Это интересно - позавчера, проповедуя в ЦСО Гагаринский (на Университетском проспекте) я говорил совершенно о том же. О том, что христианство невозможно без общины, которая есть духовная семья. Не в переносном смысле семья, а в прямом. Потому что духовное родство - выше физического, кровного. И, так же, как о. Савва, расширял эту тему: что у нас нет солидарности в своей профессии, в своём народе, в своём роде человеческом (человечестве).
О. Савва Мажуко (Savva Mazhuko) делает это по форме не так, как делаю я (например, ссылается на советских героев и большецкую мифологию), но по сути - абсолютно то же самое.
(В скобках: Что же касается советстких нравов.. Именно от них произошло отталкивание у постсоветского человека! И поэтому его теперь трудно заманить в любую общину, потому что слишком долго его затаскивали в "коллектив", но коллектив этот был без Бога и даже против Бога. И вот отталкивание от коллективизма, который был злом - людям показалось добром. А добро - иное. Добро - это объединение. Но объединение с другими ради любви к ним, к другим (в широком контексте) и объединение вокруг Христа в духовную семью - общину, церковь - в контексте христианском.
Это я говорил позавчера.
А вчера утром обнаружил это видео, котрое говрит об этом <...>
Обсуждение:
Для меня слово "община" - это что-то жуткое. Как вспомню, так тошнит
А "коллектив" - наоборот.
Так получалось, что на моей памяти коллективы чем-то занимались общим, но не лезли друг ко другу в тарелки и дальше, а в общине лезли, ничего толком не делая. Да и в активистах в основном неадекваты какие-то ((
Те самые люди, которые на службу сломя голову бегут, а о ближних не пекутся, элементарно картошку не могут сварить человеку, который с дальней дороги ((
1
·
Фёдор Лобанов
"""а в общине лезли, ничего толком не делая""" Елена, а в какой общине?
(Раз говорите "вспомню", значит это что-то конкретное)
·
·
Елена Клевенская
Не буду писать , какой точно храм, но там как-то всё было равнодушно и формально, но лезли обниматься и целоваться.
Хороводы, сценки для детей, поездки...а любви друг ко другу не чувствовалось. Люди не видели рядом трагедии. Человек плачет, а всем всё равно. Тем же, кому как бы не всё равно, нельзя было рассказывать, ибо они бы не поняли.
Здесь уже вопрос психотерапевтический. Думаю, настоящая община - это психотерапевтическая группа со схожими проблемами.
·
Фёдор Лобанов
Я понимаю. Думаю, мы под этим словлом понимаем разное. Это точно не была община. Это было то, что о Савва и назвал "община одиночек", и что и является полным ужасом. Именно потому что там всем друг на друга было наплевать. Нет, эо совсем не то, о чём я говорю. Я говорю как раз о родных людях. Которые стали друг другу родными.
·
·
Фёдор Лобанов
А у вас там никакой общины не было! Был просто приходской этикет ("обниматься и целоваться") и активность и мероприятия! Так что это слово совсем не виновато.
2
·
·
Фёдор Лобанов
Когда мы с вами настоящие братья и сёстры (а не по этикету) - тожно не обниматьс яи не целоваться, н у нас не будет равнодушно и не будет формально.
**
Михаил Бурмистров
Не могу согласиться с этими упованиями на «общину». В теории может и хорошо, но на практике ничем хорошим не заканчивается.
2
·
·
Фёдор Лобанов
Михаил Юрьевич, поясните, пожалуйста, почему Вы так считаете? Что именно и у кого не заканчивается хорошо? И чем тогда заканчивается?
·
Михаил Бурмистров
Фёдор Лобанов Долгий разговор, не формат комментария. Кратко - все известные мне попытки «общинной жизни» в православной церкви с конца 80/х по сей момент - имеют серьезные проблемы, часто травмируют людей, порождают химеры разного рода.
1
·
·
Фёдор Лобанов
Здесь обычный формат букв, из которых складывается текст. Если Вы писали об этом в другом месте - дайте ссылку. Если не писали - ответьте, пожалуйста. Иначе Ваше мнение не подкреплено ни одним аргументом. Мой вгляд таков - я не вижу в Евангелиях и в Деяниях другой формы существования христианства, кроме общей жизни учеников (в какой мере "общей" - наверное, возможны варианты). Какие проблемы и чем травмируют - расскажите.
·
Фёдор Лобанов
Мне известно, что о. Пётр Мещеринов и его последователи выступают очень против этого. Но убедительных доводов против я пока не услышал.
·
·
Михаил Бурмистров
Фёдор Лобанов Фёдор я пишу не про Евангелие, а про нашу церковную жизнь. Ещё раз- вопрос очень обширен, затрагивает и церковную историю, и культурологию, и антропологию, и историю России. Перечислю общие и обычные проблемы церковных общин- замкнутость на лидера, его гуруизм, расслоение на круги близости к лидеру, распадением мира на «мы» и « прочие», двойные стандарты, подавление личности, зависимость человека от лидера и общины, склоки и распри внутри, всякая доморощенная апокалиптичная и другие странности.
3
·
·
Фёдор Лобанов
Думаю, что именно реализация Евангелия в жизни (и всего Нового Завета! По данному вопросу - Деяний и соответствющих мест из Посланий) и является задачей христиан. И перечисленные Вами проблемы вряд ли должны препятствовать попыткам реализовать то, что НЗ нам предлагает. Тут вопрос, мне кажется, вот в чём: 1 вариант. Вообще не стремиться к этому, потому что это неправильно и задача не в этом (а, скажем , в личном спасении и личном благочестии). 2 вариант: Сремиться выполнить эту задачу (построение общины учеников Христовых), преодолевая те трудности, которые Вы перечислили. // Т.е. нам надо выбрать вариант.
1
·
Михаил Бурмистров
Фёдор Лобанов Я думаю, вариантов больше. Среди же задач христиан едва ли не главная , по-моему - не создавать кумиров из «общин», «устава», «миссии”, “ духовности», «евхаристии» и т.д.
·
·
Фёдор Лобанов
Ну, давайте не будем создавать кумиров из евхаристии, заповедей, миссии, общины, т.е. всего того, что заповедал Христос (это у меня сарказм). А что делать-то тогда?
·
Фёдор Лобанов
А, ещё из молитвы можно не создавать кумира. желающие могут перечислить и всё остальное.
·
Фёдор Лобанов
Ну, и разумеется из Писания! Из этого - ни в коем случае!
1
·
·
Фёдор Лобанов
А если серьёзно, то... " я пишу не про Евангелие, а про нашу церковную жизнь""". Я считаю, что нет ОТДЕЛЬНО никакого Евангелия, а отдельно - нашей церковной жизни. ЛИБО мы в нём , в Евангелии (и оно про нас), либо - да, наша церковная жизнь отдельно от него. Но тогда она (церковная жизнь) не имеет ни к нему, ни к Христу никакого отношения. (и можно писать про неё совершенно отдельно от Евангелия)