"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Учение Иисуса Христа [24] Искупление [9]
Сотворение мира и человека [10] Грехопадение [7]
Бог [6] Религия и вера [0]
Праотцы [3] О Священном Писании [5]
Моисей Исход [9] Заповеди ВЗ [6]
Судьи Цари [7] Пророки [8]
Жизнь Иисуса Христа [7] Пресвятая Дева [2]
Смерть Иисуса Христа [6] Воскресение [4]
Вознесение Иисуса Христа [0] Святой Дух. Пятидесятница [1]
Учение апостолов [6] Эсхатология [13]
Жизнь в церкви [6] Церковь. Община. [13]
Царственное священство, народ святой [6] Апостол Павел [10]
Вера в Христа [5] Пролог Бытия [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Основы христианской веры » Эсхатология

Иоахим Иеремиас Глава 4 Отсрочка

Иоахим Иеремиас. Из книги

БОГОСЛОВИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

Фрагмент Главы 4   "Отсрочка"
 
Подлинно пророческая весть имеет две стороны, нераздельно связанных одна с другой: она является провозглашением блаженства и провозглашением несчастья. Для этого имеются серьезные основания: милость и суд неразрывно связаны. Поэтому и Иисус возвещал не только о наступлении эры спасения, но и о катастрофе, предшествующей ее полному раскрытию. Радостная весть объявляется во время последней отсрочки этого бедствия.
 
§ 13. Перед лицом катастрофы




А.А. Иванов Беседа Иисуса на горе Елеонской о Втором Пришествии 1840-е.


 

1. Два синоптических апокалипсиса

Для понимания высказываний Иисуса о предстоящих событиях конца времен основополагающее значение имеет тот факт, что в нашем распоряжении имеется не один, а два синоптических апокалипсиса (хотя, согласно общепринятой терминологии, апокалипсисом называют только один из этих фрагментов)582.

Наиболее подробное из евангельских высказываний о грядущем представлено в апокалипсисе Марка (13,1-37 пар.). Оно есть у Матфея (24,1-25,46, к концу увеличенное вдвое за счет присоединения нового материала) и у Луки (21,5-36, в существенно преобразованном виде).

 

Мк 13 - это развернутое пророчество о бедствиях, в котором период проклятия и лишений перед последней великой переменой разбивается на три этапа.

1. Ст. 5-13: начало ώδίνες («мук рождения», предшествующих появлению Мессии) - лжемессии, войны, землетрясения, голод, преследования;

 

(Мф 24.4-8; Лк 21.8-11)

Иисус сказал:

– Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!

6 Многие придут под Моим именем
и будут говорить: «Это Я!» –
и многих введут в обман.


7 Когда услышите о ближних и дальних войнах,
не пугайтесь:
так и должно быть.
Но это ещё не конец.

Восстанет народ на народ
и царство на царство,
землетрясения будут во многих местах,
будет голод.
Это только родовые схватки.


8 голод – в некоторых рукописях: «голод и смуты».

 

(Мф 24.9-14; Лк 21.12-19)

9 Вы же будьте готовы:
в синагогах вас будут судить советы старейшин
и будут вас там избивать;
предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
чтобы свидетельствовать обо Мне.


10 Но прежде чем придет конец,
все народы должны услышать Радостную Весть.


11 Когда вас поведут на суд,
не заботьтесь о том, чт`о вам говорить:
что будет дано вам в тот час, то и говорите -
говорить будете не вы, а Дух Святой.


12 Предаст смерти брат брата
и отец – своё дитя,
дети пойдут на родителей
и будут их убивать.

13 Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
Но кто выдержит до конца, будет спасён.

 

 

2. Ст. 14-23: появление «мерзости запустения» в храме, эсхатологическое бегство, лжемессии и лжепророки;

(Мф 24.15-22; Лк 21.20-24)

14 Но когда увидите «кощунственную мерзость»
там, где ей быть не должно
(пусть тот, кто читает, поймёт!), –
тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;

15 кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом;
16 кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
17 Горе беременным и кормящим грудью в те дни!
18 Молитесь, чтобы не случилось это зимой.
19 Будут те дни полны такой скорби,
какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог,
доныне не было и не будет!

20 И если бы Господь не сократил тех дней,
ничто живое не спаслось бы.
Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал,
Он сократил те дни.

 

(Мф 24.23-25)


21 Если вам скажут тогда:
"Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" –
не верьте!

22 Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки,
знаки явят и чудеса,
чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.

23 Но вы будьте бдительны –
Я всё вам сказал заранее.

3. Ст. 24-27: последнее потрясение космоса и его катастрофа, предваряющие парусию Сына Человеческого.

(Мф 24.29-31; Лк 21.25-28)


24 В те дни, после той скорби,
«солнце померкнет,
луна не даст света,
25 звёзды падут с небес
и сотрясутся небесные силы»,
26 и увидят тогда:
Сын человеческий идёт на облаках
с великой силою и славою.

27 Тогда пошлёт Он ангелов
собрать избранных с четырёх концов света –
от края земли и до края небес.

 

Далее следует торжественное заключение (ст. 28-37): конец близок, но никто не знает времени и часа, а потому - бодрствуйте!

**

Но в синоптических евангелиях есть ещё и второй апокалипсис: Лк 17,20-37.

 

20 Фарисеи спросили Иисуса, когда наступит Царство Бога. «Когда наступит Царство Бога, его не увидеть глазами, — ответил Он им. — 21 Не скажут: „Смотри, оно здесь!" или „Вон оно!" Ведь Царство Бога уже среди вас».

   22 А ученикам Иисус сказал: «Наступят дни, когда будете жаждать увидеть один из дней Сына человеческого, но не увидите. 23 Вам скажут: „Вон там!" или „Вот здесь!" Не срывайтесь с места, не бегите вдогонку. 24 Словно молния, что, сверкнув, озаряет всё небо от края до края, — таким будет Сын человеческий в день, когда Он вернётся! 

25 Но сначала Он должен претерпеть много страданий и быть отвергнутым людьми этого поколения. 

26 Как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына человеческого: 27 люди ели, пили, женились и выходили замуж, и так вплоть до самого дня, пока Ной не вошел в ковчег, а потом пришел потоп — и все погибли. 

28 То же было и в дни Ло́та: ели, пили, продавали, покупали, сеяли, строили, 29 но в день, когда Лот покинул Содом, пролились на землю сера и огонь — и все погибли. 

30 Так будет и в день, когда явит себя Сын человеческий! 31 Кто в тот день будет на крыше, а вещи его в доме, пусть не спускается взять их! И кто будет в поле — не возвращайся назад! 32 Помните о жене Лота! 

33 Кто стремится сохранить свою жизнь, тот погубит ее; кто погубит — тот сохранит ее. 

34 Истинно говорю вам, в ту ночь двое будут в одной постели — и один будет взят, а другого оставят; 35 две женщины будут молоть на одной мельнице — одну возьмут, а другую оставят».

   37 Тогда ученики Его спросили: «Где это произойдет, Господи?» — «Где труп, туда соберутся стервятники», — ответил Иисус.

 

Он, как и у Марка (13,4 пар.), начинается с вопроса о том, «когда» наступит конец (Лк 17,20), только в Лк 17,20 вопрос этот задают фарисеи, а в Мк 13,4 пар., напротив, ученики.

Как и в Мк 13, в Лк 17 Иисус отказывается назвать срок. Однако в остальном его ответ оказывается совсем иным по сравнению с Мк 13.

 

У Марка он звучит так:

никто не знает часа; можно лишь сказать, что сначала придется пережить продолжительное время бедствий. Прежде должны свершиться знамения. Эсхатологическая драма должна развертываться своим чередом, сцена за сценой. Внимательно следите за знамениями!

В противоположность этому в Лк 17:20-37 ответ на вопрос о сроке великой перемены звучит следующим образом:

никто не знает его, несомненно лишь то, что конец наступит внезапно, в непредвиденный час.

Эта мысль настойчиво внушается стих за стихом, в цепи логий и образов: конец приходит столь же внезапно, как молния (ст. 24), как всемирный потоп (ст. 26сл), как огненный дождь, пролившийся на Содом и Гоморру (ст. 28-33). Не успеете оглянуться, как наступит час великого разделения (ст. 34сл). Текст оканчивается вопросом: «Где это будет?» Иисус опять отвечает уклончиво: «Где падаль - там и стервятники». Когда придет время, увидите (ст. 37)583.

Таким образом, тематика двух синоптических апокалипсисов совершенно различна.

Мк 13 делает упор на знамения,

Лк 17,20-37 на внезапность конца.

 

Какая из этих тем более древняя, сомневаться не приходится. Достаточно обратить внимание на аналоги. В одном ряду с синоптическим апокалипсисом со знамениями Мк 13 стоят апокалипсис Павла 2 Фесс 2:1-12

А теперь о возвращении Господа нашего Иисуса Христа и о том, как мы соберемся встречать Его. 2 Мы просим вас, братья, не терять головы и не впадать в смятение ни от пророчества, ни от откровения, ни от письма, пусть даже оно якобы от нас, если в них будет сказано, что День Господа уже наступил. 3 Никому не дайте себя обмануть — никаким способом. Потому что сначала должно быть великое восстание против Бога, когда явится воплощение зла — человек, обреченный на гибель, 4 противник, который возомнит себя выше всего, что зовется божеством или святыней, так что он даже воссядет в Божьем Храме и объявит себя Богом.
   5 Разве вы не помните? Я ведь говорил вам об этом, ещё будучи у вас. 6 И теперь вы знаете, что́ удерживает его от выступления до того, как придет его время. 7 Ведь таинственные силы зла уже действуют, но сначала должен уйти с дороги тот, кто преграждает ему путь. 8 И тогда этот злодей будет явлен открыто, но Господь Иисус сразит его дыханием Своих уст, уничтожит его одним только Своим сиянием в тот День, когда Он возвратится. 9 Явление злодея — дело рук Сатаны, и оно проявится во всякого рода знамениях и во всей силе ложных чудес, 10 во всяком злом обмане. На него попадутся идущие к гибели за то, что отвергли любовь к истине, благодаря которой они были бы спасены. 11 И потому Бог дает им подпасть под власть обмана, 12 чтобы все те, кто не поверил истине и выбрал зло, поверили лжи и были таким образом осуждены.

и, далее, апокалипсис Иоанна, в котором наибольшее место занимают знамения в виде ряда семерок (семь печатей, семь труб, семь чаш гнева).

Первохристианская община, столкнувшись с проблемой задержки парусии, решала её путем ссылок на ряд знамений, которые прежде должны были свершиться.

Тематика Лк 17,20-37 тоже имеет свои аналоги, а именно в многочисленных притчах и образных сравнениях Иисуса, в которых настойчиво внушается мысль о внезапности и неожиданности наступления конца: ночной взломщик, возвращающийся хозяин дома, десять дев, слуга, которому поручен надзор, доверенные таланты, богатый хлебопашец, хождение к судье, дети на улице, предсказание погоды и приметы времени, ловушка птицелова и т.д. На вопрос «Когда?» ответ оба раза не дается.

Нет сомнения в том, что тема Лк 17,20-37 близка к основам основ провозвестия Иисуса, тогда как Мк 13 тематически принадлежит вероучению первохристианской Церкви.

Согласно широко распространенному мнению, Мк 13 - это один из еврейских апокалипсисов, который в модифицированном и расширенном виде был вложен в уста Иисуса первохристианской Церковью. Здесь можно было бы назвать, например, Бультмана, который видит в ст. 7сл.12. 14-22. 24-27 еврейские апокалиптические изречения, увязанные в одно целое еще до обработки их Марком, а в ст. 5сл. 9-11. 13а.23 - христианские добавления584. Действительно, схема и тематика синоптического апокалипсиса в значительной мере следуют стилю еврейской апокалиптики того времени. Там мы тоже читаем о возвещающих конец страшных знамениях: земля содрогается, кровь капает с деревьев, огонь распространяется по земле, наступает голод, небо не дает дождя, разрываются все нравственные узы, и начинается война всех против всех585. В языке Мк 13, без сомнения, традиционные мотивы апокалиптики используются в большей степени, чем в логиях Иисуса586. Верно и то, что по крайней мере упоминание о миссии к язычникам в ст. 10 отражает тогдашнюю церковную ситуацию587. Эти связанные с содержанием текста сомнения в аутентичности Мк 13 подкрепляются анализом лексики. Согласно подсчетам Н.Перрина, из 165 слов, использованных в Мк 13,5-27, 35 (т.е. свыше 20%, весьма значительная часть) в Евангелии от Марка больше не встречаются, а из этих 35 слов 15, т.е. почти половина, повторяются в Откровении Иоанна588. Эти данные подтверждают влияние традиционного апокалиптического стиля на Мк 13.


 

 

Тем не менее мы заслуживали бы упрека в некритическом подходе, если бы упустили из вида, что в Мк 13 мы находим фундаментальное отличие от апокалиптики того времени - отсутствие главных её мотивов: священной войны, уничтожения Рима, чувств ненависти и мести, собирания диаспоры, чувственно-земного изображения спасения, возрождения Иерусалима в качестве столицы могущественного царства, господства над язычниками, полной изобилия жизни в новом эоне и т.д. Ничего этого нет в Мк 13!

Напротив, речь здесь идет о том, что именно Израиль постигнет катастрофа. Особенно ясно это видно в ст. 14, где объявляется о появлении мерзости запустения (Дан 11,31; 12,11; мн. ч.: 9,27) в святом месте. Ни один еврейский апокалиптик не осмелился подхватить пророчество Даниила, как это сделано в Мк 13,14; в нем видели скорее описание того, что уже свершилось во времена Маккавеев589. Еврейская апокалиптика времен Иисуса ожидала прославления храма, а не его гибели590. Ввиду этого различия следует непременно считаться с возможностью того, что в отдельных логиях Мк 13 содержится подлинный материал.

 

Наряду с Мк 13,1-37 и Лк 17,20-37 отваживались говорить даже о третьем синоптическом апокалипсисе591. Анализируя обработку Мк 13 Лукой, можно видеть, что последний формирует свой текст, частью заменяя, частью добавляя отдельные стихи. Если теперь собрать логии, которые в Лк 21,5-28 внезапно возникают на фоне марковского текста (ст. 18.20.216.22. 23б-26а.28), то видно, что для них характерны с формальной стороны parallelismus membrorum, а с содержательной - более или менее замкнутый круг мыслей. Отсюда делают вывод, что Лука встраивает в текст Марка некое особое апокалиптическое предание592.

Можно предположить, что этот «третий» синоптический апокалипсис был написан около Пасхи 70 г. н.э., когда Тит намеревался осадить Иерусалим (Лк 21,20), но бегство из священного города было еще возможно (ст. 21б). Это был бы, таким образом, наиболее поздний из трех синоптических апокалипсисов, опередивший лишь на несколько недель пророчество Отк 11,1 сл, которое предполагает, что штурм внешнего двора храма римлянами уже начался. В этом малом апокалипсисе ожидался захват священного города (ст. 24), а в иудейско-римской войне виделось начало предшествующих концу времен ужасов (ст. 22слл) и одновременно предзнаменование исходящей от Бога великой перемены (ст. 28).

Не следует, однако, забывать, что реконструкция таких утраченных источников остается чистой гипотезой. В нашем же случае требуется особая осторожность в связи с тем, что язык приписываемых «третьему» апокалипсису стихов носит явный отпечаток стиля Луки593. Само по себе это можно было бы отнести на счет обработки Лукой первоисточника, но в таком случае остается открытым вопрос, почему все перемежающие текст стихи из Мк 13: Лк 21,19.начало 20.21а.  26б.27 Лука почти рабски, дословно копирует (кроме ст. 19), а стихи из «третьего» апокалипсиса, напротив, сильно перерабатывает. Это представляется маловероятным. Поэтому следует отказаться от гипотезы о третьем апокалипсисе и рассматривать стихи Лк 21,18.20.21б.22. 23б-26а.28 как результат обработки Лукой текста Марка.




 

2. Чего ожидал Иисус?

При попытке очертить представления Иисуса о будущих событиях следует исходить из его убежденности в том, что его миссия - положить начало событиям периода эсхатологических бедствий. Пусть не думают, что он пришёл принести мир, - нет, он принёс меч (Мф 10,34), мировой пожар (Лк 12,49), крещение страданием в космическом масштабе (ст. 50)594. Ибо убийство последнего посланца Божьего, посланного в убивающий пророков Иерусалим595, переполнит установленную Богом меру вины (Мф 23,32), исчерпает его терпение (Мк 12,9 пар.) и повлечет наступление времени тьмы (Лк 22,53). Иисус знал, что его страдания крепко сплотят учеников; общие страдания, которые, как он предвидел, обрушатся на его верных, предваряются его страстями596. И если его ожидания в таком виде не исполнились, то это показывает, что соответствующие слова относятся к допасхальному времени.

Люди, однако, будут продолжать беззаботно жить вплоть до «того дня» (Лк 17,26-29 пар. Мф 24,37-39), не видя, что дамоклов меч навис над их головами и может упасть в любой момент, так как мера вины переполнена. Как гром среди ясного неба обрушится на них нечто ужасное, так же неожиданно, как всемирный потоп, как огненный дождь над Содомом, как нападение грабителя, как ловушка, как смерть. Грядет (римский) меч - говорится в Мф 10,34. Потекут реки крови. Кровавая баня, которую устроил Пилат галилеянам, и падение силоамской башни (Лк 13,1-5) - это детская игра по сравнению с тем, что разразится над Израилем. Всё будет так страшно, что Иисус кричит оплакивающим его женщинам, чтобы они уже сейчас начинали погребальный плач над собой и над своими детьми (Лк 23,28-31). Они должны будут разделить ужасную судьбу последнего поколения. В Лк 11,49-51. (пар. Мф 23,34сл) Иисус цитирует слова Бога597, возвещающие о том, что Бог покарает за всё зло, причиненное его посланникам, от крови Авеля до крови священника и пророка Захарии, убитого в священнейшем месте - между жертвенником и храмом (2 Пар 24,20-22). И он добавляет: ναί λέγω ύμΐν, έκζητηθήσεται άπό τής γενεάς ταύτης [да, говорю вам: она будет взыскана с рода этого] (ст. 51б). Почему именно «этот род» должен расплачиваться за кровавую вину? Какое отношение имеют жившие в одно время с Иисусом люди к убийству Авеля и Захарии? Потому что они - последнее поколение; они собираются переполнить чашу. Последнее поколение должно поплатиться за общую вину, накопившуюся к этому времени.

Однако всё это только начало. Гораздо страшнее будет другое. Бог покинет храм (Лк 13,35 пар.) и явится «мерзость запустения» (Мк 13,14 пар.). Что означает это взятое из Дан 11,31; 12,11 выражение?

У Марка здесь необычное constructio ad sensum: όταν δέ ϊδητε τό βδέλυγμα τής έρημώσεως έστηκότα [когда же увидите мерзость запустения, ставшего] (с причастием мужского, а не среднего рода) όπου ού δεί [где не должно]. Этот мужской род, который Матфей принимает за грамматическую ошибку и по этой причине «исправляет» на средний род έστός (24,15), показывает, что древнейшее предание относило данииловское «мерзость запустения» к определенному лицу, псевдо-Христу. Он обнаружится όπου ού δεί [где не должно]: в святилище. Псевдо-пророки будут прославлять его (Мк 13,22 пар.). Но время его ограничено598; под конец храм превратится в руины, там не останется камня на камне (Мк 13,2)599. Снос храма будет одновременно сигналом для вмешательства Бога: в течение трех дней будет воздвигнут новый храм (Мк 14,58 пар.).

Мерзость запустения на святом месте, требующая поклонения и почитания, прославляется лжепророками словом и чудесами - это последнее великое искушение. Характерно для Иисуса - и потому является признаком древности текста, - что он его подробно не расписывает. Ему посвящено всего полстиха (Мк 13,14а). От его изображения никому не было бы пользы. Иисус говорит лишь одно: бегите (Мк 13,14б-20)! Эсхатологическое бегство из опасной зоны - это единственное, что остается его сторонникам (Лк 17,31) и противникам (Мф 23,33). При этом дорога будет каждая минута: горе тем, кто захочет быстро захватить из дома необходимый ночью плащ (Лк 17,31; Мк 13,15сл пар.). Он может потерять все, ибо речь идет уже не о земной жизни, а о душе. Так, согласно древнему аграфу, Иисус настойчиво призывал: спасайся, дело касается твоей жизни (ср. Быт 19,17)600!

Спасется лишь тот, кто продержится «три дня»601, пока не будет построен новый храм. Именно об этих «трех днях» величайших бедствий говорится в конце «Отче наш»: «Не введи нас во искушение». Просьба охранить от πειρασμός [искушения] - это крик подвергаемой испытанию веры, крик о помощи: охрани нас от измены, от того, чтобы мы усомнились в тебе.

Иисус видит, что наступает финальная катастрофа. Он уверен: Царство Божие приходит в страданиях, и другого пути нет.

 

<...>












(Мф 24.9-14; Лк 21.12-19)
























 

Категория: Эсхатология | Добавил: didahe (17.11.2019) | Автор: Иоахим Иеремиас
Просмотров: 708 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог