"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 25.11.2024, 01:01
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [38] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [3]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [51] Георгий Чистяков [10]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [58]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [4] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [3]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [4]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [17]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [0] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [1] Алексей Лебедев [1]
Апостол Павел [4] Вячеслав Винников [1]
Уильям Оккам [1] Дмитрий Рябыкин [0]
Андрей Кураев [0]
Агент КГБ, пропагандист, публицист
Елена Мень [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Николай Колчуринский

Н. Кoлчуринский о первородном грехе и искуплении

Николай Колчуринский

Беседы о первородном грехе и искуплении.

Беседа 1. Первое грехопадение.

Крестник - Хотелось бы узнать подробнее о том, что понимается под первородным грехом.

Крестный - Первородным грехом обычно называется первый грех, совершенный нашими прародителями (Адамом и Евой) в раю. Этот грех стал причиной всех бед, как для них, так и для всех их потомков.

Крестник - Каковы были последствия первородного греха для праотцев (прародителей) и как они вытекают из самого факта первого грехопадения?

Крестный - Во-первых, самым быстрым и непосредственным следствием грехопадения праотцев была их т.н. духовная смерть или, что то же самое, душевная смерть (иногда, говоря о духовной смерти человека, говорят только о смерти души ).

Крестник - Что это такое?

Крестный - До грехопадения праотцы находились в общении с Богом. И это общение представляло собою не просто некие частые и непосредственные контакты, но и некое глубокое и непостижимое для нас единение их душ, всего состава их естества с Божеством, при этом они составляли с Богом, как бы некое единое целое. И все действия человека при этом в частности осуществлялись совместно с Богом. Впрочем, человеку была оставлена свобода - оставаться с Богом, сохранить этот союз или воспользоваться свободой для его разрыва. В результате грехопадения этот союз был мгновенно разорван.

Крестник - Почему?

Крестный - Потому что Бог не может быть в единении с тем, кто грешит ( и тем самым делать грех вместе с ним), и такое единение очевидно противоречит святости Божества.

Крестник - Духовную смерть претерпели только души, или вместе с нею и тела праотцев?

Крестный - Когда душа, умирая духовной смертью, лишается Бога, тогда вместе с нею умирает духовно и тело. Весь человек при этом перестает быть богоносным. Так писал об этом Св.Игнатий Брянчанинов в своем сочинении "Аскетические опыты", составленном на основе творений других Св.Отцов Православия: "Падением изменились и душа и тело человеческие. В собственном смысле падение было для них (праотцев) вместе и смертью. Видимая и называемая нами смерть, в сущности, только разлучение души с телом, прежде того умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога"( "Слово о чувственном и о духовном видении духов" - 13).

<...>

Крестник - Каковы были последствия духовной смерти?

Крестный - Первым ее следствием всегда является то, что духовная смерть рождает грех и через это снова рождает саму себя. Так было и с праотцами после первого грехопадения.

Кресник - Что имеется в виду?

Крестный - Имеется в виду следующее. Человек, будучи оставлен Богом, пребывая в состоянии духовной смерти, не может  быть без греха. Так писал об этом Св. Григорий Палама. "...Как оставление тела душею и отделение от него является смертью тела, так и оставление души Богом и отделение ее от Него является смертью души, хотя иным образом она и остается бессмертной; ибо, несмотря на то, что она, отделенная от Бога, становится гнусной и непотребной, даже более чем труп, она не растворяется после смерти, как тело, потому что бытие ее не зависимо от состава элементов.

Это же можно видеть и на неодушевленных вещах, ибо те из них, которые проще, более прочны. Поэтому душа, будучи отделена от Бога, не только становится инертной в отношении благой деятельности, но и сама по себе, несчастная, становится деятельной в дурном отношении, живя до такой степени беспорядочно, (а затем так же продолжая жить и в разделении с телом), что наконец во время Суда вместе с телом в неразрушимой и невыносимой связи, будет предана вечному мучению, уготованному диаволу и ангелам его, потому что все они - мертвы, хотя и деятельны на зло, ибо справедливо были отвержены от Бога, Который есть Сама Жизнь" ( 12, Омилия 16).

Следствием греховного состояния, возникшего вследствие духовной смерти снова является духовная смерть, та в свою очередь снова рождает грех и так далее до бесконечности.

