Руководство к проведение Великого поста
3-й день. Среда. Благая Весть
Размышление на сегодня (по о.А.):
Но выход есть и спасение есть, оно открыто для меня, если я ещё раз совершу обращение ко Христу...
Христос есть наша Благая Весть, Он родился для меня, чтобы я мог (могла) ожить и исцелиться.
Он учил меня, Он открыл в Себе Бога для меня, Бога Спасителя.
Только с Его помощью я могу подняться на ноги.
**
Из Триоди Постной:
Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне,
Разрешим всякий союз неправды,
Расторгнем стропотная нуждных изменений,
Всякое списание неправедное раздерем,
Дадим алчущым хлеб,
И нищыя безкровныя введем в домы,
Да приимем от Христа Бога велию милость.
Что читаем из Св. Писания:
Евангелие от Иоанна, глава 3
Беседа с Никодимом о рождении свыше
1 Был один человек из иудейских старейшин, фарисей по имени Никодим.
2 Он пришел ночью к Иисусу и сказал Ему:
«Рабби! Мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом. Никто не может совершить таких знаков, какие Ты совершаешь, если Бог не с ним».
3 Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, истинно говорю тебе: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!»
4 «Как может взрослый человек вновь родиться? — говорит Ему Никодим. — Ведь он не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз».
5 Иисус ответил:
«Истинно, истинно говорю тебе: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога!
6 То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух.
7 Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: „Вам надо родиться свыше”.
8 Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа».
9 «Разве такое может быть?» — спросил Никодим.
10 «Ты — учитель Израиля и не знаешь таких вещей? — сказал ему в ответ Иисус. —
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы отвергаете наше свидетельство.
12 Если вы не верите Мне, когда Я вам сказал о земном, как вы поверите Мне, когда Я вам скажу о небесном?
13 Ведь на Небо не поднимался никто, кроме Того, кто с Неба сошёл, — это Сын человеческий.
14 Как Моисей поднял ввысь медного змея в пустыне, так и Сын человеческий должен быть поднят,
15 чтобы тот, кто верит, в Нём обрёл вечную жизнь.
16 Ведь Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь.
17 Ведь Бог послал Сына в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того, чтобы мир через Него был спасён.
18 Тот, кто верит в Него, осужден не будет, а кто не верит — уже осужден, потому что он не поверил в Имя единственного Сына Бога.
19 Вот в чем суд состоит: в мир пришел свет, но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела.
20 Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идет к свету, чтобы не стали известны злые его дела.
21 А кто по правде живёт, идёт к свету, чтобы явными стали дела его, во Имя Бога свершённые».
Последнее свидетельство Иоанна Крестителя
22 Затем Иисус с учениками отправился в Иудейскую землю и там оставался с ними и крестил людей.
23 А Иоанн в это время крестил в Эно́не, что близ Сали́ма, где было много воды. К нему шли люди, и он их крестил.
24 Ведь Иоанн тогда ещё не был брошен в тюрьму.
25 Как-то раз у учеников Иоанна возник спор с одним иудеем по поводу обрядов очищения.
26 Они пришли к Иоанну и сказали ему:
«Рабби, помнишь того человека, который был с тобой за Иорданом, ты о Нём свидетельствовал? Так вот, Он тоже крестит, и все идут к Нему!»
27 «У человека есть только то, что дано ему Небом, — ответил Иоанн. —
28 Вы сами можете подтвердить, что я сказал: „Я не Помазанник” <не Мессия>, но сказал также: „Я был послан раньше Него”.
29 Невеста принадлежит только жениху. А друг жениха стоит рядом, слушает его и радуется, слыша его речи. И ко мне наконец пришла такая же радость.
30 Ему надлежит возрастать, а мне умаляться.
Приходящий с Небес (продолжение речи Крестителя)
31 Тот, кто приходит свыше, выше всех остальных.
Тот, кто рождён от земли, сам земной и говорит поземному.
Но Тот, кто приходит с Небес, Тот, кто всех выше,
32 Он свидетельствует о том, что сам видел и слышал, но весть Его не принимают.
33 А кто Его весть принимает, тот подтверждает этим, что Бог всегда верен.
34 Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божьи, потому что Бог щедро даёт Ему Дух.
35 Отец любит Сына и всё отдал в Его руки.
36 Тот, кто верит в Сына, обрёл вечную жизнь,
а кто не повинуется Сыну, никогда не увидит жизни:
Божий гнев на нём будет вечно ».
**
Здесь можно Канон Андрея Критского слушать:
**
молитва святого Ефрема Сирина,
которую читаем каждый день, причём медленно и вдумчиво
(в церкви она читается с тремя земными поклонами)
«Господи и Владыка моей жизни!
От духа праздности, уныния, властолюбия и празднословия избавь меня.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему.
Ей, Господи и Царь, даруй мне видеть мои прегрешения
и не осуждать брата моего,
ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
На славянском языке:
«Господи и Владыка живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь». .
**
Вот как перефразировал прекрасно в стихах эту молитву А.С.Пушкин:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
О молитве святого Ефрема Сирина
Каждый день Великого Поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином — сирианином. Это был монах, поэт, богослов, один из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель .
Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича [Пушкина], в переводе с сирийского звучат так на церковно-славянском: «Господи и Владыко живота моего», то есть: Властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. «Не дай мне дух праздности», то есть лености, которая, по старинной пословице, — мать всех пороков. Невинная вроде вещь — леность, но она порождает очень много темного, черного.
«Уныние»… Христианство — радостное учение, радостное, и тот, кто унывает — тот от него отходит. Преподобный Серафим Саровский, великий русский святой начала XIX века, говорил: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос всех спас».
«Любоначалие» — это значит властолюбие. Это есть у каждого; не думайте, что такие вещи, как культ личности, — это только в политике: это может быть и в семье, и в любом малом сообществе. Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе.
«Празднословие» […] я исключаю детей: дети имеют право болтать, но до 15—16 лет. Когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык; но когда этим «детям» уже больше двадцати, а иногда — больше сорока… Это значит: быть беспощадным к своей жизни. Подумайте (давайте будем честными перед собой): сколько нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам, и помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет в сердце. А празднословие, болтовня — это страшное слово, это значит убивать время […]
Далее в молитве сказано: «Дух же целомудрия… терпения и любви даруй мне, рабу твоему». Целомудрие — это чистота отношений к миру и людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели.
«Смиренномудрие» — это значит мудрость здравого человека. Смирение здесь, в данном случае […] — это знать, чего ты сто»ишь на фоне вечности. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, — она же лопнула. Не надо раздувать, а надо знать свою цену. Мудрость скромности — она необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности — это не уничижение паче гордости, а это здравость души. Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нем нет, несколько движений вперед — и уже мания величия. Мания величия — это патологическое состояние гордыни. Только один человек заявляет, что он председатель Совета министров или что он Наполеон, и его кладут в психиатрическую больницу, а другой так не заявляет, поэтому он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.
[…] «Терпения и любви». Что такое терпение? Формулирую кратко, чтобы вы запомнили. Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.
И, наконец, любовь. Любовь — это высшее счастье человека, это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете в метро по эскалатору, проверьте себя, способны вы любить или нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет по другую сторону, и вам противно смотреть на эти физиономии […] — значит, все поры вашей души забиты и чувство любви у вас находится в эмбриональном состоянии […]
Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой реакцией была доброжелательность, чтобы он сразу видел красивое — в красивой женщине или мужчине, одухотворенное — даже там, где другие не замечают; чтобы, видя страдающее лицо, он чувствовал сострадание, чтобы он был открыт. Вот такой человек счастлив всегда, потому что он в единстве с людьми, он живет любовью.
[…] И в конце молитвы сказано: «Ей, Господи Царю (в переводе — Да, Господь мой и Царь), даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это вам понятно. Великое исцеление от осуждения — это уметь критиковать самого себя. Мы часто исключительно внимательны, я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще сказал — психологически изощренны, когда речь идет о грехах соседа, о грехах другого человека. Здесь мы проявляем максимальное знание всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь в виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других людей осуждаем, — в том виноваты и мы.
[…] Вы меня спросите: а может, в этом есть примиренчество, компромисс со злом? Ни в коем случае, никогда. Мы всегда должны называть зло своим именем. Но человеку, впавшему в этот грех, мы должны сострадать […]
[…] Вот суть этой молитвы, которая читается каждодневно Великим Постом с земными поклонами.
Из лекции свщмч. Александра «Великий Пост», прочитанной 1 апреля 1989 г. в клубе «Красная Пресня»
|