Отношение иудаизма к Иисусу, Крестителю, Павлу
Встреча Павла с Иисусом
Иудаизм по отношению ко Христу имеет совершенно четкое, выработанное столетиями, отношение.
Для иудаизма, в подавляющем количестве толкований, - Христос реальная историческая личность, но еретик, отступник, смутьян и мерзавец. Иудеи признают, что это они Его распяли и даже гордятся этим.
В этом отношении есть два частичные исключения.
Некторые иудеи не столь сильно критикуют Христа, но и признают его частичную правоту в ревности к Закону.
Есть и еще и более экзотическое мнение. Оно малораспространено, но всякий грамотный раввин о нем знает: В иудаизме есть толкование, что мессий должно быть два. Первый - страдающий, а второй - торжествующий. И есть мнения, что Иисус возможно был тем страдающим Мессией.
Поэтому если кто-то начнет вам втирать от о том, что у иудеев и христиан один Бог, или что иудаизм и христианство - родственные религии, перед вами или глупец (что маловероятно) или слуга дьявола (что скорее всего).
Знает иудаизм и об Иоанне Крестителе. Хоть общее отношение к нему прохладное, существуют толкования, что в чем-то Иоанн был прав.
Однако есть еще один персонаж, о котором иудеи хорошо знают, но отношение к которому однозначно негативное, хуже чем ко Христу и Иоанну. Это апостол Павел (Шауль)
Более того, множество различных еретических, гностических и прочих сект возникли именно на вопросе о Павле. И сейчас можно встретить "христиан", которые не признают Павла, считая что он извратил истиное учение Христа.
Почему-же такая ненависть к Павлу?
Павел практически реализовал христианство. Ведь одно дело создать концепцию, а другое дело ее воплотить в реальную жизнь.
Христос заповедовал проповедовать язычникам. Но большинство Его апостолов сначала ограничивались иудейской средой. Важность проповеди язычникам понимал Петр, но многие его соратники избегали этого. С одной стороны они не имели практики диалога с иноверцами, ведь иудеи из Израиля привыкли к тому, что государство и религия едины, что внешне ничто их религиознной жизни не мешает. А с другой стороны - сами язычники, даже верившие во Христа, не хотели становиться иудеями, ведь почти все апостолы и приверженцы считали христианство - просто истинным прочтением иудаизма.
И вот Бог подыскивает Себе нового апостола. Молодого, подающего большие надежды, фарисея и ярого ненавистника христианства - Шауля из насквозь эллинистического Тарса.
Происходит знаменитая встреча на дороге Шауля и Христа. И уже Павел начинает свою деятельность по постройке христианской экклесии во враждебном ей мире (как об этом и учил Христос).
В отличии от первых апостолов - Шауль жил в языческой среде, и был римским гражданином. У него был ценный опыт с одной стороны хранения веры, а с другой - контактов и понимания язычников. Он был тем, кто имел опыт жизни параллельно миру - то есть жить в духовно враждебной среде и при этом не становиться её частью. А его горячее сердце, кроме того, позволяло втягивать из злой среды людей и делать их причастниками веры.
Кроме того, хорошо образованный Павел быстро понял, что большинство практик иудаизма с приходом Христа уже выполнило свою функцию и отменил ненужное "ярмо Закона", чем открыл двери для язычников.
Павел начал свои труды. Сначала апостолы встретили деятельность Павла враждебно, а потом полюбили его. Он вдохновил их к широкой проповеди Евангелия в языческом море.
Именно благодаря Павлу, благодаря его изобретению экклесии - как горизонтальной коммуникационной сети городских общин, которая обладает иммунитетом перед гонениями, христианство и превратилось из малочисленной иудейской секты в мировую веру.
Такой грандиозный успех, удивлявший и иудеев и язычников, вылился в лютую ненависть к Павлу. Более того, когда христианство стало частью государства и началось возвращение иудейских практик, - сетевая горизонтальная структура стала откровенно мешать, на Павла начали огрызаться и якобы "христиане". |