Говоря об Искуплении, мы должны начинать с Ветхого Завета, потому что это учение пронизывает всю Библию. Не будет преувеличением назвать его одним из центральных учений Библии вообще. В Ветхом Завете для описания искупления используется еврейское слово, буквально означающее «покрывать». Искупление покрывало грехи человека и избавляло его от наказания. В качестве прообраза искупительной Жертвы Христа Бог установил жертвоприношения животных, о чем очень подробно говорится в книгах Исход и Левит, мы приведем всего несколько примеров:
А если согрешит начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока, и возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех; (Левит 4:22-24)
Если он виновен в чём-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. (Левит 5:5-6)
Принесение жертвы поставляется здесь условием прощения и восстановления отношений с Богом. Само это выражение «жертва за грех» встречается в Библии более 120 раз.
Писание оговаривает, что жертва должна быть «без порока»:
Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесёт её мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; (Левит 1:3-5)
Автор новозаветного послания к Евреям подытоживает ветхозаветный опыт словами:
Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. (К Евреям 9:22)
Ветхий Завет также содержит пророчество о Праведнике, который Сам станет Жертвой Умилостивления для спасения грешников:
Читать из книги пророка Исаии 53 главу
В Новом Завете сам Иисус говорит о Себе, как о Жертве, приносимой для искупления многих:
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (От Марка 10:45)
Об этом же Господь говорит и на Тайной Вечери:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ешьте: это - Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (От Матфея 26:26-28)
см. также Мк.14:22-24, Лк.22:19-21
Иисус относит пророчество Исайи о Праведнике, который «за преступления народа Моего претерпел казнь» к Самому Себе:
ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтён [см.Ис.53:12] Ибо то, что о Мне, приходит к концу. (От Луки 22:37)
Иисус настойчиво указывает Своим ученикам на то, что Ему надлежит пострадать и умереть:
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (От Матфея 16:21)
Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. (От Матфея 17:22-23)
и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (От Матфея 20:20)
См.также Мк.8:31, 9:31, 10:34, Лк 9:22, 18:33.
«На час сей я пришел» Иисус говорит о часе своей смерти:
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. (От Иоанна 12:27)
Он также увязывает дарование верующим вечной жизни со своей смертью:
Я хлеб живый, сшедший с небес; тот, кто ест этот хлеб - будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (От Иоанна 6:51)
То, что Он, Иисус - Пастырь добрый, проявляется в Его смерти за овец:
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наёмник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Эту заповедь получил Я от Отца Моего. (От Иоанна 10:11-18)
В согласии со словами самого Иисуса Апостолы проповедуют:
Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1 Петра 2:24)
потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1 Петра 3:18)
Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (1 Иоанна 2:2)
И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. (1 Иоанна 3:5)
Послание к Евреям говорит об Иисусе:
Он, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, (К Евреям 1:3)
В Откровении Иоанна Богослова мы читаем:
Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откровение 1:4-6)
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. (Откровение 1:17-18)
Апостол Павел также свидетельствует об Иисусе,
Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
(К Римлянам 4:25)
Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего
(К Галатам 1:4)
Евангелие, которое он возвещает, опирается на единодушное свидетельство Апостолов и «более, нежели пятисот братий», причем большая часть этих свидетелей Воскресения была в живых на момент написания послания.
Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе (Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братьев в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. (1 Коринфянам 15:1-9)
Моисей и Исайя, Петр и Иоанн, Марк и Матфей, Лука и Иоанн - все они говорят о Жертве, которую надлежит принести, чтобы изгладить человеческие грехи. Ветхозаветные священнописатели - о грядущей, прообраз которой указан в храмовых жертвоприношениях, новозаветные - о уже совершившейся.
Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал.3:27, 1 Ин.4:15, Ин.6:54-56, 15:1-7) таким образом, что Христос берет на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он сам (1 Кор.5:21). Попробуем пояснить это на примерах.
Библия использует такие образы как брак и усыновление для описания наших отношений с Богом. В законодательстве ряда стран муж и жена являются одним юридическим лицом - с мужа можно взыскивать долги жены, и наоборот. Если мужчина берет в жены женщину с огромными долгами, он тем самым берет на себя и ее долги и будет должен по ним расплачиваться. Она же, выйдя замуж, получает богатство и социальное положение, которым обладает ее супруг. Другой пример - если ребенок, балуясь со спичками, сжег чужой амбар, платить за нанесенный ущерб будет его отец, тот, кто скажет - "это мой ребенок, я за него отвечаю". Так, Христос, становясь нашим Ходатаем и Первосвященником, как бы говорит - «это Мои люди, Моя Церковь, я за них отвечаю». Он платит по нашим долгам и вводит нас в Свой дом; как члены Его семьи мы обретаем принесенные Им вечные блага.
Можно и дальше исследовать Писание, но сам вопрос - опирается ли Церковное учение об Искуплении на Писание - уже достаточно ясен, и теперь мы можем рассмотреть главное возражение, которые нехристианские авторы выдвигают против учения об Искуплении. Искупление, якобы, излишне, так как Бог и помимо Искупления властен прощать грехи. Например, один из мусульман сформулировал это возражение так:
по Вашему, Бог вершит правосудие таким образом, что отдает злодеям невиновного с одной только целью - дать Самому Себе право прощать Своим рабам их грехи! Без казни невиновного Он этого, получается, сделать не может?
Ответ, который Писание дает на это возражение - «нет, не может». Есть вещи, которых Бог не может. Для Него нет физической невозможности - Он может создавать миры, творить чудеса и вообще делать всё, что пожелает. Но для Бога существует нравственная невозможность - Бог, например, Бог не может поступить неправосудно (Быт. 18:25), не может солгать (Евр. 6:18), не может отречься от Самого Себя (2 Тим. 2:13). Когда мы говорим, что такой-то человек не может, например, украсть, мы не имеем в виду, что его возможности в этом отношении ограничены, - мы имеем в виду, что он никогда так не поступит. Бог не может ни принять, ни оправдать, ни проигнорировать грех - не в силу ограниченности Своих возможностей, но в силу Своей нравственной святости. Ибо Он
Возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс. 44:8),
так что
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом (Притч. 17:15).
Всевластие Бога не означает беззаконного произвола; Бог меньше всего похож на земных деспотов вроде Ивана Грозного, который говорил «а казнить мы своих холопов вольны, а жаловать вольны же». Капризы непредсказуемого тирана могут избавить от наказания преступника и обречь на смерть невиновного; с Божьим судом это не так. Он нелицеприятно воздает каждому «по делам его». Бог не обвинит правого; и нам придется согласиться с тем, что он не оправдает нечестивого. Он никогда не нарушит Свое слово, никогда не обойдет установленный Им закон. Если Он что-то обещал - мы можем ни секунды не сомневаться, что Он это исполнит. Нечего и думать, что Он отменит Свое слово. Если Бог обещал возмездие за грех, нам не стоит сомневаться в неизбежности этого возмездия. Если бы всё, что мы знаем о Боге, сводилось к Его верности и справедливости, это было бы достаточно, чтобы вызвать благоговейное поклонение, но это лишило бы нас всякой надежды. Бог свят, а мы - грешники. Мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Наше осуждение неизбежно.
Но Писание говорит о любви Бога к неблагодарным и злым грешникам; и удивительная весть Евангелия состоит в том, что Бог не отвернулся от нас ради правды и не отвернулся от правды ради нас, но даровал грешникам спасение в величайшем акте справедливости и милосердия - смерти Христа за наши грехи.
Есть хороший пример, иллюстрируюший нравственную необходимость Искупления. Это реально произошедшая история - ее рассказал офицер, служивший в 19 веке на Кавказе. В одном горном селении случилась сильная нехватка продовольствия. Некие люди стали красть пищу из общих запасов. Чтобы пресечь воровство, местный князь пообещал, что всякий, кто попадется, получит 50 плетей. Через какое-то время вор попался - и это была престарелая мать князя. Князь не мог отменить свое постановление - он навсегда бы потерял уважение соплеменников, как человек пристрастный и несправедливый, а все его повеления потеряли бы всякое значение. Он нашел мудрое решение - да, воровка должна получить свои 50 плетей, но как сын он имеет право закрыть мать собой. Все удары пришлись по нему. Люди убедились, что князь - безупречно справедливый человек и любящий, почтительный сын.
Мог ли он не подставлять себя под удары, а просто взять и отменить наказание? Мог, но он этого не сделал - потому, что он был справедливый человек.
Так крест Христов утверждает и праведный суд Божий по отношению к греху и Его бесконечную милость по отношению к грешникам. Бог, которого мы встречаем во Христе, гораздо более непримирим ко греху и гораздо более милостлив к грешникам, чем мы могли себе представить.