"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Вторник, 24.06.2025, 09:40
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [38] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [4]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [54] Георгий Чистяков [12]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [66]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [4] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [3]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [4]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [22]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [0] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [1] Алексей Лебедев [1]
Апостол Павел [5] Вячеслав Винников [1]
Уильям Оккам [1] Дмитрий Рябыкин [0]
Андрей Кураев [1]
Агент КГБ, пропагандист, публицист
Елена Мень [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по вотсапу: +7

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » kondratio

Дерево Жизни

Какой самый древний и универсальный образ мифологии всех времен и народов? Безусловно – это Древо Жизни (Райское Древо, Древо Премудрости, Мировое Древо).
Самые ранние изображения Древа Жизни довольно незатейливы, как например датированные 3 тыс. до н.э.


Зачастую само Дерево изображается в компании каких-то мифических существ (обычно двух полуживотных-полулюдей).

Позже, начиная со второго тысячелетия до н.э. Древо Жизни изображают необычайно усложненным, состоящим из множества элементов, вплетённых в развитую структуру, имеющую свой глубинный смысл.

Вот, например, ассирийское изображение

В первом тысячелетии до н.э и вплоть до наших дней было предложено огромное количество вариаций на тему Древа Жизни.
Вот изображения из Месопотамии:

Вот Древо Жизни майя, Паленке 7 век н.э.


 

А вот Китай

А вот Индия

Вот разные варианты Древа Жизни (Древо Сфирот) в Каббале и их первообразы в Вавилонской мудрости.

Интересно то, что на Западе существует уже немало исследований авторитетных ученых, которые четко выводят Каббалу из Месопотамии
http://www.atour.com/education/pdf/SimoParpola-TheAssyrianTreeOfLife.pdf
http://oracc.museum.upenn.edu/saao/knpp/downloads/parpola_gms3.pdf
но при этом в 90% текстов о Каббале в официальной науке написано, что Каббала возникла в только Средневековье))).

Вот попытка известного ассиролога Симо Парполлы реконструкции в Древе Сфирот ее месопотамского первоисточника

Вот славянское Древо Жизни

А вот Древо Жизни – Байтерек в современном Казахстане, Астана

Первый смысл этого образа, не смотря на широкое распространение в древности еще с самого начала Шумера, а потом распространение и в другие регионы мира, вплоть до середины второго тысячелетия до н.э. одинаков – это схема макрокосма, мироздания, при чем самое главное в этой схеме – это соединение Небес с Землей. В некоторых интерпретациях в эту схему добавляется третий компонент – преисподняя, мир подземный. Также иногда добавляли подробность, что плоды и листья этого дерева даруют если не безсмертие, то здоровье и долголетие.

Другой смысл этого образа — это микрокосм – схема идеального человека. Поскольку для большинства мировоззрений Божество растворено в мире-макрокосме, то человек как богоподобный имеет аналогичную структуру, как и у макрокосма.

Вот изображение ассирийского царя по аналогии с Древом Жизни – тут личность царя символизирует идеального человека, соединяющего Небеса и Землю.

Существуют и альтернативные интерпретации Древа жизни. В основном они рассматривают Древо как какой-то энергетический канал. Довольно жуткая теория Древа Жизни есть у Горожанина.


Что же о Древе Жизни говорит Библия?

Читая первые главы книги Бытия перед нами разворачивается история Древа Жизни, которая частично похожа на понимание во всем мире:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и Дерево Жизни посреди рая, и Дерево познания добра и зла.
…………
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт.2:7-17)

Дальше произошло грехопадение. И за ним идет вот такой рассказ:
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:22-24)

И когда о Древе познания добра и зла много написано, о Древе Жизни исследователи пишут мало. Однако именно Древо Жизни – ключевой аспект для понимания всей библейской истории.

Итак, Бог создал человека и поставил его над всей материальной тварью («над всей землей») дав ее ему во владение и управление. Для самого же человека Бог выделил участок, разбив на нем удивительный сад из особых хороших деревьев, и населив его особыми зверями, при чем в создании райских зверей вместе с Богом принял участие Адам: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». (Быт.2:19)

Дать имя – это определить суть чего или кого, чему имя дается и также утвердить свою определенную власть над именуемым. Таким образом Адам стал сотворцом Богу и тем проявил главную черту личности и божественности (такой черты не имеет никто кроме Бога и человека, даже ангелы), – свободу творчества.

И если человек получил всю землю во владение и это детализируется как заповедь размножаться и заселять землю, то касаемо непосредственного первого места обитания человека на Земле – в райском саду, человек получил от Бога заповедь охранять Рай и возделывать его. Охранять рай – от кого? Еще перед возникновением времени и творения земли отпал Сатан от Бога и треть ангелов с ним. Сатан стал врагом Бога и всего что Ему угодно, - в первую очередь человека. Поэтому Рай нужно было хранить. Пока человек был без греха – он имел власть над всем материальным и над всей материей как таковой. Поэтому вред материальному творению без разрешения человека никто произвести не мог, даже дьявол.

А что значит возделывать? עָבַד абад это слово означает работать, возделывать (землю, сад) и одновременно это слово используется для обозначения понятия служить, в большинстве случаев служить религиозно. Так часто использующееся в Библии словосочетание служить Богу – это абад.

Когда человек согрешил и его выгнали из Рая он был вынужден приступить к тяжелому физическому труду по возделыванию абад земли. Но ведь в Раю человеку не нужно было трудиться – особые деревья, насажденные в Раю, давали прекрасные плоды для питания человека, и со всех их он мог есть плоды кроме плодов с Дерева познания добра и зла.

Значит если абад не возделывать физическим сельскохозяйственным трудом Рай, то тут возможен только другой вариант толкования этого слова – религиозная служба. Адаму предписывалось вести служение Богу в Раю.

Бог сотворил Небеса и Землю. Небеса - где поставил Бог Престол свой. А человека Бог поставил владыкой на земле. Рай же был сотворен как особое место где соприкасались Небеса и Земля, Бог и человек. Там человек имел постоянный и непосредственный контакт с Богом. А место где происходит встреча Бога и человека позже стало называться храмом. Отсюда с древности установилось мнение, что Рай — это первый храм, земной дом небесному Богу для встречи с человеком, в котором Адам был первым священником.

После грехопадения человек стал склонен к смерти, то есть к распаду. Он был создан из материального – из глины, но это материальное было оживлено и одухотворено Богом. Смерть приводит к разделению божественного и материального в человеке – духа и тела. Однако смерть стала для человека и всего творения благом – ведь будучи освобожденным от страдания, тяжкого труда и смерти грешный человек может стать, что говорится, невменяемым. Если какой-то человек не остановится в своем грехе – то его, как безсмертного и защищенного от страданий, остановить или вразумить будет уже невозможно. Человек может стать в своем зле безпредельщиком как дьявол, обрекая на разрушение землю и на вечное рабство дьяволу себя.

Но почему же Бог так жесток, что обрекает на тяжкую жизнь уже и так смертного человека в жестоком мире вне Рая? Пусть бы доживал себе в Раю как в хосписе. Но повторим – Рай это храм, место непосредственного и непрестанного общения, вместепребывания человека и Бога. Если бы человек остался в пребывании с Богом он бы не умер и не страдал. Ибо Бог – это источник жизни, и тот, кто вместе с Ним не умрет.

Из Рая человека изгнали для того, чтобы ограничить общение человека и Бога. Падший человек до времени уже не может находиться в таком общении. Бог удаляет свое дитя от себя.

Конечно Бог не бросает человека на произвол судьбы. Но общение с Ним людей уже далеко не такое тесное, и в большинстве случаев не непосредственное, но опосредованное различными материальными практиками – жертвоприношениями, молитвами, исповеданием и т.д.

Еще раз приведем цитату: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». (Быт.3:22,23) То есть человек отрезается от полного тесного богообщения через изгнания из Рая и отправляется собственно в свою вотчину – землю, главной которой он был поставлен. Правда вполне грешный человек уже не может владычествовать над землей, поскольку через грех человек стал зависимым от материи и того, кто умеет манипулировать с помощью этой зависимости – дьявола. Человек потерял суверенитет своей власти над материей и миром, а саму власть над миром захватил манипулятор-дьявол.

Сама же жизнь от Бога, и от которой человека отрывают, представлена в виде Древа Жизни, а доступ человека к Богу-Жизни представлено в виде поедания плодов с этого Древа.

Впоследствии Древо Жизни стало символом райской жизни и ее потери для людей, стало главным воспоминанием из тех предисторических времен, стало главным предметом вожделения человека, мечтающего возвратить себе потерянный Рай.

Если говорить о народе Божием – то этот символ тоже всегда был с ним. Так строение древнееврейского храма напоминало Рай, а семисвечник – символизировал Древо Жизни. После прихода Христа, храм был Богом выстроен на Небесах. Через приход Христа земля была поднята на Небеса и теперь встреча Бога и Человека происходит там. В видениях Небесного святилища и небесного Иерусалима Иоанн Богослов видит и семисвечник, и Древо Жизни.

Вот различные изображения Меноры в древности.

Сравните их с наидревнейшим изображением Древа Жизни в Шумере


Наблюдаем тут ту же менору с семью ветвями.

Вроде бы видно, что и библейское повествование, и мифы народов мира близки. Однако есть ли что-то принципиально отличное от этих мифов в Библии. На самом деле есть, да и еще какое!

Первые три главы книги Бытия нам подробно рассказывают о Боге, о творении, о человеке, о грехопадении. В этих главах фигурируют и Бог-Отец, творец Небес и Земли, и Св.Дух – который порхал над водами, и Адам, и Ева, и Дьявол. Кто тут не упомянут? Правильно – нет прямого упоминания о Боге-Сыне. Почему? Не может такого быть, чтобы Тот, кто еще от сотворения мира был заклан (Отк.13:8) никак не участвовал в тех событиях. Тогда почему о Нем ничего там не сказано, или таки сказано?

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:24) Синодальный перевод не точен. Во-первых, не Херувим, а множественное число – Херувимов. Во-вторых, Херувимы охраняли не путь к Древу Жизни, но Путь Древа Жизни.

Херувимов мы встречаем во времена Моисея. Так на крышке Ковчега Завета находились скульптуры Херувимов, из-за крыл которых в облаке с Моисеем и священниками говорил Бог. Возникновение израильского народа с официальным культом Яхве все-же наладило некоторый уровень общения Бога и людей. Это общение было очень ограниченным, но оно было.

Но непосредственная тесная связь человека и Бога стала возможной, лишь с воплощением Христа. Он в себе восстановил соединение земного и небесного, которое было в Раю. Конкретно для человека воплощение Христа дало жизнь вечную. Христос не раз говорил: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». (Ион.6:53-58) Самый известный христианский ритуал – это преломление и поедание хлеба и вина как знаков, указывающих на кровь и плоть Христа.

Но где еще мы можем встретить что-то о жизни вечной в связи с образом принятия пищи? Да -  это в истории об изгнании из Рая. Есть от Древа Жизни - дает жизнь вечную. Да, Древо Жизни есть Сам Сын Божий, который как Древо Жизни, соединяющее Небеса и Землю, присутствовал в Раю с человеком до грехопадения. Потом Он явился людям как Человек Иисус.

Христианская традиция часто сравнивает Древо Жизни с Христом на деревянном Кресте. И кстати в некоторых культурах Древо Жизни изображалось в виде креста.

Если Древо Жизни у язычников и поклонников Вавилонской мудрости имеет сложную, замысловатую структуру из концептов, понятий и логических связей, то Древо Жизни в Библии прОсто, поскольку представляет собой цельную неразделимую на винтики Личность Бога.

И наконец еще один вопрос – херувимы были поставлены хранить путь Древа жизни. Сначала Рай хранил Адам. Но не справился. Потом херувимы начали хранить путь Древа Жизни – Христа. Что это за путь? Это несомненно путь Бога к человеку. Но хранить от кого? Очевидно от дьявола. Но не только от него, а также и от человека. Бог действует в мире всегда и имеет план спасения. Но до определенного момента человек не может его усвоить, верно понять и интерпретировать.

Нужно ведь понимать, что слово охранять, хранить שָׁמַר шамар имеет другое значение – соблюдать, держаться. Адам не смог соблюсти Рай. Потом это стали делать херувимы. Но наступил момент, когда Бог избрал себе особый святой народ, которому Бог заповедал שָׁמַר шамар хранить, соблюдать Его путь. Так к хранению и соблюдению пути Бога начали подключаться люди. Пока что херувимы тоже держали свою службу, и это символизировали херувимы на крышке ковчега и на стенах Соломонового храма (как образа Рая). Но людям уже было что-то приоткрыто, позволено и даже заповедано делать. Наступил даже момент, когда путь Господа нужно было не просто хранить, но готовить, ровнять: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Иса.40:3)

И наконец с Воплощением Христа херувимы были окончательно сняты с дежурства. Ведь Христос явил людям Бога вполне, и Его путь, а люди получили полную возможность им воспользоваться. Христос ведь сказал, что Он сам есть Путь человечества к Богу.


 


 


 

Категория: kondratio | Добавил: didahe (05.03.2025)
Просмотров: 37 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог