Спустя несколько дней после опубликования Открытого письма священников в защиту обвиняемых по Московскому делу (началось всё с 35 подписей, в дальнейшем они добавлялись и ныне их 182) выступил в своей программе на телевидении митрополит Волоколамский Иларион.
Он сказал: "Священник призван поступать по совести".
На вопрос, должны ли священники согласовывать подобные действия с епарх. архиереем, митрополит. Иларион ответил, что это не всегда технически возможно, и сказал, что священники вполне могут обойтись без такого «благословения» (читай: согласования), когда речь идёт о "публичном выражении каких-то мнений". Более того, они могут "создать группу для защиты того или иного человека".
Уже из этих слов митрополита стало ясно, что он действия смелых священников он поддерживает.
Вл.Иларион напомнил, что в защиту обвиняемых высказались также "разные группы людей" и "под влиянием протестов пересматриваются приговоры", значит, "не всё у нас благополучно в судебной сфере". "Я думаю, подобного рода события свидетельствуют о том, что в обществе возрастает чувство ответственности людей друг за друга"
Далее митрополит подробно говорил о тяжком грехе ложных показаний в суде, важности соблюдения 9 заповеди («Не лжесвидетельствуй»; она входит в число 10 основных заповедей, данных Богом через пророка Моисея на горе Синай; именно о необходимости её соблюдения пишут священники в Открытом письме). Именно нарушением этой заповеди постоянно занимаются те лжесвидетели из органов, по показаниями которых сажают людей, и те следователи, которые облыжно обвиняют людей в том, чего они не совершали.
После этого выступления стало ясно, кто же был тем анонимным «высокопоставленным источником», который за пару дней до того сказал журналистам, что он категорически не рекомендует никому из церковных властей на местах наказывать подписантов письма.
Что касается церковных властей на местах, то они, конечно, не знали, как повернётся дело и куда подует Ветер, поэтому старались своих клириков приструнить и "поставить на место". Так, в городе Самара епархиальный Преосвященный заставлял подписантов писать объяснительные, и один из таких случаев стал известен. Протоиерей Дионисий Кузнецов в таковой записке объявил, что считает, что "для того, что бы поступать по совести, не надо просить разрешения" (По сути, его слова и повторил позже митрополит Иларион (Алфеев))
А в иной епархии один диакон "подписал, но вынужден был снять подпись. Секретарь митрополии орал, как потерпевший. Я посчитал, что это не тот вопрос, ради которого мне проблемы нужны," - пояснял он свои действия.
Честь и хвала тем отцам, которые не побоялись высказаться в защиту не только 2 православных христиан, но и в защиту Правды Божией тогда, когда им вовсе неизвестно было, как отнесётся священноначалие к этой акции. Они действовали на свой страх и риск, но поступили, как библейские пророки, которые открыто обличали неправду нечестивых правителей своего времени, нарушение Божьих заповедей и пренебрежение правосудием (слова правосудие, правда, суд, справедливость часто выступают синонимами в Священном Писании).
**
Мы видим, что Открытое письмо получило поддержку церковной власти постфактум. Выступление митр. Илариона по тв состоялось 21 сентября, а письмо опубликовано 17-го.
О поддержке именно высшей церковной власти можно говорить потому, что Иларион это де-факто лицо № 2 в нашей церкви и он известен тем, что не предпринимает серьёзных шагов без согласования в Патриархом.
Характерно также, что против инициативы по защите неправосудно посаженных Патриархия выставила чиновников-мирян. Хотя они и являются лицами официальными, но в силу традиционно существующего в России клерикализма как голос церкви люди воспринимают именно священнослужителей.
И тут масштаб происшедшего не может не радовать. Среди подписантов действительно вся церковь — и географически и «социально»: тут и маститые протоиерея и деревенские батюшки, архимандриты и диакона, а географическое распределение такое:
из Московской городской епархии — 31.
Из Московской областной — 16 (включая семинариста МДС в сане).
Из Санкт-Петербургской митрополии (включая и сам Петербург, и все епархии СПб области) — 15.
Заграничные клирики — 15 (от Мадрида до Гонконга и Новой Зеландии)
Украинская церковь — 8, Белорусская — 7.
Из русских митрополий по числу подписантов лидируют Волгоградская - по 7. Следом идет Тверская — 6 .
По 4 подписанта из Воронежской, Ярославской и Ивановской митрополий.
По 3 — из Рязанской, Костромской, Иркутской, Нижегородской.
По 2 — из Томской, Кузбасской, Саратовской, Астраханской, Ханты-Мансийской, Тамбовской, Тобольской, Оренбургской, Мордовской, Липецкой митрополий.
По 1 — из Новгородской, Красноярской, Тульской, Белгородской, Калужской, Орловской, Пензенской, Вологодской, Новосибирской, Бурятской, Вятской, Татарстанской, Читинской, Ставропольской, Алтайской, Симбирской, Брянской, Башкортостанской митрополий, Горно-Алтайской, Биробиджанской, Абаканской епархий и Казахстанского митрополичьего округа. (подсчёты опубликованы в Дедульки Калаказо)
Православный парижанин Andrej Strocaŭ пишет: "Не успел патриарх Кирилл сказать в воскресенье проповедь об воссоединении всех трёх частей Русской церкви в эмиграции, которое "закрывает драму революции и гражданской войны", как во вторник представители всех этих трёх её частей впервые совершили общее действие в рамках единой церковной структуры - подписали письмо в защиту московских арестованных. Под ним стоят подписи клириков РПЦ, РПЦЗ и двух из Архиепископии, согласившихся на переход. Это первый их совместный жест, и это интересное совпадение."
**
В следующей статье мы затронем вопрос, который часто поднимался теми, кто обсуждал Открытое письмо — как его сторонниками, так и противниками (например В.Кипшидзе). Вопрос этот - присутствует ли в подобного рода действиях «политика».