[04.07, 12:32] Фёдор Ал: Он имеет ввиду, что на ектениях постоянно повторялись имена императора и членов императорской фамилии.
Кстати. С церковной литературе слово Бог писалось с большой буквы. И имя императора - целиком БОЛЬШИМИ буквами. Вот это и была хула. Это и была замена Небесного Царя и на царя земного. То есть, попросту говоря, измена Христу с другим царём (ведь слово Христос переводится Помазанник, то есть Царь. А служить 2 господам невозможно, как сказано в Евангелии. Какой-то из двоих будет главным)
[04.07, 13:19] Фёдор Ал: Книга писалась после 1 мировой войны. И о. Спиридон писал:
"Христос вот уже шестнадцать веков находится закованным в страшные кандалы государственной власти".
Можно посчитать по пальцах. Это значит с 4 до 19 века - с момента порабощения христианства - Империей , кесарем.
(В 20 веке возникла надежда, что церкви почти во всём мире, став отделёнными от государства, станут свободны, независимы. Но увы. Последние 3 года показали, что власть князя мира СЕГО над иерархами всех крупных церквей осталась. Просто осуществляется более скрытно. Именно поэтому все крупные церкви и побежали выполнять указания властей в 2020 и 2021 годах.
Ф. А. Л.
Сам фрагмент
«Учение Христа для государства есть смерть.
Чтобы сохранить себя и не быть раздавленным Евангелием, государственная дипломатия оградила себя от Христа благодарным церковным духовенством. То же самое и в католичестве. Чтобы своим преступным отношением против Христа не вызвать протест и не оттолкнуть от себя более чутких и более зорких христиан, государственная дипломатия совместно с правящим духовенством дали всему христианскому миру бесчисленное количество разных внешних святынь. С этой целью они создали великолепные храмы, внесли дивное церковное хоровое пение, ведут самое пышное церковное служение и т.д. Все это делалось и делается с той целью, чтобы всем этим заменить христианам их истинного живого Христа и Его евангельское учение. Ничего нет страшнее и опаснее для государства, как если бы люди жили учением Христа. Современное государство самый ярый и жестокий враг Христу, а второй его враг, нисколько не уступающий по своей жестокости и коварству государству, само продажное и торгующее Христом духовенство.
<…>
Ревнуя о чистоте и святости славы моего Христа, я отвергаю и всем своим существом отрицаю то церковное общественное богослужение, в коем имена сильных мира сего чаще произносятся, чем имя Сына Божия, и в коем духовенство молится: “О пособити и покорити под нози всякаго врага и супостата”, “О христолюбивом воинстве” и т д. Все это я считаю гнусным и преступным языческим обоготворением сильных мира сего и отрицанием Евангелия.
Ради Христа отвергаю и всем своим существом отрицаю ту сторону современной церковной жизни, которая сознательно идет вразрез с волею Христа и Его божественным учением.
Наконец, все то, что противно Христу и враждебно Его святейшему евангельскому учению, я отвергаю и всем своим существом отрицаю.
После всего мною сказанного я в заключение сей моей исповеди должен сказать следующее.
Христос вот уже шестнадцать веков находится закованным в страшные кандалы государственной власти и все время содержится у нее в качестве самого опасного узника. Временами даже все государство нисколько не стеснялось делать Христа жертвою своих интересов. Как на это смотреть? Нужен ли нам Христос или нет? Что для нас дорого Христос или государство? Ведь двум богам мы служить не можем. Конечно, если мы действительно веруем во Христа и считаем Его за живого христианского Бога, то мы должны все лечь костьми за Него и освободить Его от эксплуатации государством.Если же находим, что для нас государство, церковная наша власть, народный почет, человеческая слава, сан чины, ордена, сытая беспечная жизнь, богатство, деньги и т. д. дороже и выгоднее Христа, то, значит, мы представляем из себя не только не христиан и не христианских пастырей, но какое-то церковное скопище одних предателей Христа и самых гнусных Его изменников».
Архимандрит Спиридон (Кислов), «Исповедь священника перед церковью»