Проблема отношения христианства к политической власти – одна из самых спекулятивных и болезненных. В общем простой и понятный библейский подход, слугами Сатаны, проникшими в Церковь просто вывернут наизнанку, а шлейф дискуссий таков, что мы даже не будем туда вникать. Забудем всё, о чем нам говорили и рассмотрим, что об этом нам говорит Библия.
Возникновение политики как явления и его составных – государства и политической власти - Библия в общем рассматривает сдержано.
Первое упоминание политики в Библии находим в книге Бытия перед самым строительством Вавилонской башни:
«Хуш родил также Нимрода;
сей начал быть силён на земле;
он был сильный зверолов пред Господом Богом,
потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом Богом.
Царство его вначале составляли:
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар»
(Быт.10:8-10).
Итак, Нимрод упоминается как первый кто сформировал политическую силу - власть. В Библии политических лидеров иногда называют «звероловами». У него было уже государство – слово «царство» впервые также тут упоминается в Библии, а значит Нимрод был царем. Но важно отметить, что Бог не давал прямых повелений создавать государство. Сразу сделаем заметку, что царство Нимрода находилось в Месопотамии, однако же он не был строителем Вавилонской башни, ибо это случилось через несколько поколений после него. Не исключено, что строители Первого Вавилона просто уничтожили царство, основанное Нимродом и начали свой глобальный проект.
Термин «пред Господом» значит, что с одной стороны Бог на что-то, что «пред Господом» смотрит, уделяет этому особое внимание, иногда «пред Господом» также значит и в «очах Господа».
А с другой стороны, кто-то что-то делает «пред Господом», то делает это с оглядкой на Господа, с пониманием что Бог всё это видит и нередко термин «пред Господом» прямо означает «для Господа».
То есть в случае Нимрода и его царства, Нимрод создавал его с оглядкой или даже для, во славу Господа, а Бог был не против этого. Скорее всего появление политической власти – неизбежный процесс среди грешного человечества, и вероятно такая власть должна была бы хоть как-то сгладить суровые нравы грешников и навести минимальный для жизни порядок. Нимрод первым проявил эту инициативу, и Бог согласовал это. Вот и Павел пишет:
«начальник есть Божий слуга, тебе на добро.
Если же делаешь зло, бойся,
ибо он не напрасно носит меч:
он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»
(Рим 13:4).
Однако не следует думать (как это нередко делают), что Бог очень сильно поддерживал и ценил государство и политическую власть как таковую. Мол, Сам Бог основал государство и благословил его и т.д. Библия относиться к политике и государству «с холодком». Библия признает пользу от такой власти, но принимает её как вынужденную меру.
Во-первых, большинство царств и царей на земле оказывались нечестивыми. Князь мира сего – дьявол. И ему принадлежат все царства мира. И тут ещё вопрос чего от них было больше: пользы или вреда.
Во-вторых, Бог больше ценит силу не политическую, но духовную. У Исаака было два сына Исав и Яков. Исав был прирожденным политическим лидером, прямым и искренним, однако Исав был равнодушен к религии. Яков же был подлым маменькиным сынком, никудышным политиком, однако его тянуло к религии. И Бог выбрал Якова. В-третьих, даже хорошая политическая власть стоит денег, её нужно содержать и эти, порой немалые издержки, ложатся тяжким бременем на людей.
Библия напоминает, что политическая власть, иерархия - это вынужденная мера в грешном мире, и как только наступает возможность от такой власти избавиться, - это всегда нужно делать. Христос прямо говорит о Церкви*:
«цари господствуют над народами,
и владеющие ими благодетелями называются,
а вы не так:
но кто из вас больше, будь как меньший,
и начальствующий - как служащий»
(Лук 22:25).
Когда Бог вывел евреев из Египта, Он Сам стал им царем. И земного государства они выстраивать не должны. Они должны жить свободно и сами соотносить свои действия согласно с волей Бога:
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд 21:25).
Однако для все более впадающих в грех евреев такая свобода ставала невыносимой, их тянуло в рабство. И они потребовали, чтобы Бог дал им царя, чтобы и у евреев, как и у всех других народов был политический правитель, который бы правил ими железной рукой.
Вот эта жуткая история:
«поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось это слово Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас.
И молился Самуил Господу.
И сказал Господь Самуилу:
Послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал:
Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет, и отдаст слугам своим; и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
Но народ не согласился послушаться голоса Самуила и сказал:
- Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.
И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя»
(1-Царств 8:5-22).
Люди ради земной политики отвергли Бога. И результат оказался закономерным: большинство царей у евреев было нечестивыми и это привело к краху их государства и порабощению другими народами.
Вы теперь чувствуете библейский настрой к государству и политике? Поняв отношение Библии к политике и государству, нам легче понять почему Церковь должна вести себя в этих сферах так, а не иначе.
И Христос, и апостолы подчеркивают, чтобы христиане не вздумали переносить властно-иерархические отношения в Церковь. Церковь – горизонтальная сеть людей, живущая в любви и ведомая Св. Духом. И никаким властным иерархиям там не место.
В повседневной жизни христианин должен минимизировать свои контакты со всем мирским, в частности с политикой. Лезть в политические игры христианам не надо.
Ради же проповеди Благой вести христиане могут и должны использовать все возможности, которые дают государство и власть. Но не забывать, что это лишь средство, а не цель.
Если же избежать отношений с политикой не получается, если власть что-то навязывает христианам силой, то в этом случае нужно исполнять все, что требует власть, кроме греховных дел. Павел дает свое блестящее объяснение:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим 13:1-7).
Разберем его внимательно. «ибо нет власти не от Бога» или в других переводах «нет власти не под Богом». Вспомним, что Павел говорит не о власти в сферическом вакууме, а об отношении власти и христиан. А христиане все пребывают под бдительным надзором Бога. И всякая власть в мире, как минимум в вопросах, которые касаются отношений власти с христианами, есть по попущению Бога.
Также напомним, что Павел говорит о вполне библейском контексте понимания политической власти. Власть со времен Нимрода допущена Богом чтобы хоть как-то уменьшить последствия зла среди людей:
«Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых... Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим 13)
Поэтому таким действиям власти христиане должны быть покорны. Также очевидно, что такую власть нужно содержать налогами, и христиане должны в этом участвовать. Ранние христиане постоянно говорят, что они лояльны властям, не претендуют на участие в политических играх и концентрируются на вещах духовных.
Ясно видно, что Павел говорит не о всех действиях власти, которым нужно быть покорными, а только о действиях добрых. Если же власть требует от христианина чего-то злого, греховного, то это исполнять нельзя. Собственно, мы уже говорили о христианской бдительности и локаторе, который должен сканировать требования властей на предмет греховны ли они. Так древние христиане исполняли все законы и платили все подати, но когда от них потребовали религиозного поклонения императору как божеству, они отказывались и несли от власти наказание как государственные преступники.
Критерии, как определить – плохого или хорошего требуют власти, нередко очень сложны и неоднозначны. То же кopoнa6ecuе далеко не для всех является злом, и многие пытаются его оправдать даже с точки зрения христианства. Это вопрос этики, а к этике Павла мы ещё особо вернемся.
Однако в ряде вопросов у нас есть подсказка. Кopoнo6ecue мы определили, как сатанинский проект по двум критериям – тотальной лжи и внешним атрибутам получения клейма Зверя**. Однако есть и иной критерий.
Напомню, что последние времена согласно Апокалипсису начинаются тогда, когда в мире восторжествует глобализм. Сам глобализм формируется через создание всемирных явных или теневых властных структур, которым все государства и корпорации подчиняются. Эта мировая власть в Апокалипсисе оценивается как однозначно злая, и представляет собой инкарнацию Сатана под названием Зверь или Левиафан. Эта власть в мире проходит три этапa трансформации.
- Первый этап (что наблюдаем сегодня), это когда Зверь правит миром через посредника – глобальную экономическую систему, которую в Апокалипсисе называют Вавилонская блудница или Вавилон великий.
- Второй этап (многополярность), это когда Вавилон демонтируют, а вместо него Левиафан начинает править миром через своих Вассалов – десять рогов или десять царств.
- И наконец третий, заключительный этап, это когда Левиафан будет властвовать в мире сам непосредственно в виде Звepя 666.
И, как мы уже разобрались, все государства и корпорации мира полностью зависимы от Зверя. А значит хороших государств больше нет и никогда не будет. И трудиться ради существующих и построения новых государств нет смысла. Поэтому у нас появляется один дополнительный железобетонный критерий, помогающий определить добро или зло навязывает нам власть.
Все глобальные акции, проекты и стратегии являются инициативой Сатаны. А значит, какие-бы глобальные инициативы нам не навязывали – будь то толерастия, климатоложество, кopoно6ecue, космизм, инклюзия, генные изменения человека, цифровизация и т.д. – все эти проекты суть проекты сатанинские. И чем более рьяно их навязывают, чем они глобальнее, тем они хуже, страшнее и вреднее для христиан и вообще для всех людей. Уже сам факт того, что кopoно6ecue – глобальный проект, говорит о том что это зло, соблазн и обман, безотносительно подробного анализа этого явления.
А это значит, что все современные глобальные проекты нужно изобличать, избегать и саботировать.
kondratio
* то есть Своих учениках. Слово "церковь" означает "община", "созванное собрание". Ф.Л.
** не только внешним атрибутам. Внедряемой в тело человека "нечто" с 2021 года уже и по существу есть приобщение его к сверх-организму Зверя. То есть начертание. Прим. Ф.Л.