Узнали бы они в нас христиан или нет?
Что бы написал апостол Павел в послании к Грекам, или Русским, или Сербам?
Что апостол Пётр написал бы в своём соборном послании, обращённом ко всем христианам?
Сегодня Церковь торжественно отмечает праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. И как любая церковная память, это не только праздник, но и вразумление нам, назидание и даже обличение.
Давайте вообразим, что апостолы Пётр и Павел пришли к нам сюда, посмотреть на жизнь сегодняшних православных. Что бы они сказали? Узнали бы они в нас христиан или нет? Что бы написал апостол Павел в послании к Грекам, или Русским, или Сербам? Что апостол Пётр написал бы в своём соборном послании, обращённом ко всем христианам? Даже трудно себе представить.
Когда мы читаем послания апостолов, мы видим, что они не считались ни с какими условностями, не взирали на лица, но говорили слово евангельской правды. И, я думаю, что это апостольское слово евангельской правды, обращённое сегодня к нам, нас, конечно, очень бы обличило.
Но обличение полезно и даже жизненно необходимо для христиан. Вот и давайте попробуем приложить это обличение к себе. И именно к себе лично – не будем осуждать ни других людей, ни нашу общественную и церковную действительность, а только лишь самих себя. «Если бы вы сами себя судили, то не осудились бы с миром», говорит апостол Павел (ср. 1 Кор. 11, 32). Но как это сделать?
Это очень просто. Нужно вот именно что обратиться к апостолам, поставить себя как бы в их присутствии – и задавать себе этот вопрос: а что бы они сказали, глядя на нас?
Соответствует ли наша жизнь тому, о чём пишет апостол Павел в 12-й главе своего Послания к Римлянам?
Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу: отдайте себя, своё тело Богу как живую жертву, освящённую и угодную Ему. Только такое служение истинно духовно.
Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно.
По праву апостольства, дарованного мне, я говорю каждому из вас: не ставьте себя выше, чем следует. Будьте скромны и судите о себе здраво, по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас.
Вот, к примеру, наше тело: ведь оно одно, но в нем много органов, и у каждого свое назначение.
Так и мы: хотя нас много, но в единении с Христом мы — одно тело, а в отношении друг друга — разные органы его.
И в соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера;
кому служить братьям — пусть служит;
кому учить — пусть учит;
кому ободрять — пусть ободряет;
кто даёт — пусть даёт от чистого сердца;
кто руководит — пусть руководит с усердием;
кто делает добрые дела — пусть делает их с весельем.
Пусть любовь ваша будет искренна.
Ненавидьте зло, будьте преданы добру.
Любите друг друга как братья, всем сердцем; старайтесь превзойти друг друга во взаимном уважении;
с неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа;
пусть надежда приносит вам радость;
будьте стойкими в беде;
неустанно молитесь;
делитесь с братьями по вере, если они в нужде;
будьте гостеприимны.
Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте.
Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет.
Живите в полном согласии друг с другом.
Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми — и с простыми, и с малыми. [47]
Не будьте самодовольны.
Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром.
Живите со всеми в мире, насколько это зависит от вас.
Не мстите за себя, дорогие мои, оставьте место Божьему гневу. Ведь написано: «Отмщение — Мое, и Я воздам», — говорит Господь.
Наоборот, «если твой враг голоден, накорми его, жаждет — напои его. Этим ты заставишь его гореть со стыда». [48]
Не дай злу победить себя, но побеждай зло добром.
Соответствует ли наша жизнь тому, о чём пишет апостол Павел в 5-й главе Первого послания к Фессалоникийцам?
Мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы, облечемся в доспехи веры и любви, наденем шлем надежды на спасение!
Потому что Бог предназначил нам не ярость гнева, а спасение, которое мы получим через Господа нашего Иисуса Христа,
умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли, спим ли смертным сном — жили вместе с Ним.
Поэтому ободряйте друг друга и друг друга созидайте, что вы, конечно, и делаете.
Просим вас, братья: будьте признательны тем, кто усердно трудится среди вас, кто вас направляет и наставляет в Господе.
Относитесь к ним с величайшим уважением и любовью за то дело, которое они делают.
Будьте в мире друг с другом.
Братья, мы просим вас: бездельников [29] наставляйте на ум, в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой, со всеми будьте терпеливы.
Смотрите, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло.
Всегда стремитесь к добру — как друг для друга, так и для всех остальных.
Всегда радуйтесь,
непрестанно молитесь,
за все благодарите — вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса.
Дух не угашайте,
пророчеств не презирайте,
но все подвергайте испытанию;
держитесь добра, избегайте любых видов зла!
Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью. И пусть все в вас: и дух, и душа, и тело — сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.
Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!
Стяжали ли мы в результате нашей церковной жизни сокровенного сердца человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3, 4)?
Если не стяжали, если наша жизнь хоть в начатках, хоть в малой степени, не соответствует апостольским наставлениям – то какой прок в нашем хождении в церковь?
Об этом нужно очень серьёзно задуматься. В девятом члене Символа Веры мы исповедуем Церковь апостольской – и это не только потому, что она непрерывно тянется от апостолов до наших дней, но потому, что мы сами должны быть «апостольскими» по духу, по силе своей, по любви ко Христу и к ближним, по исполнению заповедей Божиих.
<...>И в свете их жизни, в свете их посланий нужно <...> стараться быть христианами не по тем или иным представлениям, которые у многих людей ассоциируются с Православием – националистическим, государственническим или ещё каким-то, – а в свете именно апостольского духа и апостольского учения.
И поэтому лучшим празднованием сегодняшнего дня будет, если мы после умеренного разговения, которое столь долго в этом году ожидалось всеми, обратимся к чтению апостольских посланий, и прочитаем хотя бы те две главы из посланий апостола Павла, о которых я только что сказал. И не только в сегодняшний праздник, но и каждый день будем усердно читать Новый Завет; и, конечно же, не только читать, но и поступать так, как в нём написано. И это принесёт нам великую благодать Божию, которая, по молитвам святых апостолов, послужит всем нам ко спасению. Аминь.