"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Среда, 15.01.2025, 12:48
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [38] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [3]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [51] Георгий Чистяков [11]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [59]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [4] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [3]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [4]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [17]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [0] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [1] Алексей Лебедев [1]
Апостол Павел [4] Вячеслав Винников [1]
Уильям Оккам [1] Дмитрий Рябыкин [0]
Андрей Кураев [1]
Агент КГБ, пропагандист, публицист
Елена Мень [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Георгий Чистяков

Георгий Чистяков Острова особого назвачения Соловки

Георгий Петрович Чистяков

ОСТРОВА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (Соловки)

Из книги Путь, что ведёт нас к Богу

Только в одном 1933 году по данным Центрального архива КГБ СССР, как сообщает Юрий Бродский, на Соловках находилось 19 287 заключенных. И убивали здесь не десятками и не сотнями, а тысячами, но могил здесь нет вообще, ибо расстрелянных и умиравших на Соловках не хоронили, а просто сбрасывали в ров, сле­ды чего давно сровняли с землей. Крест (один в память о всех!) был установлен лишь 14 августа 1999 года, когда исполнилось 60 лет со дня закрытия Соловецкой тюрь­мы особого назначения. В эти дни группе детей (а те­перь уже больных и беспомощных старушек) тех, кто был здесь убит в годы большевистского террора, уда­лось, благодаря помощи «Мемориала» и Института «Открытое общество», добраться до Соловков. Чтобы коснуться той земли, что так густо пропитана кровью их родителей, и посмотреть на бараки, в которых они жили, ибо кое-где эти серые деревянные бараки сохра­нились до сегодняшнего дня.

«Гибельные эти острова предвосхитили гитлеровские Vernichtungslagern - лаге­ря уничтожения», - писал о Соловках Олег Волков, ав­тор книги «Погружение во тьму», прошедший через Соловки и не так давно скончавшийся в Москве.

Коммунисты уничтожали здесь старшее поколение, убивая тело, чтобы затем переделать младшее, губя его души. Лет тридцать тому назад Густав Богуславский на­писал книгу «Острова Соловецкие», где, описывая бе­лые ночи и удивительные красоты природы, которыми так богаты острова, акварельно-прозрачные леса и «пер­возданную» тишину, которая здесь - «главное», а одно­временно поругивая святых монахов Зосиму и Савватия и посмеиваясь над их «мощами» (слово «мощи» в его книге фигурирует многократно и всегда в кавычках!), ни словом не обмолвился о том, что происходило тут в двадцатые-тридцатые годы. В остальном книга Богуславского написана неплохо и пронизана подлин­ной любовью к необыкновенной природе архипелага. Но как страшно читать слова о «зеркальной глади озера, на берегу которого стоит наша палатка», о том, что оно - «как палитра живописца, на которой множество цветов, отражение деревьев, неба без единого облачка, цветов нежно-палевых, кое-где переходящих в фиолето­вый оттенок предзакатной зари». Как страшно читать эти слова, когда знаешь, что здесь повсюду скрыты под землею могилы тысяч убиенных.

«Надгробное рыдание творяще...» Веками звучали эти слова под сводами монастырских храмов. Веками служи­ли здесь монахи панихиды, не догадываясь, сколько по­явится тут могил в двадцатом столетии. Сколько муче­ников... Если бы Гитлер устроил Аушвиц у Франциска в Ассизи или Бухенвальд в Бингене у святой Хильдегар- ды, только это смогло бы сравниться с тем, что сделали на Соловках коммунисты, «...песнь: аллилуйя, аллилуйя, ал­лилуйя»... Понятно, когда Вас.И. Немирович-Данченко или В.Г. Короленко восхищались природою Соловецких островов и писали, что ее красоты напоминают юг Швейцарии, - это было до революции. Другое дело - когда об этом же пишет в 1929 году Максим Горький, ко­торый, как сообщает Солженицын, знал о Соловках все, ибо нашлись люди, которые сумели донести до него всю правду.

 

Так пишет Т.Б. Дмитриева (или кто-то из ее соавторов) в комментариях к сочинениям «великого пролетарского писателя», вышедшим в Моск­ве в 1974 году. «Политическая чуткость Горького, - гово­рит советский ученый-литературовед, - заставила его обратиться к Соловкам, чтобы разоблачить клеветни­ков». Известный всей Европе как «живой классик» и близкий друг Чехова, Рахманинова и Шаляпина, Горький «работал» на экспорт. В его задачу входило рас­сказать о Соловках правду - в противовес той лжи, которую распространяют религиозные фанатики из Ватикана, будто в одном из самых благодатных мона­стырей Святой Руси коммунисты устроили лагерь смер­ти, где либо уже расстреляны, либо умирают от голода и болезней тысячи людей. В том числе и православные - епископы, священники и миряне. На самом деле, как со­общает Горький, монахи пьянствуют, а увлеченные ра­ботой молодые люди из числа бывших уголовников (уже перевоспитавшихся) созидают здесь новую жизнь.</span>

Не знаю, поверили ли ему итальянцы, но внутри СССР его очерк широким тиражом старались не печа­тать. Тут применялась другая методика - «активное за­бывание». О Соловках писали только в том стиле, как сделал это Богуславский. Выпускались фотоальбомы и буклеты, организовывались теплоходные экскурсии, во время которых туристам всячески внушалось, что Соловки - это даже не монастырь, а, скорее, военная база, построенная для защиты «наших рубежей». Монахи? Это - печальное недоразумение, сочинители небылиц, но лучшие из них занимались тут строитель­ными и фортификационными работами (в том числе построили водопровод) или разведением овощей и ре­меслом, но, разумеется, не молитвенным деланием. Тюрьма? Да, она была тут при царской власти, но неза­долго до революции ее ликвидировали. Навсегда.

В эти годы (вплоть до конца 80-х), притом, что Со­ловки в качестве туристического объекта пользовались огромной популярностью, о преподобных Зосиме и Савватии можно было что-то прочитать только в цен­тральных библиотеках, где сохранялись книги, издан­ные до революции (из обычных библиотек просто- напросто изъятые). А о том, что происходило здесь по­сле революции, - можно было узнать только от старших. Из рассказов тех из них, кто был посмелее. Помню, как однажды заговорили о Соловках моя мама со своей под­ругой Ольгой Павловной, дочерью о. Павла Флоренско­го. Помню, как изменилась в лице при упоминании о Со­ловках одна старая дама в гостях у моей тетки - кажется, там погиб ее отец. И ничего другого.

Только в начале 70-х годов, когда я уже студентом был в Питере, куда ездил довольно часто консультироваться с моим учителем профессором Аристидом Ивановичем Доватуром, я узнал, что такое Соловки. Автор блестя­щих книг по истории греческой литературы и лучших переводов с древнегреческого (например, «Истории» Геродиана), Доватур жил в коммунальной квартире, в одной комнате, заваленной книгами и рукописями, - в комнате, где на полу стояло обычно до двадцати пу­стых бутылок из-под кефира, а на окнах не было занаве­сок. В комнате, напоминавшей о лагере, в котором он провел свою молодость, чтобы, уехав из Питера юно­шей, вернуться сюда стариком. Доватур (как рад был я потом, встретив рассказ о нем у Солженицына в «Архипелаге...») любил кормить своих учеников и аспиран­тов, но, конечно, не дома, где, не разгибая спины, мы просиживали с ним по пять часов над греческими тек­стами, а в ресторане на Сенной площади. Однажды он повел нас туда с Дмитрием Павловичем Каллистовым, университетским профессором, которого я знал только по книгам о Северном Причерноморье в древности. В тридцатые годы он побывал на Соловках и в Кеми, и в тот раз решил рассказать об этом мне, студенту: «Я был тогда вроде вас...».

Больше я Дмитрия Павловича, который вскоре умер от рака, не видел, а восстановить по памяти тот его рас­сказ сейчас почти невозможно, поскольку он как-то пе­ремешался с тем, что я вскоре прочитал о Соловках у Солженицына (у которого есть ссылки и на Каллисто- ва), а позднее - в «Неугасимой лампаде» у Бориса Ши­ряева и в книге Олега Волкова «Погружение во тьму». Помню только общую атмосферу этого разговора, осо­бенно то, что Каллистов говорил о зимних месяцах. О холодах и о трупах, которые по несколько дней оста­вались на нарах - вместе с живыми. Уже потом (лет че­рез пятнадцать, если не больше, после моей встречи с Каллистовым) о Соловках заговорили. Появилась «Власть Соловецкая» - фильм Марины Голдовской и Виктора Листова. Авторы работали над ним, стараясь не только не афишировать этого, но сознательно вводя «органы» в заблуждение. В 1988 году фильм был готов, но КГБ всячески тормозил его выход в свет, который стал возможен лишь после того, как Горбачев вместе с Раисой Максимовной посмотрели его у себя на даче.

Только после этого о Соловках начинают открыто вспоминать последние из оставшихся в живых очевид­цев. Среди них Дм.С.Лихачев и Олег Волков. Казалось, что, наконец, нам возвращается память. Волков, вспо­миная о словах «Никто не забыт, и ничто не забыто», писал тогда в своей книге: «Я хочу повторить эти слова в ином толковании. Для блага возрождения России не­обходимо, чтобы они были произнесены вслух в отно­шении жертв на Соловках и Колыме, в Ухте и Тайшете - во всех бесчисленных островах архипелага ГУЛаг, кото­рыми душили страну». Произнести вслух не только эти слова, но и все бесчисленные имена тех, кто окончил свои дни на Соловках, действительно необходимо, ибо сегодня (через 10 лет после того, как всей стране была показана «Власть Соловецкая») мы намного лучше зна­ем о жертвах нацизма, чем о тех, кого убило наше госу­дарство. Знаем о палачах и уже начинаем смотреть на них спокойно, как на факт из истории, который, к при­меру, нельзя выносить из Мавзолея, ибо «это наша исто­рия», как считают многие политики, еще несколько лет тому назад причислявшие себя к антикоммунистам. И не хотим помнить (нет, не о жертвах, ибо язык не повора­чивается назвать «жертвами» тех, кто так достойно и так честно при своей полной невооруженности отве­тил на тот террор, что был обрушен на Россию комму­нистами) - о мучениках.

 

 

Нельзя не напомнить тому, кто, быть может, это за­был или не знает, что славянское слово «мученик» не имеет по своему происхождению никакого отношения к глаголу «мучить». «Мученик» - это эквивалент грече­ского «мартюс» ( ) или латинского testis, что означает «свидетель». Свидетель того, где проходит гра­ница между добром и злом, того, что такое зло вообще. Свидетель того, что было на самом деле, - тот, кто мо­жет прямо свидетельствовать против идеологической лжи и мифологии, например, той, что распространя­лась Максимом Горьким.

Всего десять с небольшим лет прошло сегодня с тех пор, как Россия узнала правду о Соловках и о СЛОН'е - Соловецком Лагере Особого Назначения, но сегодня острова все больше вновь (как это было до революции) воспринимаются только как место аскетических подви­гов преподобных монахов. Это по-настоящему опасно, ибо на этом примере видно, как вновь включается меха­низм «активного забывания». Слава Богу, что в 1998 году в свет в Италии в издательстве «Каза ди Матрена» вы­ходит в свет страшная и потрясающая своей докумен­тальностью (в ней, в сущности, нет почти ничего кроме фотографий и цитат) книга Юрия Бродского «Соловки. Двадцать лет Особого Назначения». Теперь она, нако­нец, появилась по-русски.

А в результате - итальянцы приезжают сюда покло­ниться мученикам XX века, а русские паломники - заме­чательные и по-настоящему чистые мальчики и девоч­ки, приехавшие сюда помолиться в святом месте, - за­частую не подозревают, что ходят по земле, политой кровью их собственных прадедов, по земле, из которой в буквальном смысле этого слова торчат их непогребен­ные кости. О СЛОН'е «полезнее» просто не помнить, ибо «главное» - не это. Для наивного натуралиста Густава Богуславского главным казалась тишина, царящая здесь в природе, для сегодняшних богомольцев - тоже тиши­на, но другая, монастыря и молитвы, «Соловецкого па­терика» с его рассказами о безмолвной жизни святых монахов...

Но главным оказывается и то, и другое, и третье! И ти­шина Иисусовой молитвы, и та, что в белую ночь стоит над безмолвным озером. И еще одна тишина - после рас­стрела, над телом того, кто только что был убит по при­казу той власти, что безжалостнее и бесчеловечнее лю­бого самого страшного террориста; убит, и никогда не будет по-человечески похоронен. Тишина, рассказать о которой слов почему-то не находится.

Я стоял у высокого Креста на окраине поселка, что вырос под самыми стенами монастыря, стоял среди хрупких старушек, сознавая, что это - дети. Не дождав­шиеся отсюда своих родителей. Их были миллионы, в живых на сегодня остались, боюсь, что уже единицы. Кто-то плакал навзрыд у меня на плече, кто-то пытался целовать мне руки, хотя это я, именно потому, что я свя­щенник, должен целовать их морщинистые руки. Кто- то объяснял со слезами, что, будучи еврейкой, не может молиться по-православному, но любит меня не меньше, чем те, кто исповедуют вместе со мною одну веру, лю­бит, потому что мы все здесь породнились навеки - бла­годаря всем тем, кто тут нашел свою смерть и со святыми упокоение.

Категория: Георгий Чистяков | Добавил: didahe (15.12.2024)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог