Диакон Андрей Белоус:
Как делают протестантом...
Я тут почитал обсуждение про канон Богородице преп. Феодора Студита, который читают великим постом в субботу акафиста. Прямо скажем, так себе читают, все бегом, бегом. Потому что акафист же. Опять же он на славянском, а акафист прихожане знают наизусть. Так что не до канона им. И слава Богу! Там такое! В переводе на современный русский язык это бы звучало так:
Грешник: Я грешник, Пресвятая Богородица, моли Сына своего, чтобы он спас меня.
Богородица: Сынок, Ты же добрый, хороший мальчик, ты кошек никогда не мучил, неужели этого грешника в ад пошлешь?
Христос: Он не котик. Он гад и злодей. В ад его, в ад! На вечные муки! И пусть даже не кается, я ему не верю!
Богородица: Доктор сказал "в морг", значит, в морг.
Так заканчивается одна песнь и начинается другая. Снова о том же, только другими словами. И так восемь раз. На восьмой раз Богородица таки "умоляет" простить грешника, если он принесет плоды покаяния. Нет. Это совершенно замечательное произведение в плане психологии, педагогики, наверное, и литературы, но тут надо греческий оригинал смотреть. А теперь попробуем посмотреть на это через Евангелие. И... Ну вот не представляю себе такого. Это прекрасно зашло бы в "Одиссею" какую-нибудь.
Одиссей: Афина, дева волоокая, помоги, Посейдон задолбал совсем.
Приходит Афина к Посейдону и говорит: Ну чего ты до Одиссея докапался, нормальный же мужик, чего ты?
Посейдон: Гад он, будет вечно скитаться по Средиземью, тьфу, по Средиземноморью. А после смерти я из него летучего итакца сделаю.
Афина Одиссею: Посейдон ломается, принеси в жертву сто коней.
На восьмой раз Посейдон отвечает: Ладно, пусть плывет в свою Итаку к своей бабе, только оставь меня уже в покое.
Гимназисты бы плакали.
P.S. Протестантом я не стал. Не думайте.
Дарья Сивашенкова
Просто поразительно, откуда же в христианском сознании берется и так глубоко укореняется мысль, будто Богородица Своей любовью и милосердием ко грешникам превосходит Самого Христа, и умоляет Его о прощении кающегося тогда, когда Он Сам не желает снизойти до плачущего. Меня всегда глубоко смущали обращения к Ней типа "последняя надежда, единственная спасительница" и так далее.
Откуда взялась эта мысль, как она вообще родилась? Чем сильнее любовь, тем ближе она к своему Источнику - Христу, и любовь Богородицы ко всем к нам истекает из этого же Источника. Не Сама по Себе любит нас Богоматерь, а через Своего Сына, и именно потому и любит так сильно, что невозможно близка к Нему.
Ее молитва к Сыну прекрасна и сильна не тем, что Она вымаливает нас у неумолимого Спасителя - уу, аж пальцы жжет такое писать - а тем, что наши имена звучат в их разговоре, в диалоге самой прекрасной, самой чистой любви Божественной и человеческой. В разговоре, полном любви, милости и жизни.
Нет никакой нужды упрашивать Бога помиловать кающегося, Господь Сам ищет, как бы спасти, а не погубить. Это же Он, Он, пошедший за нас на крест и сошедший во ад. Ну что за идея, что Богородица упрашивает Его, а Он пробитой рукой отталкивает стоящего на коленях грешника, мол, знать его не хочу.
И да простят мне все, кого заденет это, но такие диалоги не только не проясняют сути христианства, но уводят от него далече. Если Она любит и жалеет сильнее, чем Он, то кто же источник любви?..
Tatiana Pashkovskaya
Прочитала и я пресловутый канон. И вспомнила: декабрь, вечер, помещение, непригодное для жизни, типа чердака, дощатый пол, несколько стульев. И несколько человек - один читает, а другие изображают: Жил в одном селе сапожник... и хотел он увидеть в гостях Христа... приготовил все, а постучалась женщина с ребенком... он её прогнал... а потом приснился ему Христос и говорит: трижды приходил Я к тебе, а ты меня выгнал...
Вспомнила я это, потому что жанр у канона тот же самый - назидательная пьеса) его бы в воскресной школе ставить - самое то. Ну или в виде мистерии)
А назидает он в том, что никакие мольбы к Божьей Матери тебе не помогут, если ты не приносишь плодов покаяния. И Матерь Божья, надо сказать, постоянно грешнику говорит, что, мол, иди к Сыну моему.
Почему Феодор Студит написал пьесу такого содержания, можно только догадываться. Возможно, тогда уже, как и сейчас, считалось, что покаяться могут только святые, а мы люди грешные, нам достаточно "поныть", а делать ничего не надо. По крайней мере, в каноне Андрея Критского есть такие мотивы, которые меня всегда удивляли. Возможно, было уже принято "ныть" на эту тему Богородице.
А Фёдор Студит был человек прямой и честный - недаром даже императора осудил за неправду. честно сказал всем, что нет, ребята, нытье не пройдет, надо что-то делать, родимые. А чтобы было доходчивей, сказал это в виде пьесы. Для занимательности.
В общем, содержание канона самое что ни на есть библейское. Только если иудеи полагались на то, что они дети Авраамовы, а Христос им указывает, что это не поможет, то византийцы, видимо, полагались на Божью Матерь. Ну и Феодор Студит тоже недвусмысленно говорит, что это не поможет.
А что касается византийской поэтики... да просто не надо всю гимнографию считать сакральными текстами и молитвами, как у нас принято. Тогда многое встанет на свои места. Правда, тогда станет понятно, что вместо византийской гимнографии, раз она не сакральная, может быть и национальная гимнография и вообще любая другая подходящая, и вообще проще ко всему этому надо относиться. А это подорвет, так сказать, основы-с...
https://www.facebook.com/tanusha.zaitseva/posts/2085450978182443
|