"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 25.04.2024, 04:05
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
фото [2] духовное [32]
искусство [5] церковь сегодня [9]
разное [28] церковная жизнь [12]
катехизация [6] миссия [4]
евангельская группа [3] отчёт [0]
видео [0] церковные новости [3]
экскурсия [0] прогулка [0]
мысли [0] жизнь людей [3]
общество [6] богослужение [0]
детская школа [0] жизнь [0]
смерть [0] намордники [13]
термометрия [1] тесты [6]
вакцины [6] слежка [1]
врачи и учёные [3] сопротивление [8]
школа и детсад [2] новый мировой порядок [3]
фэйковый вирус [10] фэйковая эпидемия [14]
предатели веры [1] рамки, 5g, хим и био оружие, облучение [2]
Фёдор Лобанов [5]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » 2020 » Февраль » 17 » КАК ВЫГЛЯДЕЛ ИИСУС
16:14
КАК ВЫГЛЯДЕЛ ИИСУС
Священник Яков Кротов КАК ВЫГЛЯДЕЛ ИИСУС Джоан Тейлор в своей книге о том, как выглядел Иисус (есть в сети), 9 из 10 глав посвящает анализу того, как изображали (словом и красками) Иисуса в течение 20 веков. Это хороший научно-популярный обзор от апокрифов до Дзефирелли. В последней, 10 главе, она переходит к своей реконструкции, исходя из тезиса: если в евангелиях не говорится, что Иисус был красив как ангел, но не говорится, что Иисус не был уродлив, значит, Он был «никакой». Средний человек. Не симпатичный и не отталкивающий (С. 155). Тезис спорный. Ведь те описания внешности людей, которые упоминает Тейлор и которые характерны для античных авторов, достаточно редкие и специфические. По ним не составить фоторобот. Интерес к лицу есть интерес к личности, а этого интереса в ту эпоху было очень мало. Само представление о личности ещё не сформировалось. Сказать, что такой-то был похож на ангела, не означает описать его внешность, а означает описать его статус. Какого цвета были глаза, из этого не вывести. Некоторые детали внешности были значимы для статуса — например, длинные волосы, длинная борода. Это признаки философа — а «философ» в I веке такое же профессиональное занятие, как «священник» в Средние века («длинногривый»). Тейлор поэтому упоминает отзыв Плиния о Ефрате — мол, у того была длинная борода, потому что он был философ. Однако, это отзыв римлянина. Означает ли это, что евреи не отличались от римлян, а римляне и греки не отличались друг от друга? «Средний человек», «обычный человек» — это социальный ярлык, а не описание внешности. На опознании в полиции выстраивают десяток «обычных людей», подобранных именно так, чтобы они походили друг на друга, но предполагается, что они именно разные. Даже в нашу эпоху глобализации не только горожане, но и крестьяне отличаются друг от друга. Отличаются именно потому, что «обычность» для человека включает в себя стремление отличаться от другого, в том числе, физически выделяться. Хороший пример — глиняные статуи китайцев из гробницы Хуанди. Тела одинаковы (что понятно — это солдаты в униформе), но головы изготавливались все индивидуально. Мы твёрдо можем сказать, что Иисус и Его спутники имели общие черты, их не могли принять за китайцев или фракийцев, но что они отличались друг от друга. «Обычность» не делала их близнецами. Важно и то, что евангелия написаны в русле эллинистической литературы, а не еврейской. То же относится к трудам Филона и Флавия. Еврейская литература той эпохи была намного архаичнее, она не знала портретных описаний. Её прямым продолжателем является талмуд: в этой исполинской хрестоматии мы не найдём описаний внешности мудрецов I столетия. Характерно, что об апостоле Иакове мы знаем одно: он так горячо молился, что у него были мозоли на коленях. Можно быть уверенным, однако, что это если не фантазия, то гипербола, поэзия, средство не описать внешность, а характеризовать степень набожности человека. Более чем вероятно, что иудеи той эпохи больше отличались друг от друга, чем сегодня. Сегодня в Израиле секулярные евреи между собой похожи одеждой, но если это верующие — появляется разнообразие маркёров, отражающее разнообразие религиозных оттенков. Разного покроя кипы, разные бороды, разная походка, разной длины бороды. Так ведь в эпоху Спасителя было куда больше «иудаизмов». Что ни синагога, то свой стиль, что ни проповедник, то свои особенности. Да ведь и секулярные евреи сегодня далеко не одинаковы — секулярная культура исключает религиозные признаки, но зато даёт огромный простор рисункам на футболках, цвету брюк, татуировкам, причёскам и т.п. Так что говорить, что Иисус был «обычен», означает не сказать ничего. И, действительно, изображение Иисуса, сделанное Тейлор, чрезвычайно похоже на рисунок, сделанный полицейским художником для рассылки патрулям. Беда не в том, что по такому рисунку можно было арестовать всех евреев, а в том, что никто под столь обобщённое описание не подходил бы и не подходит. Статистик выводит «среднюю зарплату», но никто не получает именно эту «среднюю зарплату». Так что, если средняя высота евреев I века, рассчитанная на основе анализа скелетов, которые находят при раскопках, 5 футов и 5 дюймов, это абсолютно не означает, что Иисус был такого роста. Скелеты из Нахал Хевер принадлежали пяти людям ростом от 158 до 167 см., 10 скелетов из Гиват Ха-Мивтар — от 149 до 181 см. Скелеты из Кумрана (хранятся в Мюнхене) — от людей ростом 159-177 см. И ни один, скорее всего, не был именно «среднего роста», только Тейлор об этом не упоминает. Теоретически, акселерации ещё не было, средний рост был ниже современного. Но ведь один скелет принадлежал мужчине ростом 181 см.! Можно ли реконструировать мягкие ткани лица? Тейлор очень скептично характеризует прогремевшую реконструкцию, сделанную для фильма Би-би-си, называя её «чисто спекулятивной» (160). Ну нельзя по плохо сохранившимся черепам восстанавливать форму носа, губ, щёк и т.п., где каждая десятая миллиметра имеет принципиальное значение. Не говоря уже о том, что реконструируется мягкая ткань в состоянии покоя. Многие ли покойники в гробу похожи на себя живых, пусть и спящих? В результате Тейлор предлагает обратиться к аналогиям — например, к тому, как египтяне описывали евреев, например, при продаже рабов. Однако, Египет это немножечко не Израиль. Она даёт в качестве иллюстрации один из фаюмских портретов — но можно точно сказать, что евреев на этих портретах нет, это греки и римляне. Тейлор идёт дальше и напоминает о том, что среди иудеев были строжайше запрещены браки на иностранцах, так что у них должно было быть значительное единообразие во внешнем облике. Теоретически так, а практически — почему были строжайшие запреты? Строго запрещают то, что принято нарушать. Там, где нет наркотиков, нет и запретов на наркотики. Понятно, что кожа была коричневая, а волосы тёмные, но это ещё меньше говорит о конкретном человеке, чем кости раздавленного черепа. В итоге Тейлор ссылается на мнение историка Йосси Нагара, который считает, что иудеи эпохи Иисуса более всего были похожи на современных иракских евреев, с которыми у них, видимо, более всего генетической близости. Вполне возможно! Только вот неприятность: иракские евреи очень разные… И уж совсем странно, что вместо портретов этих иракских евреев Тейлор даёт фаюмский портрет Артимидора в венке римского солдата. Длинный нос, узкий подбородок… Вот фотография бададского еврея Давида Сассуна и трёх его сыновей, в английской википедии она дана как образчик «типичности». И кто из них «типичный» по лицу и одежде? На второй фотографии вверху — первый министр финансов Ирака, потомок одного из этих Сассунов. Ниже — просто группа раввинов в Багдаде около 1890 года. Замечательное разнообразие лиц! Да, совершенно непохожи на нынешних израильских хасидов, так ведь нынешние - это высосанные из пальца ребе фантазии-реконструкции, а тут - подлинная непрерывная традиция. Причём, легко видно, что все они разные. Характеры прочитываются не по одежде, а по манере носить одежду, держать руки, по осанке, по наклонам головы, - по всему тому, что не поддаётся реконструкции по текстам. Вообще, насколько евреи отличались от греков той эпохи? 3 книга Маккавеев (2:20-21) говорит о повелении Птолемея IV Филопатра: «Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса — лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами». А когда Гитлер обязал немцев носить могендовид — это было потому, что немцы не могли иначе опознать еврея? Конечно, нет! Для греков и римлян еврей это прежде всего сосед, отличающийся тем, что он не работает по субботам, во-вторых, на празднике не ест всё подряд, в-третьих, обрезан. Обрезание, разумеется, на последнем месте, потому что люди обычно ходили одетыми. Означает ли это, евреи внешне не отличались от греков и римлян? Конечно, не означает, это означает, что греки и римляне тоже, при общем господстве «средиземноморского» или, уже «левантийского» типа внешности, значительно отличались друг от друга. Как и в наши дни. Наконец, Тейлор упоминает изображения евреев на монетах, прославляющих взятие Иерусалима Титом. Тут она говорит, что евреев называли «нацией философов», считая их потомками древних индийских мудрецов (Флавий, Аппион, 1:179). Значит, всё-таки философы? На одной из монет еврей изображён в брюках — но это потому, что брюки носили священники, левиты. Теоретически Закон запрещал подстригать бороду, между прочим (Лев 21:5). Практически были парикмахеры, в Библии упоминаются и бритвы, и ножницы. А главное — был обет назореев не стричь волос, значит, большинство людей подстригали, а насколько — непонятно.
Категория: разное | Просмотров: 539 | Добавил: didahe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог