"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 21.07.2024, 06:50
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

ИСАЙА ВТОРОЙ

 

3. Служитель Ягве (Ис 42.1–8; 49.1–6; 50.4–10; 52.13—53.12)

 

Четыре гимна Второисайи возвещают о том, что спасение Божие осуществится через Служителя Ягве.

 

42.1–8

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;

2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;

3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;

4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,

7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.

8 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.

 

 

49.1–6

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;

2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;

3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой — сила Моя.

6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

 

 

50.4–10

4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.

5 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.

6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.

7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

8 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.

9 Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.

10 Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем.

 

 

52-53

3 Так говорит Господь:

«Даром отданы были вы, и без выкупа будете освобождены!»

4 Так говорит Господь Яхве:

«Сперва народ Мой в Египет ушел, жил на чужбине, потом от ассирийцев безвинно терпел угнетенье.


5 Что же Мне делать теперь? — говорит Господь. — Даром захвачен Мой народ, рыдают правители его, — говорит Господь.

— Имя Мое в поругании постоянно, каждый день!

Потому народ Мой позна́ет имя Мое, день настанет — поймут они, что говорю с ними Я, что это Я!»

7 Прекрасны шаги того, кто несет по горам весть, возвещает благоденствие, несет радостную весть, возвещает спасение, говорит Сиону: «Твой Бог воцарился!»

8 Слышны голоса стражей твоих! Все вместе закричали радостно стражи: воочию увидели они, как вернулся Господь на Сион.

9 Ликуйте же громко все вместе, развалины Иерусалима, ибо Господь утешил народ Свой, избавил Иерусалим!

10 Обнажил Господь святую руку Свою пред взорами всех народов — увидели жители всех концов земли, как дарует спасенье наш Бог.

11 Уходите, уходите, прочь оттуда! К тому, что нечисто, не прикасайтесь! Прочь оттуда! Будьте чисты, о вы, несущие сосуды Господни!

12 Но в путь вы отправитесь не торопясь, бежать не придется вам: впереди пойдет Яхве, и Он же, Бог Израиля, будет сзади, как защита.

 

Четвертый гимн Служителя Господня.

13 «Раб Мой преуспеет, возвысится он, вознесется, взойдёт высоко!

14 Многие поражались, глядя на него: он был изуродован, на человека не похож, вида он был не людского.

15 Но вот, многие народы удивятся, глядя на него, цари перед ним умолкнут! Увидят они то, о чем никто не рассказывал им, постигнут то, о чем и не слыхали».

53

1 Кто поверил вести, которую мы принесли? Кому явилась рука Господня?

2 …Пред Господом он поднялся, как росток, как корень из сухой земли. Вида лишен и величья — мы на него и не смотрели; не было в его облике такого, что привлекало бы нас.

3 Он был презираем, отвергнут всеми — человек, познавший страданья, изведавший боль. От такого отворачиваются — его презирали. Ни во что не ставили мы его.

4 Но это нашу боль на себя он принял, на себя страданья наши взял! Мы думали, на него обрушилась кара, мученье, наказание от Бога,

5 а он был изранен за наши грехи, терпел удары за нашу вину. Муки его принесли нам благо, его раны нас исцелили.

6 Мы все заблудились, как овцы, разбрелись кто куда, но за наши грехи Господь покарал его.

7 Угнетаемый, униженный, он оставался безмолвен.

Как влекомый на убой ягненок, как овца, что безгласна, когда её стригут, так и он оставался безмолвен.

8 Был он схвачен, под суд отдан… Кто о судьбе его размышляет?

От земли живых он был отторгнут, пала на него кара за грехи моего народа.

9 Со злодеями он похоронен (рядом с богатым могила его) —

хотя не совершал Он преступлений и в устах его не было лжи.

10 Яхве пожелал послать ему страданья и обрек его на муку.

Если Ты сделаешь его жертвой за грех,

то узрит он потомство свое, будет жить долго и волю Яхве сумеет исполнить.

11 После бедствий он узрит свет и насытится.

«Он, праведник, раб Мой, своей мудростью оправдает многих, на себя вину их примет.

12 Поэтому Я ему долю дам средь великих, и вместе с сильными будет он делить добычу.

Ведь он на смерть себя отдал, к преступникам был причислен — он принял на себя грехи многих людей, за преступников он был ходатаем».

ДАЛЕЕ

Примечания

42.1–4. Первый гимн Служителя Господня. Слово «Служитель» (евр. эвед — слуга, раб, работник) в синодальном тексте переведено как Отрок. Служитель — это Мессия, Который будет совершать Свое дело не земною силой, а духом кротости (ср. Мф 11.29). Он утвердит Закон Божий не только для Израиля, но и для всего мира (островами в ст. 4 именуется Греческий архипелаг).

42.5. Второисайя изображает спасение как новое творение. Поэтому он так часто возвращается к теме творения (16 раз употребляется слово «создать», евр. бара). В истории действует тот же Бог, который созидает Вселенную.

42.6. Слово, обращенное к Мессии. Он изображен не как Пастырь одного Израиля, а как свет язычников (ср. Лк 2.29–32).

 

49.1–6. Второй гимн Служителя Господня

Служитель — это, с одной стороны, Остаток, т. е. истинно верующие в Израиле (ст. 3), а с другой стороны, это Личность, Которая возродит Израиль и распространит спасение до концов земли (ст. 6). Иными словами, Мессия увенчивает братство верных ветхозаветной Церкви, не отделяясь от него, но в то же время и не отождествляясь с ним. Это есть прообраз Церкви как Тела Христова (ср. Ин 15.1 ι Кор 12.27).

 

50.4–10. Этот отрывок именуют Третьим гимном Служителя Господня. Вполне возможно, однако, что здесь пророк говорит от своего лица. Язык мудрых — буквально «язык учения» (евр. лимудим). Это слово встречается лишь в Книге Исайи. Оно означает, вероятно, что Второисайя осознавал себя преемником и учеником древних пророков.

Ст. 6–7 могут служить указанием на то, что проповедь пророка встречала сопротивление.

 

52.13 - 53.12. Четвертый гимн Служителя Господня.

Пророк говорит о явлении Мессии, которое будет не таким, как его представляли многие в Израиле. Он превознесен Богом, но лик Его обезображен более, чем у кого–либо из людей (это высшая степень страдания). Многие иудейские толкователи видели в образе страждущего Служителя только Остаток Израилев. Но некоторые из них придавали Ис 52.1353.12 и мессианский смысл. Пророчество о Мессии–Страдальце исполнилось в лице Иисуса Христа (Флп 2.6–11). Блж. Иероним называет мессианские места Книги Исайи «не столько пророчеством, сколько Евангелием»[92].

52.15. Явление Мессии будет всемирным. Когда народы познают Его, они в изумлении будут размышлять о Его тайне. Подвиг Мессии–Мученика не был предсказан никем до Второисайи (то, о чем не было говорено им).

53.2. Служитель изображен в виде молодого весеннего ростка, что перекликается с мессианскими образами Ис 11.1 и Зах 6.12. Это должно означать, что Он придет после долгих дней бедствий и опустошения. Мессия у Второисайи лишен черт земного величия, которое всегда привлекает людей.

53.3–4. Мессия разделяет жребий посланников Божиих, постоянно встречавших непонимание, ненависть и терпевших гонения (ср. Иер 25.4). Мессия является Ходатаем за людей, как Авраам (Быт 18.23), и очищает людей от грехов и болезней, как Первосвященник (Лев і6; Мф 8.17). Между тем жестокие и ослепленные люди, не постигшие Его истинного величия, считали, что Он был наказуем Богом (ср. Мф 27.42–43).

53.5. Мир, отпавший от Бога, погрузился во тьму греха. В эту тьму и приходит уничиженный Мессия, чтобы разделить с миром его страдания и исцелить его (ср. Ин 3.16–17).

53.6–7. Служитель Господень изображен жертвенным агнцем, который символизировал установление Завета с Богом. Жертвенная трапеза была знаком Богоприсутствия. Жертва Нового Агнца означает новое и полное явление Бога в мир, полагающее начало Новому Завету (Иер 31.31 Лк 22.20; і Кор іі.25; Еф 2.13). Добровольно — слово это означает, что, кроме воли Божией, направленной ко спасению, для совершения его нужно участие свободной человеческой воли Мессии, Который всецело предаст Себя Отцу (Мф 26.39).

53.8. Стих, трудный для толкования. По–видимому, он указывает на безгрешность Мессии, таинственность Его происхождения и смерть Его за грехи народа.

53.9. В час Своего унижения и страдания Мессия не понят и не признан, но и в смерти Он остается велик. Пророчество, исполнившееся буквально (см. Мф 27.57–61).

53.10–12 Эсхатологическая часть пророчества. Подвиг Мессии станет жертвой, которая положит основание Новому Завету. Обряд с употреблением крови (жертва) был в Ветхом Завете символом закрепления Завета между Богом и человеком.

Четвертый гимн Служителя Господня читается в Великую Пятницу.

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог