Михаил Чернов
Про радость
Радоваться меня научил мой духовник.
До этого я балансировал. Сейчас объясню.
По натуре я оптимист, и плохое настроение у меня бывает редко. Когда я стал ходить в церковь (а сделал я это еще до прочтения Евангелия) то через некоторое время стал ощущать диссонанс. От осознания веры мне становилось радостно, а приходя в храм видел обратную картину - НОЛЬ ЭМОЦИЙ. Лица угрюмые, иногда злобные, одергивания и всякие наставления - тут не стой, там развернись, тут крестись, и свечку обязательно правой рукой. Угу.
А надо сказать, что когда я чувствую этот вот раздвоение, то внутри все начинает бурлить. Причем это - не внутренний протест, иначе я бы развернулся и ушел, так как в жизни меня заставить что-то сделать очень сложно, практически невозможно. Свалю, либо сделаю тяп-ляп. А вот когда мне нравится, сделаю что нужно и даже больше.
В этом же случае - разрыв шаблона. Радость чувствую, а как в церкви, то как маску нужно одевать или роль исполнять. И именно из-за того, что нужно иметь "постное лицо". Лицемерие? Да, наверное. Я еще думал, зачем Господь создал такое вот место скорби что ли, когда вне храма Он добрый и радостный, в душе птички поют, а на службе нужно все это запрятать поглубже.
Не было у меня тогда еще ни знаний ни представлений о "скорбях", "смирении" и прочей лабуде, ибо ничего я не читал, даже Евангелия, а все вот это ощущал на уровне эмоций и "шестого чувства".
Скажу честно, от "злобных бабок" я не страдал. Мне всякие замечания делали, но при этом иногда хвалили, что вот такой молодой пришел в храм. Но хвалили странно, один раз поинтересовались, не случилось ли у меня какого горя. Теперь ясно конечно, почему так. "Как тревога, так к Богу. А нет тревоги, и забыли о Боге" (с) "Раскол".
Такой период у меня длился, слава Богу недолго, поэтому подцепить эту чуму я не смог. А помог мне в этом мой духовник. Когда я первый раз его увидел, то был крайне удивлен его интеллигентным манерам, а больше всего тем, что он умел шутить и улыбаться.
Шутил и улыбался его друг, тоже иеромонах.
А потом книги о. Александра Меня, рассказы про митрополита Антония (Блум) и новое чувство того, что в Церкви можно радоваться.
Помог и "духовный туризм" - я ходил к баптистам и видел радикально противоположную картину - сидят люди, разговаривают и тоже улыбаются. Не елейно-приторно, я эту фальшь чувствую с пол-тычка, а нормально, как разговаривают дома родные. Я даже поначалу удивлялся, может, не стоит так вот "нарушать сакральность" места молитвы. Потом понял, что если радуются, то мешать просто преступно.
Понял это тогда, когда после книг Александра Меня перечитал Евангелие с акцентом на слово РАДОСТЬ. Как я его пробегал раньше глазами, даже не вдумываясь в это слово, не наделяя его смыслом. Вообще вот эта дурная привычка - читать Евангелие как сакральный текст - без раздумий, а только лишь будучи исполненным благоговения к одним буквам. Не доходит до ума то, что лежит на поверхности.
Давид радовался, Христос - радовался, но слеплен образ невозмутимого Бога, который бесстрастным голосом говорит, исцеляет как робот, а Его голос лишен интонаций. Кому спасибо говорить? Церкви? Переводчикам Синодального?
Вот и я тоже подумал, что хватит с меня скорбей, их и так достаточно по другим поводам, а в Церкви я буду радоваться.
Одергивания - побоку.
Улыбаюсь, когда хочу.
https://www.facebook.com/michel.schwartz.969
|