Рубрика вопрос-ответ
Подняли вопрос о воинской присяге, о клятве при принятии гражданства новой страны (там, где вы родились, с вас клятву не требуют) и вообще приемлемо ли клясться для христиан.
Матфея, 5 глава, 33-34
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
А Я говорю вам: не клянись вовсе"
Апостолы говорят то же
Иакова 5:12
"Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению".
Пока всё вроде бы понятно. Нельзя и точка. Но перенесём это на практику и посмотрим конкретные применения.
Представьте себе ситуацию, когда человек вступает в брак, но подпись не ставит и ничего не обещает. Или, вступая в ответственную должность, отказывается подписывать договор, где прописаны требования. В особенности, если требования сии касаются техники безопасности. Ну или как дать оружие в руки солдату, ежели неизвестно, что у него на уме.
Ведь последствия, мы всегда должны думать о последствиях. Если ваш будущий супруг говорит "ну, посмотрим, подумаем, там видно будет", а солдат такой "ну, не знаю, посмотрим, на чьей стороне лучше" - это дело лучше не продолжать.
Есть ли разница, или нет?
Конечно, есть. Иисус прочертил границу между "да" и "клянусь". "Да" или "нет" - можно, "клянусь" - нельзя.
Разница в том, что клятва - это больше, чем обещание. Обещание - это заявление о намерении, о принципах и убеждении. Я собираюсь поступать вот так, а поступать наоборот противоречит моим убеждениям и я так поступать не собираюсь. Клятва - это обещание с предоставлением залога на случай невыполнения обещания. Если я нарушу своё обещания, я отказываюсь, теряю что-то ценное, что особенно для меня важно. Поэтому обещая заявляют о своих действиях, а клянутся - чем-то. "Клянусь хлебом" - не буду есть хлеба, "клянусь здоровьем детей" - пусть они заболеют если я не исполню это обещание. И так далее.
Первая причина, почему в Новом Завете запрещена клятва, это запрет проклинать.
Луки 6:28
Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Апостолы говорят то же самое
Римлянам 12:14
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
1Петра 3:9
Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Тут, кстати, в бесчисленный раз в ответ на призыв о прощении и мире добрые христиане мне пожелали "чтоб твою жену убили, так положено для всех кремлеботов". Но сейчас не об этом.
Итак, произнося клятву, ты сам себя подписываешь под проклятие. Требуя клятву с другого, ты подписываешь под проклятие его. Делаешь проклятие весьма возможным. Это противоречит служению благодати, где христианин является проводником блага, а не погибели.
Вторая причина, то, чем ты клянёшься, не в твоей власти. Поэтому не бери на себя слишком много, не ставь себя на место Бога - такое всегда плохо кончается.
Если главный отрывок из Нагорной Проповеди прочитать дальше, это становится более очевидно.
Матфея 5:34-37
ни небом, потому что оно престол Божий;
ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Лукавый, то есть, дьявол и сатана, как раз таки крайне заинтересован в проклятии, погибели и разрушении Божьего творения. Это его работа, не наша.
Наша же работа быть добрыми, ответственными, благословлять. Брак является заветом, обоюдной клятвой, поскольку проклятие за блуд, измену и оставление без заботы нуждающихся членов семьи прописано в Божьем законе. Брачный завет учредили не мы, а Бог, и Он же следит за соблюдением и за всеми последствиями, как хорошими, так и плохими.
Отдельные эпизоды проклятия в Новом Завете звучат редко, и являются пророчеством, знамением и сверхъестественным действием, когда человек только декларирует уже свершившееся на небесах. Проклятие смоковницы (Марка 11:14-21), проклятие Елимы Волхва (Деян.13:8-11). При исследовании этих событий очевидно, что происходит чудо, инициатором которого является Бог и которое прославляет Бога, а вовсе не духовный дар и силу или какую-то власть человека.
Отдельный, и даже более актуальный вопрос, как благословлять злодея. Возникает когнитивный диссонанс, ведь если необходимым последствием греха является проклятие, то как же тогда христианин может молиться о благословении для того, кто явно нарушает Божью волю? Не противоречит ли такая молитва Богу, и не является ли потому греховной?
Ты как бы обходишь наложенные Богом санкции, что весьма подозрительно. Или же, произнося благословение, сам-то в себе понимаешь, что он проклят и пусть лучше сдохнет, и чем скорее, тем лучше. Что, по сути, лицемерие, а вовсе не христианское благочестие.
Ситуация каждый раз напоминает лекцию по медицине. "Воздействие крепких щелочей на ткани тела вызывает колликвационный некроз, воздействие кислот - коагуляционный..." И тут лектора перебивают из зала: "Как вы можете такое говорить? Да вы маньяк а не доктор, вам что, нравится людей кислотой поливать?!!"
Нет, благословение злодеев воле Божьей не противоречит.
Во-первых, нельзя путать закономерное с правильным. Бог - судья, поскольку он Творец и имеет абсолютную власть над творением. Он может забрать всё, поскольку Он всё дал, и всё может вернуть. Мы не такие. Человек же имеет власть ограниченную, делегированную, и нам полагается делать то, что заповедано. Это общее представление о концепции милости - проявляя милость к врагу, я предоставляю суд Богу, этим выражаю послушание Богу и прославляю Его суд как своевременный и правильный, в отличие от человеческого гнева, который всё только портит.
Римлянам 12:19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
Более того, отомстив ты оставишь виновного человека без суда Божьего, ведь человек виновен, пока не наказан, а за одно преступление не наказывают дважды. Прощая не раскаявшегося грешника мы отнюдь не отменяем его проклятие и наказание, скорее даже наоборот. Просто что он делает со своей судьбой – это уже не наше дело, мы своё сделали и можем быть спокойны. В рай попадут те, кто не будут потом вечно рыдать над страданиями погибших в вечном огне. Но об этом как-нибудь потом.
Во-вторых, благословение злодея означает, что мы желаем ему покаяния для прощения грехов и вечной жизни. И всех прочих благ, которыми безгранично богат Бог для всех, любящих Его. У благословения есть условие - послушание Богу. Благословляя врага, мы даём ему ещё шанс покаяться и примириться с Богом.
Так ли поступают христиане? Настоящие - да. Те, кто ошиблись дверью, любят говорить о милости только к себе, а в случае обиды напрочь забывают Новый Завет и цитируют только проклятия Закона из Ветхого Завета. И таких большинство. Война и прочие несправедливости только вскрывают глубокий кризис веры, который фактически не только наступил задолго до того, но и стал причиной того.
Об этом отступлении от истины предупреждал автор послания к Евреям
Евреям 7:19
Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
Каменты
Фёдор Лобанов
А что такое тогда проклятие? Как дать определение этому слову?
Dmitry ryabikin
Фёдор Лобанов проклятие это производное от закона. Всё в рамках Второзаконие 28 глава. Закон это выражение воли, поддерживаемое силой. Бог выразил свою волю, и соблюдение этой воли поддерживает Своей силой. Соответственно, проклятие нарушающим, благословение соблюдающим, и то и другое прославляет Бога как справедливого судью
Dmitry ryabikin
Фёдор Лобанов То же самое, только наоборот. Бог благоволит к человеку, это благословение. Здесь важно избегать языческих представлений о судьбе, сглазе, магии. Незаслуженное проклятие не сбудется, аналогично успех в делах без праведности далеко не является благословением, самый наглядный пример - статистика под крупным выигрышам в лотерею, жизнь после этого как правило идёт под откос
|