"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.03.2019, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
церковь сегодня [19]таинства [6]
катехизация [3]миссия [0]
христианское единство [5]секс и христианство [3]
духовная жизнь [6]молитва [3]
община [3]малые группы [4]
духовничество [0]иерархия [1]
раскол [1]ересь [0]
грех [0]симония [2]
пост [10]роль мирян [1]
духовничество [1]изучение Писания [2]
праздники [3]богослужение [1]
перевод богослужения и молитв [1]Руководство к проведению Великого поста [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Церковная жизнь » Руководство к проведению Великого поста

4 день 1 седмицы Великого поста

 

Четверг Первой недели Великого поста

 

К содержанию

 

 

Размышление:

4-й день. Исцеление


Христос даёт мне исцеление Своей смертью.

Его Крест и Кровь были для меня, для всех нас, кто не в силах выйти на верный путь, хотя видит его.

Он указал нам Путь (Нагорная проповедь), Истину (Бог идёт навстречу нам) и Жизнь (жизнь с Ним).

(по о.А.)

 

 

Из Триоди Постной:

 

Светила в концех
ученики показавый проведанием, 
Слове Божий, 
сердца наша просвети светом добродетелей, 
И постом очисти, 
дая покаяние обращения рабом Твоим, 
Во еже славити Тя, Спасе: 
Едине сый Преблагий

 

 

 

Канон Андрея Критского вечером:

текст в   переводе - Четверг

Канон Андрея Критского -  очень глубокий и сильный текст. Он не красотой поэзии и цветастыми образами поражает, а тем, что достигает своей цели - выразить состояние кающейся души. 
И, в принципе, поэзия для этого не нужна. Перед Богом можно и молча каяться (бить себя в грудь, например, как мытарь).
Но ведь храмовое богослужение - это чтение тестов. А в каких ещё словах выразить это состояние души, как не в библейских образах? Ведь христианину, кроме Библии, в принципе ничего не надо. Всё остальное - только (необязательные) дополнения.
(Я говорю только про тексты. Сам Бог и Его призыв - важнее текстов. А призвать Он может через что угодно - через своего апостола, через телевизор, через ситуацию... Да хоть через газету)

 

 

Читаем из Священного Писания

 

Самое главное в этот период - не пропустить ни одного дня в чтении Евангелия. 

Не получается 2 главы в день - читаем одну.

Не получается одну - читаем хотя бы пол-главы.

Но каждый день.

 

Из ВЗ

Ис.II, 11–21.

Быт.II, 4–19.

Притч.III, 1–18.

 

 

Из Евангелия

От Иоанна 4

Иисус в Самарии

1 Фарисеи услышали о том, что у Иисуса больше учеников и что Он крестит больше людей, чем Иоанн
2 (хотя сам Иисус никого не крестил, это делали Его ученики).
3 Когда Иисус об этом узнал, Он покинул Иудею и пошёл назад в Галилею.
4 Путь Его лежал через Самари́ю.
5 И вот Иисус приходит в самаритя́нский город под названием Сиха́р ; он расположен рядом с полем, которое дал Иаков своему сыну Иосифу.

 

Беседа с самарянкой


6 Там был источник Иакова. Иисус, утомленный дорогой, присел отдохнуть у источника. Было около полудня.
7 Пришла самаритянская женщина набрать воды. «Дай мне напиться», — говорит ей Иисус.
8 (Его ученики ушли в город купить еды.)
9 «Как? Ты, иудей, просишь у меня, самаритянки, напиться?» — говорит Ему в ответ женщина.(Дело в том, что иудеи не пользуются общей посудой с самаритянами.)
10 «Если бы ты знала, — ответил Иисус, — чем одаряет Бог и кто говорит тебе: „Дай мне напиться”, — ты бы сама попросила Его и Он тебе дал бы живой воды ».
11 «Господин мой, — говорит Ему женщина, — у Тебя нет ведра, а колодец глубокий. Откуда Тебе взять проточную воду?
12 Этот колодец дал нам наш отец Иаков, из него пил он сам, и его сыновья, и скот. Разве Ты больше, чем Иаков?»
13 Иисус ответил: «Тот, кто пьет эту воду, снова захочет пить.
14 Но кто пьет воду, которую Я ему дам, вовеки не будет знать жажды. Вода, которую Я ему дам, станет в нем тем источником, что устремляется в вечную жизнь».
15 «Господин мой, — говорит Ему женщина, — дай мне такой воды, тогда я больше не буду знать жажды и мне не надо будет ходить сюда за водой!»


16 «Ступай, позови своего мужа и возвращайся сюда», — говорит Он ей.
17 «У меня нет мужа», — ответила женщина. «Ты правильно сказала, что у тебя нет мужа, — говорит ей Иисус. —
18 Ты пять раз была замужем, а тот человек, с которым ты теперь живёшь, тебе не муж. Ты сказала правду».

 

Поклонение Богу в Духе и Истине


19 «Господин мой, — говорит Ему женщина, — я вижу, Ты — пророк.
20 Наши отцы поклонялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где надо Ему поклоняться — только в Иерусалиме».
21 Иисус говорит ей: «Верь мне, женщина: час наступает, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме.
22 Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, чему поклоняемся, ведь спасение — от иудеев.
23 Но час наступает — он уже наступил! — когда тех, кто Отцу поклоняется, наставит Дух Истины, как истинно чтить Отца. Ведь Отец Себе ищет таких — тех, что так Ему поклоняются.
24 Бог — это Дух, и Ему надлежит поклоняться, как наставляет Дух Истины».
25 «Я знаю, что должен прийти Мессия (то есть Помазанник), — говорит Ему женщина. — Когда Он придет, Он нам все объяснит»
26 «Это Я, тот, кто с тобой говорит», — отвечает Иисус.

Возвращение учеников


27 В это время вернулись Его ученики. Они были удивлены, что Он разговаривает с женщиной, но все же никто не спросил Его, что Ему надо или зачем Он с нею разговаривает.
28 Женщина оставила свой кувшин для воды, пошла в город и сказала людям:
29 «Идите, посмотрите на человека, который рассказал мне обо всем, что я сделала. Может, Он и есть Помазанник?»
30 И те из города пошли к Нему.
31 Тем временем ученики просили Иисуса: «Рабби, поешь!»
32 «У Меня есть пища, о которой вы не знаете», — ответил Он.
33 Ученики стали говорить между собой: «Может быть, кто-нибудь принес Ему поесть?»
34 Иисус говорит им: «Моя пища — исполнить волю Того, кто послал Меня, и завершить Его дело.
35 Разве вы не говорите: „Еще четыре месяца — и наступит жатва”? Но вот, говорю Я вам, поднимите глаза, посмотрите на нивы, как они побелели, созрев для жатвы!
36 Жнец получает и плату свою, и урожай собирает для вечной жизни, так что радуются одинаково и тот, кто сеял, и тот, кто жнет.
37 Вот так подтвердилась пословица: „Сеет один — жнет другой”.
38 Это Я послал вас жать ниву, на которой трудились не вы — там трудились другие, а вы разделяете с ними плоды их трудов».

Обращение самарян

39 Много самаритян из этого города поверило в Него благодаря словам женщины, сказавшей: «Он рассказал мне обо всем, что я сделала».
40 Когда самаритяне пришли к Нему, они стали просить Его остаться у них. И Он там остался на два дня.
41 И гораздо больше людей поверило в Него благодаря тому, что Он сам говорил им.
42 А этой женщине они сказали: «Теперь мы верим уже не потому, что ты нам рассказала. Мы слышали Его сами и знаем, что Он действительно Спаситель мира».

 

Возвращение Иисуса в Галилею

43 Через два дня Иисус ушел оттуда в Галилею.
44 Ведь Он сам говорил, что у себя на родине пророк не в почете.
45 Но когда Он пришел в Галилею, галилеяне приняли Его радушно, потому что они были на празднике в Иерусалиме и видели все то, что Он там совершил.

 

Исцеление сына царедворца

46 И вот Он снова пришел в Кану Галилейскую, где прежде превратил воду в вино. Там был царский чиновник, у которого в Капернауме был болен сын.
47 Услышав, что Иисус вернулся из Иудеи в Галилею, он пошел к Нему и стал просить, чтобы Он пришел в Капернаум и вылечил сына, который был при смерти.
48 «Никто из вас не поверит, пока не увидит знаков и чудес!» — ответил ему Иисус.
49 «Господин мой! Пойдем, пока мальчик мой не умер!» — говорит чиновник.
50 «Ступай домой, твой сын будет жить», — говорит Иисус. И человек этот поверил словам Иисуса и отправился в путь.
51 Уже в дороге его встретили слуги и сказали, что его мальчик жив.
52 Он спросил у них, в котором часу ему стало легче. «Жар спал у него вчера, в первом часу пополудни», — ответили те.
53 И отец понял, что это произошло в тот самый час, когда Иисус сказал ему: «Твой сын будет жить». Тогда поверили и он сам, и все его домочадцы.
54 Это был второй знак, который совершил Иисус после возвращения из Иудеи в Галилею.

 

 

 

**

 

Зачем постился Христос?

 
Зачем постился Христос?

 

Братья и сёстры,

сегодня интересные мысли В.Берхина о посте и о том, зачем постился 40 дней в пустыне Христос.

Он пишет:

 

Попросили сказать несколько слов о пищевой и непищевой сторонах поста.

По идее, надо писать примерно следующее:

Я довольно много лет постился «как положено», просто потому что так было надо. Да, я знаю все правильные слова о том, зачем это делать именно так. Что пост есть духовная гимнастика, что чего я вообще стою, если даже от котлеты Господа ради не могу отказаться, что борьба со страстями на полный желудок неэффективна, и вообще «не нами положено – не нам и менять». В общем и целом концепция сводилась к тому, что наши святые предшественники постились, чтобы стать лучше, и нам, значит, тоже это необходимо, если мы хотим стать лучше.

С другой стороны, очевидно, что отказывать себе в той или иной еде, а также ограничивать ее количество, стоимость или качество само по себе духовно бессмысленно. С этим, надеюсь, согласится всякий, кто слышал слова постной Триоди о том, что «дьявол вообще никогда не ест».

Точно так же христианский пост, по преимуществу, не является способом тренировки воли. Воля, будучи одной из душевных способностей, сама по себе нейтральна и может служить как добру, так и злу. Сильная воля лучше её отсутствия, как хорошее здоровье лучше болезни, но не как добродетель лучше греха. И хотя пищевой пост может способствовать тренировке воли и умения управлять собой, его назначение не в этом.

Так же бессмысленны рассуждения о том, что мы на себя берем «подвиг Господа ради». Господу не нужны наши страдания сами по себе и даже если кто-то себя просто до полусмерти замучает, – Господь не начнет любить его больше или меньше, не станет прислушиваться к его молитвам сильнее или слабее. Господу нужно наше сердце, а не наши голодные обмороки. Попытки проманипулировать Всевышним «смотри, как я ради Тебя мучаюсь» вряд ли будут успешны. Эта мысль также, кажется, вполне самоочевидна – вот и культура хлещущих себя бичами флагеллантов в Православии не прижилась.

Принцип следования пищевым запретам просто ради того, что «в Церкви так заведено, а Церковь надо слушаться» – разумен, но только в том случае, если есть некто, готовый руководить процессом поста и брать на себя ответственность за последствия. В противном случае Вы обрекаете себя на своеобразную ловушку: либо исполнять всё «как положено», и нести полную ответственность за происходящее вокруг – непонимание, ссоры, разрыв отношений, либо исполнять «не всё» и постоянно переживать, что самовольно трактуешь Предание и вообще недостаточно хорош. Непонимания и ссоры не может не возникнуть хотя бы потому, что полноценный церковный пост предписывает не наедаться досыта, а голодный человек – это злой и нервный человек. Особенно сильно это будет проявляться в окружении людей нецерковных, не настроенных на понимание новых идей ближнего о том, как и что правильно есть. Большинство же из современных верующих постоянно находится хотя бы частично в нецерковном окружении и избежать его не может.

При этом нельзя отрицать, что еда влияет на то, что происходит у человека в душе. Да, тут есть некоторые простые закономерности – скажем, туго набитый живот не располагает ни к какой мобилизации – ни душевной, ни телесной, ни духовной, а располагает ко сну и притупляет все и всяческие чувствования. Да, в общем и целом (хотя и не без исключений и индивидуальных склонностей) можно констатировать, что вегетарианская еда делает человека немного более спокойным и мирным. Думаю, что всякий, понаблюдав за своим собственным питанием и поведением, будет в курсе своих особенностей.

Общеизвестно также, что подлинной целью поста является борьба со страстями. И если речь идет о недолжном, нездоровом пристрастии к еде или к определённым её видам и формам – то тут пищевой пост более чем уместен. Если Вы заметили, что обижаетесь на ближних из-за того, что они не оставили вам тортика, – то, наверное, в каком-то смысле вы цените тортик больше, чем ближних, и тут есть проблема, с которой надо работать. Как и с миллионом иных причин обид и разделений, не имеющих отношения к еде.

Но если пост предназначен для борьбы, значит, в результате поста мы должны становиться лучше. Честнее, чище, добрее, терпеливее, разумнее, трезвее. А значит, в пост надо тренировать именно это – добро и терпение. Если пищевые ограничения этому помогают – то хорошо. Если не помогают – то зачем они нужны? Ради «смирения»? Но если это смирение ведет к тому, что вокруг сеется раздор, и в душе нет мира с ближними – то зачем оно?

И так далее, и тому подобное, с обязательным выводом о том, что поститься надо аккуратно, разумно, не ругаться с людьми из-за питания и вообще лучше отказывать себе в социальный сетях и телевизоре, чем в мясе и молоке.

Но я лучше просто расскажу историю, после которой я понял, что такое собственно пост и откуда он, по идее, должен происходить.

Когда-то я слышал проповедь, которая сделала все изложенные выше соображения значительно менее существенными. Причем проповедь произнес мирянин Андрей Черняк, а не священник. Проповедь была о Богоявлении. Если помните, то после Богоявления Господь удалился в пустыню и там постился 40 дней. Так вот вопрос – зачем Он это делал? Ведь безгрешный Богочеловек не имеет нужды в борьбе со страстями, никто Ему постного правила не мог положить, да и необходимости в тренировке воли в Нём не заметно. Для чего поститься Богочеловеку, который и без того совершенен?

И в той проповеди я услышал версию, которая перевернула мои представления о посте. Христос постился не для того, чтобы стать лучше. Христос ничего не ел и не пил, потому что Ему было не до того. Потому что Он выходил на своё служение, самое важное дело в истории мира, и вообще не думал о пище, пока не стал натурально умирать от голода – «напоследок взалкал».

И именно таким должен быть идеальный пост – не занудное мелочное насилие над собой, с вычитыванием состава печенюшек и постоянно глотаемой слюной в магазине, а именно временем, когда центр внимания вообще находится в глубине сердца, не в холодильнике. Основа поста – не отказ от чего-то, а сосредоточение на более важном.

В то время как заморачиваясь пищевой стороной поста, мы запираем себя в ловушку, и вместо того, чтобы просто поставить пищу на малозначащее место в жизни, ставим ее в центр. Гурман и человек на диете ищут в пище разное, но проблемы у них одинаковые.

Слова же Писания о том, что пост – это время милосердия к ближнему, когда надо накормить голодного, помочь нищему, утешить скорбящего – еще одно напоминание о том, что, изучая подробности меню, мы занимается чем-то не совсем тем.

 

**

 

 

Категория: Руководство к проведению Великого поста | Добавил: didahe (14.03.2019)
Просмотров: 57 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог