Епископ Иов (Коновалюк)
«СЛАВНО ДЕВСТВО, НО ДЕВСТВО ИСТИННОЕ...»
Мысли о монашестве и браке
«Слушайте меня внимательно,н ноесли не понравятся вам мои слова,
сомневайтесь и проверяйте их на в
есах возражения и решения»
(Свт. Евстафий Солунский)
Когда в 15-летнем возрасте я был покорен идеалом монашества и уже в 16 лет принял иноческий (рясофорный) постриг, то одним из самых сильных аргументов в оправдание своего решения стать монахом в столь юном возрасте был для меня пример недавно (тогда) скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Пимена (1910–1990). Да, конечно, меня вдохновляли еще и примеры великих святых - Саввы Освященного (ставшего монахом в восьмилетнем возрасте) и Иова Почаевского (ставшего монахом в десятилетнем возрасте), а особенно - некоторые цитаты о монашестве из творений свт. Игнатия Брянчанинова. Но все же я понимал, что совсем не таков, как те великие древние святые-подвижники. А вот пример моего старшего современника (как бы дедушки) патриарха Пимена, при котором я родился, крестился и приобщился к церковной жизни, был для меня более близким и важным…
Но оказывается, у монаха и архиерея Пимена были впоследствии возлюбленные женщины… Стоит ли последовать в этом его примеру тому, кто и сам настоящим монахом за многие годы так и не стал (ведь суть монашества - не в отсутствии половых отношений), и вообще осознал, что смирению, самоотречению, послушанию, целомудрию и другим желанным для монахов добродетелям можно вполне, и даже лучше, научиться следовать, сохраняя верность в браке, воспитывая своих детей или ухаживая за больными родителями, например? Для этого вовсе не обязательно (да и вообще не нужно, по большому счету) отпускать волосы, носить бороду и постоянно расхаживать в монашеских «прикидах», как и не обязательно для спасения души отказываться от брачного союза.
Апостол Павел считал нормальным хранить девство и не вступать в брак, только если такое дарование (способность) у данного человека от Бога, а не является его собственной фантазией или лицемерным притворством. Но «если не могут воздерживаться, пусть вступают в брак: ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор. 7:9). Это ведь и к монахам относится, разве нет? Зачем придумывать строгие канонические наказания за оставление монашества? Чтобы не дать никакого достойного выбора человеку, не могущему «даже до смерти» сохранить свои обеты и «даже до последнего издыхания» пребыть в монастыре? Чтобы он продолжал «удовлетворение себя наружностью на показ», как говорит свт. Игнатий Брянчанинов, тайно заведя себе любовницу или любовника, а потом на исповедях регулярно озвучивая свою монашескую «Камасутру» (как это зафиксировано в древних «Чинах покаяния иноческого»)? Или чтобы умом тронулся? Или чтобы вообще отступил от христианства?..
Великий грузинский подвижник, писатель и переводчик преп. Георгий Святогорец († ок. 1065), в своем Типиконе говорит, что пусть монах «в крайнем случае уйдет из монастыря, напутствуемый молитвой и благословением, а не проклятиями». Именно такой подход мне кажется разумным и достойным христианства.
Исходя из собственного опыта и опыта других людей, которых я встречал в своей жизни, а также на основании многих слышанных или прочитанных мною реальных (отнюдь не лубочно-житийных) историй из жизни монахов, мне стала более понятна позиция великого русского ученого М.В. Ломоносова (1711–1765): «Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет».
Принятие пострига в более зрелом возрасте, конечно, не панацея и не гарантия чистоты монашеской жизни. Но все же юным особам (кроме исключительных случаев) я бы в монашеском постриге теперь отказывал, отнюдь не понуждая их поскорее лишиться девства или вступить в брак — нет! - но призывая их прежде приобрести какой-то достойный жизненный опыт, познать себя на деле, проверить свои намерения в сложных ситуациях и искушениях, возможно, кому-то из них действительно родить и воспитать собственных детей… Или допускал бы для молодых людей лишь что-то наподобие «временного монашества», как бы поэтапного испытания себя и приобщения к нему, но с запретом выставлять напоказ свои монашеские устремления, щеголять, особенно при мирянах, в монашеских одеждах и т.п. Это все сложно обобщить и унифицировать, но такие крамольные мысли о монашестве на данном этапе у меня сформировались...
А вот некоторые подходящие к этому случаю цитаты из святых отцов о девстве и браке:
«Дарование девства заключает в себе не только то, чтобы воздерживаться от деторождения, но весь образ жизни. Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом блудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питье преступить законы целомудрия» (Свт. Василий Великий).
«Насколько девство предпочтительнее супружества, настолько брак предпочтительнее сомнительного девства. Посему и ты, ревнитель совершенства, или вполне возлюби чистое девство, если имеешь к нему силу и расположение, или избери супружество, – как говорят, второе, тоже доброе, плавание. Но избегай тех, которые хотят совместить ту и другую жизнь, – и безбрачную, и брачную» (Свт. Григорий Богослов).
«Составляя единую плоть, супруги имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» (Свт. Григорий Богослов).
«Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий – пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила, но все они порождение и слава супружества» (Свт. Григорий Богослов).
«Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь делает [душу] невестой Всецаря Христа, однако же бывает, что и девственность низлагает на тяжелую землю, а супружеская жизнь приводит к небу» (Свт. Григорий Богослов).
«Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань» (Свт. Иоанн Златоуст).
«Мы не вносим вражды между девством и браком – напротив, уважаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (Мф. 25:1-13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его» (Свт. Амфилохий Иконийский). |