"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 20.04.2024, 16:07
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [42] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [3]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [47] Георгий Чистяков [10]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [57]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [3] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [4]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [3]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [6]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [1] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Фёдор Лобанов

Зачем женщине надевать платок в церковь?

Ф.А.Лобанов

Платки, брюки, православный дресс-код в России

 

Начну с забавной истории из жизни.

Русские женщины приехали в Грецию и решили зайти в церковь (а Греция страна православная). Зашли, по обычаю повязавши платочки.

Греческие женщины, увидев новые лица, встретили их приветливо:

     - Мы вам рады! Вы мусульманки, да?

 

**

История эта рассказана мною как иллюстрация того факта, что некоторые из церковных обычаев, кажущихся нам тут, в России, незыблемыми, в других православных странах или были изначально иными, или изменились со временем, ушли в прошлое (а это значит, не были частью Вечного Предания Церкви). Так, гречанки не повязывают, отправляясь в церковь, готову платком...

 

Веяния современности не обошли стороной и Россию, и поэтому уже и у нас можно увидеть всякое. Есть приходы, где немыслимо лицу женского пола войтив церковь с непокрытой головой, есть такие, где на это особо обращают внимание, а есть даже и такие, где только половина женщин покрывают голову, но зато уж они-то – непременно в брюках...

 

Впрочем, давайте будем серьёзнее. Обратимся к истокам. Откуда пошёл этот обычай?

 

Апостол Павел пишет в 1 письме христианам города Коринфа (11 глава):

 

1 Подражайте мне, как я подражаю Христу.

2 Хвалю вас за то, что вы всегда меня помните. И за то, что верно храните всё, что я, получив, передал вам.

3 Но я хочу, чтобы вы знали: для всякого человека глава — Христос, для женщины глава — муж, для Христа глава — Бог.

4 Всякий мужчина, если молится или пророчествует с покрытой головой, позорит своего Главу.

5 А всякая женщина позорит своего главу, если молится или пророчествует с непокрытой головой. Ведь она ничем не отличается от бритой женщины.

6 Так вот, если женщина не носит покрывала, то пусть и волосы стрижет. Но раз для женщины стыдно быть стриженой или бритой, пусть носит покрывало.

7 Мужчина не должен покрывать головы, потому что он образ Божий и отражение Славы Божьей, а жена — славы своего мужа.

8 Не мужчина произошел от женщины, а женщина от мужчины,

9 ведь не мужчина был создан ради женщины, а женщина ради мужчины.

10 Вот почему женщина обязана носить покрывало как знак власти, чтобы об этом знали ангелы.

11 Впрочем, в новой жизни с Господом как женщина ничего не значит без мужчины, так и мужчина — без женщины.

12 Потому что хотя женщина и произошла от мужчины, но мужчина рождается от женщины, а все происходит от Бога.» (перевод Радостная Весть)

 

 

В своей лекции, посвящённой 1 посланию к  Корянфянам покойный  петербургский библеист архимандрит Ианнуарий Ивлиев говорит:

 

«Этот отрывок относится к достаточно редким в посланиях ап. Павла. Аргументация здесь довольно слаба, и самому ему она представляется не очень удачной. Сначала он, чтобы доказать, что женщина во время богослужения должна покрывать свою голову, довольно бессвязно нанизывает все приходящие ему на ум аргументы, и ни один из них не кажется ему достаточно убедительным, и поэтом он переходит к последующим. В 13 стихе он всей аргументации резко кладет конец: "прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?" – неприлично, вот и всё!»

(Речь идёт о  следующем, 13-м стихе:

13 Судите сами, прилично ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 Не сама ли природа учит вас, что длинные волосы унижают мужчину,
15 а когда волосы растит женщина — для неё это честь? Ведь [ей] даны волосы как покрывало.
16 Тому же, кто всё еще склонен спорить, следует знать:
что ни у нас, ни вообще в церквах Божьих такого обычая, который он отстаивает, нет. )

Отчасти отец Ианнуарий шутит. Но надо отметить, что сам апостол Павел своём благовестии подчас отделяет то, что исходит явно от Бога  - от  того, что он говорит от себя.

В том же 1 послании Кор. (7 глава) есть такие слова:

вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.

 

 Мы видим: тут святой Павел отделяет заповедь Божию от своего мнения, как человека.

 

(А вот пример того, как и свои собственные слова святой Павел ранжирует по степени обязательности для своих слушателей:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление»
(1Кор. 7:5,6) )

 

Есть позволение — т. е. совет.

А есть повеление.

Но даже повеление, если оно исходит от человека, не имеет такой силы, как заповедь Божия.

**

 

Посмотрим более подробно на вопрос с покрытием головы женщинами сегодня.

Изложу несколько соображений по пунктам.

 

1. В Св. Писании (а апостольские письма есть часть Библии) есть вещи вечные, непреходящие, а есть вещи, обусловленные местным обычаем или обычаем эпохи. И то, что обусловлено обычаем времени или места может меняться (по внешним формам) в случае применения в другую эпоху или в другой местности. При этом суть Божьего Слова остаётся неизменной (форма меняется, содержание нет; При этом надо учиться отделять форму от содержания).

Дам пример: в начале Ветхого Завета говорится о сотворении человека из тела и духа (психофизическое целое), а душа (высшее начало) вдыхается в него от Бога. А в Новом Завете (у ап. Павла) говорится о человеке из тела и души (психофизическое целое), а высшее начало, которое даётся ему от Бога называется духом. Т.о. терминология меняется ( термины «дух» и «душа» поменялись местами), а суть осталась неизменной.

 

2. В древнем мире были приняты определённые правила, касающиеся того, как следует одеваться. Святы эти правила сами по себе быть не могут, но нам важно выявить мысль апостола, которую он хотел передать при помощи указания на эти правила. Согласно правилам (не связанным с христианством)  свою голову замужняя женщина покрывала  в знак власти мужа над ней. Девица (любого возраста, т. е. не состоящая в браке) ходила простоволосой.

Эти правила не менялись веками. Даже 100 лет назад в России, перед революцией 17 года, деревенская женщина покрывала голову, а девушка (т.е. незамужняя) не покрывала (не говоря уж о маленьких девочках; теперь норовят даже детей — девочек 5 или 10 лет нарядить в платочки при похоже в церковь, что совершенно бессмысленно).

Теперь же мы отличаем замужнюю от девушки только по наличию кольца на пальце*.

Заметим также, что 100 лет назад и в России и в других Западных странахи мужчина не выходил на улицу с непокрытой головой. Это считалось неприлично. Шляпа, шапка и т.д. были необходимым элементом мужского костюма во всех сословиях. Это тоже обычай, который ныне изменился.

 

3. В современном западном мире, который более не является патриархальным (но подобные правила сохранились у мусульман и у ортодоксальных иудеев), правила, касающиеся внешнего вида изменились. Возьмём ещё один больной вопрос (для женщин, которые хотят зайти в церковь в России) — брюки. Ветхий Завет запрещает одеваться мужчинам в женскую одежду, а женщинам в мужскую. На этом основании ещё 100 лет назад дама, нарядившаяся и пиджак и брюки (какая-нибудь суфражистка — так тогда назвали тех, кто борется за равные права) действительно выглядела, как господин.

Но сегодня брюки более не являются мужской одеждой, потому что есть брюки мужские, есть брюки женские. Есть вполне универсальные (ни мужские, ни женские), и очевидно, что этот запрет неприменим к некоторым формам одежды (к брюкам, в частности). Вот разве что платье стало, в отличии от древнего мира, вполне женской одеждой, но тогда именно про облачение священнослужителей можно сказать, что оно подпадает под этот запрет...

4. Вспомним, что мы говорили только что о форме и содержании. Очевидно, что апостол хотел, что бы на собраниях христиан (где все вслух молятся и пророчествуют) всё было чинно и прилично. Но правила приличия существуют и в современном мире! Поэтому не ходите в церковь в том, в чём вы не готовы прийти на работу (скажем, в офис)- в купальнике, в мини-юбке, а мужчины в шортах... Прилично и не прилично — эти понятия по прежнему актуальны, хотя понимание их и изменилось, к понятиям неприличия больше не относится ни простоволосость, ни брюки на женщине...

5. Теперь несколько слов  об отношении к мужу, потому что именно с этим увязывает апостол Павел своё наставление о внешнем виде на богослужебных собраниях общины. «Буква убивает, дух же животворит» Что мы скажем о женщине, которая одета чинно, благородно, в платок закутана до самых бровей, а тёмной юбкой метёт пол, однако мужа не ставит не в грош и крутит им, как хочет? Вопрос риторический. А другая выглядит вполне современно, однако именно по существу исполняет призыв апостола  уважать мужа. Пусть именно такая добрая жена и будет для нас примером (вспоминается евангельская притча о двух сыновьях, у одного из которых было исполнение воли отца только на словах, у другого же — на деле.)

6. Есть и ещё один аргумент в поддержку платочков на женщинах в церкви. На замечание о том, что в наше время волосы стали символом не эротическим, а только лишь парикмахерским, и женщины возражают, да и  мы, мужчины, с ними согласимся. Да, хорошие и красивые волосы привлекают противоположный пол. Но давайте  задумаемся вот о чём. Сколько бы ни были прекрасны волосы — сильно ли они заинтересуют мужчину, если при этом личико, как у крокодила? Вот то-то и оно. Какой же вывод? Надо занавешивать лицо? Давайте пойдёт по мусульманскому пути, когда лицо женщины не видно никому, кроме мужа? В этом есть своя логика, если идти по этому пути до конца. Но наш ли это путь?

Надо ясно сформулировать и зафиксировать, что источник соблазна — не в объекте, а  в субъекте. Иными словами, соблазн коренится вовсе не в том (или в той), кем соблазняются, на кого смотрят,  а в том/той, кто смотрит.  А значит, не объект рассмотрения  надо  занавешивать до полной невидимости, а работать над собой тому, кто заметил, что его «око нечисто». Именно он пусть работает над собой, а не стремится одеть других людей в чадру, паранжу и бурку.

И закончу я историей, которая начиналась, как та, что вначале, а закончилась по другому.

Снова женщины из России зашли в Грецию в церковь. А там местные им сказали, что лучше платки снять, потому что так  в этой стране ходят мусульманки...

Я думаю, что, конечно,  нам надо дружить со всеми людьми и с представителями всех религий.  Но интересно, что гречанки именно в этом похожими быть не захотели...

 


* Довольно загадочным представляется вопрос, почему св. Павел предписывает мужчинам молиться с непокрытой головой. Известно, что не только иудеи (а в его время христианская церковь ещё не вполне отделилась от иудейства) молились, покрывая голову, но даже римляне-язычники делали также. Единственным резонным предположением выглядит такое: именно, что бы противопоставить себя и тем и другим, отделить себя — мужчины-христиане и изменили этот обычай.

Если вам в литературе встретится другое объяснение этому факту — просьба сообщить и мне.

 

Также по теме толкования этого отрывка рекомендую ознакомиться с комментарием на 1 Кор 11 довольно консервативного английского епископа Николаса Томаса Райта

Категория: Фёдор Лобанов | Добавил: didahe (17.09.2019)
Просмотров: 1233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог