"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 23.05.2022, 08:52
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Афанасий Великий [1] Библия [29]
Симеон Новый Богослов [3] Григорий Богослов [2]
Григорий Нисский [3] Иоанн Златоуст [5]
Василий Великий [2] Амвросий Медиоланский [2]
Григорий Двоеслов [1] Климент Римский [1]
Иустин Философ [2] Ириней Лионский [2]
Поликарп Смирнский [2] Августин Блаженный [7]
Александр Мень [33] Иоанн Дамаскин [1]
Серафим Саровский [1] Антоний Блум [9]
Иоанн Кассиан Римлянин [2] Дионисий Александрийский [1]
Беда Достопочтенный [3] Исаак Сирин [1]
Андрей Критский [4] Максим Исповедник [2]
Феофан Затворник [1] Тихон Задонский [0]
Макарий Великий [1] Тимофей Александрийский [0]
Андрей Рублёв [1] Владимир Соловьёв [0]
Иоанн Кронштадский [1] Георгий Флоровский [1]
Александр Шмеман [3] Георгий Чистяков [5]
Георгий Великанов [4] Алексей Емельянов [1]
Андрей Ерёмин [1] Фёдор Лобанов [43]
Патриарх Афинагор [1] Евгений Агеев [1]
К.М.Антонов [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Павел Великанов [0]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Александр Королёв [2] Юлия Лапина [1]
Мартин Лютер [3] Патриарх Кирилл [5]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Оливье Клеман [1] Георгий Митрофанов [2]
Михаил (Мудьюгин) [0] Николас Томас Райт [2]
Пётр (Прутяну) [0] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Мария Рябикова [0]
Станислав Романовский [1] Яков Кротов [3]
Николай Колчуринский [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Владимир Тимаков [1] Александр Ткаченко [1]
Алексей Утин [1] Каллист Уэр [0]
Джон Хот [0] Кассия (Сенина) [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Владимир Якунцев [0] Апологеты ранние [2]
Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Карло Мария Вигано [5]
Саймон Тагуэлл [1] Данте Алигьери [1]
A114n [1] Стилиан Карпатиу [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Луи Пастер [2]
Олег Сафонов [1] Ирина Языкова [1]
Ориген [2] Порфирий Шутов [2]
Андрей Алёшин [0] Александр Захаров [0]
Иероним Стридонский [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Григорий Богослов

Епископ Иов Коновалюк о монашестве и браке

Епископ Иов (Коновалюк)

«СЛАВНО ДЕВСТВО, НО ДЕВСТВО ИСТИННОЕ...»

Мысли о монашестве и браке

«Слушайте меня внимательно,н ноесли не понравятся вам мои слова,

сомневайтесь и проверяйте их на в

есах возражения и решения»

(Свт. Евстафий Солунский)

 

Когда в 15-летнем возрасте я был покорен идеалом монашества и уже в 16 лет принял иноческий (рясофорный) постриг, то одним из самых сильных аргументов в оправдание своего решения стать монахом в столь юном возрасте был для меня пример недавно (тогда) скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Пимена (1910–1990). Да, конечно, меня вдохновляли еще и примеры великих святых - Саввы Освященного (ставшего монахом в восьмилетнем возрасте) и Иова Почаевского (ставшего монахом в десятилетнем возрасте), а особенно - некоторые цитаты о монашестве из творений свт. Игнатия Брянчанинова. Но все же я понимал, что совсем не таков, как те великие древние святые-подвижники. А вот пример моего старшего современника (как бы дедушки) патриарха Пимена, при котором я родился, крестился и приобщился к церковной жизни, был для меня более близким и важным…

 

Но оказывается, у монаха и архиерея Пимена были впоследствии возлюбленные женщины… Стоит ли последовать в этом его примеру тому, кто и сам настоящим монахом за многие годы так и не стал (ведь суть монашества - не в отсутствии половых отношений), и вообще осознал, что смирению, самоотречению, послушанию, целомудрию и другим желанным для монахов добродетелям можно вполне, и даже лучше, научиться следовать, сохраняя верность в браке, воспитывая своих детей или ухаживая за больными родителями, например? Для этого вовсе не обязательно (да и вообще не нужно, по большому счету) отпускать волосы, носить бороду и постоянно расхаживать в монашеских «прикидах», как и не обязательно для спасения души отказываться от брачного союза.

 

Апостол Павел считал нормальным хранить девство и не вступать в брак, только если такое дарование (способность) у данного человека от Бога, а не является его собственной фантазией или лицемерным притворством. Но «если не могут воздерживаться, пусть вступают в брак: ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:9). Это ведь и к монахам относится, разве нет? Зачем придумывать строгие канонические наказания за оставление монашества? Чтобы не дать никакого достойного выбора человеку, не могущему «даже до смерти» сохранить свои обеты и «даже до последнего издыхания» пребыть в монастыре? Чтобы он продолжал «удовлетворение себя наружностью на показ», как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, тайно заведя себе любовницу или любовника, а потом на исповедях регулярно озвучивая свою монашескую «Камасутру» (как это зафиксировано в древних «Чинах покаяния иноческого»)? Или чтобы умом тронулся? Или чтобы вообще отступил от христианства?..

 

Великий грузинский подвижник, писатель и переводчик преп. Георгий Святогорец († ок. 1065), в своем Типиконе говорит, что пусть монах «в крайнем случае уйдет из монастыря, напутствуемый молитвой и благословением, а не проклятиями». Именно такой подход мне кажется разумным и достойным христианства.

 

Исходя из собственного опыта и опыта других людей, которых я встречал в своей жизни, а также на основании многих слышанных или прочитанных мною реальных (отнюдь не лубочно-житийных) историй из жизни монахов, мне стала более понятна позиция великого русского ученого М.В. Ломоносова (1711–1765): «Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет».

 

Принятие пострига в более зрелом возрасте, конечно, не панацея и не гарантия чистоты монашеской жизни. Но все же юным особам (кроме исключительных случаев) я бы в монашеском постриге теперь отказывал, отнюдь не понуждая их поскорее лишиться девства или вступить в брак — нет! - но призывая их прежде приобрести какой-то достойный жизненный опыт, познать себя на деле, проверить свои намерения в сложных ситуациях и искушениях, возможно, кому-то из них действительно родить и воспитать собственных детей… Или допускал бы для молодых людей лишь что-то наподобие «временного монашества», как бы поэтапного испытания себя и приобщения к нему, но с запретом выставлять напоказ свои монашеские устремления, щеголять, особенно при мирянах, в монашеских одеждах и т.п. Это все сложно обобщить и унифицировать, но такие крамольные мысли о монашестве на данном этапе у меня сформировались...

 

А вот некоторые подходящие к этому случаю цитаты из святых отцов о девстве и браке:

 

«Дарование девства заключает в себе не только то, чтобы воздерживаться от деторождения, но весь образ жизни. Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом блудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питье преступить законы целомудрия» (Свт. Василий Великий).

 

«Насколько девство предпочтительнее супружества, настолько брак предпочтительнее сомнительного девства. Посему и ты, ревнитель совершенства, или вполне возлюби чистое девство, если имеешь к нему силу и расположение, или избери супружество, – как говорят, второе, тоже доброе, плавание. Но избегай тех, которые хотят совместить ту и другую жизнь, – и безбрачную, и брачную» (Свт. Григорий Богослов).

 

«Составляя единую плоть, супруги имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» (Свт. Григорий Богослов).

 

«Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий – пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила, но все они порождение и слава супружества» (Свт. Григорий Богослов).

 

«Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь делает [душу] невестой Всецаря Христа, однако же бывает, что и девственность низлагает на тяжелую землю, а супружеская жизнь приводит к небу» (Свт. Григорий Богослов).

 

«Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» (Свт. Иоанн Златоуст).

 

«Мы не вносим вражды между девством и браком – напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (Мф. 25:1-13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его» (Свт. Амфилохий Иконийский).

Категория: Григорий Богослов | Добавил: didahe (08.10.2021)
Просмотров: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог