Марк 4.26-29
Притча о зерне, которое растёт само по себе
26 И ещё сказал им Иисус:
– Царство Бога, какое оно?
Вот представьте себе:
бросает человек в землю зерно,
27 затем ночью спит, днем встает,
а зерно прорастает, тянется вверх –
он и не знает как.
28 Сама собой плодоносит земля:
сначала дает зеленый стебель,
потом – колос,
потом – полное зерно в колосе.
29 А когда созреет урожай,
человек сразу берется за серп –
настало время жатвы.
Комментарии
Притча, говорящая о постепенном и естественном возрастании Царства Божия.Притча о зерне, растущем само по себе, есть только у Марка.
Эту притчу тоже относят к притчам контраста и роста.
Ст. 26 – Иисус неоднократно рассказывал людям о том, что такое Царство. Но, строго говоря, на человеческом языке сделать это невозможно, потому что Царство Бога является реальностью иного мира, а мы мыслим понятиями мира этого. О Царстве можно лишь составить некоторое представление при помощи поэтических образов, сравнивая его с земными вещами. Иисус умеет это делать.
Вот человек засеял поле, и дальше от него ничего не зависит. Как бы он ни старался, зерно все равно будет расти само, а не повинуясь его воле (мы опускаем прополку, подкормку и т.д., потому что здесь речь о другом – о тайне преображения зерна, уход же лишь способствует лучшему росту зерна).
Ст. 27 – Так как день у евреев начинался не с утра, а с вечера, ночь упомянута раньше дня. Итак, ночью земледелец спит, днем встает, то есть он занят своими обычными делами.
Ст. 28 – Хотя и сказано, что сама собой плодоносит земля, это значит, что таинственный рост зерна направляется Богом, так как земля плодоносит по Божьему благословению (Быт 8.22).
Ст. 29 – Только в конце, когда урожай созрел, земледелец снова проявляет активность. Так и Царство: несмотря на отсутствие зримых и впечатляющих результатов, несмотря на малое количество тех, кто слушает Иисуса и следует за Ним, на их недостаточную понятливость, оно явит себя миру во всей полноте. Притчу завершает скрытая цитата из пророка Иоиля 3.13, где под жатвой понимается Суд:
«Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела».
Как и в Мк 1.17, эта грозная метафора меняет свой смысл на противоположный – радостный.
Существует мнение, что Иисус рассказал эту притчу, чтобы убедить некоторых чересчур ревностных Его последователей, желавших ввести Царство при помощи оружия, восстав против власти Рима, как этого хотели зелоты.