблюдением классических литературных канонов. Они являются одним из самых ярких образцов не только христианской, но и всей позднеантичной литературы.
Лактанций (от лат. lacteus – молочный) – прозвание, данное ему за красноречие.
Вот текст пера Лактанция:
«Кто-нибудь скажет здесь: так что же есть благочестие, где оно и каково? Конечно же, [оно] у тех, кто не приемлет войны, кто хранит со всеми мир, у кого друзьями являются даже враги, кто считает всех людей за братьев, кто умеет сдерживать гнев и усмирять сдержанностью любое душевное негодование.» (Лактанций. Божественные установления, 5:10:10)
«…когда Бог запретил убивать, Он не только удерживал нас от разбоя, заниматься которым и общественными законами запрещено, но увещевал также, чтобы мы не совершали и того, что у людей считается дозволенным. Так, праведнику нельзя служить в армии, ибо он служит справедливости, и даже нельзя выносить кому бы то ни было смертный приговор, ибо нет никакой разницы, убиваешь ли ты мечом или словом, поскольку запрещено уже само убийство. Итак, из этого предписания Бога нельзя делать никакого исключения. В самом деле, убивать человека – всегда великое злодеяние, ведь Бог восхотел, чтобы человек был неприкосновенным живым существом.» (Там же, 6:20:15)
Видео о Лактанции на английском, но вы можете включить титры и их перевод на русский (параметры ролика на ЮТьюб)
Мученичество Фиванского легиона и
святой Маврикий
«Каждый солдат фиванского легиона под командованием святого Маврикия считается святым в церкви. Этот легион был полностью христианским и отказался от приказа императора Максимиана, который противоречил их совести. Одна легенда гласит, что легиону было приказано подавить восстание христиан. Несмотря на понятную военную обеспокоенность восстанием, св. Морис (или Маврикий; см. изображение) и Легион, который, как сообщается, состоял из тысяч человек, отказались. Они заявили, что как христиане не могут убивать других христиан ни при каких обстоятельствах и ни по какой причине. Сообщается, что легион был построен, и каждый десятый мужчина был казнен. Когда они по-прежнему отказывались сотрудничать, казни продолжились. Когда же они продолжили упорствовать, всех воинов казнили, и за это их всех причислили к лику святых. Хотя они и потеряли свои жизни, они завоевали единственное, что имеет значение, место в Царстве Божьем.»[i]
Мученик Максимилиан Тебесский
Он отказался служить в армии, мотивируя это своим христианством: "не могу воевать, потому что я христианин".
**
Святой Максимилиан Тебессский (или Тевестский), также известный как Максимилиан Нумидийский (лат. Maximilianus; 274–295 гг.). Был христианским святым и мучеником, чей праздник отмечается 12 марта. Родившийся в 274 г. н.э., сын Фабия Виктора, солдата римской армии, Максимилиан был вынужден поступить на военную службу в возрасте 21 года. Дальнейшее произошло в правление императора Диоклетиана. 12 марта 295 г. в Тевесте или Фибесте, (Нумидия, СевернаяАфрика; ныне Тебесса, Алжир) он предстал перед проконсулом Африки, Кассием Дионом, присягнуть императору как солдат. Он отказался, заявив, что как христианин не может служить в армии, что привело к его немедленному обезглавливанию мечом.
ПохороненвКарфагене.
Он известен как самый ранний зарегистрированный отказчик от военной службы по соображениям совести, хотя считается, что другие христиане в то время также отказывались от военной службы и были казнены.
У нас есть раннее, ценное, почти не приукрашенное описание его мученичества. Знаем мы об этих событиях из "Актов Максимилиана". Они были открыты и опубликованы в 1689 г. бенедиктинским ученым монахом Тьерри (или Theodore) Рюинаром
«Приведенный к проконсулу Диону, Максимилиан отказался от призыва в римскую армию, заявив: «Я не могу служить, я не могу делать зла. Я христианин».
Дион ответил: «Ты должен служить или умереть».
Максимилиан: «Я никогда не буду служить. Вы можете отрубить мне голову, но я не буду воином мира сего, ибо я воин Христов. Моя армия — армия Божья, и я не могу сражаться за этот мир. Я говорю вам, что я христианин».
Максимилиан: «Это их дело. Я тоже христианин и не могу служить».
Дион: «Но какой вред причиняют солдаты?»
Максимилиан: «Ты достаточно хорошо знаешь».
Дион: «Если ты не будешь служить, я присужу тебя к смерти за неуважение к армии».
Максимилиан: «Я не умру. Если я уйду с этой земли, моя душа будет жить со Христом, моим Господом».
Максимилиану был 21 год, когда он с радостью отдал свою жизнь Богу.»
**
Один исследователь пишет: «У Гарнака[ii] (в переводе профессора А. Спасского) из Актов приводится такой текст:
"Дион (проконсул) сказал чиновнику: возложи знак (свинцовую пломбу, знак солдата).
(Такие знаки известны со времен древней Спарты по сей день:
Максимилиан начал противиться и говорил:
"..Служу Богу моему; не принимаю знака, имею уже знак Христа, моего Бога... если возложишь его, сброшу, так как он ничего не значит... нельзя мне на шее носить пломбу подле спасительного знамения Господа моего".
Это удивительно, так как из текста практически однозначно можно понять, что уже тогда христиане носили на груди крест, в то время как ранее считалось, что эта традиция возникла только несколько десятилетий спустя, во второй половине IV столетия***. Однако английский перевод, не даёт возможности такого буквального понимания:
"Itisnotpermittedtometobeartheleaduponmyneckafter [havingreceived] thesavingsealofmyLordJesusChrist" - т.е. речь идёт, скорее, не о видимом знаке, а о печати таинства Крещения».
С известной долей вероятности, можно предположить, что традиция возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей.» [v]
Святитель Мартин Турский
Художник Симоне Мартини. Картина 1322 г. «Отречение Святого Мартина от оружия» Цикл фресок «История Св. Мартина» в капелле Сан Мартино Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи
Отречение Святого Мартина от оружия. После сцены «Посвящения в рыцари» находится фреска, изображающая событие, положившее конец блестящей воинской карьеры Мартина - офицера римской армии. Миловидный белокурый юноша в рыцарском облачении, стоит, полуобернувшись в сторону римского императора. Мягким жестом недавно посвященный в рыцари юноша отвергает приказ повелителя участвовать в войне. В левой руке Святой сжимает не оружие, но крест, противопоставляя мирской власти духовную. «Я - воин Христа и потому не могу сражаться на войне» [1].
С левой стороны композиции изображен римский лагерь, император Юлиан, солдаты и казначей, выдающий деньги наемникам. Справа, за холмом, разбит вражеский лагерь, воинство алеманов в доспехах и с копьями ожидает битвы.
Святой Мартин стоит посредине сцены, между римлянами и вражеской армией. Его лицо обращено к императору, но движется он по направлению к вражеским позициям, его битва - это борьба с язычеством, и единственное оружие в ней - слово Божье"
**
Святитель Мартин родился в начале IV века в Паннонии (на территории современной Венгрии). С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс службу офицера. Ещё будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку.
Он отказался выполнять обязанность сражаться в военное время с врагами, так как христианин к противнику выходит с крестом и предпочтёт сам быть убитым, нежели убить[iii]
Мигель Хименес. «Святой Мартин делит плащ с нищим». Сарагоса, 1498
Преподобный авва Исаия Нитрийский
Также известен как Исаия Отшельник, Исаия Скитский, Исаия Великий; жил около V века. Аскет, церковный писатель, авва, святой Православной церкви, прославленный в лике преподобного. Его память совершается в Соборе всех преподобных в Сырную субботу.
Родился в Египте в бедной семье, получил образование в основном из чтения Священного Писания. Жизнь Исаия проводил в Скитской пустыни в Нижнем Египте.
В начале своего монашеского пути Исаия пользовался наставления преподобного Пимена Великого.
На закате жизни Исаия подвизался в полном отшельничестве, за что и получил своё прозвание Отшельник.
Исаия Отшельник сочетал отшельничество с плодотворной церковно-литературной деятельностью. Характер же его сочинений был аскетическим. Язык оригинала — египетский. Значительная часть сочинений Исаии утрачена. Собрание известных его произведений объединяет в себе:
свод аскетических слов, изречений;
правила для новоначальных иноков;
главы о подвижничестве и безмолвии.
Выдержки из свода наставлений Исаии вошли в духовный сборник «Добротолюбие».
«Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму:
не видеть лукавства ни в каком человеке, делать добро тем, кто творит тебе зло и переносить всё находящее на нас без смущения».
[1] "Christi ego miles sum: pugnare mihi non licet". SULPICE SÉVÈRE. Vie de saint Martin, 3,6. Éd. et trad. J. FONTAINE. Paris. 1967. P. 258.. Pp. 260-261.
[ii]Гарнак "Миссионерская проповедь и распространение христианства", СПб, 2007, с.359
[iii] О. Бородин. Отношение к войне и миру в эпоху ранней патристики. / В кн.: Византийские очерки. Труды российских учёных к XIX Международному конгрессу византинистов
Martyred at Thebeste near Carthage, 12 March, 295. Thinking a Christian was not permitted to be a soldier, he refused to enter the army and was beheaded. Since death was not then the legal punishment for those who refused to join the army (Arrius Menander, Digest XLIX, xvi, 4 P. 10), it is probable that he was beheaded because he gave his Christianity as the reason of his refusal. He was buried at Carthage by the noble matron Pompejana.
http://www.newadvent.org/cathen/10075a.htm
The Passion of St. Maximilian of Tebessa (BHL 5813)
1. On the 12th day of March during the consulship of Tuscus and Anolinus [295], when Fabius Victor had been brought into the forum at Tebessa, together with Maximilianus, and their advocate Pompeianus had been granted an audience, the last declared, "The temonarius Fabius Victor is present, together with Valerianus Quintianus, the praepositus Caesariensis, and the fine recruit Maximilianus, Victor's son. Since he is acceptable, I ask that he be measured." The proconsul Dion said, "What are you called?" Maximilianus replied, "Why do you want to know my name? It is not permitted to me to serve in the military since I am a Christian". The proconsul Dion said, "Ready him". When he was being got ready, Maximilianus replied, "I cannot serve in the military; I cannot do wrong; I am a Christian." The proconsul Dion said, "Let him be measured". When he had been measured, an official reported, "He is five feet ten inches tall." Dion said to the official, "Let him be marked." And as Maximilianus resisted, he replied, "I will not do it; I cannot serve in the military."
2. Dion said, "Serve so that you do not perish." Maximilianus replied, "I will not serve; cut off my head; I do not serve the world, but I do serve my God."Dion the proconsul said, "Who has persuaded you of this ?" Maximilianus replied, "My soul and he who has called me." Dion said to his father Victor, "Advise your son." Victor replied, "He himself knows - he has his purpose - what is best for him." Dion said to Maximilianus, "Serve and accept the seal." He replied, "I will not accept the seal: I already have the seal of my Christ." Dion the proconsul said, "I will send you to your Christ right now." He replied, "I wish that you would do so. That is even my title to glory." Dion said to his staff, "Let him be marked." And when he was resisting, he replied, "I do not accept the world's seal, and if you give it to me, I will break it, since I value it at nought. I am a Christian. It is not permitted to me to bear the lead upon my neck after [having received] the saving seal of my Lord Jesus Christ, the Son of the Living God, he whom you do not know, who suffered for the life of the world, whom God surrendered for our sins. All of us Christians serve Him. Him we follow as the source of life and author of salvation." Dion said, "Serve, and accept the seal, so that you do not suffer a terrible death." Maximilianus replied, "I will not die. My name is already with my Lord; I cannot serve in the military." Dion said, "Have regard to your youth and serve; for this befits a young man." Maximilianus replied, "My service is for my Lord; I cannot serve the world. I have already said: I am a Christian." Dion the proconsul said, "There are Christian soldiers in the sacred retinue of our lords Diocletian, Maximianus, Constantius, and Maximus, and they serve." Maximilianus replied, "They themselves know what is best for them. But I am a Christian, and I cannot do wrong." Dio said, "What wrong do they who serve do?" Maximilianus replied, "You know well what they do." Dion replied, "Serve, lest, having scorned military service, you begin upon a terrible death." Maximilianus replied, "I will will not die; even if I do depart the world, my spirit will live with my Lord Christ."
3. Dion said, "Strike out his name." And when it had been struck out, Dion said, "Because you have disloyally refused military service, you will receive the appropriate sentence in order to serve as an example to others." And he read his decision from his tablet, "Maximilianus, since you have disloyally refused the military oath, it has been decided for you to be punished by the sword." Maximilianus replied, "Thanks be to God." He was 21 years, 3 months, and 18 days old. And when he was being led to the place [of execution], he spoke as follows, "Dearest brothers, with an eager desire, hurry with as much courage as you can so that it may befall you to see the Lord and that he may reward you also with a similar crown." And with a joyous face, he addressed his father as follows, "Give that guard the new clothing which you had got ready for me during my military service, so that I may welcome you with a hundredfold reward and we may glory with the Lord together." And so he suffered death shortly afterwards. And the matron Pompeiana obtained his body from the judge and, having placed it in her carriage, she brought it to Carthage, and buried it beneath a little hill near the martyr Cyprian and the palace. And so, after the 13th day, the same woman died, and was buried there. But his father Victor returned to his home with great joy, thanking God that he had sent on ahead such a gift to the Lord, he who was about to follow shortly afterwards.
* Bastiaensan, A.A.R. et al. (eds.), Atti e passioni dei martiri (1987), 238-45 [BHL 5813]
* Bremmer, J. and den Boeft, J. "Notiunculae Martyrologicae II", Vigiliae Christianae 36 (1982), 383-402, at 393-95
* Brock, P. "Why did St. Maximilian Refuse to Serve in the Roman Army ?", Journal of Ecclesiastical History 45 (1994), 195-209
* Cacitti, R. "Massimiliano - un obiettore di coscienza del tardo impero", Humanitas 36 (1980), 828-41
* Delehaye, H. "Réfractaire et martyr", in his Mélanges d'Hagiographie Grecque et Latine (Brussels, 1966)
* di Lorenzo, E. Gli Acta S. Maximiliani Martyris (Naples, 1975)
* Siniscalco, P.Massimiliano, un obiettore di coscienza del tardo impero. Studi sulla "Passio S. Maximiliani" (Turin, 1974)
* Siniscalco, P. "Bibbia e letteratura cristiana d'Africa nella "Passio S. Maximiliani", in Forma Futuri: Studi in onore del Cardinale Michele Pellegrinio (Turin, 1975), 595-613
* Zuckerman, C. "Two Reforms of the 370s: Recruiting Soldiers and Senators in the Divided Empire", Revue des Études Byzantines 56 (1998), 79-139, at 136-139
* Woods, D. "St. Maximilian and the Jizya", in P. Defosse (ed.), Hommages à Carl Deroux. V. Christianisme et Moyen Âge, Néo-latin et survivance de la latinité (Collection Latomus 279: Brussels, 2003), 266-76