Традиция совместного чтения слова Божия берет начало во времена Ветхого Завета, когда народ израильский собирался для чтения Писания в синагогах. Синагога и появилась для того, чтобы совместно читать Писания. В Евангелии мы видим, как Христос «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4: 16) пророка Исайю, а потом разъяснял текст. Также и апостол Павел читал в синагогах Писание. Там всегда был старший, который имел право текст читать и разъяснять. Совместное прочтение Священного Писания продолжалось и в раннехристианские времена, например, в александрийской огласительной школе: прямо на службе читался Шестоднев Василия Великого (IV), а потом перед народом разбирался. Когда апостол Павел был в Верие (Деян. 17: 11), он говорил о вериянах, что они были «благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Трудно себе представить, что эти люди, просто из-за того, что апостол Павел к ним пришел, начали ежедневно разбирать Писания, если у них не было бы навыка этим заниматься.
В Средние века чтение слова Божьего уступает место храмовому благочестию, люди жили больше богослужением. Священное Писание в это время и доступно было не всем. В Западной Церкви был даже период запрета самостоятельного чтения Священного Писания, не разрешалось иметь эти тексты дома. А в храме Писание читалось на латыни, которую не все понимали. У нас такого запрета не было, но и практики чтения не было. На службах читались положенные отрывки на церковнославянском языке, которые народ плохо понимал и часто не стремился понять, относясь к чтению Писания как к священнодействию. Я заметил такую особенность: нередко храмовые работники у нас не имеют никакого интереса к изучению слова Божия, но они очень любят службы вообще, молебны, акафисты, церковное пение. Конечно, акафисты и пение — это тоже молитва, но это слово человека — Богу. А Писание — это слова Бога человеку. И здесь нужна гармония. А мы часто умиляемся красивым пением, но нам не интересно, что Бог говорит нам!
Геннадий Фаст, прот. Трапеза Слова. Совместное чтение Евангелия
NSAD.RU |