![](/_pu/6/08989080.png)
Первый протестант
Уильям Оккам (или Оккамский) (ок. 1287–1347) был библейским верующим и английским философом 14-го века. Он находился в оппозиции против церковного руководства своего времени, потому что оно отступило от чёткого библейского учения и вместо этого искало власти, влияния и богатства. Однако сегодня он более известен благодаря логическому принципу решения проблем, известному как «бритва Оккама». Хотя он и не был автором этой идеи, он использовал её так эффективно, что её стали называть его именем.
Бритва Оккама – это фраза, звучащая на латинском языке Entia non sunt multiplicanda sine necessitate, что в переводе означает «не следует умножать сущности [привлекаемые для объяснения] без необходимости». Эта концепция была некорректно переформулирована следующим образом: «при прочих равных условиях, самое простое объяснение, как правило, должно быть правильным».[1] Однако Оккам не утверждал, что природа всегда следует по самому простому пути, или что простое объяснение превосходит более сложное; равно как и то, что простота должна отменить необходимость объяснения всех фактов. Скорее он был сторонником того, что не следует выдвигать больше причин, чем нужно, при объяснении любого явления.
«Ничего не следует постулировать без обоснования, за исключением того, что самоочеввидно, или известно из опыта, или утверждается авторитетом Святого Писания».[2]
Скептики и атеисты, использующие принцип бритвы Оккама, сегодня неизбежно отбрасывают последнюю часть, таким образом искажая эту концепцию. Например, атеисты любят утверждать, что их неверие в Бога превосходит теизм, поскольку оно предполагает на одну сущность меньше, и поэтому проще. Но Оккам не давал миру 14-го века эквивалент принципа «делай попроще, дурачок» (прим. пер.: англ. «Keep it simple, stupid», принцип проектирования, запрещающий использование более сложных средств, чем необходимо). Скорее он утверждал свою веру в окончательный авторитет Слова Божьего, при этом ратуя за использование разума и познания при анализе причин какого-либо явления.
Считается, что Оккам родился в английской деревне Оккам в графстве Суррей, и что в детстве он вступил в орден святого Франциска в Лондоне (францисканцы), где получил начальное образование, после чего он обучался богословию в Университете Оксфорда. Его образование включало изучение логики, которое он рассматривал как необходимое условие для оценки всех утверждений. Действительно, во всех спорах, в которых ему приходилось участвовать, «логике суждено было стать его главным орудием против оппонентов».[3]
В Оксфорде студенты должны были написать комментарий к официальному учебнику богословия, «Сентенции» (Sentences) Петра Ломбардского. Взгляды Оккама на этот счёт (изложенные в труде под названием «Распорядок», Ordinatio) были сочтены недостаточно ортодоксальными богословским факультетом университета, из-за чего Оккаму пришлось покинуть университет, так и не получив степени магистра богословия. Церковные власти также не одобряли его взглядов, и в 1324 году папа Иоанн XXII вызвал Оккама на папский суд в Авиньоне во Франции, где тот предстал перед комиссией из шести богословов. Однако его «Распорядок» никогда не был официально объявлен еретическим.[3]
ОККАМ ПРОТИВ ПАПЫ ИОАННА XXII
В то время в Авиньоне Оккам жил в местном францисканском монастыре. Здесь в 1327 году он встретил генерала ордена францисканцев Михаила Чезенского, который имел разногласия с папой Иоанном по вопросу имущества. Полагая, что они следуют примеру Христа и апостолов, францисканцы жили в абсолютной бедности, что было полной противоположностью богатства папского дворца в Авиньоне. Папа Иоанн стремился увеличить богатство Церкви, и образ жизни францисканцев был неявным упрёком, а не помощью в достижении этой цели.
Михаил просил Оккама изучить три папских буллы,[4] показывающих что папа Иоанн XXII ранее писал о пользовании имуществом. После этого, Оккам пришёл к выводу, что папа Иоанн не просто ненамеренно ошибался, но упрямствовал в своей неправде и ереси, и поэтому он лишился своего сана. Фактически, Оккам заявил, что Иоанн был псевдо-папой. Действительно, Оккам даже был назван «первым протестантом» – при чём не кем-нибудь, а таким авторитетом в данном вопросе, как Католическая Энциклопедия.[5]
Оккам, библейский христианин, утверждал, что Бог был одной и единственной первопричиной и авторитетом, и что это факт, который Бог открыл человечеству в Своём Слове — Библии. Этот призыв признать авторитет Священного Писания был перенят и переформулирован Мартином Лютером во время протестантской Реформации чуть менее чем два века спустя, в виде тезиса Sola Scriptura (только Писание). То есть что Библия – это высший авторитет во всём, чему она учит. Всё остальное, и особенно человеческие предположения, подчиняются и исправляются написанным в Слове Божьем.
Отношения между сторонами ухудшились, и в мае 1328 года Михаил, Оккам и некоторые сторонники францисканцев сбежали из Авиньона под защиту императора Священной Римской империи Людвига IV (Людовика) Баварского, который стал покровителем Оккама. Папа Иоанн незамедлительно отлучил Оккама и его спутников от церкви, не из-за ереси, а за пренебрежение его властью (т.е. за уход из Авиньона без его разрешения). Ранее, в 1324 году, папа отлучил Людовика от церкви и лишил его всех прав Империи, поэтому Людовик обрадовался моральной и литературной поддержке со стороны Оккама. Остаток своей жизни Оккам провёл в Мюнхене, где он писал о различных проблемах, в том числе о том, что папство не имело право контролировать имперские власти. Таким образом, Оккам был одним из первых сторонников отделения церкви от государства.
Применяя бритву Оккама к вопросу о сотворении/эволюции
Господствующая сегодня версия гипотезы происхождения Вселенной посредством «большого взрыва» говорит о том, что сингулярность, которая якобы «взорвалась», возникла из ничего6 посредством «квантовой флуктуации». Затем она якобы быстро расширялась и в конечном итоге произвела всё сущее. Но эта теория должна предполагать, что было что-то, что флуктуировало (колебалось).[7] Где и когда могла произойти эта предполагаемая квантовая флуктуация, если ещё не было пространства и времени, в которых она могла произойти?
Применяя критерий Оккама к сценарию «большого взрыва», мы видим, что предлагается несколько причин (например, квантовая флуктуация из ничего, внезапное расширение, замедление этого расширения, большая часть Вселенной состоит из «тёмной» материи и «тёмной» энергии, которые не могут быть обнаружены, и т.д.). Ничто из этого списка не является самоочевидным, либо известным благодаря опыту, либо подтверждается авторитетом Священного Писания. Напомним, что самоочевидность была главной частью оккамовской логической оценки для всех утверждений. «Большой взрыв» совершенно не проходит согласно критерию бритвы Оккама.
Кроме того, Вселенная демонстрирует разумный замысел, особенно в мире биологии, но это также верно и относительно небесных тел.[8] Сторонники большого взрыва отрицают это, тем самым избегая необходимости объяснять это. Однако объяснение всех данных, включая замысел и разум, которые явно прослеживаются во Вселенной, заключается в том, что Вселенная была создана разумным Творцом, Который обладает властью, способностью и желанием создать всё это.
Противники концепции «сотворения» утверждают, что обращение к Богу было лишь попыткой первобытного человека объяснения явлений до появления науки. Однако следствием идеи разумного Создателя является то, что такой Творец также должен обладать интеллектом, достаточным для того, чтобы суметь объяснить нам то, что Он сделал. И именно это мы находим в Библии, в повествовании о сотворении в Книге Бытия, которому верил Оккам.
Хотя он был, конечно, не первым человеком, преследуемым за ортодоксальные библейские убеждения, Оккам полностью заслуживает звания «первого протестанта». То, что он писал в 14-ом веке, не только обличало религиозных коррупционеров того времени, но также может быть использовано и сегодня для обличения атеистов в нежелании признавать Бога в каждом аспекте жизни. Потому что Бог — не только наш Творец, Он также наш Законодатель, наш Судья, а для тех, кто желает получить прощение грехов, также наш Спаситель.
Ссылки и примечания
1. Например, выдуманный учёный, участник проекта SETI Элли Эрроуей в научно-фантастическом романе Карла Сагана «Контакт».
4. Папская булла – это юридический документ, издававшийся папами католической церкви. Назван так по названию свинцовой печати (буллы), которая добавлялась в конце для подтверждения подлинности.
5. Catholic Encyclopedia: William of Ockham.
6. Как утверждает, Л. Краусс в A Universe from Nothing: Why There Is Something Rather than Nothing, Free Press 2012 г. См. обзор: Reynolds, D.W. Godless universe untenable, J. Creation 27(1):30–35; creation.com/krauss-review.
7. Иногда это называют квантовым вакуумом, что не то же самое, что «ничто»; см. Sarfati, J., In the beginning God created—or was it a quantum fluctuation?; creation.com/krauss.
|