[Псалмопевец: ]
Ты, живущий под сенью Вышнего1,
приют нашедший под кровом Сильного, 2 говорящий о Господе3:
«Он мой оплот,
моя крепость, мой Бог,
моя надежда»! 3 Господь спасёт тебя от сетей ловца,
от всего, что гибель несёт. 4 Он Своими крылами укроет тебя:
Его крылья — защита тебе.
Его верность — щит и стена. 5 Ни ужас ночной не страшен тебе,
ни днём пущенная стрела, 6 ни чума, крадущаяся в ночи,
ни мор среди бела дня. 7 Тысяча павших рядом с тобой,
десять тысяч по правую руку твою,
но тебя минует беда! 8 Ты всего лишь свидетель: смотри
и увидишь расплату грешных!
[Праведник: ] 9 — Господи, Ты прибежище мне!
[Псалмопевец: ]
— Ты Вышнего выбрал
оплотом своим, 10 и горе к тебе не придёт,
и беда не войдёт в твой дом. 11 Он ангелам даст о тебе наказ —
хранить тебя, куда бы ты ни шёл, 12 они на руках понесут тебя,
чтобы ты не споткнулся о камень. 13 Льва и гадюку ты будешь попирать;
злого льва и дракона растопчешь.
[Бог: ] 14 — Он Меня любит и Я его спасу,
Я защищу его, знающего имя Моё. 15 Он призовёт Меня,
и Я услышу его,
Я с ним в беде, приду на помощь
и прославлю его! 16 Дам насытиться долгой жизнью,
дам увидеть, как Я его спасу!
Живущий под кровом Всевышнего1
под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя,
Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца,
от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя,
и под крыльями Его будешь безопасен;
щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи,
стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке,
заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча
и десять тысяч одесную тебя;
но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими
и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь - упование моё»;
Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло,
и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе -
охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя,
да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь;
попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его;
защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его;
с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его,
и явлю ему спасение Моё».
ст. 11 По учению Св. Писания Бог дал человеку ангела хранителя, чтобы помогать ему творить добро.
ст. 14 "Познал имя Моё" - это выражение в Св. Писании часто обозначает познание Бога не только умом, но и сердцем.
Комментарий к «Толковой Библии» Лопухина
90 Этот псалом в еврейской Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В 1-4 стих. рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника (7-8). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь (16). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX-ти (и в славянской и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни.
90 В данном псалме речь писателя часто меняется: то он говорит вообще о праведнике, то обращается к нему лично (3-8 ст.), то сливается с ним в молитве пред Богом.
90 Этот псалом — заключительный псалом 6-го часа. Наставив предшествующими двумя псалмами этого часа каждого верующего к должному присутствованию на литургии, здесь Церковь словами этой песни обещает им за то такую же награду от Бога, какую за свою веру в Него получил Езекия. Ему обещается и «дарование спасения» (16), получаемое через достойное принятие в себя Христа в евхаристии.
90 Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1-6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7-8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими ангелами (9-13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14-16).
90:1-2Живущий под кровом Всевышнего — живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью... покоится» — будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту.
90:3-8 Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики угрожающие этому праведнику бедствия, Господь от всех их избавит его. Он избавит от «сети ловца» — вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; от гибельной язвы — от всего, что доставляет гибель, вред. Господь защитит его с такой же предупредительной любовью, с какою наседка принимает под крылья своих детенышей, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). Это потому, что «истина Его» будет охранным орудием для человека. Так как Бог любит истину, то и защитит того, кто пред Ним истинен. Ужасы ночи — скрытые тайные нападения; от стрелы, летящей днем — от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» — от действий, скрывающихся во тьме происков, интриг; («от сряща» славянской Библии — случайного недуга); от «заразы, опустошающей в полдень» — от действий южного жгучего ветра, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали враги в необыкновенно большом количестве, то их погубит Господь «тысячу и десять тысяч» (круглые цифры) — в громадном количестве, однако ни одно из посылаемых Богом на врагов губительных бедствий не коснется праведника.