4.1-34 ПРИТЧИ ИИСУСА О ЦАРСТВЕ
Как уже говорилось выше, Марк часто упоминал, что Иисус учит народ, но ничего не сообщал о содержании самого учения. В 4-й главе он впервые дает нам образец Его учения – несколько притч, тематически объединенных в одну группу: все они о Царстве Бога
4.1-9 ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ
1 И снова Иисус у моря, и снова Он учит людей. Собралась вокруг Него такая толпа, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была в море, а весь народ стоял на берегу. 2 Иисус долго учил их притчами и в Своем учении говорил:
3 – Слушайте:
вот вышел человек сеять.
4 И когда он сеял, одна часть зерен упала у дороги -
прилетели птицы и склевали всё.
5 Другая часть упала на каменистую почву,
где земли было мало, –
и тотчас зерно проросло,
потому что оно было неглубоко в земле,
6 но когда взошло солнце, оно его опалило,
и росток, не имея корня, завял.
7 Другие зерна упали среди колючек –
колючки выросли и заглушили их,
и они не дали колоса.
8 А другие зерна упали в землю добрую,
стали расти и подниматься –
и дали урожай тридцатикратный,
шестидесятикратный и стократный.
9 Иисус сказал:
– У кого есть уши, пусть услышит!
Примечания
Иисус учил притчами. Они были очень распространены на Востоке, там умение слагать их считалось признаком мудрости, так как темная и загадочная речь ценилась чрезвычайно высоко. В еврейской традиции притчей назывался не только краткий рассказ, но и пословица, поговорка, загадка, крылатое слово, мудрое речение, аллегория (см., например, Книгу Притчей Соломона, которая представляет собой собрание афоризмов и поучений).
Они всегда содержат элемент загадочности, будоражащей воображение и требующей, для того чтобы понять их смысл и осознать, что в них обращено непосредственно к каждому из слушателей, некоторых интеллектуальных усилий, работы ума. Кто-то замечательно охарактеризовал притчу, назвав ее одним большим вопросом, ответ на который должен был дать слушатель, отождествляющий себя с действующим лицом притчи. Даже если притчи не всегда сразу были понятны, они производили своего рода отбор: одни слушатели приходили к Иисусу, чтобы спросить Его о смысле Его притч, а других они сразу же отвращали от Него. Такие люди, как правило, оказывались в рядах врагов Иисуса.
Ст. 3 – Иисус начинает притчу с призыва: «Слушайте!» Этим подчеркивается важность того, что людям предстоит услышать. Кроме того, именно так начинается молитва, которую каждый день должны читать все взрослые евреи: это «Шем`а» («Слушай!»), библейский символ веры – начальные слова Второзаконие 6.4. Глагол «слушать» имеет дополнительное значение «повиноваться».
Ст. 4-7 – По некоторым сведениям в древней Палестине сев проходил следующим образом:
сначала крестьяне сеяли, зачерпывая горстями зерно из специальной корзины и разбрасывая его по полю, и лишь после этого поле запахивалось.
В этой притче рассказывается о целом ряде неудач, постигающих сеятеля. Одни зерна были склеваны птицами, другие погибли под жаркими лучами солнца, третьи задушены сорняками. Можно было бы добавить и другие опасности, подстерегающие земледельца: нашествие саранчи, сирокко и т.д. Возникает впечатление, что труд загублен, б`ольшая часть зерен погибла. Но это не так.
Ст. 8 – Те, что попали в добрую землю, дадут невиданный урожай, который с лихвой компенсирует потери. В древности обычным был урожай сам семь, а сам десять уже считался богатым, так что тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный – это сказочный урожай, намного превосходящий земные представления. И это сразу переводит рассказ с земного, привычного для слушателей уровня, делая его притчей. Перед нами притча контраста, когда нечто малое и незаметное вначале приобретает огромные, даже фантастические размеры в конце. Иногда ее также называют притчей роста. Такая притча должна вселять оптимизм в слушателей – хотя ростки Царства кажутся слабыми и незаметными, оно все равно придет в победоносной силе!
Ст. 9 – Но чтобы понять учение Иисуса, нужно иметь уши, то есть желание слушать и услышать, нужно понять призыв, обращенный к слушателю, и повиноваться ему.