В библейском рассказе явственно прослеживаются две линии предания: 1) монарх послан Богом как избавитель народа от врагов. Он помазывается пророком (елей на Востоке был символом сохранности, помазание означало пребывание на помазаннике благословения Божия). После помазания на царя нисходит Дух Господень, и только тогда он становится истинным «предводителем народа»; 2) Самуил упрекает народ в желании быть «как другие народы» и говорит о злоупотреблениях, которыми чревата царская власть, тяготеющая к самодержавию. Составитель Книг Царств принимает оба этих предания, чтобы одновременно и подтвердить законность монархии, и указать на ее несовершенный характер.
Сказание изобличает постоянную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево», и «Божие». Пророк Самуил указывает на то, что послушание воле Божией выше жертвоприношений. Поэтому сохранение добычи вопреки запрету пророка, пусть даже для жертвы, являлось грехом. Казнь Ага–га — одна из черт варварских нравов эпохи.
ДАВИД (ок. 1000 — 961 гг. до Р. Х.)
История Давида составлена автором Второзаконнического цикла из отрывков летописи, написанной при Давиде и Соломоне (как считает большинство библеистов). Цель автора — представить Давида избранником Божиим и в то же время, подчеркнув его слабости, показать, что и он — величайший царь Израиля — не был идеальным помазанником. Он греховен, как и все люди, и должен нести ответственность за свои поступки.