Крестник - Мне не понятно, почему человек, попав в состояние духовной смерти, неизбежно грешит.

Крестный - Человек не может быть без деятельности, таково свойство человеческого естества. Эта деятельность быть безгрешной (т.е. святой) может быть только при соединении с Богом, поскольку Он - всесовершенный и поэтому есть источник всякого блага. В противном случае, если бы человек был способен осуществлять добро автономно, без Бога, Бог перестал бы обладать упомянутым свойством - быть причиной и источником всякого добра. Поэтому, будучи отделенным от Бога, человек неизбежно грешит. Впрочем, стремление к добру остается и в духовно мертвом человеке, но это стремление всегда наталкивается на вышеупомянутое препятствие для своего осуществления - отсутствие соединения с Богом, и поэтому вся человеческая деятельность при этом отравляется греховной примесью - в человеке поселяются страсти (греховные пожелания, стремления), все, что ни делается им, становится с примесью греха, в добавок к этому при духовной смерти - к душе человека получает доступ дьявол.

Крестник - Значит после грехопадения праотцы отравились грехом?

Крестный - Совершенно верно, грех вошел в их состав, <...> и всякая их деятельность пропиталась грехом. В этом специфика духовной смерти.

Крестник - Итак причиной того, что первое грехопадение привело к тому, что состояние духовной смерти стало перманентным, было то, что выстроилась цепочка: "грех- духовная смерть- грех- духовная смерть-..."?

Крестный - Не только это. Сама по себе непрекращающаяся духовная смерть собственно и есть казнь Божественного правосудия за грех. Об этом свидетельствуют Св.Отцы:

"..."Кончина же их (т.е. расплата за грех, согласно толкованию Св.Феофана на Рим.6,20 (8) )  - смерть", и телесная весьма часто, и душевная всегда"- писал бл. Феофилакт (9, толк.на Рим.6,20).

" Грех, понеже от Бога разлучает,...отлучившуюся душу лишает жизни и так умерщвляет ее. Таковый человек жив, и мертв есть, жив телом, но мертв душею. Так прародители наши в раю, в который день вкусили от заповеданного древа и согрешили, умерли, по слову Господню: в тот день. когда съедите от него, смертью умрёте (Быт.6,44). <...>  Бог есть свет жжизни и свет животворящий: следовательно во тьме и смерти те, кто от Него отлучился" - писал Св.Тихон Задонский (7, пар.44). Заметим еще раз, что духовной смертью за грех казнится как душа, так и тело.

Крестник - Телесная смерть, которой подвергается, как душа так и тело человек, тоже является казнью за грех?

Крестный - Как ты мог уже заметить, согласно бл. Феофилакту, во многих случаях это так. Состояние пребывания в духовном умерщвлении, согласно учению Св.Отцов, неизбежно приводит к своему последствию - смерти телесной. И вместе с нею она является воздаянием за грех. Собственно о том, что телесная смерть должна будет последовать вслед за духовной, и сказал Бог праотцам после грехопадения. Так об о всем этом мы писал Св. Григорий Палама:

"Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом собственно заключается душевная смерть. На эту смерть указывал и Бог заповедию, данною в раю, когда говорил: если съедите  от запрещённого древа, смертию умрёти. Тогда умерла душа Адама, разлучившись непослушанием от Бога; телом же он прожил от того времени до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине непослушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец предает смерти. Тогда, по умерщвлении внутренняго человека непослушанием, услышал перстный Адам: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься " (Св.Григория Паламы, послание к Ксении монахине - цит. по 13 ("Слово о смерти")) и по 5 ("Падение первозданных")). При таком развитии событий, вслед за телесной смертью неизбежно следует так называемая смерть вечная или, что то же самое - смерть вторая, что есть ничто иное, как вечное адское мучение (см. подробнее об этом 29, кн.13, гл.2 и 13 - "Слово о смерти"). Таково страшное и правосудное воздаяние за грех!

Крестник - Почему приговор духовной смерти получает и тело - разве оно ответственно за согрешение человека?

Крестный – Человек состоит из души и тела, при этом тело не есть просто пассивный соучастник души или ее орудие, а активно участвует в любом деле ( в том числе и в любом грехе) и поэтому всегда разделяет с душою ее ответственность за всякий грех. Так об этой ответственности писал Св.Кирилл Иерусалимский: "Итак, поскольку во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим" (25, гл.18, п.19). <.>

Согрешает всегда весь человек (душа и тело), поэтому и отвечает за грех весь человек (душа и тело). Вследствие вышесказанного, тело получает тотчас же по согрешении наказание духовной смертью, так же как и душа ("Расплата за грех, смерть", и телесная весьма часто, и душевная всегда"- согласно бл. Феофилакту) и мгновенно лишается соединения с Богом, и по правосудию Божию должно остаться таким навсегда.

Итак, вечное состояние духовной смерти всего человека (то есть души и тела) есть справедливая расплата за грех.

Расплата духовной смертью и телесной смертью за грех, однако, не является еще полной правосудной расплатой за него.

<....>

 

Крестник - Почему приговор духовной смерти остается с человеком навсегда?

 

Крестный - Во-первых, как мы уже выяснили, если Бог оставил человека, в этот самый момент, человек, оказавшийся в этом состоянии - неизбежно грешит, и поэтому снова навлекает на себя духовную смерть, в силу правосудия Божия.

Во-вторых, когда Бог, покидает согрешающего человека, человек тем самым оказывается в ситуации, когда ему с необходимостью предстоит как телесная смерть, так и смерть вторая. И все эти три смерти вместе взятые собственно и составляют все воздаяние за грех, полную расплату за него.

В той же ситуации, при которой человек снова оживает духовно - т.е. снова соединяется с Богом - вся ситуация меняется на противоположную. Так писал об этом Св. Григорий Палама: "Душа, разделившись с Богом преступлением заповеди, умерла; но послушанием заповеди опять соединяется с Богом и оживотворяется этим соединением. ...Опять, эта жизнь принадлежит не только душе, но и телу, доставляя ему бессмертие воскресением. Она не только избавляет его от мертвенности, но с нею и никогда непрестающей смерти - будущей муке" (Св. Григория Паламы, послание к Ксении монахине - цит. по 13 ("Слово о смерти")).

Итак, поскольку Бог справедливо воздает за грех и неизменен в Своем естестве, духовно мертвому, доколе он повинен в грехе (как мы иногда говорим кратко: "грешен") ждать духовного воскресения из духовной смерти нечего. "Когда Бог осуждает на что, то делает и приговор, и приговор Его становится делом, и карою вечною, и уже никакой нет возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божию определению" - писал преп. Симеон Новый Богослов (14, слово 1). Вина же греха, будучи бесконечной, никогда не может исчезнуть сама собою: ни "за сроком давности" и никак иначе. За безмерную вину греха - напоминаю, воздаяние вечной мукой, значит, вина греха уже никогда не исчезнет сама. Поэтому для избавления от расплаты за грех необходимо снятие вины греха, а это возможно только при выполнении правосудного, справедливого приговора.

Крестник - Мог ли Бог простить праотцам их вину?

Крестный - Прощение греха в том случае, если виноватое лицо избавляется от вины за грех, и, не претерпев наказания, уже более не подлежит казни, противоречит понятию о совершенной Божественной справедливости, воздающей всем по делом, а также и неизменяемости естества Божия. Заметим, что прощение грехов Богом, имеющее место в Православной Церкви, связано с принципиально другим механизмом (см. третью беседу).

Крестник - Могли ли праотцы сами искупить вину греха и грехов, которые они совершили?

Крестный - Нет. И причин этому несколько. Во-первых, вина греха бесконечно большая (“Грех всякой ограниченной твари пред ея Творцем, бесконечно совершенным, есть грех безконечный; а такой грех требует безконечного наказания” (13- "Слово о смерти")), а человек ограничен в своих возможностях. Поэтому совершить бесконечно большое добро он в принципе не может, а только такое добро могло бы перевесить "чашу весов" (на противоположной "чаше" лежит бесконечное зло греха или грехов). Во-вторых, в силу отравленности грехом Адам и Ева полностью потеряли возможность делать какие-либо подлинно богоугодные дела, даже при наличии искренних желаний творить таковые.

Крестник - Мне это не вполне понятно. Разве их способность совершать добрые дела полностью исчезла? Например, Ева прославила Бога за рождение первенца (Быт.4,1) - разве это не доброе дело?

Крестный - Богоугодным делом (или добродетелью) следует, по учению Православной Церкви, называть только такое дело, через которое не только совершаются какая-либо заповедь Божия (например, прославление Бога, как в твоем примере), но и вся человеческая деятельность при совершении таких дел осуществляется исключительно по любви к Богу ((см.1,ч.3,отв.3). Состояние же подлинной любви к Богу - это состояние, свободное от страстей и всякого греха (см. толкования бл.Феофилакта на 14 и 15 главы Евангелия от Иоанна (9)).

Праотцы, как мы видели, потеряли это состояние в результате духовной смерти, поэтому все, что они совершали (в том числе и внешне добрые дела) стало причастно греху и страстям, стало отравлено ими.

<...>

Крестник - Почему праотцы были наказаны за грехопадение имено телесной смертью?

Крестный - Телесная смерть, помимо того, что являлась и является казнью за грех, последствием духовной смерти грешника, имела и другое назначение. Цель появления этой смертности заключалась в частности в том, что Бог стремился привести праотцев к покаянию и смирению. По мнению преп. Симеона Нового Богослова, без смертности по телу человек никогда бы не смирился (14). Заметим, что причиной первого грехопадения была именно гордость (см. кн. Бытия, гл.3). Появление бесчисленных земных страданий - было с одной стороны казнью за грехи первых людей ( и только лишь частичной, поскольку вина всякого греха бесконечна) и с другой, это также было средством возбудить их к покаянию.

Крестник - Поскольку Бог не отменяет приговоров за грехи и избавиться от зараженности грехом праотцы сами не могли, ситуация с ними в плане спасения представляется безнадежной. Тогда какую же пользу могло бы принести им покаяние?

Крестный - Покаяние было для них полезным и необходимым в силу того, что Богом был исходно задуман и возвещен праотцам путь спасения через Искупителя, который должен был искупить их вину через определенное время, и воспользоваться этим путем было возможно только при наличии покаяния (см. примечание 18). Об этом пути мы, как я надеюсь, поговорим в следующих беседах.

Беседa 2. Адамово наследие.

Крестный - В конце прошлой беседы ты справедливо назвал ситуацию, в которую попали праотцы, безнадежной.

Крестник - Конечно, если Бог воздает всем по делам и никак иначе, если сами праотцы искупить свою вину не могли, если приговор духовной смерти - приговор навсегда, если грех стал их неизменным состоянием, то здесь полная безнадежность. В связи с этим возникает вопрос о том, почему вообще для них существовала возможность избежать ада, а они его - таки избежали в конечном итоге, как я знаю, из текста службы в Великую субботу.

Крестный - Об этом мы поговорим в следующий раз. Сегодня же остановимся еще на одном последствии первого грехопадения - на том, как оно отразилось и отражается на всем потомстве праотцев.

Крестник - Давайте, у меня тут много вопросов.

Крестный - Как известно, после грехопадения праотцы начали рождать детей и весь человеческий род происходит от первой супружеской пары и всех их потомков. Последствием первого греха является еще и то, что состояние духовной смерти передается всем потомкам Адама и Евы без исключения.

Кресник - Поясните, почему.

Крестный – Во-первых, заметим, что все люди сотелесны Адаму и Еве (в конечном счете Адаму - так как Ева произошла от его ребра). Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили - пишет Св. Апостол Павел (Рим.5,12). Комментируя эти слова, преп. Ефрем Сирин писал: "(Бог) соделал всех людей единым телом в одном лице Адама грешника"(21).

Во-вторых, приговор на вечную духовную смерть праотца остается в силе с момента вынесения и далее до бесконечности. И суть этого приговора в том - что Адам навсегда должен быть без Бога. А поскольку Адам, как и всякий человек, это душа и тело (см. 18, гл.26) , то в частности это означает, что все его тело, доколе оно существует, должно оставаться без Бога. Все человеческие тела есть части Адамова тела, поскольку все люди - его потомки. Адам (Адамово тело) продолжает свое бытие в телах своих потомков, сотелесных ему, поэтому им приговор - оставаться без Бога на веки. При появлении каждого человека его душа соединяется с телом, уже подверженном вечному приговору: быть без Бога. Значит, при появлении на свет такого человека, всякая его деятельность окажется отравленной грехом, точно также, как стала отравленной грехом человеческая деятельность в результате духовной смерти вследствие первого греха у его далеких предков - Адама и Евы. <.>

Крестник - Почему при том, что тело человека находится в состоянии духовной смерти, однако его душа не может быть при этом духовно живой?

Крестный - Человек, состоящий из души и тела, может находиться (весь) только в двух состояниях - или в состоянии духовной жизни или в состоянии духовной смерти. Так находим мы в творениях Св.Отцов : “Что душа для тела: то Святый Дух для всего человека, для его души и тела. Как тело умирает, тою смертию, которою умирают все животныя, когда оставит его душа, так умирает весь человек, и телом и душею, в отношении к истинной жизни, к Богу, когда оставит его Святый Дух” (4, "Аскетические опыты", т.2, гл.21).

Св.Тихон Задонский писал о том, что смерть человек может претерпевать троякую : обычную телесную, вечную (адское мучение) и духовную, при этом в состоянии духовной смерти человек всегда мертв душою (7, пар. 387). Таким образом, ситуация, при которой тело духовно мертво, а душа жива - является невозможной.

Думаю, что указанная мысль станет более понятна, если мы будем иметь в виду следующее. Вспомним слова Св.Кирилла Иерусалимского: "Итак, поелику во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим" (25, гл.18, п.19). Из этого следует, что всякое человеческое действие (в том числе и умственное) совершается только при соучастии тела. Человек, согласно учению Св.Отцов, пребывает в состоянии непрестанной умственной деятельности (см. 28, "Советы относительно душевного иноческого делания", Введение), в которой всегда, как мы выяснили, соучаствует и его тело своей активностью. Таким образом, человек непрестанно пребывает в деятельности, осуществляемой активностью души и тела.

Поэтому в том случае, если душа духовно жива (соединена с Богом), то и тело с необходимостью становится соединенным с Богом в своей деятельности, через совместную активность души и тела. И уж по крайней мере в такой ситуации ни как нельзя говорить о том, что тело оказывается "оставленным Святым Духом". "Когда ум и сердце ("все ощущения духа") сделаются обителью Бога... тогда, естественно, делаются Его обителью и душа и тело" - писал Св.Игнатий Брянчанинов (27, гл. XLIX) .

Крестник - Не понятно, почему передача духовной смерти, как следствия первого греха, потомкам от прародителей не противоречит Божественной справедливости. Как так может быть, чтобы прародители согрешили, а все потомки расплачивались, претерпевая наказание?

Крестный - Ты совершенно прав в том, что считаешь наказание кого-либо за грехи его предков несправедливым. Однако в разбираемой нами ситуации никакого противоречия со справедливостью нет. Каждый младенец, зачинаясь и рождаясь духовно мертвым, не претерпевает на самом деле никакого наказания. Он просто не получает то, что получили в свое время его праотцы (Адам и Ева) при появлении на свет – не получает божественной благодати, соединения с Богом, как мы еще это называем, - обожения. И если кто-то чего-то недополучил от Бога, разве это наказание? Является ли наказанием то, что я не родился, например, Ротшильдом или принцем датским?

<...>

 

Заметим, что первого механизма - то есть сотелесности Адаму, достаточно для передачи заразы греха потомкам. Такая мысль вытекает из текста "Православного исповедания" - "Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме; то как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: воньже аще день снесте от него, смертью умрете (Быт.2,17). То же самое говорит и Апростол: якоже единым человеком грех в мир виде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, ибо в нём все согрешили (Рим.5,12). Посему с сим грехом мы и зачинаемся во чреве матери и раждаемся, как говорит священный псалмопевец: се бо в беззакониях зачат есть, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50,7). Сей грех называется прародительским, во первых, потому что прежде онаго человек никаким грехом осквернен не был: хотя дьявол уже был растлен грехом своим, по внушению коего возник и в человеке этот, так называемый, первородный грех, которому подвергся и Адам, сделавший его, и все мы от него происходящие. " (1 - отв.24).

 

Крестный - О каком пребывании во Адаме здесь идет речь?

Крестник - Как минимум о пребывании во Адаме тел всех людей, происходящих от Адама, поскольку именно это пребывание имеется в виду в приводимых словах Св.Апостола Павла (согласно преп. Ефрему Сирину (см. выше); так учат об этом и другие Св.Отцы (см. примечание 10)). Согласно вышеприведенному фрагменту текста “Православного исповедания”, при естественном зачатии мы все становимся частью Адама и в этом - достаточное условие передачи нам от него духовной смерти, что всегда с необходимостью предполагает отравленность грехом всего нашего естества.

<.>

 

 

Крестник - Можем ли мы как-либо повлиять на состояние нашей вины перед Богом? А также- как-либо очистить себя от отравы греха?

 

 

Крестный - Также как и праотцы ничего своими силами любой человек сделать в этой ситуации не может по тем же самым причинам, что и они. Как мы уже говорили, Бог эту ситуацию "отменить" также не может, иначе Он перестал бы быть правосудным и неизменным.

Однако, по неизреченной милости Божией, был Богом устроен чудесный способ спасения, который, не нарушая Его правосудия, дарует человеку возможность выхода из этого тупика. 

Беседа 3. "Оправдание искуплением во Христе Иисусе"(Рим.3,24).

"Если б не пришёл Господь, не сделался человеком и не принес Себя в жертву за нас, и если б не благоволил Он так устроить, чтоб всякий верующий в Него, преисполняясь освящения чрез принятие благодати Его, освобождался от уз мира; то никто никогда и не освобождался бы от них, т.-е. не освобождался бы от тех трех страстей, - ибо они суть узы мира, - и все бы погибали, ибо другого пути ко спасению нет и быть не может" (преп. Симеон Новый Богослов, Слово 23 (14)).

Крестный - В прошлый раз я упомянул о том, что Богом был устроен способ спасения человека, при котором, без нарушения Его правосудия, человеку может быть даровано спасение, которое обязательно заключается в прощении грехов и в исцелении от зараженности грехом. И иначе никогда спасения быть никакого не может, и будет в итоге только один ад. Согласен?

Крестник - Согласен.

Крестный - Суть упомянутого способа заключается в том, что второе Лицо Пресвятой Троицы Сын Божий, будучи Богом, становится и человеком. На земле рождается Богочеловек Иисус Христос, который во всем подобен нам по своим человеческим свойствам, кроме греха.

 

<.>

 

Прожив на Земле жизнью безгрешного человека, Богочеловек Иисус Христос умирает на Голгофе, на Кресте своим человеческим естеством, при этом всё в его человеческом естестве ( в душе и в теле) претерпевает страдания и смерть. Эти страдания и смерть составляют искупительную жертву за грехи всего человеческого рода, будучи страданиями и смертью бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека (2, "О четвертом члене").

 

Крестник - Как может чье-либо страдание и смерть иметь какое-либо отношение к тому, что я или кто-либо повинен или неповинен в грехе? При том что Бог правосуден - т.е. воздает всякому по делам, какое отношение могут иметь ко мне чьи-то страдания, как они могут избавлять меня от моей ответственности - совершенно не понятно.

Крестный - Рассуждая о Божественном правосудии ты рассуждаешь совершенно правильно. Каждый человек, каждая личность должна в силу правосудия получить по своим делам.Чудо спасения человека заключается в том, что в силу сердечной веры во Христа у каждого человека, ею обладающего, его естество (т.е. душа и тело) обновляются во Христе, становятся Христовыми.

Такой человек, не теряя своей собственной личности, своего "я", полностью обновляется в своем составе. В таких людях, по словам Апостола Павла, все и во всех Христос (Кол.3,11). (Если все, то значит - душа и тело). О самом себе в состоянии обновления так писал Апостол Павел - уже не я живу, но живёт во мне Христос (Гал.2,20). Совокупность людей, обновленного естества составляют из себя Церковь, особое общество людей, которое, по словам того же Апостола Павла, есть тело Христово (Кол.1,24).

Крестник - Как можно себе представить, что при полном обновлении естества (души и тела) человека, его личность не исчезает, не теряется?

Крестный - Не теряется, точно также, как и тогда, когда мы ежедневно употребляем пищу, при этом процесс постоянно происходит изменение химического состава нашего тела, но наше "я" остается нашим "я".

Соединившись с Христом, человек становится потомком Христа при том, что до этого он был потомок Адама (см.17 - гл.10, ч.1). Если всё в нем Христос, то это всё есть всё, претерпевшее уже страдание и смерть на Голгофе, страдания и смерть бесконечной (т.е. неограниченной ничем) цены и достоинства, и, следовательно, личность, состоящую из естества, уже испытавшего такие страдания и смерть, наказывать уже было бы несправедливым. Она оказывается уже как бы наказанною "авансом". Поэтому все последствия всех грехов - Адама ли, родителей или самого человека, будучи выражением справедливого воздаяния за них, становятся для неё неактуальными.

В частности, духовная смерть, являющаяся казнью за грех, уже не может иметь места в данном человеке. И это так, потому что его естество - это человеческое естество Христа, в котором нет греха, и Который есть не только человек, но и Бог. Значит, данный человек снова, как и когда-то Адам, становится духовно живым, соединенным с Богом через человеческое естество Христа. И всякому его действию содействует Бог. Человек, соединенный со Христом, обновленный в естестве Христа, естественно - свят и безгрешен в силу безгрешности Христа, соединённости с Богом. И всё это чудо происходит в результате одного - сердечной веры во Христа.

Крестник - Не понятно, как может иметь место обновление и воскрешение из духовной смерти человека, если он повинен духовной смерти, во-первых, в силу своих предыдущих грехов и, во-вторых, в силу того, что его тело - часть тела Адама, и поэтому его тело должно быть, в силу справедливости по отношению к Адаму, быть духовно мертвым?

Крестный - Ответ коренится в силе Голгофских страданий. Как человек согрешивший, такой человек в силу своей вины по справедливости не может быть обновлен и духовно воскреснуть, но одновременно с обновлением во Христе он становится перенесшим искупительные страдания и смерть Христа, безмерной цены, становится уже перенесшим наказание за все свои грехи, в силу того, что все его тело и вся душа испытали страдания и смерть на Голгофе (всё и во всех Христос, перенесший страдания и смерть всей Своей душей и всем телом), поэтому нарушения правосудия при обновлении естества этого человека естеством Христа, пострадавшего и умершего на Кресте - не происходит.

Аналогично и с ответственностью Адама. Будучи частью Адамова тела, человек в силу этого по справедливости должен перманентно претерпевать духовную смерть, и поэтому обновления и обожения с ним, в силу справедливости Бога по отношению к Адаму, произойти не может. Но, поскольку его обновление происходит в человеческом естестве Христа, пострадавшем и умершем на Голгофе, то весь состав человека (душа и тело) при обновлении оказывается мгновенно уже перенесшим страдания и смерть безграничной цены и достоинства - поэтому правосудие по отношению к Адаму при таком обновлении также не нарушается.

И если рассуждать о духовных смертях, которые должны были бы иметь место с нами в силу многочисленных грехов всех наших предков, то аналогичным образом, при обновлении нашего естества в естестве пострадавшего и умершего за нас Христа, правосудие не нарушается и по отношению и к ним. В чудесном обновлении Христовым естеством греховного естества человека, по мнению Св.Отцов : Милость и истина (Божия) стретостеся (встретились, соединились), правда (т.е. правосудие) и мир облобызастася (Пс.84,11) (см. 38, ч.3, гл.1).

Крестник - Если в истинном христианине все Христос, то это значит, что Христос - воскресший?

Крестный - Безусловно так. Если Христос не воскрес после смерти на Кресте, то Его душа и тело продолжают оставаться разделенными, тогда никакого обновления естества во Христе для нас живых быть не может в принципе ( поскольку мы (живые) имеем души, соединенные с телами).

И если Христос не воскрес, то все, живущие на Земле, с необходимостью оказываются в естестве Адама - т.е. в духовной смерти. Заметим, что, при отсутствии живой веры во Христа человек неизбежно остается в том состоянии, которое унаследовано от Адама, поскольку без истинной живой веры Богу угодить ( т.е. быть без греха) не возможно (Евр.11,6) (см. подробнее 4, гл.21). Живая же вера во Христа есть не только необходимое, но и достаточное условие обновления человека во Христе воскресшем.

Крестник - Итак необходимо уверовать во Христа (правильным образом) чтобы получить избавление от греховной заразы и прощение грехов чтобы спастись?

Крестный - Совершенно верно. Но это еще не все. <.. > Нам необходимо то, что бы закрепляло нашу сердечную веру во Христа. Таким действиями являются благодатные церковные Таинства, "запечатляющие веру"(2 , “О десятом члене”) (как мы сегодня сказали бы - фиксирующие), посредством которых истинно верующий во Христа живой верой) начинает действительно жить новой жизнью во Христе (см. подробнее - 26). Запечатлевая веру, Таинства запечатлевают вместе с этим и все её плоды. Первым таким Таинством является Таинство Св. Крещения, которое является духовным рождением в новую жизнь во Христе (а не во Адаме!), без которого (Таинства) никто не может спастись.

Святая Церковь называет Св. Крещение баней пакибытия (то есть жизни вечной) - в силу того, что человек при получении этого Таинства начинает жизнь в воскресшем Христе, ту жизнь, которой будут жить в вечности спасенные во Христе Иисусе. И именно о тех, кто принял это Таинство, поется в церковном песнопении при его совершении: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Дословно - это означает, что те, кто во Христа погрузились во Христа оделись, т.е. соединились со Христом, получили обновление естества, безгрешие, прощение всех (!) грехов, и обожение. И уже не живёт в них естество Адама, отравленное грехом, но Сам Христос!

Закончим наш разговор замечательными словами Апостола Павла, сказанными в связи с теми проблемами, которые мы рассматривали:

Все под грехом, как написано: нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их.

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру (Рим.3,9-25).

 


 

Литература. 1. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, М., 1900. 2. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., 1911. 3. Православно-догматическое богословие Макария, архиепископа Харьковского, СПб., 1868. 4. Св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 2 - СПб., 1905. 5. Св.Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке, СПб., 1995. 6. Св.Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, М., 1993. 7. Св.Тихон Задонский. Об истинном христианстве. В кн. "Творения Тихона Задонского", т. 2-3, М., 1899. 8. Св.Феофан Затворник. Толкование на Послание Св.Апостола Павла к Римлянам. М., 1890. 9. Бл.Феофилакт Болгарский. Благовестник (в 2-х частях), М., 1993. 10. Бл.Феофилакт Болгарский. Толкования на послания св. Апостола Павла, М., 1993. 11. Колчуринский Н. Судьбы людские, М., 2000. 12. Св.Григорий Палама. Беседы. М., 1993. 13. Св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 3 - СПб., 1886. 14. Преп.Симеон Новый Богослов. Слова, М., 1892. 15. Бл.Августин. О вере, надежде и любви. М.,1997. 16. Св.Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия", М., 1905. 17. Св.Игнатий Брянчанинов. Сочинения, т. 4 - СПб., 1905. 18. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, СПб., 1894. 19. Св.Тихон Задонский. Письма келейныя - в кн. "Сочинения преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого", т. 15 - М., 1837. 20.Св.Иоанн Златоуст. Избранные поучения, М., 2002. 21.Преп.Ефрем Сирин. Толкование на послания божественнаго Павла. К римлянам. - в кн. "Святой Ефрем Сирин. Творения” , т.7, М., 1995г. 22. Св.Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него - М., 1902. 23. Типикон, СПб., 1992. 24. Св.Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, М., 1991. 25. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, - в кн. Св. Николай Кавасила. "Христос, Церковь, Богородица", М., 2002. 26. Настольная книга священнослужителя, т.7, М., 1994. 27.Св.Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству, - в кн. " Сочинения", т. 5 - СПб., 1905. 28. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. В кн. "Догматические послания православных иерархов ХУШ-Х1Х веков о православной вере", ТСЛ, 1995. 29. Бл. Августин. О граде Божием, М., 1994. 30. Св.Тихон Задонский. Об истинном христианстве. В кн. "Творения Тихона Задонского", т. 2-3, М., 1899. 31.Св.Кирилл Александрийский. Глафиры на Пятокнижие пророка Моисея.- В кн. "Творения", кн.2, ч.1, М., 2001. 32.Св.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам, М., 1994. 33.Св.Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни, Париж-Москва, 1996. 34. Следованная Псалтырь (дореволюционные издания). 35. Преп. Макарий Египетский. Беседа о том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Св. Духа. Христианское Чтение, 1839, II, стр.320. 36. Св.прав.Иоанн Кронштадтский. Новыя грозныя слова, М., 1993. 37. Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения, ТСЛ, 1900. 38. Св.Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое, ч.1-4, СПб., 1898. 39.Св.Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам. В кн. “Творения”, т.11, кн.1, СПб., 1905. 40.Догматическое богословие Православной кафолической восточной Церкви. (архим. Антоний Амфитеатров), СПб., 1857г. 41.Бл.Феодорит Кирский. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997. http://www.mission-center.com/islams/kolch-sin.htm

 

Категория: Николай Колчуринский | Добавил: didahe (24.11.2014)
Просмотров: 1670 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог