"Если признать парадигму Де Реньона верной, то мы видим на Западе и на Востоке разные интуиции: от единства к множеству, и от множества к единству. И Filioque, я думаю, ― это результат первого подхода. Вероятно, нельзя согласовать друг с другом эти две модели так, чтобы не осталось никаких догматических различий. Их надо просто принять как данное. Поэтому сегодня во многих западных учебниках по истории христианской доктрины и систематической теологии при изложении триадологии предлагаются к изучению обе модели: «психологическая модель» Августина и «социальная модель» каппадокийцев. И если это социальная модель, то там уже нет и не может быть Filioque. Вместе с тем многие современные католические авторы горячо оспаривают парадигму Де Реньеона и говорят, что различия в тринитарном богословии между Востоком и Западом не существовало, что оно мнимое. Будто бы все эти «психологические модели» Викторина и Августина ― не более чем своего рода «духовные упражнения» и к имманентной Троице никак
...
Читать дальше »