"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 26.06.2022, 13:42
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
История Церкви I [10] История Церкви II [2]
История Церкви XX [12] святые [16]
отцы Церкви [3] проблемы власти и авторитета [3]
новомученики [4] мученики [1]
преподобные [2] святители [3]
праведные [0] апостолы [0]
вселенские соборы [0] соборы [0]
исповедники [0] равноапостольные [2]
миссионеры [1] пророки [0]
Вселенские соборы [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » История Церкви » святые

Священномученик Дамаскин (Цедрик)

 

Виталий Шумило


 Жизнь и служение Церкви священномученика епископа Дамаскина Цедрика
до его хиротонии в 1923 года

 

Одной из интереснейших личностей Русской Церкви первой половины
XX в. является епископ Глуховский и Нежинский Дамаскин (Цедрик).
Многогранно и богато одаренный человек, он был одним из тех архипа-
стырей, которые своей ученостью, душевной глубиной и теплотой веры
привлекали к себе и к Церкви огромное количество людей и составили
в начале века своеобразный богословско-миссионерский кружок, в кото-
рый входили митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископы Феодор
(Поздеевский), Иларион (Троицкий), Пахомий (Кедров) и другие. Этот
круг единомышленников открыл целую новую эпоху в жизни Православ-
ной Церкви, для которой характерен глубокий интерес к догматическому
богословию, отход от латинизированного богословия, от схоластики,
создание миссий среди азиатских и северных народов и горячая жажда
проповеди. Именно в эту эпоху создается огромное количество научных
трудов, созданных духовными лицами и привлекающих в Церковь моло-
дую и талантливую интеллигенцию. Архипастыри, создавшие этот круг
ученого духовенства, обладали не только большими интеллектуальными,
миссионерскими и богословскими способностями, но и необыкновенной
мужественностью, поскольку всем им было суждено провести большую
часть жизни в тюрьмах и лагерях и принять мученическую смерть. Эта
же участь ожидала и епископа Дамаскина. С 1981 г. мы знаем епископа
Дамаскина (Цедрика) как прославленного Церковью Священномученика1.
* Witalij Szumiło jest pracownikiem Centrum badań historii religii i Kościoła Instytutu
historii, etnologii i prawa im. A.M. Łazorewskiego Państwowego Uniwersytetu Pedagogicznego
im. T.G. Szewczenki w Czernihowie.


Виталий Шумило6
Священномученик Дамаскин (в мiру Дмитрий Дмитриевич Цедрик)
родился 29 октября 1878 года в городе Маяки Одесского уезда Херсонской
губернии (ныне с. Маяки Беляевского района Одесской области), в семье
бедного почтового служащего2. Всего у родителей было семеро детей:
пятеро сыновей и две дочери. Старшие сыновья – Николай и Дмитрий –
пошли по стезям своего деда по матери, получив духовное образование
и приняв священнический сан.
В 1887 г. Дмитрий поступил в Херсонское духовное училище, после
окончания которого «по первому разряду» в 1893 г. был зачислен в пер-
вый класс Одесской духовной семинарии3. В это время на втором курсе
семинарии учился его брат Николай4.
Одесскую семинарию Дмитрий вынужден был оставить, так как тяже-
лое материальное положение не позволяло семье дать образование сразу
двум сыновьям. Оставив духовную семинарию, Дмитрий поступил учить-
ся в Херсонскую учительскую семинарию (что-то вроде современных
1 См.: Список Новомучеников и Исповедников Российскихб Утвержден Архиерейским
Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 г., [w:] Троицкий Православный
Русский Календарь на 1995 г., Джорданвилл Нью-Йорк 1994. В Русской Православной
Церкви Московского Патриархата епископ Дамаскин причислен к лику Новомучеников
Российских в 2000 г. См.: Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской
Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских
ХХ века, [w:] Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (Храм Христа
Спасителя, 13-16 августа 2000 г.), Материалы, Москва 2001, с. 287.
2 Прот. М. Польский, Новые мученики Российские. Первое собрание материалов, Нью-
Йорк 1949, c. 157; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Епископы исповедники, Сан-Франциско 1971,
c. 36; Е. Концевич, Схиигумения София, Настоятельница Покровского монастыря в Киеве.
1873 – 1941, Форествиль Калифорния 1976, c. 43; I. Andreyev, Russia’s catacomb saints, Platina
California 1982, c. 210; Житие и страдания новосвященномученика епископа Дамаскина
Глуховского (по книге протопресвитера Михаила Польского «Новые Мученики Российские»
и по иным малым свидетельствам), [w:] Вестник Германской епархии Русской Православной
Церкви за границей, 4, 1991, Мюнхен, c. 7; О.В. Косик, Истинный воин Христов: Книга
о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике), Москва 2009, с. 11.
3 О.В. Косик, Указ. соч., с. 12.
4 Николай Дмитриевич Цедрик закончил семинарию в 1898 г. «по второму разряду».
См.: Разрядный список учеников VI класса Одесской духовной семинарии, окончивших курс
учения в 1898 г., [w:] Выпускники Одесской духовной семинарии 1865, 1867, 1869-1871, 1883-
1884, 1886-1891, 1893-1898, 1900, 1905, 1909, 1915-17 гг., www.odessachurches.net.ua/seminar.
htm (дата доступа: 20.04.2012). В 1898 г. стал псаломщиком, в 1900 – принял сан священника,
служил в храме Святителя Николая в с. Остаповка Привольнянской волости Херсонского
уезда Херсонской губернии (ныне – Генический район Херсонской области). См.: Справочная
книга Херсонской епархии, Одесса 1906


педагогических училищ). Учительские семинарии того времени ставили
своей целью «дать педагогическое образование молодым людям всех
сословий православного исповедания, желающим посвятить себя учи-
тельской деятельности в начальных училищах»5. Образование в учи-
тельских семинариях было бесплатным, а нуждающиеся воспитанники
даже получали стипендию, с условием, что по окончании семинарии они
проработают не менее 4-х лет учителями в одной из начальных школ.
Для выходцев из бедных семей, каким был Дмитрий Цедрик, это было
большим подспорьем, однако был и свой минус: выпускники учительских
семинарий не имели права поступать в высшие учебные заведения.
В учительских семинариях преподавались арифметика, геометрия,
география и естествознание, русский и церковнославянский языки, всеоб-
щая и русская история, Закон Божий, чистописание и рисование, основы
педагогики, а в Херсонской семинарии преподавали еще и садоводство,
которое давало основы агрономических знаний. Последний предмет осо-
бенно пригодился святителю Дамаскину во время ссылки в Туруханский
край, где ему довелось применить свои знания агронома6.
По окончании учительской семинарии Дмитрий Дмитриевич Цедрик
работал учителем народной школы в г. Береславле Херсонской губернии7.
Однако желание служить священником не покидало его. В 1900 г.
Дмитрий Цедрик поступает на 2-х годичные миссионерские курсы при
Казанской духовной академии. Задачей курсов была богословская и пе-
дагогическая подготовка православных миссионеров для проповеди
христианства среди азиатских народов, исповедующих ислам, буддизм,
ламаизм и т.д. Кроме богословских дисциплин, на курсах изучались так-
же языки тех народов, среди которых должна была вестись проповедь:
бурятский, калмыцкий, монгольский и др.
Начальником курсов в это время был архимандрит Андрей (Ухтом-
ский), будущий епископ Уфимский, священномученик. Председателем
педагогического совета – знаменитый уже в то время ректор акаде-
мии, выдающийся богослов, пастырь и молитвенник епископ Антоний
5 О.В. Косик, Указ. соч., c. 13.
6 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 156; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 36;
Е. Концевич, Указ. соч., c. 43.
7 О.В. Косик, Указ. соч., c. 13.

 

(Храповицкий), будущий митрополит Киевский и Галицкий, основатель
Русской Православной Зарубежной Церкви. Епископ Антоний обладал
особым пастырским, педагогическим даром собирать вокруг себя одарен-
ную молодежь, зажигать в их душах огонь искренней веры и желание по-
служить проповеди православия. Он, по сути, и создал в Русской Церкви
явление, которое вошло в историю под названием «ученого монашества»8.
Из кружка его учеников вышло более сорока будущих архиереев, не го-
воря уже о бесчисленном множестве архимандритов, игуменов и иеромо-
нахов. Почти все из них после Октябрьского переворота 1917 г. приняли
мученическую смерть. Между прочим, трое его учеников – Василий
(Богоявленский), Пахомий (Кедров) и Дамаскин (Цедрик), выпускники
Казанской академии, в разное время были епископами на Черниговской
кафедре. Все трое стали мучениками за веру.
Мы не случайно остановились на личности митрополита Антония
(Храповицкого). Обучаясь на миссионерских курсах Казанской акаде-
мии, Дмитрий Цедрик близко сошелся с епископом Антонием9, под его
влиянием 9 июня 1902 г. принял монашеский постриг с именем Дамаскин,
в честь преподобного Иоанна Дамаскина (ок. 675-780 гг.), выдающегося
богослова и учителя Церкви. Личность епископа Антония, а главное – его
учение о сострадательной любви и пастырстве10 оказали на будущего
священномученика Дамаскина сильное влияние. Отныне вся его даль-
нейшая жизнь пройдет в проповеди христианства и в служении людям.
Здесь же, в Казани, Дмитрий подружился с известным философом
и богословом, профессором академии Виктором Ивановичем Несме-
ловым11, общение с которым дало возможность будущему миссионеру
8 Подробнее об этом явлении в Русской Церкви см.: Aрхиеп. Никон (Рклицкий),
Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого, Нью-Йорк
1956 (Т. 1) и 1957 (Т. 2); Aрхиеп. Лавр (Шкурло), Письма Блаженнейшего Митрополита
Антония (Храповицкого), Джорданвилл Нью-Йорк 1988.
9 Житие и страдания новосвященномученика..., Указ. соч., c. 7.
10 См., например: Mитроп Антоний (Храповицкий), Учение о пастыре, пастырстве
и об исповеди, Pед. архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк 1966; oн же: Нравственное учение
Православной Церкви, Pед. архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк 1967; oн же: Догмат
искупления, Pед. А.Г. Шатиловa, Москва 2002.
11 Свидетельство Всеволода Петровича Ващенко, близко знавшего епископа
Дамаскина (Цедрика) (Письмо В.П. Ващенко к В.В. Шумило от 22.07.1998 г., архив автора).
Проф. В.И. Несмелов родился в 1863 г. в семье сельского священника, закончил Саратовскую
духовную семинарию и Казанскую академию, с 1898 г. – профессор кафедры метафизики


и проповеднику познать глубины не только христианского богословия,
но и психологии человеческой личности. В.И. Несмелов был автором
трудов по философской антропологии, открывших новое направление
в религиозной философии и богословии12. По благословению епископа
Антония проф. В.И. Несмелов организовал в Казани философский кру-
жок, членом которого становится Д. Цедрик.
По окончании курсов, 10 июня 1902 г., монах Дамаскин был руко-
положен в сан иеродиакона, а 30 июня – в сан иеромонаха. 26 октября
1902 г. епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий (Герасимов) на-
значил иеромонаха Дамаскина заведующим Читинским миссионерским
училищем13.
Однако молодому миссионеру было недостаточно педагогической де-
ятельности в училище. 15 ноября 1903 г. иеромонах Дамаскин определен
миссионером в Агинский и Иргенский станы Забайкалья, населенные
бурятами и тунгусами. Зная бурятский язык, он занимался переводами
богослужебных песнопений на бурятский, организовал из обращенных
в христианство бурят церковный хор.
Агинский стан находился рядом с Монголией, границы которой были
открыты тогда для подданных Российской империи. В этой местности,
по преданию, родился Чингисхан, и поэтому она почиталась местным
населением как священная. Иеромонах Дамаскин часто посещал монголь-
ские поселения, ламаистские и буддийские монастыри с целью изучения
монгольского языка, нравов и обычаев монголов и их религии. Прекрасно
изучив монгольский язык и обычаи монголов, он написал докладную
Казанской академии. Пережил глубочайшую семейную драму – его старший сын Валентин
стал чекистом, принимал участие в осквернении православных храмов. В 1920-е гг. В.И. Нес-
мелов организовал на своей квартире религиозный кружок из бывших преподавателей
академии. В 1931 г. арестован по делу о «контрреволюционной церковно-монархической
организации». Обвинение: принимал участие в создании религиозной организации «Ис-
тинно-православная церковь». По статье 58-11 приговорен к ссылке в Казахстан. Умер
в июне 1937 г.
12 См. его основные труды в этой области: Догматическая система святого Григория
Нисского, Казань 1887; Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения, [w:] Пра-
вославный собеседник, No 6-7, 1895, Казань; О цели образования, [w:] Православный собесед-
ник, No 2, 1898, Казань; К вопросу о цели образования (ответ критику...), [w:] Православный
собеседник, No 1, 1900, Казань; Наука о человеке, т. 1-2, Казань 1905; Вера и знание с точки
зрения гносеологии, Казань 1913.
13 O.B. Косик, Указ. соч., c. 14-15.


Записку, а по сути – разработанный в мельчайших деталях проект «К во-
просу о возможности православной миссионерской деятельности в Мон-
голии»14. К сожалению, русско-японская война и последовавшая за нею
революционная смута в империи не позволили осуществиться этому
проекту. Государство было озабочено другими проблемами. Миссионер-
ская проповедь среди монголов держалась на энтузиазме таких людей,
как о. Дамаскин15.
Здесь, на границе с Монголией, нашел применение и интерес Дамас-
кина к научной работе. Для более глубокого изучения восточных язы-
ков (в частности китайского, поскольку Китай граничил как с Россией,
так и с Монголией и вел экспансионистскую политику среди монголов)
иеромонах Дамаскин поступил во Владивостокский Восточный инсти-
тут16. Одновременно он работал учителем пения и законоучителем во
Владивостокской мужской гимназии и служил настоятелем церкви при
Восточном институте. «Из Владивостока о. Дамаскин часто выезжал
в Монголию с научными и миссионерскими целями, посещал буддий-
ские монастыри», – пишет современная исследовательница биографии
епископа Дамаскина О.В. Косик17.
Во время одной из таких поездок, в 1908 г. в буддийском монастыре
он обнаружил древнюю рукопись на монгольском языке (которая, в свою
очередь, была переводом древней тибетской книги, входящей в священ-
ный кодекс буддийских книг). Рукопись была посвящена «блаженнейшей
стране Сукавади», которую о. Дамаскин охарактеризовал как «буддийский
14 O.B. Косик, Указ. соч., c. 16-20.
15 В архиве Василисы Андреевны Цедрик (г. Москва) хранятся книги из библиотеки
епископа Дамаскина по истории, географии и этнографии различных азиатских народов,
связанные с его миссионерской деятельностью. Даже то немногое, что удалось сохранить
из его обширной библиотеки, говорит о глубоких научных познаниях владыки в этих
областях, в том числе в лингвистике: «сохранилась рукописная книга на маньчжурском
[предположительно] языке с пометками и переводом некоторых фрагментов текста,
сделанными Владыкой, точнее, тогда еще Дм. Дм. Цедриком. На форзаце сохранился ав-
тограф: Д.Д. Цедрикъ 1902 годъ» (Письмо Г.А. Цедрик к В.В. Шумило от 04.12.2011 г., архив
автора).
16 В воспоминаниях о епископе Дамаскине этот институт иногда ошибочно называют
«институт восточных языков в Казани», поскольку в Казанской академии владыка изучал
языки азиатских народов, населявших Российскую империю. См., например: Прот. М. Поль-
ский, Указ. соч., c. 157; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. Соч., c. 36.
17 O.B. Косик, Указ. соч., c. 22.


рай». Это было несомненное научное открытие Дамаскиным древне-буд-
дийского учения о рае. Изучение рукописи вылилось в научное иссле-
дование на эту тему, с переводом с монгольского на русский язык самой
рукописи и составлением словаря религиозных буддийских терминов.
Работая над переводом и словарем, иеромонах Дамаскин преследовал не
только научные, но и миссионерские цели: главным назначением его труда
была миссионерская проповедь среди монгольских и китайских будди-
стов. Работа получила высокую оценку известного ученого-монголоведа,
профессора Владивостокского Восточного института Г.Ц. Цыбикова18.
К сожалению, исследование о. Дамаскина до сих пор не издано19.
Примерно в эти годы, изучив во Владивостокском Восточном инсти-
туте китайский язык, он отправился миссионером в г. Бейгуань при Пра-
вославной Миссии в Пекине20. Уже сам этот поступок говорит о сильном
характере и мужестве о. Дамаскина. Напомним, что Бейгуань, большой
жилой район в Пекине, населенный обращенными в христианство ки-
тайцами, стал эпицентром так называемого «боксерского восстания».
Это одна из малоисследованных страниц Русской Духовной Мис-
сии в Китае. Восстание ихэтуаней, которое в европейской исторической
литературе известно как «боксерское восстание», произошло в 1900 г. –
своего рода переломном году в истории Китая. По своей сути это было
фанатическое религиозное движение язычников-традиционалистов, ко-
торые выступили за изоляцию Китая от европейского цивилизованного
мiра и реставрацию в государственной жизни Китая жестких языческих
порядков. Восстание имело ярко выраженную антихристианскую идео-
логию и сопровождалось изощренными издевательствами и убийством
христиан. Ихэтуаням покровительствовала императрица Китая Ци Си.
К 11 июня 1900 г. Миссия была сожжена дотла, погибла библиотека,
архив, богадельня, здания школы. Ихэтуани замучили 222 православных
18 O.B. Косик, Указ. соч., c. 22.
19 Иером. Дамаскин, Описание буддийского рая Сукавади (рукопись). В настоящее
время рукопись передана для хранения в музей Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета в Москвe (Письмо Г.А. Цедрик к В.В. Шумило от 04.12.2011 г.,
архив автора).
20 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 157; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 36;
I. Andreyev, Указ. соч., c. 210; Житие и страдания новосвященномученика..., Указ. соч., c. 7;
O.B. Косик, Указ. соч., c. 23-24.

 

___

 

китайца, среди которых были женщины и дети. Они стали первыми
православными китайскими мучениками: «В ночь с 11 на 12 июня
боксеры с пылающими факелами [...] нападали на христианские жилища,
хватали несчастных христиан и пытали их, заставляя отречься от Христа.
Многие, в ужасе перед пытками и смертью, отрекались от Православия,
чтобы спасти свою жизнь, и кадили перед идолами. Но другие, не боясь
мук, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь. Им
распарывали животы, отрубали головы, сжигали [живьем] в жилищах.
По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские
ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос
и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев,
некоторые из православных китайцев встречали смерть с удивительной
самоотверженностью»21.
Зная о бедственном положении христианства в Китае, иеромонах
Дамаскин принял решение об изучении китайского языка и работе в Пра-
вославной Миссии в Китае. «Здесь он работал на миссионерском поприще
настолько успешно, что в светском журнале “Нива” был помещен очерк
о деятельности молодого иеромонаха»22, а сами китайцы назвали в честь
о. Дамаскина небольшое спасательное судно, «Дамасы-хошен», что в пе-
реводе с китайского означает «Святой Дамаскин»23. Случай сам по себе
неординарный и о многом говорящий.
1 августа 1914 г., – начало Первой мiровой, или, как тогда говори-
ли, Второй отечественной войны, – иеромонах Дамаскин встретил как
национальную трагедию. Уже в январе 1915 г. он был на фронте, опре-
делившись санитаром во 2-й передовой отряд при Кавказской армии,
21 Aрхимандрит Иннокентий (Фигуровский), Доклад в Святейший Синод Начальника
Русской Духовной Миссии в Китае, от 11 октября 1901 г. См. подробнее: Боксерское восстание,
[w:] Открытая православная энциклопедия, www.drevo-info.ru/articles/2446.html (дата
доступа: 20.04.2012). Русская Духовная Миссия в Китае была создана в 1717 г., архимандрит
Иннокентий – 18-й по счету Начальник Миссии, с 1902 г. он – епископ Переяславский,
с 1918 г. – Пекинский, с 1922 г. – архиепископ Пекинский и Китайский, с 1928 г. – митрополит
Пекинский и Китайский Русской Православной Зарубежной Церкви. См.: В.Г. Дацышен,
Епископ Иннокентий (Фигуровский). Начало нового этапа в истории Российской Духовной
Миссии в Пекине, [w:] Россия в красках: Русское Зарубежье, www.ricolor.org/rz/kitai/mp/15/
(дата доступа: 20.04.2012).
22 Житие и страдания новосвященномученика..., Указ. соч., c. 7.
23 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 157; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 36;
O.B. Косик, Указ. соч., c. 23-24.


---
13

который принимал участие в самых отчаянных и тяжелых сражениях,
под командованием генерала Н.Н. Юденича. Работы для санитара было
много, и здесь также как и в Монголии и Китае была возможность про-
явиться силе характера, мужества и жертвенной любви о. Дамаскина.
Помимо жестоких сражений, большим испытанием для армии стала вдруг
начавшаяся эпидемия сыпного тифа. «Будничный, крайне тяжелый труд
с постоянным риском заразиться стал ежедневным подвигом будущего
святителя» – пишет О.В. Косик24. За усердную службу и мужество, про-
явленное во время военных действий, в 1916 г. иеромонах Дамаскин был
награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а 2 марта 1917 г. – орденом
Святой Анны 2-й степени.
Февральская революция, а затем Октябрьский переворот 1917 г. при-
вели к поражению России в Первой мiровой войне. Армия была частично
расформирована, частично деморализовалась под влиянием больше-
вицких агитаторов и распалась25. 9 мая 1918 г. иеромонах Дамаскин был
демобилизован, как он сам писал, «в связи с развалом фронта»26. Он
принимает решение вернуться на родину – в Украину.
О небольшом отрезке жизни иеромонаха Дамаскина в период между
октябрьским переворотом и возвращением на Украину в 1918 г. известно
немного, сам он не любил об этом рассказывать. Известно только, что
по пути домой, в Орловской губернии, он был арестован лишь за то, что
был священником, и приговорен к расстрелу. Это было время полного
беспредела, озверевшие матросы и красноармейцы расстреливали людей
прямо на улицах, без суда и следствия. «В эти минуты перед человеком
проходит вся его жизнь», – вспоминал впоследствии владыка27. В это
примерно время за обличение большевиков в чинимых ими жестокостях
был убит брат отца Дамаскина, священник Николай Цедрик28.
24 O.B. Косик, Указ. соч., c. 29.
25 См. подробное описание этих процессов в художественно-документальном романе
генерала П.Н. Краснова От двуглавого орла к красному знамени : роман в 2 тт. М.: Айрис-
пресс, 2005.
26 Центральный Государственный Исторический Архив Украины, Фонд 711, Опись 1,
Дело 11107. Цит. по: O.B. Косик, Указ. соч., c. 32.
27 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 157.
28 Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч. – С. 36. По свидетельству племянника
еп. Дамаскина Бориса Федоровича Цедрика (младшего сына Федора Дмитриевича, брата
владыки), о. Николай был расстрелян в центре Херсона, в районе нынешней площади


По счастью, в 1918 г. расстрела отцу Дамаскину удалось избежать.
Как это случилось, он не рассказывал, вероятно, это произошло благо-
даря освобождению Орла белыми войсками. В июле 1918 г. иеромонах
Дамаскин прибыл в Киев.
Несмотря на ужасы гражданской войны, тяга к духовному образова-
нию не покидает о. Дамаскина. Он реализовывает свою давнюю мечту,
которую не мог исполнить до революции, – в 1918 г. в Киеве о. Дамаскин
поступил в Киевскую духовную академию, несмотря на то, что ему к это-
му времени исполнилось уже 40 лет.
В апреле 1918 г. власть на Украине взял в свои руки гетман Павел
Скоропадский. Установление гетманской власти было воспринято
православными людьми на Украине с облегчением: здесь образовался
настоящий оазис мирной жизни – посреди бушующего океана
гражданской войны. В высших церковных и военных кругах даже
родилась идея тайно вывезти из большевицкой Москвы в украинский
Киев московского патриарха Тихона.
В Киеве в это время Украинский Церковный Собор избрал на кафедру
митрополита Киевского и Галицкого архиепископа Антония (Храповиц-
кого)29, любимого учителя иеромонаха Дамаскина.
О большом уважении владыки Антония к отцу Дамаскину
свидетельствует тот факт, что, несмотря на отсутствие священнических
вакансий, ибо Киев был переполнен бежавшим из большевицкой
России в гетманскую Украину духовенством, иеромонах Дамаскин был
назначен киевским епархиальным миссионером30. И это в то время, когда
митрополит вынужден был отказывать «академикам», то есть духовенству
с полным академическим образованием31.
Свободы (Письмо Г.А. Цедрик к В.В. Шумило от 26.03.2012 и 17.04.2012 г., архив автора).
29 См. подробнее: архиеп. Никон (Рклицкий), Указ. соч., Т. 4, 1958, c. 224-233; прот.
B. Зеньковский, Пять месяцев у власти (15 мая – 19 октября 1918 г.): Воспоминания,
Москва 1995, c. 81-103; В.І. Ульяновський, Церква в Українській Державі. 1917-1920 рр.
(доба Гетьманату Павла Скоропадського), Київ 1997, c. 71-90.
30 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 157; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 37;
I. Andreyev, Указ. соч., c. 210; O.B. Косик, Указ. соч., c. 37.
31 См.: А.В. Стародуб, Резолюции митрополита Антония (Храповицкого) за 1918 год
как источник по истории Русской Православной Церкви, [w:] Церковные ведомости, http://
www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=634 (дата доступа: 20.04.2012)


___

15

14 декабря 1918 г. Гетманская держава была свергнута войсками Дирек-
тории Симона Петлюры. Новая власть арестовала митрополита Антония
прямо в Киево-Печерской лавре и отправила в заключение в греко-като-
лический монастырь г. Бучач в Галиции32. Арест был настолько неожидан-
ным и грубым, что по городу поползли слухи о расстреле митрополита33.
Распространению слухов способствовали многочисленные расстрелы
бывших царских офицеров, находившихся на службе у гетмана. Дошло
до того, что в Киеве, Одессе и в других городах по митрополиту Антонию
начали служить панихиды34.
Для иеромонаха Дамаскина было ясно, что и на Украине, как и везде
в бывшей Российской империи, мирная жизнь закончилась, – ужасы
гражданской войны докатились и до Киева. Не зная, что с митрополитом,
как и многие тогда, думая, что его любимого учителя уже нет в живых,
иеромонах Дамаскин покинул Киев35 и отправился в Крым. В Крыму отец
Дамаскин окормляет Белых воинов, защищающих последний, свобод-
ный от большевиков, клочок русской земли36. Здесь он близко сошелся
с архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе), исполнявшим
обязанности председателя Временного Высшего Церковного Управления
на Юго-Востоке России37. Архиепископ Димитрий назначил иеромонаха
32 См. подробнее: архиеп. Никон (Рклицкий), Указ. соч., Т. 4, c. 237-271; Митроп.
Евлогий (Георгиевский), Путь моей жизни, Москва 1994, c. 291-317.
33 Митрополита Антония вместе с архиепископом Евлогием (Георгиевским) в полной
секретности ночью посадили в специальный вагон и отправили в Тернополь. Только случай
помог митрополиту уже из Галиции тайно передать записку в Киев, что они живы и где
они находятся. Все это время, со дня ареста и до получения записки никто в Киеве не знал
о судьбе митрополита и его спутника. Эта неизвестность и породила убежденность киевлян
в том, что митрополита Антония уже нет в живых.
34 Aрхиеп. Никон (Рклицкий), Указ. соч., Т. 4, c. 245-246.
35 Свидетельство священника Николая Мальцева на допросе в Черниговском
Государственном Политическом Управлении (далее: ГПУ) в 1924 г. См.: O.B. Косик, Указ.
соч., c. 39, 69. По доносу перешедшего в обновленчество Н. Мальцева епископ Дамаскин
был арестован в июне 1924 г. ГПУ Мальцев сообщил, что архимандрит Дамаскин, как
человек, близкий к митрополиту Антонию, покинул Киев вместе с митрополитом. Это было
или незнание, или сознательный оговор. В действительности, как известно, митрополита
Антония и архиепископа Евлогия арестовали и отправили в Галицию без сопровождения
кем бы то ни было из близких им людей.
36 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 158; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 38.
37 Архиепископ Димитрий (Абашидзе), в схиме Антоний, умер 1 ноября 1942 г.
в Киеве, похоронен на территории Киево-Печерской лавры. Это был тот самый инспектор
Тифлисской семинарии, который в свое время исключил из семинарии Иосифа Джугашвили

 

___

16
Дамаскина настоятелем Георгиевского монастыря в Балаклаве с возве-
дением в сан архимандрита. Имея большой опыт работы военным са-
нитаром, в монастыре архимандрит Дамаскин организовал госпиталь,
в котором монахи ухаживали за ранеными солдатами и офицерами.
С захватом Крыма Красной армией в 1920 г. на полуострове начались
репрессии, в особенности офицеров и духовенства. По воспоминаниям
очевидцев, более жестоких и изощренных зверств не было тогда ни
в одной другой области Советской республики. Как пишет известный
исследователь большевицкого террора С.П. Мельгунов, «крымская резня
1920-1921 гг. вызвала даже особую ревизию со стороны ВЦИК»38. По
разным данным, в Крыму в это время было замучено и расстреляно до
150 тыс. человек. Отец Дамаскин также был арестован и только чудом
избежал расстрела39.
В 1922-1923 гг. архимандрит Дамаскин – ближайший помощник
архиепископа Симферопольского и Таврического Никодима (Кроткова)40.
Вместе с архиепископом Никодимом он активно противостоял
обновленчеству41, оформившемуся к тому времени в так называемую


(Сталина). См.: А.В. Псарев, Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 – 1971 гг.). Материалы
к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской, [w:] Православная жизнь,
Джорданвилл Нью-Йорк, No3 (555), Март, 1996, c. 9. В 1930-е гг. схиархиепископ Антоний
находился на катакомбном положении в Киеве, окормляя катакомбных христиан. Будущий
архиепископ Леонтий был келейником схиархиепископа Антония в его бытность в Киеве.
Катакомбными христианами называли себя те православные иерархи, духовенство
и верующие, которые не признали в 1927 г. Декларации митр. Сергия (Страгородского)
о лояльности советской власти и вынуждены были перейти на нелегальное, или иначе
катакомбное, положение.
38 С.П. Мельгунов, Красный террор в России: 1918-1922, Второе издание, дополненное,
Берлин 1924 [репринтное переиздание Москва 1990], с. 66.
39 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 158; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 38-39.
40 В 1918 г. архиепископ Никодим (Кротков) был викарным епископом у митрополита
Антония (Храповицкого). С переходом власти в Киеве в руки Директории, епископ
Никодим был арестован и направлен в Бучач в ссылку, только на несколько недель
позже митрополита. После освобождения в 1919 г. он вместе с митрополитом Антонием
и архиепископом Евлогием выехал в Крым. См. протокол его допроса в Костромском
следственном изоляторе, декабрь 1936 г.: Никодим, архиепископ Костромской и Галичский,
[w:] Библиотека Якова Кротова, www.krotov.info/spravki/persons/20person/19380821.html
(дата доступа: 20.04.2012).
41 Обновленество – раскольническое движение в русском православии, возникшее
официально после Февральской революции 1917 г. Декларировало цель «обновления
Церкви»: демократизацию управления, модернизацию богослужения, упразднение
монашества и т.п. Выступало против руководства Церковью патриархом Тихоном

 

 

___

 

17

«Живую церковь». Обновленцы при поддержке советской власти
захватывали православные храмы, а православных священников
изгоняли. Видя, что обновленцы имеют покровительство большевицкой
власти, многие священники, надеясь, что это оградит их от арестов,
по малодушию покидали Православную Церковь и примыкали
к обновленцам. Архимандрит Дамаскин своим авторитетом удержал
от этого шага многих колеблющихся свя щенников Крымской епархии,
укрепил их в желании сохранить верность православию.
С этой же целью в 1922 г. он был направлен в Екатеринодар (ныне
г. Краснодар Российской Федерации) настоятелем Георгиевского
монастыря. На Кубани, как и в Крыму, архимандрит Дамаскин активно
противостоял обновленчеству, а также, фактически, выполнял
обязанности викарного епископа, поскольку местный архиерей,
епископ Кубанский и Краснодарский Иоанн (Левицкий), уклонился
в обновленчество. Известно открытое письмо архимандрита Дамаскина
к епископу Иоанну42, которое имело широкое хождение в Кубанской
епархии и удержало многих православных священников от малодушного
шага. В Екатеринодаре он написал апологетическую работу «Правда
о Живой Церкви» для верующего народа, в которой давалось подробное
разъяснение, в чем именно обновленчество уклонилось от православия43.
С 5 ноября по 1 декабря 1922 г. в Симферополе проходил
судебный процесс по обвинению крымского духовенства в «сокрытии
церковных ценностей», а по сути – в противостоянии государственной
обновленческой церкви44. В это время прошла волна арестов по всему
СССР: в Петрограде был арестован и 5 июля 1922 г. приговорен
к расстрелу митрополит Вениамин (Казанский)45, в Чернигове – арестован
(Белавиным), заявляя о полной поддержке нового большевицкого режима и проводимых
им революционных преобразований.

 


42 Прот. М. Польский, Новые мученики Российские, Т. 2. Джорданвилл Нью-Йорк 1957,
c. 284.
43 Там же.
44 Протодиак. B. Марущак, Архиепископ Димитрий, в схиме Антоний (Абашидзе):
Жизнеописание. Слова, воззвания и письма, Сергиев Посад 2006, c. 164-166; О.П. Тригуб,
Розгром української церковної опозиції в Російській православній церкві (1922 – 1939 рр.):
Монографія, Миколаїв 2009, c. 79-84; О.В. Косик, Указ. соч., c. 44-51.
45 См.: И.М. Андреев, Процесс митрополита Вениамина, [w:] Краткий обзор истории
Русской Церкви от революции до наших дней, Джорданвилл Нью-Йорк 1952, c. 27-36.

---

18

епископ Пахомий (Кедров)46 и многие другие.
«Ужасной судьбы всего русского духовенства не избежало, конечно,
и крымское православное духовенство. [...] Архиепископ Никодим был
предан суду за “пассивное сопротивление власти”, 30/VIII-1922 г. был
подвергнут домашнему аресту, 4/XI был сослан временно в Инкерман-
ский монастырь, где пробыл вплоть до начала суда над церковниками.
Ко дню открытия суда привезен под конвоем в Симферополь. Осужден
на 8 лет тюремного заключения со строгой изоляцией. 9/I-1923 г. выслан
по этапу в нижегородскую центральную тюрьму для отбытия наказания.
После ноты Керзона47 освобожден в июле 1923 г. Через год снова был
арестован и сослан на Каспий в Красноводск. Через 3 года был освобо-
жден, вернулся в Симферополь и через 2 дня снова выслан из Крыма и по
этапу препровожден в Туркестан, в гор. Кунград, а затем в небольшой
туркменский поселок. После 2 лет высылки возвращен в Европейскую
часть СССР и около 2 лет был архиепископом в Костроме. Оттуда был
выслан этапом на дальний север в с. Дудинку, откуда исчез бесследно во
времена ежовского террора. Во все время преследования ГПУ требова-
ло от архипастыря перехода в “обновленческую” церковь и агентурной
работы в пользу ГПУ»48.
Мы привели обширную выдержку из свидетельства очевидца тех
событий намеренно, чтобы читатель почувствовал, в каком обстановке
приходилось служить православному духовенству, не пошедшему на
компромисс с большевицкой властью в вопросах веры. По «крымскому
46 В.В. Шумило, Схиархимандрит Лаврентий и его время. Очерк церковной истории
Черниговщины (1868 – 1950 гг.), Чернигов 2001, c. 8; О. Демиденко, Справа архієпископа
Пахомія: з історії антирелігійної політики на Чернігівщині на початку 1920-х років,
[w:] Сіверянський літопис, No 2, 2002, Чернігів, c. 57-59; А.Ф. Тарасенко, Пахомий (Кедров),
архиепископ Черниговский: Материалы к биографии, Чернигов 2006, c. 16
47 «Керзон – б[ывший] министр иностранных дел Англии. 13 мая месяца 1923 г. ан-
глийское правительство послало Москве ноту ультимативного характера, требующую
прекращения преследований русского духовенства. Эта нота была подписана тогдаш-
ним министром иностранных дел Керзоном; по его имени она и известна. – Примечание
Р. Кудьминского». – См. ссылку 48.
48 Р. Кудьминский, Судьба крымских пастырей Православной Церкви, [w:] Голос Крыма,
No 14, 1 февраля 1943, Симферополь. В последний раз архиепископ Никодим (Кротков)
был арестован в Костроме 4 декабря 1936 г. и приговорен к высылке в Красноярский край
сроком на 5 лет. Тяжело больного архиерея отправлять в ссылку уже не было смысла, его
поместили в ярославскую тюремную больницу, где он и скончался 21 августа 1938 г.

___

19

 


делу» к суду было привлечено 73 человека, большая часть духовенства
Крыма, в том числе – находившийся в то время на покое архиепископ
Дмитрий (Абашидзе) и «правая рука» архиепископа Никодима архиман-
дрит Дамаскин (Цедрик).
Здесь стоит отметить, что, предчувствуя близкий арест, 28 августа
1922 г. архиепископ Никодим совместно с архиепископом Димитрием
(Абашидзе) тайно рукоположил во епископа Севастопольского49 (по
другим данным – Мелитопольского50) вдового протоиерея Александра
Зверева. Это была одна из первых тайных («катакомбных») архиерейских
хиротоний в Русской Церкви ХХ в. Как и большинство его собрать-
ев-архипастырей, архиепископ Сергий погибнет в советском концлагере,
сохранив верность православию до конца51.
В качестве одного из обвинений архиепископу Никодиму со стороны
гражданской власти, официально объявившей об отделении Церкви от
государства52, было предъявлено противостояние обновленческой «Жи-
вой церкви» на территории Крыма. Подобные обвинения характерны для
того времени. Припомнили архиепископу и его проповедь, сказанную
1 сентября 1922 г. в кафедральном соборе Симферополя в защиту пра-
вославия. В ней православный архиерей призывал свою паству к стой-
кости и хранению верности православию, и в то же время – относиться
49 Митроп. Мануил (Лемешевский), Каталог русских архиереев-обновленцев,
[w:] „Обновленческий” раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической
характеристики), Москва 2002, c. 932.
50 Протодиак. B. Марущак, Указ. соч., c. 165.
51 Архиепископ Сергий (Зверев) родился в 1870 г. в Петропавловске в семье
священника. Окончил Таврическую духовную семинарию, затем юридический
факультет СПб-университета и Придворную певческую капеллу со званием регента.
В 1899 г. закончил Московскую духовную академию со званием кандидата богословия.
Рукоположен в священный сан в 1899 г., служил инспектором женского епархиального
училища Таврической епархии, овдовев, принял монашеский постриг. В 1926 г. арестован
и приговорен к двум годам ссылки. В 1927 г. возведен в сан архиепископа. Декларации
митрополита Сергия (Страгородского) не принял, прекратив возносить его имя за бого-
служением. В 1935 г. арестован «за антисоветскую пропаганду», то есть, за принадлежность
к Истинно-Православной Церкви. Расстрелян в 1937 г. в Карагандинском концлагере.
52 Подробнее о «Декрете об отделении Церкви от государства» см.: B. Русак, Пир сатаны.
Русская Православная Церковь в «ленинский» период: (1917 – 1924), Лондон Канада 1991,
c. 9-11; B. Степанов, Свидетельство обвинения, Т. 1, Москва 1993, c. 45-48. «Степанов» –
псевдоним диакона Владимiра Русака. За книгу «Свидетельство обвинения», изданную на
западе, он был арестован и в 1986 г. приговорен к семи годам тюремного заключения.

 

____

 

к своим обидчикам, обновленцам, без озлобленности и насилия: «прошу
вас не причинять никакого насилия относительно сторонников “Живой
церкви”, без озлобленности сохранять полное спокойствие, христианскую
любовь и терпение – это моя просьба и завещание»53. В этой проповеди
архиепископ Никодим говорил о верности Православной Церкви, но од-
новременно он давал своим прихожанам и свободу выбора: «Вы хорошо
знаете сами своих пастырей, их служение Церкви Божией, – разберитесь,
хорошо подумав, кто из них служит Богу истинно-православно. Вы сами
должны выбрать!»54. Заметим, что в этой проповеди впервые говорилось
о тех епископах и священниках, которые сохранили верность традицион-
ной Православной Церкви как об «истинно-православных»55. Архиепи-
скоп Никодим был приговорен к восьми годам тюремного заключения.
К счастью, архиепископ Димитрий и архимандрит Дамаскин не были
осуждены «за недоказанностью улик» и были высланы за пределы Крым-
ской епархии56. Архиепископ Димитрий, после многих мытарств и еще
одного ареста в 1923 г., выехал в Киев57, архимандрит Дамаскин, отбыв
9 месяцев тюремного заключения – в Москву, где поселился в Даниловом
монастыре58.
В это время в Даниловом монастыре, настоятелем которого был из-
вестный и уважаемый ректор Московской духовной академии архиепи-
скоп Феодор (Поздеевский), собрались наиболее авторитетные архиереи
Русской Церкви, организовав так называемый «Даниловский кружок»59.
53 Цит. по: Н. Доненко, Наследники царства, Симферополь 2000, c. 174.
54 Там же.
55 Определения «Истинно-Православные Христиане» (ИПХ) и «Истинно-
Православная Церковь» (ИПЦ) впоследствии стали терминологическими обозначениями
той части Русской Церкви, которая, не пойдя на компромисс с Советской властью,
отделилась от митр. Сергия (Страгородского), взявшего курс, как они считали, на утрату
внутренней церковной свободы, и ушла в катакомбы. Эта часть Русской Церкви сохраняла
евхаристическоe единство с Русской Православной Церковью Заграницей.
56 В.Г. Пуцко, Глуховский епископ Дамаскин, [w:] Московский журнал, No 10, 2002,
c. 45; О.В. Косик, Указ. соч., c. 49-50.
57 Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 39; протодиак. B. Марущак, Указ. соч., c. 165-166.
58 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 158; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 39;
I. Andreyev, Указ. соч., c. 211; О.В. Косик, Указ. соч., c. 50. В указанное время высланный
за пределы Черниговской епархии архиепископ Пахомий также проживал в Даниловском
монастыре. См.: I. Andreyev, Указ. соч., c. 185; потоиер. B. Цыпин, История Русской Церкви:
1917 – 1997, Москва 1997, c. 105; О.В. Косик, Указ. соч., с. 53.
59 Как и архиепископ Черниговский Пахомий (Кедров) и епископ Дамаскин (Цедрик),

_____

21

Вошел в этот кружок и архимандрит Дамаскин. В Москве архимандрит
Дамаскин сошелся близко с патриархом Тихоном.
В сентябре 1923 г. духовенство г. Глухова, который по старому ад-
министративному делению входил еще в Черниговскую епархию (ныне
– Сумская область), обратилось к патриарху Тихону с ходатайством от-
крыть в Глухове викариатство и назначить на новообразованную ка-
федру епископа Макария (Опоцкого), бывшего викария Новгородской
епархии60. Однако патриарх эту кандидатуру не утвердил и, по проше-
нию Черниговского архиепископа Пахомия (Кедрова)61, рукоположил
архимандрита Дамаскина, который, как и архиепископ Пахомий, входил
в «казанский» кружок епископа Антония (Храповицкого) и профессора
В.И. Несмелова62.
архиепископ Феодор был выпускником Казанской академии, учеником епископа Ан-
тония (Храповицкого). Подробнее об архиепископе Феодоре см.: Священномученик
Архиепископ Феодор (Поздеевский), [w:] Церковные ведомости, www.catacomb.org.ua/modules.
php?name=Pages&go=page&pid=174 (дата доступа: 20.04.2012).
60 О.В. Косик, Архиерейское служение Священномученика Дамаскина (Цедрика) в Чер-
ниговской Епархии (1923 – 1925), [w:] Церковные ведомости, www.catacomb.org.ua/modules.
php?name=Pages&go=page&pid=1160 (дата доступа: 20.04.2012).
61 О.В. Косик, Указ. соч.
62 Епископ Макарий (Опоцкий) отказался от назначения в Черниговскую епар-
хию, получив письменную просьбу об этом со стороны Черниговского епархиального
управления. См.: Государственный Архив Черниговской Области, Фонд Р-15, опись 4,
дело 14, л. 66-71об. Можно предположить, что действия Черниговского епархиального
управления и правящего архиерея архиепископа Пахомия были согласованы. А.П. Тригуб
высказал предположение, что Черниговское епархиальное управление написало просьбу-
отказ епископу Макарию после «соответствующей работы ГПУ». См.: О.П. Тригуб, Указ.
соч., c. 119. Это предположение представляется нам ошибочным по следующим причинам:
Макарий (Опоцкий) был рукоположен во епископа Крестцовского, викария Новгород-
ской епархии, 14 сентября 1922 г. обновленческими епископами «старого поставления»,
– то есть архиереями дореволюционного рукоположения, перешедшими (во главе
с митрополитом Сергием Страгородским) в обновленчество. И хотя достаточно скоро
епископ Макарий стал критиковать обновленческое движение, за что 7 февраля 1923 г.
был уволен обновленцами на покой с запрещением в священнослужении («впредь до
выздоровления»), необходимым авторитетом у православных Чернигова он пользоваться
не мог. В Чернигове требовался архиерей, который бы повел решительную борьбу
с обновленчеством. Конечно, и архиепископ Пахомий, давно знавший о. Дамаскина, и члены
Черниговского епархиального управления, доверявшие своему преосвященному, предпочли
оступившемуся Макарию (Опоцкому) бескомпромиссного Дамаскина (Цедрика). В даль-
нейшем епископ Макарий проявил себя как убежденный защитник православия, в 1924 г.
был назначен епископом Череповецким. После 1927 г. присоединился к ИПЦ. На допросе
в ГПУ в мае 1933 г. решительно заявил: «от учения Христова отказаться не могу». Погиб
в 1937 г.

_____

22


Хиротония состоялась в воскресенье 18 ноября 1923 г. в московском
Донском монастыре63. Совершили хиротонию патриарх Московский
Тихон, архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий и епископ
Ананьевский Парфений (Брянских)64. Архиепископ Таврический и Сим-
феропольский Никодим поставил свою подпись на Ставленнической
грамоте епископа Дамаскина после подписи патриарха Тихона.
С днем хиротонии начался новый этап служения священномученика
Дамаскина Церкви – в Черниговской епархии, который будет предметом
дальнейших исследований.
Итак, Дамаскин (Цедрик), епископ Глуховский и Нежинский, обла-
дающий необыкновенной тягой к знаниям и неординарным талантом
к иностранным языкам и проповеди христианства в среде иноверных,
начинал как выдающийся миссионер. Он научно подходил к проблемам
освоения чужих культур (бурятской, тунгусской, китайской) и проповеди
православия носителям этих культур. Революционные события оборвали
путь миссионера и исследователя, и еп. Дамаскин стал одним из первых
поборников истинно-христианских идей в Русской Церкви, которая по-
гружалась в обновленчество и сотрудничество с большевицкой властью.

 


ABSTRACT
Damascene (Tsedrik), Bishop of Glukhov and Nezhinsk, was a hierarch
of the early 20th century and a hieromartyr to the faith. He lived a long and
di³cult life. Having an unusually strong desire to study and an exception-
al talent for foreign languages, as a giμed preacher of Christianity amongst
those of other faiths, he started out as an exceptional missionary. With an
academic, scienti¶c approach towards foreign cultures he came into contact
with the Buriat, Tungus, Chinese and preached the Gospel to these peoples.
·e events of the Russian Revolution cut short his work as a missionary and
scholar, and Bishop Damascene became one of the ¶rst defenders of the idea of
True Orthodox Christianity in the Russian Church, as it was being swallowed
up by renovationism and compromise and collaboration with the bolshevik

 


63 Прот. М. Польский, Указ. соч., c. 158; Е.Л. [Е.Н. Лопушанская], Указ. соч., c. 39;
О.В. Косик, Истинный воин Христов..., Указ. соч., c. 57.
64 В.Г. Пуцко, Указ. соч., c. 46-47.

____

23

authorities. ·is article is an overview of Bishop Damascene Tsedrik's biography
before his consecration as bishop in 1923.
Кeywords: Bishop Damascene (or Damaskin) (Tsedrik), Metropolitan Anthony
(Khrapovitsky), missionary work, bolshevik regime, renovationism



 

 


 

Contents
Articles
 Life and Labors for the Church of Hieromartyr Damascene (Tsedrik) before His Consecration as Bishop in 1923

Категория: святые | Добавил: didahe (13.06.2022)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог