"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 29.03.2024, 18:14
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Библия    Евангелие от Марка

1: 9-11 ОМОВЕНИЕ ИИСУСА

 

Радостная весть:

9 В те дни пришел Иисус из галилейского города Назарета,

и Иоанн омыл Его в Иордане.

10 И тотчас, выходя из воды, увидел Иисус, что раскрылись небеса

и Дух, как голубь, спускается на него.

11 И с неба раздался голос:

«Ты – Мой любимый Сын, в Тебе Моя отрада».

 

Перевод Кассиана:

 

9 И было в те дни: пришёл Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном.

10 И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него.

11 И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Моё благоволение.

 

далее
 


 

Крещение Господне

 

КОММЕНТАРИИ

Александр Мень

Вместе с народом, спешившим на Иордан, пришел к Иоанну и Иисус из Назарета Галилейского, городка, где Он провел большую часть жизни. Впоследствии Он ясно указывал на Иоанна Крестителя как на «пророка Илию», т. е. предтечу Его мессианского служения (Мк 9.13; слово "пркедтеча" значит предшественник). В народе были убеждены, что Илия должен будет торжественно посвятить Мессию на Его подвиг. Именно для этого, а не для покаяния, Христос пришёл к Иоанну. Его омовение (крещение), принятое от пророка, явилось одним из символических знаков Его мессианства. Знак этот был дан не только народу, но и Самому Христу Спасителю. В момент омовения Он видит раскрывшиеся небеса (знак особого богоприсутствия), Ему является Дух Божий, Который, согласно пророчеству, должен осенить Мессию (Исайа 11:2); Он слышит голос Своего Небесного Отца. Евангелист передает этот таинственный момент призвания Спасителя словами, близкими по смыслу к Пс 2.7. В них открывается любовь Предвечного к Своему Сыну, Которого Он избрал (в греч. тексте стоит слово эвдокеса — благоволю; по смыслу оно есть обращение к тому, кто стал более всего дорог и любим).

Все четыре евангелиста описывают событие на Иордане, очевидно, придавая ему огромное значение. И действительно, оно стало поворотным пунктом в земной жизни Спасителя. С него начинается Его служение миру. Небесный глас свидетельствует о Его Богосыновстве. Дух Божий нисходит на Него, как нисходил на древних пророков. Для библейского сознания Дух Божий есть не некое свойство Творца, а Сам Бог, действующий в созданном Им мире и в человеческом роде. Явление Духа Библия описывает и в сказании о начале Вселенной (Быт 1.2), и в повествовании о начале Церкви (Деян 2). Именно об этой животворной силе Духа призван напомнить образ голубя. В Книге Бытия Дух Божий подобно птице носился над водою; голубь же принес людям весть о спасении земли от потопа.


В. Кузнецова 

Ст. 9 – Евангелист ничего не рассказывает об Иисусе: ни сколько Ему было лет, ни как Он выглядел, ни даже почему Он пришел к Иоанну. Но рассказ начинается со слов «в те дни», а это библейский оборот, говорящий о том, что время, о котором идет речь, определено Богом как срок исполнения Его замыслов. 

Назарет – небольшой городок в Галилее, он был настолько незначителен, что не был ни разу упомянут ни в Ветхом Завете, ни позднее в Талмуде. Может быть, этим объясняются полупрезрительные слова Нафанаила в 4-м Евангелии: «Разве из Назарета может быть что хорошее?» (1.46). Указывать место, где родился или жил человек, было в то время очень важно, потому что фамилий еще не существовало. Галилея, область, расположенная на севере Палестины, была территорией, с точки зрения иудеев и особенно жителей Иерусалима, сомнительной в отношении правоверия, потому что в ней жило много язычников, и ее даже называли языческой (см. Мф 4.15).

Итак, Божий Помазанник приходит как человек с самым обычным для того времени именем и живет в захудалом городке, в глухой провинции. Слова Иоанна исполнились, но читатель может почувствовать себя даже разочарованным: вместо грозного явления с бурей и громами, с трубой архангела, вместо Того, у ног которого прострется Иоанн («И кто устоит, когда Он явится?»), к Иоанну на Иордан пришел незаметный в толпе других паломников, внешне ничем из них не выделяющийся человек. Никаких величественных теофаний (то есть богоявлений), никакой бури и землетрясений. Это человек из провинции. Вместо того чтобы омывать Духом, Он сам приходит, и приходит к тому, кто недостоин развязать у Него ремни на сандалиях. Человеческие ожидания никогда не исполняются буквально – Бог всегда неожиданен.

 

Иисус пришел к Иоанну для того же, для чего приходили к нему тысячи – для омовения. И тот омыл Его. У всякого христианина, читающего эти строки, тотчас возникает вопрос: «А зачем?» Безгрешность Иисуса – это неколебимый догмат христианства, об этом часто говорится в Новом Завете.  А Иоанн, как мы знаем, омывал в знак очищения и для прощения грехов.

Существует множество предположений о том, зачем Иисус пришел принять омовение. 

Возможно, Он понимал омовение, которое совершал Иоанн, как начало собирания святого «остатка» перед наступлением суверенного правления Бога, и Иисус приходит, чтобы присоединиться к этому остатку. 

Возможно, Он отождествляет Себя с грешниками, и тогда омовение становится началом искупительного крестного пути. Или же Он смиренно исполняет Свой религиозный долг, так как видит в омовении волю Небесного Отца. Будучи Мессией и Сыном человеческим, Иисус становится представителем народа, нуждающегося в прощении. 



Святой Юстин Мученик сообщал, что, по мнению некоторых, Мессия должен быть помазан Ильей и только после этого Он осознает себя Мессией и обретет силу. В таком случае Иисус приходит на Иордан, чтобы Иоанн, отождествляемый с Ильей, явил Его миру.

Итак, мы видим, что предположений было высказано много и что на этот вопрос очень трудно дать однозначный ответ. Каждый из 4х евангелистов слегка по-иному рассказывает о нём: у Матфея Иоанн Креститель говорит о том, что он недостоин омыть Иисуса (3.14-15); рассказ Луки позволяет понять, что омовение Иисуса совершилось не руками Иоанна (3.21); в 4-м Евангелии сцена омовения не изображена вовсе (1.31).

 

 

Свт. Григорий Богослов

И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане

Он крестился как человек (ср. Мф. 3:16Лк. 3:21), но разрешал грехи как Бог (ср. Ин. 1:29Мф. 9:2). Крестился Он не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды.

О Сыне (Слово 29).

 




Ст. 10 – Тотчас – любимое слово евангелиста, которое он употребляет очень часто (свыше сорока раз). Иисус увидел – в греческом тексте нет имени, там стоит только «увидел». Конечно, можно допустить, что это Иоанн, но по законам грамматики, требующим, чтобы у подлежащего и причастия был один и тот же субъект, это Иисус. Кроме того, в ст. 11 Бог обращается не к Иоанну, а к Иисусу («Ты – Мой Сын»), в отличие от Евангелия от Матфея, где голос с неба говорит: «Он – Мой любимый Сын». 

Вероятно, все, что происходит сейчас с Иисусом, является частью Его собственного духовного опыта. Раскрылись небеса (дословно: «были разодраны») – привычный образ Богоявления, и, конечно же, эти слова употреблены в переносном смысле. Дух – это Святой Дух, то есть Дух Божий. Он уже давно не посылался Израилю, со времен последних пророков, живших около трехсот лет тому назад. Но люди верили, что Святой Дух снова сойдет на землю. Об этой надежде говорят многие тексты из так называемого междузаветного периода, то есть времени между написанием последней книги Ветхого Завета и явлением Христа. 

Вот как об этом говорит книга «Завещания Двенадцати Патриархов», время написания которой относится, скорее всего, к началу II века до н.э.: 

«Тогда Господь воздвигнет нового священника, и Ему будут открыты все слова Господа. И небеса отверзнутся, и из Храма Славы снизойдет на Него освящение, и будет к Нему голос Отца, как голос Авраама к Исааку. И слава Всевышнего осенит Его, и дух разумения почиет на Нем» (Зав. Леви 18). 

Ср. также Зав. Иуды 24.2-3: «И небеса разверзнутся над Ним, дабы Дух излить – благословение Святого Отца».

Как голубь – только в Евангелии от Луки говорится, что Дух был в телесной форме голубя, а в 4-м Евангелии голубь вообще не упоминается. Хотя в христианской иконографии Святой Дух традиционно изображается в виде голубя, нет твердых свидетельств, что в еврейской традиции голубь имел какое-либо символическое значение. Лишь иногда сравнивали голос Духа с воркованием голубя. Очень вероятно, что надо понимать эти слова по-иному: «спускается, как голубь», то есть Дух спускался так, как спускаются птицы. И тогда сразу вспоминаются начальные слова Книги Бытия, говорящие о том, что в начале творения мира Дух носился над бездной. В еврейском языке слово «мерах`ефет» означает движение птицы, спускающейся к своему гнезду. Если это так, то рассказ об омовении Иисуса приобретает невиданную глубину: в этот момент происходит новое, эсхатологическое творение. Многие Отцы Церкви (Тертуллиан, Феодо(ри)т, Кирилл Иерусалимский, Дидим Слепец) также связывали омовение Иисуса с рассказом о сотворении мира в Быт 1.

Святой Дух даровался пророкам, священникам и царям, потому что они были Божьими слугами. Благодаря Духу человек способен исполнить веление Бога. И если на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить трудно, то объяснить, что происходит после омовения, легко: Бог возлагает на Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему способность её исполнить. Иисус призван, избран и предназначен.

 

Свт. Иоанн Златоуст

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него

Голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле (Быт. 8:11), и все это стало прообразом грядущего… В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавая нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подаёт усыновление всем народам земли.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

Свт. Григорий Чудотворец

Ст. 10-11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Протянув правую руку, немного страшась, но и радуясь одновременно, он крестил Владыку. Тогда присутствующие здесь иудеи, которые стояли вблизи и поодаль, стали размышлять, говоря про себя и друг другу: «Нет, не зря мы считали, что Иоанн важнее Иисуса, и не напрасно полагали, что первый выше второго! Ведь Иоанн крестил как превосходящий, а Иисус крестился как меньший». Поскольку не ведающие тайны домостроительства стали говорить такие вещи, единственный Господь и природный Отец Единородного, Который один только доподлинно знает Того, Кого Он один бесстрастно родил, для исправления их ошибочного суждения открыл небесные врата и ниспослал Духа Святого в виде голубя на главу Иисуса. Перстом указуя им на нового Ноя и Создателя Ноева и благого Кормчего терпящей крушение природы, Он Сам громогласно возгласил с неба, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный (ср. Мф. 3:1717:5Мк. 9:7Лк. 9:35) - Иисус, а не Иоанн; крестившийся, а не крестивший; от Меня рожденный прежде начала времен, а не от Захарии; рожденный от Марии по плоти, а не от Елизаветы появившийся вопреки ожиданию; невозделанный плод ненарушенного девства, а не отпрыск нарушенного бесплодия; с вами живший, а не вскормленный в пустыне. Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - Сын единосущный, не иносущный: единосущный Мне в том, что невидимо, и единосущный вам в видимом, кроме греха.

Проповеди.

 

Лопухин А.П.

У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея – к третьему лицу, вероятно, к Предтече)

 

 



 

В.Н.Кузнецова

Ст. 11 – И с неба раздался голос – это голос Бога, уже несколько столетий молчавшего. Ведь пророчества в Израиле прекратились. Вместо него иногда звучал так называемый «бат-коль» («дочь голоса», то есть эхо), нечто гораздо более слабое и несовершенное, чем истинный голос Божий, не более чем «отражение Его голоса». 

Молчание Бога объясняли по-разному: одни говорили, что Израиль грешен и поэтому недостоин услышать голос Божий, другие – что все, что хотел сказать Бог человечеству, уже сказано в Священном Писании. Но вот Бог снова заговорил! Он называет Иисуса любимым Сыном. Так в еврейском тексте Ис 42.1 назван Служитель Яхве(в Переводе Семидесяти переведено как «избранный»). Слово «любимый» в еврейском языке часто употреблялось в значении «единственный». Кого Бог любит, тому Он поручает самое трудное, самое, с человеческой точки зрения, неисполнимое. 

Сын назван любимым и в притче 12-й главы Марка. 

Иисус – Тот, в ком Отец находит Свою отраду, утешение. Это Его единственный Сын, Его Избранник. Слова Бога напоминают нам и 
Пс 2.7: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», 
и Ис 42.1: «Вот Служитель Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой. Положу дух Мой на Него». 

Причем аллюзии на Исайю особенно важны, так как Служитель Яхве, которому Бог дарует Свой Дух, понесет на себе грехи многих и искупит их своими страданиями (см. Ис 52.13 – 53.12). Некоторые видят здесь и аллюзии на Книгу Бытия. В Таргуме на Быт 22 небесный голос так обращается к Исааку, согласному, чтобы отец принес его в жертву. Исаак – искупительная жертва, угодная Богу. Именно такое сотериологическое значение видели в рассказе об этом жертвоприношении евреи и христиане I века.

В Тебе Моя отрада – эти слова также напоминают слова некоторых псалмов (Пс 44.3 (43.4); 149.4), а также Ис 62.4 (LXX).

Блаженный Иероним приводит цитату из <апокрифического> Евангелия евреев: 

«И произошло так: когда Господь выходил из воды, Дух Святой сошел и наполнил Его, и покоился в Нем, и сказал Ему: «Мой Сын, из всех пророков Я ждал Тебя, что Ты должен прийти и Я могу покоиться в Тебе, ибо Ты Мой покой, Мой Сын первородный, и Ты будешь править вечно». Замечено, что в Ветхом Завете это словосочетание очень часто стоит вместе с глаголом «избирать» (ср. Лк 9.35).

Небесный голос свидетельствует о том, что Иисусу предназначена роль, в которой сочетаются и царское достоинство (Пс 2.7), и смирение и страдания избранного служителя Божьего (Ис 42.1), и жертвенность Исаака (Быт 22). Все дальнейшее Его служение будет объяснением того, что значит быть Божьим Сыном.

Итак, это событие настолько важное, что о нем говорится во всех Евангелиях, а два из них, Марк и Иоанн, с него начинают свое повествование. Это тот великий и таинственный момент, когда Сын Божий в полноте Святого Духа начинает Своё служение на земле.

 

 

Свт. Амвросий Медиоланский

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

В отношении Бога не следует понимать телесным образом: непостижимое рождение Сына, бесстрастное рождение Отцом. За пределами всякого понимания: Отец из Себя рождает Сына как Бог истинный Бога истинного.

Пять книг о вере.

 

Сщмч. Ипполит Римский

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Ради чего Отец ниспослал с неба Святого Духа на Сына?.. Чтобы узнали о непреложности Отчего гласа… Какого гласа? Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Сей есть именуемый сыном Иосифа и Мой Единородный по Божеской сущности… испытывающий голод (ср. Мф. 4:221:18Мк. 11:12Лк. 4:2) и накормляющий тысячи (ср. Мф. 11:28-29), утомляющийся и упокояющий утомленных, не имеющий, где приклонить голову (ср. Мф. 8:20Лк. 9:58); и все держащий в руке (ср. Евр. 1:3Лк. 4:182Кор. 3:17); страдающий и исцеляющий страдания; заушаемый (ср. Ин. 13:3) и дарующий свободу миру (ср. Ин. 18:22); пронзаемый в ребро (ср. Ин. 19:34) и исправляющий ребро Адамово.

О богоявлении.

 

Прп. Ефрем Сирин

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Тот, в Ком крещение всех, приходит креститься, чтобы явить Себя в Иордане.

Иоанн, увидев Его, руки простер и так, умаляя, промолвил:

Господи, крести себя Сам, ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех!

Чиста купель у Тебя: источник, в котором святость и совершенство.

Говорит наш Господь: так Я хочу - приблизься, крести Меня сам,

Ибо не можешь противиться Моему ты желанью креститься от тебя, как хочу…

Стремлюсь, и угодно так Мне, почему ж, Иоанн, ты колеблешься?

Оставь же почтительность: приди и крести, чего ж ты стоишь?..

Страх перед Господом пусть не держит тебя исполнить желанье Мое…

Для того ты и призван, чтоб крещенье Мое совершить.

Крещеньем Моим освятятся воды, и огонь, и Дух от Меня примут,

А если не крестишь Меня, то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных.

Молчали силы небес, наблюдая, как нисходит Жених в Иордан.

Крестился Святой и тотчас поднялся, и сияет свет Божий над миром.

Открылись неба врата, и свыше послышался голос Отца:

Сей есть Сын Мой возлюбленный - покайтесь и чтите Его, все народы!

Изумились все зрящие Духа, увидев, как нисходит в свидетельство славы о Нем.

Богоявленьем Своим Он возрадовал всех, ибо явлением сим миры освятились.

Окончил я песнь о Господе Нашем и Иоанне.

Гимны на Рождество.

 

Блж. Августин

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Здесь ясно представлена Троица: Отец - голосом, Сын - человеком, Дух - голубем.

Трактат на Евангелие от Иоанна.


В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец - в голосе: Ты Сын Мой; Сын - в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой - в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что- либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением?

Послания.


Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: В Тебе Мое благоволение, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно (ср. Лк. 3:22Мф. 3:17).

О согласии евангелистов.

 

Ориген

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

В реке Иордане явилась людям Троица. Ибо если Отец засвидетельствовал, Сын был Тем, о Ком свидетельствовалось, а Святой Дух показался, то как не троично Божество?

Фрагменты на Евангелие от Матфея.


Это говорит Ему Бог, у Которого всегда «сегодня». Ибо нет у Бога вечера, а я думаю, и утра, - есть только то, что сопростирается Его безначальной и вечной жизни. Есть, так сказать, Его сегодняшний день, в который родился Сын, так что ни начала Его рождения, ни «дня» Его не найти.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

 

далее

 

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог